Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M29. Трикстер: отождествление с объектами и существами.

Трикстер определен как протагонист в перечисленных ниже характерных эпизодах.

A28. Сметливый мужчина-Солнце вовлекает глупого Месяца в разного рода трюки. Сам Месяц не в состоянии выдумать их, старается повторять действия Солнца. В результате Месяц обычно унижен, покалечен или убит (Солнце, как правило, возвращает его к жизни).

A42. Персонаж приходит к Солнцу, самонадеянно пытается исполнять его роль, терпит фиаско.

B38. Некто раскрашивает птиц или животных или те раскрашивают друг друга. Это происходит не так, как предполагалось. Трикстер есть персонаж, оставшийся недовольным своей раскраской.

D13I. Персонаж смешит собравшихся, чтобы определить обманщика и вора по сломанному зубу. Лиса смеется и выдает себя.

F5A. Персонаж вынужден обещать отдать в жены другому дочь или сестру. Не имея таковой или не желая ее отдавать, он делает девушку из дерева, снега и т.п., превращает в девушку животное, подсылает не дочь, а служанку, сам превращается в женщину, либо признается во лжи, когда беда миновала.

F15. Персонаж высовывает из земли свой напоминающий растение пенис, провоцируя женщину сесть на него.

F18C. Персонаж посылает свой пенис через реку в девушку, которая купается у другого берега или спит на другом берегу, либо превращает свой пенис в мост, по которому девушка переходит реку, либо в дамбу, которая перегораживает перед ней реку.

F25. Персонаж прыскает на женщину или рядом с ней кровь животного или свою собственную и говорит, что теперь у женщины месячные.

F56. Увидев вагину матери, дочери, невестки, сестры, племянницы или тещи, мужчина или мальчик думает об инцесте или совершает его.

F56A. Чтобы увидеть гениталии женщины, мужчина бросает в очаг что-то ярко вспыхивающее. Женщина отшатывается назад, обнажая гениталии.

F58. Персонаж проводит ночь с группой женщин, скрывая свою природу и/или намерения. Затем он либо опознан и наказан, либо ускользает, чтобы продолжить свои проделки.

F60. Девушка заболела. Персонаж приходит ее лечить. Лечение состоит в том, что он совокупляется с ней, либо пытается это сделать.

F61. Мужской персонаж притворяется больным или слабым; просит женщину понести его на спине; она соглашается, он совокупляется или пытается совокупляться с ней на ходу.

F63. Мужчина превращается в женщину и выходит замуж.

F64. Персонаж меняет обличье, чтобы сочетаться с близким родственником по нисходящей (реже восходящей) линии.

F65B. Персонаж имитирует свою смерть, чтобы жадно есть в одиночестве.

F81. Персонаж не узнает свое отражение в воде, думает, что на него смотрит женщина, хочет на ней жениться.

F82. Зять прибегает к уловке, чтобы переспать с тещей, либо теща - с зятем. Обычно зять настаивает на том, чтобы теща, а не жена сопровождала его на охоте.

F83. Персонаж совершает что-то запретное и неприличное в месте, где его никто не может видеть. Вскоре затем спрашивает людей, что нового. Ему отвечают, что новостей нет - разве что имярек (данный персонаж) сделал то-то и то-то.

F83A. Более слабый персонаж просит детей крупного хищника передать оскорбление их матери – обычно сообщает о своем намерении заняться с нею любовью.

F83B. Сильное животное-самка гонится за слабым самцом, но застревает в между деревьями, камнями и т.п. Убегавший издевается над своей преследовательницей, обычно насилует ее.

F92. Мужской персонаж позволяет использовать себя как сексуальный объект.

H18. Промысловые животные были сосредоточены в одном месте, персонаж позволяет им разбежаться.

H20. Персонаж выпускает рыбу, ранее сосредоточенную в одном месте.

H37A. Персонаж дает другому способность разжигать огонь. Тот пользуется ею без нужды, теряет ее.

J12. Девушка или две сестры странствуют, обычно в поисках подходящего, ушедшего или живу­щего далеко жениха или мужа; по пути попадают к неприятным претендентам на их руку, которые выдают себя за достойных. Трикстер - ложный жених.

