Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M39a4d. Дурак продает имущество ящерице. .17.29.30.

Дурак продает имущество ящерице, полагая, что покупатель заплатит. Пытаясь получить деньги, он находит клад.

Палестинцы, армяне, турки, персы.

Передняя Азия. Палестинцы [(заключительный эпизод); сумасшедший муж ищет работу, находит несжатое поле, работает, видит ящерицу, та все кивает, он идет в расщелину, там клад, муж забирает то, что ему причитается; рассказывает жене, что Абу Сулейман богат, но он взял лишь честно заработанное; жена раскидывает по двору бараньи ножки и потроха, говорит, что прошел странный дождь; тайком от мужа забирает золото; тот говорит, что она ограбила Абу Сулеймана, жалуется в полицию; описывает ограбленного: это ящерица; говорит, что в тот день шел дождь из бараньих ножек; полицейский жене: надеюсь, бог скоро вылечит твоего мужа]: Лебедев 1990, № 55: 250-258.

Кавказ – Малая Азия. Армяне [мать велит младшему полоумному сыну продать корову; тот зарезал для ворон корову в ущелье, велел им помолиться за его мать, взял ящерицу в свидетели: вороны должны сотворить молитву, а затем уплатить за корову; мать велела привести корову; дурак требует деньги сперва с ворон, затем с ящерицы, та под камень, дурак приподнял его – под ним клад; дурак взял горсть, принес домой; старший брат забрал остальное; староста потребовал поделить золото, послал старшего брата за меркой; в это время младший утопил старосту в колодце; ночью старший тайком похоронил старосту, бросил в колодец козла; собрались люди, дурак лезет в колодец и спрашивает: у старосты был хвост? борода? люди кричат, что да – тащи; а там козел; люди разошлись]: Назинян 2007: 178-180; турки [при дележе отцовского наследства брат-дурак выбрал старого верблюда, предложил ящерицам купить мясо; те вертят головами; дурак решил, что ящерицы согласны, зарезал верблюда, каждую ногу положил на отдельный камень; утром пришел за деньгами, ящерицы скрылись в дупле, дурак ударил по дереву топором, оно упало, высыпались золотые монеты; дурак принес золото братьям и привел кадия; тот стал делить: одну монету себе, одну братьям; дурак вызвался нести его мешок с золотом, но кадий понес сам, упал с лестницы, сломал ногу, дурак бросил его в колодец; умные братья бросили сверху козу; дурак стал кричать, что зарезал кадия и бросил тело в колодец; спустившись, стал спрашивать, были ли у кадия уши, четыре ноги, шерсть; дурака оставили в покое; он стал пасти коз, залез на грушу, стал бросать их на землю, козы все съели, лишь у одной на рогах остались две груши; дурак одну съел, другую отдал козе, остальных коз зарезал; братьев схватили, они убежали; ночью подошел караван купцов; дурак зарезал осла, стал варить, велел есть купцу, иначе отрежет ему голову; купец откупился золотом; братья остановились в одном доме, толкают дурака, чтобы он много не ел; он вообще не поел, а затем пришел к хозяйке за хлебом; она его прогнала, он упал с лестницы и разбился насмерть]: Стеблева 1986, № 60: 256-259.

Иран – Средняя Азия. Персы [двое братьев – купцы, третий – дурак; они посылают его к заболевшей матери; отгоняя мух от матери, он бьет ее камнем насмерть; братья хотят поделить имущество через три недели после похорон, дурак требует свою долю сразу; братья забирают все, кроме прялки, коровы, теленка, 15 овец и камня; на поминках братья решают заколоть теленка дурака; посылают дурака за гостями, никто не приходит; дурак приглашал каждого с условием, что тот заплатит ему за теленка; пришла собака, ест мясо; дурак требует с нее плату за теленка, бросает в нее кочергу, та попала в притолоку, вывалился горшок с золотом; дурак продолжает гнаться за собакой: мне нужен не горшок с золотом, а 7 монет за теленка; братья забрали золото; после поминок дурак выгнал корову на пастбище, предложил ящерице ее купить; ящерица кивает; дурак просит 15 монет, ящерица снова кивает; прийти через 15 дней? опять кивает; дурак оставил корову у норки, хищники ее съели; через 15 дней дурак требует у ящерицы деньги, влезает в нору, там дверь и 7 сосудов с драгоценными камнями; дурак забирает 15 монет за корову; рассказывает братьям; те забирают оставшиеся сокровища; дурак принимает свою тень за человека, спрашивает, желает ли тень купить овец; тень молчит и следует за ним; дурак отпускает овец; уходит с оставшимся наследством; на ночь останавливается на холме над ручьем; там же остановился путник, у него деньги в переметных сумках; он лепит фигурки из chaimal (сладости), называет одну Богом, других Сатаной, Пророком, Али; прежде, чем их съесть, приписывает каждому какой-нибудь недостаток; дурак кинул в него пряслице – оставь мне тоже! путник в замешательстве; дурак бросает все более крупные вещи – лопату, дверь; путник в ужасе убегает, все достается дураку; он находит последнюю фигурку – это Бог; «О, Бог, я тебя спас!»; возвращается домой с мешками; ночью братья обсуждают: они богаты, могли бы стать царями, если бы кто-то убил царя; дурак обещает это сделать, отрезал спящему царю голову, принес братьям; те кладут в торбу козлиную голову, говорят дураку, что это голова царя, тот ее бросил в колодец ищут убийцу; дурак признается, лезет в колодец, спрашивает, были ли у царя рога и козлиная голова; братья: мы же говорили, что он сумасшедший; ночью дурак слышит, как братья готовятся убить его; ждет, пока они заснут, сам убивает обоих; выбирают нового царя, птица трижды садится на голову дураку; он становится правителем и умнеет]: Lorimer, Lorimer 1919, № 12: 70-78.