Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M1A. Кайман перевозит братьев-Плеяд. .62.66.70.

Кайман перевозит одного из братьев либо группу братьев, которые затем превращаются в Плеяды. Обычно откусывает ногу младшему. Ср. мотив K13B.

Сиона, секоя, напо, канело, шипибо, конибо, крахо, шеренте.

Западная Амазония. Самец или самка каймана перевозит троих или двоих братьев через реку или море. Сиона , секоя : Chaves 1958 [три брата пошли на охоту, убили тапира; на обратном пути попросили Каймана перевезти их через озеро; спрыгивая на берег, последний крикнул, что Кайман не их девушка, а всего лишь кайман, Кайман откусил ему ногу; шаманы стали пить наркотик яже, заставив Солнце светить и высушить озеро; Кайману вспороли живот, юноша был жив, но без ноги; все трое братьев стали пить наркотик яже, улетели; сестра отказалась пить, братья оставили ее на вершине дерева; там она плачет, зовя братьев; челюсть каймана превратилась в Плеяды]: 146-147; Vickers 1989 [Тапир хотел быть богом; ловил червей, думал, что это рыбы; Baina вынул Тапиру занозы, он стал тапиром, Б. его убил; Б. научил тапира, чем ему питаться; разрубил пополам, из задней части получился ламантин ("водяной тапир"), из крови – демон; вода была у Черепахи в дереве до неба; Белка обрубил ветки, Б. повалил дерево, образовалась река; дал людям бананы, ушел на небо; племянникам-Плеядам велел преследовать тапира; они находят все более свежие кучи помета тапира, спрашивают их, когда проходил тапир; переправляясь через реку на Каймане, старший брат называет его бабушкой; младший говорит, что это не так; они убили каймана, достали ногу; поднялись на небо, стали Плеядами (Usebobãi); челюсть каймана – Гиады; рукоятка топора, которым зарубили каймана – Пояс Ориона; Млечный Путь – это дорога тапира]: 160-167; напо : Foletti Castegnaro 1985 [море]: 57-58; Mercier 1979: 28-39 [(эпизод с откусанной ногой на p.36-37); жена беременна, ее муж-Месяц куда-то пропал; она идет его искать, спрашивает о дороге близнецов у себя в животе; она срывает для близнецов цветы, ее кусает оса, она хлопает себя по животу, говоря, что они виноваты; близнецы замолкают; она приходит к бабке Ягуаров; та прячет ее под крышей, женщина сплевывает; Murupuma, Puka-Puma не могут ее достать, Wimba-puma допрыгивает; они съедают ее, бабка просит себе потроха, вынимает, прячет в горшке близнецов; они вырастают, зовут ее на участок, где они быстро вырастили кукурузу; она чуть не заблудилась в ней; она велит им принести воды, они приносят много, бабка чуть не утонула; просит дрова, они приносят много, дрова завалили ее; они едят выросшие на дровах грибы, оказалось, что уши бабки, та все жива; имя братьев Kuillurkuna ("Звезды"); они заманили ее в пещеру, где были музыкальные инструменты, попросили танцевать, она села на смазанную клеем скамью, прилипла; ее закрыли, она выйдет в конце времен; братья заманили ягуаров на мост над вырытой ими пропастью, обрушили; спрятались в двух каучуковых мешках, дали себя унести орлу-людоеду Anga, тот принес их в гнездо на скале; когда заснул, старший убил самца, младший не добил самку, та улетела на закат солнца; Утка ответила, что не в силах перевезти братьев через реку; Кайман повез, спросил, как он пахнет; старший сказал, что ничего не чувствует, младший, что тот пахнет кайманом; старший успел превратиться в быструю птичку Suwisuwi, а младший в нерасторопную Куропатку, Кайман откусил ему ногу; старший высушил водоем, нашли того каймана, оторвали челюсть, вынули ногу, приложили назад; поднялись по лиане на небо, старший стал Вечерней Звездой, Младший – Утренней, челюсть забрали с собой (Гиады)]; Wavrin 1979 [двое братьев убивают чудовищный Пенис - любовника своей материа; уходят по направлению к Утренней Звезде; Кайман перевозит их через реку, откусывает ногу младшему; они убивают Каймана топором, достают ногу, приделывают назад; несколько лет идут по следу Тапира, находят все более свежий помет; старший убивает Тапира копьем (копье сейчас видно на небе); братья рубят Тапира; задняя часть превращается в ламантина, передняя в тапира; позже братья превращаются в созвездие (Плеяд?)]: 64-65; канело [двое братьев переплывают реку в лодке; один открывает глаза, видит, что лодка - кайман; тот откусывает ему правую ногу; его душа в правой голени; каймана находят, убивают, ногу возвращают; покалеченный оживает]: Whitten 1976: 53.

Монтанья – Журуа. Шипибо [группа братьев, одному откусывают ногу]: Gebhaert-Sayer 1987 [одинокий юноша использует вместо жены калебасу; она превращается в женщину, рожает троих сыновей; они сидят на дереве и едят плоды; Тапир постоянно приходит и просит плод для себя; они бросают незрелый плод ему в голову; он стучит по стволу, делая его толстым; братья спускаются, став муравьями; идут по следу тапира; спрашивают у его экскрементов или у выросших из них деревьев, когда проходил тапир; год, полгода, месяц, десять дней, день назад; он здесь ; старший превращается в муравья, залезает в анус тапира, режет сердце; братья свежуют тушу; каждый пробует стать горшком, чтобы сварить мясо; лишь старший способен долго выдерживать жар; они просят Утку перевезти их через реку; та отвечает, что ее лодка мала; Кайман просит не наступать ему на голову; младший брат наступает, Кайман хватает его за ногу, утаскивает под воду; Ленивец осушает реку, братья вынимают труп младшего из чрева каймана; ноги не хватает; они стреляют в небо, делают цепочку из стрел; Термит и Малая Белка боятся забраться, Большая Белка возвращается, говорит, что на небе хорошо; Черепаха превращает цепочку в лестницу; братья берут голову Каймана и труп брата, поднимаются на небо]: 350-351; Roe 1982, № 7, 8 [несмотря на предупреждение, младший брат наступает на нос лодки, та превращается в каймана и откусывает ему ногу]: 62-63, 65; конибо [проглатывает младшего брата, откусывает ему ногу; другие братья делают лодку из ребер каймана]: Castaneda 1923: 405.

Восточная Бразилия. Крахо [уйдя из дома, шестеро братьев-Плеяд переходят реку вброд; младший седьмой плывет на каймане, сперва погрузившись с ним на дно]: Wilbert 1978, № 18: 83-86; шеренте [пока отец на охоте, его сыновья посылают младшего Asaré привести мать в мужской дом подстричь их; изнасиловали мать, А. рассказал об этом отцу; братья подожгли хижину родителей, те стали соколами, улетели; братья ушли, А. пошел следом, они оставляли ему воду в скорлупах ореха, ее не хватало; один выкопал колодец, вода хлынула, наполнила море; А. переплыл на другой берег за забытой стрелой; на обратном пути попросил каймана его перевезти, тот отказался, А. его обругал, успел выплыть на берег, Кайман преследует, А. попросил Дятлов его спрятать, они спрятали под кусочками коры; то же при переправе через вторую, третью реку, его спрятали от преследователя под шкурками плодов куропатки, затем обезьяны; А. спрятался у Скунса, тот убил каймана своей струей; братья превращаются в Семь Звезд (вероятно, Плеяды), до сих пор любят купаться в море]: Wilbert, Simoneau 1984a, № 10: 40-41.