J12L. Убийца притворяется, что вместе со всеми скорбит об убитом. Обман открывается, убийцу преследуют.

K1H. По своей глупости, неосторожности или из-за козней соперника персонаж оказывается в дупле дерева или внутри скалы и не может оттуда выбраться; кто-то освобождает его, проделывая снаружи отверстие.

K8A1. Ворон оказывается в чреве Кита, видит там женщину, которая просит его не трогать какой-то орган Кита (обычно сердце) или горящую лампу. Ворон нарушает запрет, женщина пропадает, Кит подыхает.

K8C. Персонаж проникает внутрь обычного травоядного или всеядного животного. Он убивает животное изнутри и/или воз­вращается наружу без посторонней помощи.

K8E. Персонаж проникает внутрь существа через анус, убивает его изнутри и/или самостоятельно выходит наружу.

K19E. Возвращаясь с неба на землю, женщина или две сестры оказываются на дереве. Некоторые животные не могут или не хотят помочь им спуститься на землю, последний из подошедших спускает, чтобы взять сестер в жены; они убегают от него.

K35. Обманщик принимает обличье героя, чтобы овладеть жен­­щиной.

K75. Девушка (обычно младшая из сестер) не отвергает героя, временно имеющего облик урода, старика, бедняка, животного, либо подбирает останки героя и тот оживает. Через некоторое время герой открывает свою истинную природу. Персонаж, необоснованно претендующий на роль героя, пытающийся его подменить, выступающий шутом по контрасту c героем – трикстер.

K119. Животное обещает женить бедняка на богатой невесте и, прибегнув к обману, выполняет свое обещание.

L33B. Персонаж и Валун соглашаются бежать наперегонки вниз по склону. Валун катится все быстрее и давит персонажа.

L33G. Дерево или камень убивает всякого, кто к нему называет его определенным образом. Персонаж провоцирует других это сделать и съедает убитых, последний из приглашенных сам обманывает провокатора

L45. Сильный персонаж загоняет слабого в ловушку, оставляет кого-нибудь сторожить добычу; слабый одурачивает сторожа и убегает.

L57. Персонаж теряет свой внутренний орган, часть тела, их уносят другие; он незаметно подходит, забирает потерянное.

L116A. Зооморфный персонаж обманом получает или пытается получить девушку или женщину, но та от него убегает или убивает его.

M3A. Персонаж предлагает водным обитателям пересчитать их, для этого образовать цепь, переходит по ней на другой берег или выбирается на сушу.

M5A. Не умеющее плавать животное вместе с другими плывет в лодке. Лодка тонет, животное с трудом добирается до берега либо тонет. Обычно водное животное сажает тонущего себе на спину, привозит к берегу, а спасенный проявляет неблагодарность к спасителю.

M8C. Отверстия в теле персонажа оказываются наглухо залеплены глиной, воском, смолой и т.п. Птицы пробивают эту корку.

M12. Не умея, не желая или не имея возможности добыть дичь (рыбу), охотник (рыбак) срезает плоть со своего тела, вытаскивает у себя внутренности, собирает кровь. Обычно предлагает это другим под видом мяса животных или рыбы.

M18. Персонаж превращается в объект рыбной ловли или охоты, выставляет себя как мишень для врагов. Стрелы, дротики, гарпуны застревают в его теле, не причиняя вреда, он их уносит; крючок, на который его ловят, откушен и унесен им; он ловит рыбу, сам превратившись в крючок. Трикстер – персонаж, пытающийся прибегнуть к подобной уловке, но оказывающийся пойманным.

M19. После того, как он унесен рекой или падает с высоты, персонаж превращается в деревяшку. Какой-нибудь человек приносит ее в дом. В отсутствие хозяев персонаж принимает свой истинный облик.

M20. Персонаж снимает с крючков рыбу или наживку; пойман, его клюв или челюсть повреждены. Кроме коряков: оторванную челюсть люди хранят в доме; персонаж приходит и забирает ее.

M23. Персонаж делает вид, что боится лишь одного способа умерщвления, который в действительности для него не опасен.

