Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M39a5a2. Окривевший судья. .27.29.30.

Муж нашел клад. Он знает, что жена разболтает об этом. Чтобы ей не поверили, муж говорит, а жена потом повторяет, что от выпавшего в то время града (пролившегося с неба супа) пострадал судья (потерял глаз, на лице язвы). Судья в бешенстве гонит женщину, клад остается у мужа.

Боснийцы, болгары, македонцы, албанцы, грузины, персы.

Балканы. Боснийцы [муж побил дуру-жену; та решила, что корова на нее не так смотрит, убила ее топором; муж посолил мясо, окорок велел обложить капустным листом и брать по мере надобности; жена его порезала, разбросала в огороде среди капусты; собаки все съели; жена поймала одну, привязала к затычке от бочки с вином, стала бить; собака рванулась, вино вытекло; жена засыпала лужу мукой; опасаясь мужа, убежала в лес и нашла клад; муж спрятал, но жена нашла, вынула несколько монет, накупила горшков, насадила на колья забора, одному не хватило кола; она стала бить другие, чтобы раздвинулись, всех перебила; муж понял, что о кладе станет известно; сказал, что придет куриное войско, посадил жену в яму, накрыл шкурой, рассыпал зерно; куры стали клевать, жена чуть жива от страха; потом муж сказал, что тем, кто не спрятался, куры выклевали глаза; мужа привели к кадию рассказать про золото; муж: так жена же безумная; спросили жену, когда нашла клад; когда пришло куриное войско и кадию выклевали глаз (кадий кривой); кадий велел выгнать бабу]: Голенищев-Кутузов 1991: 329-331; болгары [чтобы скрыть найденное сокровище от глупой жены, муж говорит ей, что шел «куриный град» (что птицы выклевывают людям глаза; что идет войско и т.а.); прячет жену в яме, кладет что-нибудь сверху, рассыпает зерно и пускает кур; в суде жена заявляет, что сокровище нашли, когда шел куриный град; спрашивает кривого судью, не выклевали ли ему глаз ; судья считает ее сумасшедшей, сокровище остается мужу]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 1381: 448; македонцы [верблюд с царскими товарами отстал; муж его зарезал, товары забрал; показал жене на кур, клюющих зерно, сказал, что это вороны клюют глаза; царь послал женщину покупать верблюжатину будто бы для лекарства; жена продала кусок, сказала, что муж убил верблюда; на суде жена сказала, что это было, когда вороны клевали глаза и выклевали один у судьи (а судья был кривым); жену сочли дурой, мужа отпустили]: Сумцов 2015: 89; албанцы [муж говорит глупой жене, что Рамазан длинный и еды надо закупить побольше; жена спрашивает каждого прохожего, не он ли длинный Рамазан; один юноша, отвечает, что он; жена отдает ему все купленное мужем мясо; муж снова купил овцу, велел потушить с капустой; жена разложила куски мяса на капусте на огороде, его съели собаки; жена привязала одну собаку к затычке от бочки с вином, стала бить, собака вырвалась, вырвав затычку, вино вылилось; жена стала бить серпом по земле, где пролилось вино, серп погнулся; муж привел убежавшего верблюда паши и пустил на мясо; чтобы жена не проболталась, сказал ей, что аллах хочет побить их камнями, накрыл крышкой; посадил в казан, велел друзьям кидать камни; муж выпустил жену; та сказала сыновьям паши, что видела, как верблюда душили и рубили; паша велел схватить мужа женщины, стал расспрашивать ее; она ответила, что все случилось, когда аллах кидал камни и выбил паше глаз ; паша отпустил супругов]: Серкова 1989: 287-290 (=Jarnik 1890: 218-220).

Кавказ – Малая Азия. Грузины [глупая жена предлагает лягушкам связать ей носки; те квакают; она принимает это за согласие, бросает в пруд пряжу; когда пришла за носками, нашла в пруду золотое мотовило; объясняет, что лягушки не связали ей носков и она забрала у них золото; выменяла мотовило на несколько кукол и один шлепанец; муж ее побил и прогнал; она видит собаку, петуха, думает, что муж послал их за ней, решает не идти; когда пришел верблюд с поклажей, пошла, приведя верблюда; муж видит, что верблюд нагружен драгоценностями; посадил жену в тонэ, накрыл кожами, насыпал сверху зерна и пустил гусей; та думает, что идет град; муж убил верблюда, спрятал поклажу и мясо; жена рассказывает, что привела верблюда, мужа схватили, он говорит царю, что ничего не знает; жена говорит, что привела верблюда, когда шел град и выбил глаз царю (тот был крив); царь ее прогнал]: Курдованидзе 1988(2), № 146: 290-292.

Иран – Средняя Азия. Персы [богатый человек повесил сушиться штаны; ветер сорвал их и унес во двор бедняка; тот не хочет вернуть штаны, предлагает одну из трех дочерей; жена видит трещины на крыше, поливает их маслом и сиропом; муж вернул жену ее отцу, получил вторую дочь; та моет осла и укладывает в постель; третья дочь слышит кваканье лягушки, бросает в колодец припасы, чтобы та приготовила яства для гостей; еда не готова, жена прыгнула в колодец и достала золотой кирпич; муж: через три дня рамазан, это для него; прохожий отвечает, что он Рамазан; жена отдала ему золото; муж ее выгнал; она гонит тетушек собаку и кошку, но соглашается вернуться с тетушкой-верблюдицей; муж видит, что верблюд нагружен золотом; муж: спи, а потом с неба польются мясной суп и тефтели; пришли погонщики, увели мужа; тот велит жене стеречь дверь; жена сняла ее с петель и пошла за мужем; говорит шаху, что верблюд пришел в тот день, когда с неба пролился суп , капнул на шаха (у того на лице след от пендинки); шах отпустил обоих]: Розенфельд 1956: 94-103.