Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M39a3b. Дурак заботится о пнях. .28.31.32.34.

Дурак решает, что пням нужны шапки, надевает на пни горшки.

Русские (Архангельская, Вологодская, Московская), литовцы, мари, казанские татары, кумандинцы.

Средняя Европа. Русские (Архангельская, Мезень, Вожгоры) [резюме записи: дурак едет продавать быка и мешок соли; солью солит воду в реке , быка продает березе, в ее скрипе ему чудится «триста»; под березкой находит клад; накупает горшков, надевает их на пни и т.д.; убивает дьякона; братья хоронят козла; его откапывают вместо дьяка, убийство скрыто]: Никифоров 1961, № 16: 363; русские (Архангельская, Онежский у., д. Пянтино) [мать послала Ванюшку продать холст; он видит пень, намотал холст на пень – пню холодно; потом просит пень продать холст, за деньгами придет в пятницу; в пятницу В. стал бить пень, под ним котел с золотом; мать съездила, привезла; В. сказал о деньгах попу; потом убил его – ведь расскажет; то же с дядей; всем рассказывает; мать подменила деньги листьями, убитого дядю – козлом; показывает убитого козла и листья; все понимают – дурак; В. нанялся работать к попу; тот велит зарезать быка, который на него смотрит; В. всех зарезал; попадья велит сварить суп, положить луку, перцу; В. убил детей Луку и Фирса, сварил; потом В. привел медведя в коровник; поп с попадьей пытаются бежать; В. садится в мешок и топит попа в речке]: Ончуков 2008, № 143: 292-294; русские (Вологодская) [две брата умные, работают, третий Иван, дурак, только мух ловит; мать отправила его отнести братьям горшок клецок; И. видит свою тень, думает, что какой–то человек, бросает клецки, все повыбросил, затем и горшок, он разбился; братья его побили, заставили овец пасти, ушли в деревню обедать; овцы стали разбредаться, И. повыколол им глаза; братья его снова побили; к празднику послали в город купить ложки, стол, еду; когда поехал назад, велел, чтобы стол сам шел – у него четыре ноги как у лошади; еду всю скормил воронам – пусть сестрицы поедят; на обгорелые пни надел горшки да корчаги («шапки»); лошадь не пьет из реки – видно, не хочет без соли, высыпал в реку соль; лошадь все равно не пьет, И. убил ее поленом; понес ложки, те брякают, он думает, что они дразнятся «Иван-дурак»; он их растоптал; братья послали И. собрать, что он повыбросил; он продырявил корчаги, надел все на один батог; дома слышит, что пиво бродит; он думает, что оно его дразнит – выпустил и стал плавать в корыте; братья зашили дурака в куль, понесли топить; оставили и пошли прорубь осматривать; едет барин на тройке; И. кричит, что его хотят сделать воеводой, а он судить не умеет; барин велел зашить в куль его; утоплен; И. приезжает на тройке – на дне дали; братья велели их утопить; И. погнал домой пиво допивать и братьев поминать]: Гура 1965, № 13: 219-220 (=Бурцев 1895, № 20: 115-119); русские (Московская) [третий брат дурак; поставил капкан возле погреба; попалась мать, погибла; дурак братьям: какую я птицу поймал; повез на салазках хоронить, на мосту навстречу обоз, салазки упали; дурак: государеву пряху убили! купцы откупились деньгами; братья послали купить для поминок ложек, горшков, пшена, стол; дурак надел горшки на колья (без шапочек стоят), галкам насыпал пшена (бабушкины дети есть захотели); ворота скрипят (голодные, в два последних горшка насыпал пшена, положил ложки); бросил стол – пусть сам идет; надо напоить лошадь, рядом с колодцем нет колоды; прохожий: подсеки, чтоб было пониже; дурак сперва отрубил лошади передние ноги, а потом задние; поставили брагу, она журчит; дурак думает, что дразнится; всю вылил, плавает в корыте по комнате; дурака посылают звать на поминки; он зовет мужиков без жен и детей; посылают за женами; затем за детьми; он их собрал, решил, что черненькие, бросил все в кипяток, рубашки надел – теперь беленькие; такие этот дурачок проказы творил]: Ведерникова, Самородова 1998, № 95: 237-239.

Балтоскандия. Литовцы [приключения дурака; бросает мясо собакам; смазывает дорогу маслом и льет на нее пиво; насаживает горшки на пеньки; бросает лягушкам деньги – пусть сосчитают; бросает еду своей тени; надевает левый башмак на правую ногу и наоборот; иногда ему удается рассмешить принцессу; он отказывается от нее и получает вместо этого деньги]: Balys 1936, № 1642: 145.

Волга – Пермь. Мари [мать сыну: прежде, чем жениться, побывай на свадьбе и на похоронах; на свадьбе взял дугу с колокольчиками и стоит, его приняли за вора, побили; мать: надо петь и плясать; он пляшет на пожаре; надо заливать огонь, говорить «Попади вода в глаз огню»; он это делает, когда палят поросенка; надо: пусть мясо будет вкусным и не переводится; он так говорит на похоронах; мать умерла, сын повез ее в тачке на кладбище, заснул по дороге; купец налетел на тачку, решил, что убил женщину, дал денег и похоронил; дурак на эти деньги построил дом, женился; вез с базара горшки, понадевал их на пни – те в холод без шапок]: Акцорин 1984: 228-229; казанские татары [будут гости; старик послал сына на базар купить муки, соли, яиц, масла, ложек, тарелок; тот ничего не нашел, вернул деньги; то же средний сын; младший Таз все купил, едет через лес домой; пожалел пни без шапок, расставил сто тарелок на сто пней; конь напился, а больше не пьет; значит вода несоленая – высыпал соль в озеро; чтобы накормить коня, высыпал пять пудов муки, смешал с водой, коню понравилось; колеса скрипят – смазал тремя пудами масла; а потом бросил телегу и прогнал коня, когда тот споткнулся; ложки бросил воронам; дойдя до дома, провалился в колодец; труп вытащили, от гостей отказались]: Замалетдинов 2009, № 149: 462-463.

Южная Сибирь – Монголия. Кумандинцы [два брата сеют хлеб, третьего дурака посылают пасти овец; овцы разбегаются, он выкалывает им глаза; в следующий раз не хотят переходить реку; наверное боятся замочить обувь, он снял ее – отрезал им ноги; его посылают в город купить к празднику чашки, ложки, горшки, соль, стол; на обратном пути видит обгорелые пни – братья мерзнут без шапки, надел на пни горшки; коршуны кричат – насыпает им в чашку овса; у стола 4 ноги – пусть сам идет; конь не пьет в реке воду – не хочет без соли, дурак высыпает соль в реку; конь все равно не пьет, он его убивает; братья посадили дурака в мешок, понесли топить, оставили, пока ищут прорубь; едет больной сын попа, дурак говорит, что находится в мешке, чтобы вылечиться; сын попа залезает в мешок, дурак уезжает на его лошади; говорит братьям, что поймал на дне; братья просят их утопить, дурак разбогател]: Баскаков 1972: 185-188.