M26. Персонаж подныривает под водоплавающих птиц, привязывает к их ногам веревку, чтобы поймать. Птицы взмывают в воздух, поднимая с собой ловца. В дальнейшем он падает.

M30. Персонаж, не имеющий от природы крыльев или не умеющий летать на дальние расстояния, поднимается в воздух, но в результате падает или, утратив крылья, остается высоко над землей.

M31. Персонаж, не умеющий плавать, рискует плыть на спине другого, но падает в воду.

M32. Проглоченные персонажем пища или вода либо его собственные внутренности вытекают, вываливаются из его зада.

M32A. Внутренности или кусочки плоти персонажа вываливаются у него из зада. Он ест их, принимая за обычные мясо и жир.

M33. Сам персонаж либо кто-то другой зашивает, затыкает или наглухо запечатывает его анус (воском, глиной, травой и т.п.).

M35. Двое персонажей соревнуются, кто из них всю ночь проведет на холоде и останется жив. К утру один из них (трикстер) погибает.

M36. Персонаж оказывается внутри дерева, камня, глыбы льда и т.п. Он сам или кто-то другой проделывает отверстие, но оно слишком мало. Он разбирает себя на части, проталкивает эти части в отверстие и вновь собирает.

M38. Персонаж видит, как другие действуют (обычно добывают пищу) с помощью магии или приемов, отвечающих их природе. Он (или член его семьи) подражает их действиям, но терпит фиаско.

M40. Более слабый персонаж приходит к жене (матери, сыну) более сильного и говорит ей (ему), будто муж (отец и пр.) велел отдаться ему, накормить его, выдать за него дочь, и т.п.

M41. Персонаж бросает свои глаза (Аляска: зуб) вверх или вдаль; сперва они возвращаются в глазницы, затем пропадают.

M42. Персонаж по неосторожности теряет свои глаза. Позже возвращает, делает новые из какой-то субстанции или отнимает у другого персонажа.

M45. Персонаж засыпает, притворяется мертвым или больным и к нему собирается множество диких животных. Он их ловит или убивает.

M46. Персонаж превращается в небольшой предмет, от контакта с которым женщина беременеет, или в младенца. Подобранный или рожденный младенец принимает свой истинный облик и похищает ценности.

M50. Персонаж безуспешно пытается присоединиться к группе персонажей-звезд или пытается догнать персонажей, которые убегают от него и превращаются в звезды. В большинстве случаев мотив сочетается с другими трикстерскими эпизодами.

M51. Один из двух персонажей достает мясо. Более слабый из двух обманывает другого, пряча в его отсутствие мясо на высоком дереве или на скале (обычно бросает затем сильному что-нибудь несъедобное, тот этим предметом чаще всего убит или ранен).

M53. Персонаж приглашает других (обычно уток, гусей) собраться вокруг него и сосредоточить внимание на какой-то деятельности (обычно танцевать, закрыв или опустив глаза). Убивает собравшихся по одному.

M53A. Персонаж (всегда ворон) обманом убивает тюленей или других морских млекопитающих, поедает их.

M53D. Персонаж делает вид, будто идут враги; когда люди в страхе убегают, персонаж забирает то, чем владели обманутые.

M56A. Слабый персонаж бьет крокодила, но тот невредим. Говорит, что был бы убит, если б удар попал в определенное место. В следующий раз тот же персонаж бьет по этому месту, убивает крокодила.

M56B. Желание персонажа будет исполнено, если он принесет шкуру (лапу, слезы и т.п.) зверей, которые сильнее его или которых трудно поймать. Он хитростью выполняет задание, но не получает награды, на которую рассчитывал. {При статистических подсчетах учитываются только африканские варианты, в Америке мотив от афроамериканцев}.

M57D. Персонаж последовательно получает волшебные предметы, приносящие богатство. Другие их подменяют. В конце концов получает дубинку либо слуг-воинов, которые бьют похитителей, вынуждая их все вернуть. {В большинстве случае персонаж антропоморфный, но зооморфные тоже встречаются}

M59. Маленькое животное просит большого перевезти его через реку. Последовательно отвергает все места на теле перевозчика. Садится там, где может убить перевозчика, когда переправа закончена.

M60B. Персонаж притворяется доктором и приходит к больному, но не лечит, а съедает его.

M61. Персонаж провоцирует ссору, говоря каждому из своих противников, что один из них, якобы, оскорблял другого или враждебен ему.

M62A. Герой незаметно наносит ущерб каждому из двух персонажей; те думают друг на друга, ссорятся, дерутся.

M62C. Слабый персонаж по очереди договаривается с двумя сильными соревноваться в перетягивании каната. Те, не зная об этом, перетягивают канат друг у друга.

M62D. Персонаж напяливает подгнившую шкуру, притворяется другим животным, говорит, что имя рек (т.е. он сам) заколдовал его. Звери испуганы, оставляют персонажа в покое.

M62E. Слабый персонаж поочередно договаривается с двумя сильными обрабатывать участок. Они работают в разное время и не видят друг друга. В итоге слабый персонаж забирает себе весь урожай.

M62F. Персонаж последовательно просит других прийти к нему (чтобы помочь в работe или получить долг). Позванные приходят, каждый следующий сильнее предыдущего и съедает его (либо предыдущий убегает, его увидев), двое последних гибнут, вступив друг с другом в борьбу

M64. Персонаж приходит к хозяину пищи (лососей; к хозяйке приливов), делает вид, что сам пищей уже владеет, в результате продукты делаются доступны (литораль обнажается во время приливов, лососи распространяются по реке).

M65. Персонаж печет мясо; оказывается лишенным возможности двигаться, прилипнув к дереву или камню или оказавшись защемленным деревьями; в это время другой персонаж съедает все мясо.

M65B. Прибегнув к обману, персонаж убивает дичь, но воры уносят его добычу.

M66. Съев, вопреки предупреждению, определенное животное или растение или потерев им свое тело, персонаж страдает от зуда, поноса или от неудержимого извержения кишечных газов.

M67. По глупости или неосторожности, персонаж вызывает ветер, который уносит его.

M69. Персонажа привлекает внутренность черепа крупного животного (маленькие животные или насекомые танцуют или пируют внутри, либо там есть немного мяса); он просовывает внутрь голову, она застревает.

M73. Двое персонажей сравнивают свои экскременты или рвоту, дабы узнать о диете друг друга. Более слабому удается подменить выделения.

M74. Двое персонажей отрыгают пищу, дабы узнать о диете друг друга. Более слабому удается подменить выделения или отрыгнуть предварительно проглоченную необычную пищу.

M74A. Персонаж (обычно Лиса) несколько раз делает вид, что его зовут в гости в связи с рождением ребенка, сам же съедает запасы; вернувшись, отвечает, что ребенка назвали "Начало", "Серединка" и т.п.

M74aa. Персонаж (несколько раз) делает вид, что его зовут (что он идет в гости), сам же съедает запасы.

M74B. Персонаж тайком от других съедает запасы; ночью подстраивает так, что знак, определяющий вора, оказывается не на нем, а на другом персонаже (мажет остатками еды или выделениями своего тела другого, подменяет выделения и т.п.).

M77. Персонаж пачкает одежду или постель другого нечистотами или чем-то похожим на нечистоты; грозится испортить воздух и обвинить другого; пользуясь замешательством жертвы, достигает своей цели.

M80. Персонаж оскорбляет птицу типа куропатки, убивает или обижает ее цыплят; Куропатка неожиданно взлетает перед обидчиком, он падает (обычно в озеро или реку).

M82. Персонаж видит, что у другого к хвосту что-то привязано. Он хочет и себе такой хвост, в результате претерпевает ущерб.

M82A. Один зооморфный персонаж незаметно привязывает к хвосту другого нечто гремящее. Тот бежит в панике, полагая, что за ним гонятся.

M83A. Персонажи спорят, кто из них старше. После того, как одни рассказывают, как давно они родились, последний говорит, что в это время его сын, внук или брат умер.

M85. Персонаж, не способный забраться на дерево, грозит повалить его или залезть по стволу, если птица или белка не сбросит детеныша или яйцо. Третий персонаж объясняет, что угроза несостоятельна (ATU 56A).

M86. Скала преследует или иначе наказывает персонажа, когда тот незаслуженно оскорбляет ее.

M87. Персонаж приходит в дом, который покинут или кажется покинутым его обитателями. Пытается брать или трогать вещи. Невидимые хозяева мешают ему это делать, либо сами вещи ранят его.

M88. Персонаж следует за танцующими девушками и гибнет.

M89A. На праздник пускают только рогатых зверей. Персонаж делает себе фальшивые рога, разоблачен.

M91. Персонаж делает вид, что умерший (неживой) - жив. Когда становится ясно, что это покойник, обвиняет других в его смерти, получает выкуп, подарки.

M91c2. Персонажа кладут в мешок или сундук, запирают в клетку, связывают и т.п., чтобы утопить, сжечь и т.п. Когда его на время оставляют, персонаж делает вид, что находится в мешке добровольно или потому, что не хочет стать вождем, жениться и т.п.; другой соглашается занять его место.

M92. К ресницам персонажа приклеивают нечто красное, он думает, что это пожар.

M93. Засыпая, персонаж велит своим глазам, которые вынимает предварительно из глазниц, или своему заду разбудить его в случае опасности. Глаза или зад не подали сигнала или сам персонаж не стал их слушать, в результате несчастье произошло.

M94a1. Катание с горы: животные-трикстеры.

M94B. Персонаж заманивает другого в корзину, тот в результате гибнет или покалечен.

M96. Чтобы не делиться с домашними, персонаж делает вид, что в гостях у него много народа. Съедает все сам, отослав домашних подальше.

M97. Персонаж слепнет, идет, натыкаясь на деревья различных пород, спрашивает каждое, как оно называется. По их ответам понимает, далеко ли до воды или может ли он сделать новые глаза из древесной смолы.

M100. Один из персонажей подговаривает другого лечь спать на краю обрыва. Ночью (или в иное время, если персонаж слеп) предлагает подвинуться, тот падает, разбивается.

M100B. Один из персонажей подводит другого к обрыву с целью развести огонь либо разводит огонь на краю обрыва. Другой в результате падает и разбивается.

M100B. Один из персонажей подговаривает другого прыгнуть с высокой скалы, ибо так, якобы, поступал его предок. Персонаж прыгает, разбивается.

M101. Лиса признается, что боится людей, а Медведь, что птиц. Каждый идет охотиться на тех, кого не боится. В результате Медведь убит или ранен.

M102. Персонаж верит, что другой лишь на время отделил от себя свои голову или ноги, просит так же поступить с ним, гибнет или искалечен.

M104. Персонаж прячет своего близкого родственника (детей, братьев, мать), говорит другому, что убил их. Когда другой убивает своих, оказывается, что дети (мать) первого живы и здоровы.

M105B. Персонаж отвечает, что ноша, горб или вздутие у него на спине или голове – это его умершая мать или бабка. Другой убивает свою мать или жену, кладет себе на спину, на голову.

M106. Персонаж вызывается помочь перевезти через реку имущество или провизию. Угоняет лодку вместе с поклажей.

M107. Небольшой персонаж убивает крупное четвероногое, откусив ему гениталии.

M108. Персонаж вызывается помочь перевезти через реку имущество или провизию, угоняет лодку вместе с поклажей.

M108A. Одинокие пожилые супруги усыновляют трикстера. Тот их обворовывает, убегает.

M109. Один зооморфный персонаж советует другому протянуть, опустить хвост так, чтобы к нему пристало нечто съедобное. Вытащить хвост оказывается невозможно, персонаж остается без хвоста или гибнет.

M109A. Один зооморфный персонаж советует другому сидеть на льду, пока с неба не упадет пища. Сидевший на льду примерзает к нему.

M109B. Лиса убеждает пострадавшего волка или медведя, что ей еще хуже, чем ему, он соглашается тащить ее у себя на спине.

M110. Узнав, что его везут по воде, чтобы съесть, сухопутное животное объясняет перевозчику, будто забыло на берегу тот орган, без которого мясо невкусно, который должен быть использован как лекарство и т.п. Перевозчик соглашается вернуться за этим органом, животное убегает (ATU 91).

M111. Трикстер, умеющий лазать по деревьям (обычно обезьяна), договаривается с другим животным (черепахой, крабом) собирать плоды. Трикстер ест хорошие плоды, сбрасывает спутнику одну кожуру или гниль. Спутник мстит.

M112. Персонаж отказывается работать вместе с другими (обычно копать или чистить источник питьевой воды), но приходит пользоваться плодами труда (ATU 55).

M117. Лиса или другой хищник спрашивает птицу, что та делает, когда дует ветер. Птица показывает, как она кладет голову под крыло, лиса хватает ее.

M118. Персонаж достает ценности или получает убежище внутри животного, дерева или помещения. Трикстер следует его примеру, но уничтожает источник ценностей, сам гибнет или претерпевает ущерб.

M119. Персонаж съедает детенышей другого. Выносит родителю одного и того же несъеденного, тот верит, что все детеныши целы.

M120. Персонаж нанимается нянькой, не заботится о ребенке, обычно съедает ребенка.

M120A. Персонаж нанимается плакальщицей, съедает покойника.

M120B. Персонаж вызывается присмотреть за ребенком, убивает его, обычно подстраивает так, что мать съедает его мясо (в отличие от мотива M120, мнимая нянька губит ребенка не по небрежности и не потому, что хочет его съесть).

M120C. Двое животных договариваются воспитывать детей вместе. Одно из них съедает детей другого, продолжая делать вид, что дети общие и неважно, какие пропали.

M122. В сложной ситуации персонаж спрашивает совета у своего хвоста или каких-то существ, находящихся у него в животе (это экскременты, кишечные паразиты, его "сестренки" и пр.).

M123. Хищная птица или падальщик (ворон, сова, ястреб; койот) вступает в брак (или пытается это сделать) с партнером, который (или братья которого) гуси или иные водоплавающие птицы. Брак расстраивается или оказывается неудачным.

M123С. Неперелетная птица отправляется на юг с перелетными, но не в силах долететь до конца

M123D. Жених-Ворон отвергнут после того, как невеста или ее родственники обнаруживают, что он ест падаль или нечистоты.

M124. Персонаж закапывает хвост или голову домашнего животного, уверяя, что оно ушло в землю. Обычно просит тянуть за хвост (голову) и когда тот "отрывается", обвиняет других в том, что скотина пропала (ATU 1004).

M125. Персонаж лжет другому, будто съел свои глаз. Тот соглашается съесть свои, погибает.

M127. Зооморфный персонаж спасается, но остается без хвоста. Чтобы преследователь его не узнал, персонаж подстраивает так, что хвосты теряют и другие представители его вида (ATU 2A).

M127A. В ответ на просьбу трикстера рассмешить или накормить его, птица садится на голову человеку или скотине либо на хрупкий предмет. Другой человек пытается подбить птицу, убивает или калечит того, на кого птица села, разбивает предмет.

M127B. Персонаж прикрепляет к телу сосуд или его часть, опускает в воду, сосуд тащит его за собой (ATU 68A).

M127C. Видя намеренно оставленный или случайно брошенный предмет либо слыша издаваемый им звук, персонаж принимает его за признак опасности, совершает неадекватные действия.

M130. Лиса-трикстер и птица прячутся от охотника в одной норе или дупле. Птица притворяется мертвой, в результате спасается – одна или вместе с лисой.

M131. Персонаж не показывает виду, что схвачен за хвост или за ногу. Другой думает, что схватился за корень, отпускает первого.

M132. Враг готов схватить персонажа. Тот просит сперва выбросить его одежду или обувь, подставляет уши. Враг хватает его за уши и выбрасывает, персонаж убегает.

M135. Персонаж вдоволь ест, при этом мажется или пачкается; объясняет свой внешний вид тем, что его страшно избили. Обычно лиса мажет себе голову сметаной, тестом и т.п. (ATU 3).

M138. Персонаж плывет в лодке с целью напасть на соседей. Не заметив, что лодка повернула, он приплывает назад, нападает на собственный дом. Трикстер – персонаж, который незаметно повернул лодку.

M139. Персонаж наловил птиц, собрал в мешок, другой незаметно заменяет их колючками.

M140. Персонаж притворяется мертвым, больным или немощным, его подбирают, он поедает продукты, которые везут люди – обычно сперва выбросив их из телеги, саней или мешка (ATU 1).

M140A. Лиса хитростью связывает волка или человека и убегает.

M141. Несколько разных животных отправляются странствовать и падают в яму. Они поочередно съедают друг друга. Последней остается Лиса, которая выбирается из ямы (ATU 20A).

M142. Зооморфный персонаж обвиняет свой хвост в том, что он лишь мешал уходить от погони (обычно наказывает его и в результате сам гибнет).

M143. Оказавшись в колодце, один персонаж убеждает другого спуститься к нему, благодаря чему выбирается сам, оставив другого на дне. Обычно второй персонаж спускается по веревке или в ведре и по мере этого находившийся внизу поднимается (ATU 32).

M144. Одному персонажу удается убедить другого, будто опасные и несъедобные объекты привлекательны и вкусны (осиное гнездо – барабан, змея – флейта, дерьмо – деликатес, и т.п) (ATU 49A).

M145. Один зооморфный персонаж показывает другому его отражение в водоеме. Тот верит, что похожий на него зверь оспаривает его старшинство, приглашает в гости и пр., обычно бросается в воду и гибнет (ATU 92).

M146. Зная, что мясо в капкане или отравлено, лиса провоцирует волка попробовать его (ATU 35B).

M147. Слабый зверь говорит сильному, что его, слабого, все боятся. Предлагает проверить. При виде сильного все разбегаются, а сильный верит, что разбегаются перед слабым.

M148. Трикстер убеждает другое животное согласиться быть съеденным – обычно говорит, что его воскресят и компенсируют причиненные неудобства. Животное соглашается.

M149. Сильный противник готов убить человека. Другой, как бы не зная об этом, громко говорит, что противника человека разыскивают, чтобы убить. Противник просит не выдавать его, говорить, что он пень, бревно и т.п. Это позволяет поступать с ним как с соответствующими предметами – бросать, рубить и т.п. (ATU 154).

M149A. Персонаж легкомысленно либо против собственного желания оказывается связанным с хищником договором, который он не может или не хочет выполнить либо нарушает. Хищник собирается его съесть. Третий персонаж вмешивается в спор и спасает нарушителя договора.

M150. Персонаж нанимается пасти стадо, съедает доверенных ему животных.

M151. Хищник делает вид, что мертв или что его нет. Потенциальная жертва говорит вслух, что неодушевленный предмет (дом, бревно и т.п.) либо мертвый должен сделать или сказать то-то и то-то. Хищник так и поступает, выдавая себя.

M152. Слабому персонажу удается обмануть хищника, тот в страхе уходит. Другой персонаж объясняет хищнику, что тот напрасно испугался, ведет его к слабому. Слабый повторяет прежний трюк или делает вид, что недоволен – почему к нему ведут лишь одного хищника. Хищник убегает, обычно волоча за собой того, кто его привел.

M152D. Слон и тигр (лев) вступают в противоборство (обычно соревнуются, кто издаст более громкий рев). Тигр побеждает и собирается съесть слона, но животное-трикстер спасает того.

M157. Персонаж доказывает абсурдность заявлений другого, делая столь же абсурдное заявление; один или оба говорят, что мужчина или животное-самец родил или что животное одного вида произвело на свет детеныша другого вида.

M159. Лев предлагает разделить добычу. Волк (шакал, гиена) делит, отдавая льву большую часть, лев его убивает. Лиса (шакал) отдает льву все. Тот спрашивает, кто ее научил так хорошо делить, она отвечает, что убитый (покалеченный) волк (шакал, гиена).

M156. Освобожденный из ловушки собирается съесть своего освободителя. Трикстер выступает в роли судьи и заманивает неблагодарного в ловушку назад – якобы, желая рассмотреть обстоятельства дела.

M158. Человек и животное либо двое животных решают обработать поле и поделить урожай так, что один получит надземную, а другой – подземную часть. Один из персонажей (все время) остается в проигрыше.

M159. Лев предлагает разделить добычу. Тот, кто хитрее, отказывается от своей доли, но зато остается в живых.

M162. Персонаж делает вид, что ест собственные внутренности. Другие верят и убивают себя.

M164. Персонаж отказывается зайти в логово хищника, когда видит, что все следы ведут внутрь, но не наружу

M164A. Спрашивая зверей, действительно ли у него изо рта плохо пахнет (его логово грязное), хищник (лев, волк) убивает как тех, кто отвечает честно, так и льстецов. Хитрец говорит, что не может ответить – у него насморк (забыл очки).

M165. Один зооморфный персонаж обещает другому сшить шубу (сапоги), просит приносить овец, ест их, ничего не шьет.

M166. Хищник говорит находящейся на дереве потенциальной жертве, что его не надо больше бояться (обычно, что между животными заключен мир). Жертва сомневается и обычно советует сообщить ту же новость собакам. Хищник убегает.

M169. Один персонаж интригует против другого. Тот говорит, что проблему можно решить, искалечив первого (обычно используя часть его тела в качестве лекарства.

M170. Сделав вид, что кается в грехах и отказывается от мяса, персонаж убивает доверившихся ему.

M171. Персонаж останавливается в доме, говорит, что принесенные им ничтожные по ценности предмет или животное пропали, получает взамен нечто более ценное. Так несколько раз. В итоге получает ценный предмет, дорогое животное, человека.

M172. Чтобы показать, будто сильный персонаж – его раб, ездовое животное, слабый подстраивает так, что сильный берется его везти. Окружающие временно убеждаются в правдивости слабого.

M173. Зооморфный персонаж притворяется мертвым так, чтобы путник его заметил. Сперва путник проходит мимо, но обманщик незаметно забегает вперед, несколько раз повторяет свой трюк. Наконец, несущий поклажу кладет ее на землю и возвращается подобрать умершего (ради шкуры или мяса), обманщик уносит поклажу.

M174. Более слабый персонаж подстраивает так, что более сильный теряет возможность двигаться, хотя еще жив. Слабый ест сильного сзади, отказываясь подойти спереди, либо ждет, когда жертва будет мертва.

M176. Чтобы выявить виновного, всем предлагают прыгнуть (перейти по бревну) через канаву, ручей и т.п. Виновный спотыкается, падает.

M177. Более слабый хищник съедает часть тела жертвы и объясняет более сильному, что этой части у жертвы не было вовсе (ATU 52).

M180. Зооморфный персонаж приглашает другого в гости, но подает еду таким образом, что тот не может взять ее в рот. Другой зовет в гости первого и ставит его в аналогичное положение.

M181. Двое персонажей приглашены на праздник, по дороге и добравшись до места один обманывает другого.

M181A. Персонаж успешно убеждает другого в том, что недостижимые природные объекты есть доступные объекты культуры. Обычно

посылает другого за огнем, указывая на ложный источник (красный закат, светлячок).

M181B. Рассказ о трикстере-Пауке заканчивается его превращением в паука, который живет под крышей, в глухих углах и т.п.

M182. Чтобы поймать вора, обманщика, обладатель собственности ставит клейкую фигуру, к которой пришедший (обычно приняв ее за живое существо) прилипает (обычно последовательно касается ее своими конечности).

M188. Персонаж пользуется почетом после того, как приобретает необычный вид – пачкается краской или нацепляет на себя какой-то предмет, который не может снять.

M188A. Персонаж требует, чтобы к нему обращались как к повелителю (обычно садится на кучу отбросов и требует, чтобы в нем признали царя). Одно из животных разоблачает его.

M192. Забиравшийся в тушу животного или надевший свежую шкуру животного падальщик не может выбраться из нее, когда шкура высыхает от жары; он выбирается, когда шкура вновь становится мягкой или кем-то порвана.

M192A. Персонаж соглашается, чтобы на него надели свежеснятую шкуру или обмотали сырыми ремнями. Шкура или ремни высыхают, причиняя страдания. (Трикстер – тот, кто подговорил персонажа дать себя обмотать ремнем).

M194. Несколько животных завладевают предметами, принадлежавшими человеку. Распределяя добычу, один оставляет себе еду, а другим дает вещи, которые дороже еды, но годятся лишь для людей. Получившие эти вещи животные гибнут или терпят ущерб.

M195. Персонаж оказывается в пасти крокодила, но провоцирует выпустить его на свободу.