Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M191A. Колокольчик на шею кошке, ATU 110.

.13.-.15.17.27.-.31.33.34.

Мыши решают повесить кошке на шею или на хвост колокольчик, чтобы знать о ее приближении. Обычно никто из мышей не в состоянии это сделать.

Тигре, амхара, сомалийцы, берберы Алжира, арабы Египта, португальцы, каталонцы, итальянцы (Тоскана), сицилийцы, ирландцы, шотландцы, французы, (немцы), голландцы, фризы, арамеи, Йемен, греки, болгары, сербы, словенцы, венгры, лужичане, западные и восточные украинцы, осетины, ингуши, лезгины, грузины, курды, персы, таджики, шведы, финны, вепсы, эстонцы, ливы, латыши, литовцы, казахи, тувинцы, монголы.

Судан - Восточная Африка. Тигре : Littmann 1910, № 5: 6-7 в El-Shamy 2004, № 110: 39-40; сомалийцы [кошка караулила мышей около норы и хватала их, когда они вылезали наружу; мыши собрались вместе и стали думать; самая старая мышь сказала, что к шее кошки надо привязать колокольчик – тогда будет слышно, как она крадется; это был хороший совет, но привязать колокольчик к кошке никто не согласился]: Капчиц 1997, № 50: 41; (ср. сомалийцы [20 гиен и лев вместе владеют верблюдом; в результате нечестного дележа верблюд достается льву; гиены договариваются, чтобы она сказала «Лев!», другая «Верблюд!», а третья, «Отдай его нам!»; но третья произносит, «Возьми его себе!»]: Klipple 1992, № 110: 63).

Северная Африка. Берберы Алжир : Reesink 1977, № 18: 156 в El-Shamy 2004, № 110: 39-40; арабы Египта : Gairdner 1953, № 28: 80 в El-Shamy 2004, № 110: 39-40.

Южная Европа. Каталонцы (одна публикация) [крысы собрались решать, что делать с кошкой, которая их истребляет; решение найдено: кошке к хвосту надо прикрепить колокольчик; старая крыса: а кто прикрепит?]: Oriol, Pujol 2008, № 110: 38; португальцы (одна публикация) [мотив известен]: Braga, Povo portuguez, II, p. 210 в Camarena, Chevalier 1997: 183; итальянцы (Тоскана), сицилийцы : Cirese, Serafini 1975, № 110: 22.

Западная Европа. Ирландцы , шотландцы , французы (Cifarelli 1993, no. 156), голландцы , фризы : Uther 2004(1), № 110: 81; (ср. немцы [видимо, только литературные источники]: Uther 2004(1), № 110: 81).

Передняя Азия. Арамеи [сюжет известен с 570 г. в переводе на сирийский с пехлеви]: Liungman 1961: 16; Йемен :

El-Shamy 2004, № 110: 39-40.

Балканы. Болгары [мыши решили повесить на кошку колокольчик, чтобы знать о ее приближении, но никто не решается это сделать]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 110: 58; греки , сербы , словенцы , венгры : Uther 2004(1), № 110: 81.

Средняя Европа. Западные украинцы (место записи не известно; комментарий Виктории Зеваковой: судя по употреблению формы газдиня вместо господиня , это западные, а не восточные украинцы) [в одном доме умер кот и появился новый; среди мышей случился переполох; стали обсуждать, как быть с котом; маленькая мышка предложила привязать к его шее колокольчик, чтобы заранее знать, когда кот приближается; мыши заскакали от радости; одна спросила, кто повесит этот колокольчик; все замолчали, никто не осмелился]: Березовський 1979, № 129: 169; восточные украинцы (с. Кривое Озеро Первомайского округа, Одесщина, 1930 г.) [у хозяина был кот; он пошел на охоту, уснул; сбежались мыши; одна сказала, что коту на шею нужно прицепить колокольчик – тогда можно будет слышать, как он подбегает; мыши обрадовались; спросили, кто это сделает; мышонок согласился; привязал один колокольчик на шею; другой на хвост; кот проснулся, троих задушил, пятерых покалечил; остальные убежали]: Березовський 1979, № 130: 169; украинцы [мыши пытаются повесить спящему коту звонок на шею; кот просыпается, ловит мышей]: СУС 1979, № 113E*: 69; лужичане : Uther 2004(1), № 110: 81.

Кавказ – Малая Азия. Осетины (район Цхинвала, 1 запись) [на пиру мыши хотят повесить на шею коту колокольчик, но никто не осмелился взяться за это]: Бязыров 1958, № 14: 315; ингуши [мыши собрались на совет и решили, что на кошку нужно надеть колокольчик, чтобы убегать при ее приближении; старая мышь спросила, кто его повесит; никто не ответил, все разошлись]: Садулаев 2004, № 12: 35; армяне (Мокс) [мыши собрались и стали говорить, что на шею кошке нужно повесить колокольчик, чтобы при ее приближался поднимался перезвон и можно было убежать; одна из мышей спросила, кто это сделает; разные мыши стали вызываться, но как только пришла кошка, удрали кто куда]: Орбели 1982, № 3: 61-62; лезгины [кот Мастан повсюду ловит мышей; те просят мышиного падишаха повесить на шею М. колокольчик; падишах обещал достать колокольчик и спрашивает, кто возьмется повесить его на шею коту; никто не осмелился]: Ганиева 2011a, № 2: 65-66; грузины [мыши хотят повесить колокольчик на щею спящей кошки; самая старая спрашивает, кто за это возьмется; мыши в страхе разбегаются]: Kurdovanidze 2000, № 113E*: 18; курды [пословица: Мыши решили: «Повесим-ка колокольчик на шею кошке»]: Курдоев, Руденко 1961: 334.

Иран – Средняя Азия. Персы [на совете мыши решили повесить на шею кушки колокольчик; умнейшая спросила: а кто это сделает?]: Короглы 1961: 187; таджики [когда мыши пошли на той, кошка напала на них; они пришли жаловаться падишаху; падишах созвал всех мышей, чтобы решить, что делать; собравшиеся согласились с той мышью, которая предложила поймать кошку и повесить ей на шею колокольчик; но одна мышь сказала, что никто из них не сможет этого сделать; с ней согласились]: Левин и др. 1981, № 384: 292.

Балтоскандия. Шведы [мыши достали колокльчик повесить на шею коту, но никто не решился исполнить задуманное]: Liungman 1961, № 110: 16; финны [мыши решили купить колокольчик и повесить его на шею коту; колокольчик купили, но никто не взялся его повесить на кота; у мышей вышла ссора; один леший выкупил у мышей колокольчик и отдал цветам; с тех пор есть цветы «кошачьи колокольчики»]: Рахимова 2000: 176; вепсы (материалы Э. Лённрота и А. Альквиста) [кот съел почти всех мышей в деревне; оставшиеся собрались на совет и решили привязать к коту колокольчик, чтобы была возможность спастись, когда тот приближается; колокольчик купили, но никто не осмелился его повесить]: Ujfalvy 1875, № 8: 48-49; эстонцы (Вирумаа, Ярвамаа, Пярнумаа): Kippar 1986, № 110: 92; 1997, № 82 (Тори): 87; латыши [Мыши решают повесить кошке на шею звонок, чтобы он предупреждал о ее появлении]: Арийс, Медне 1977, № 110: 257; ливы , литовцы : Uther 2004(1), № 110: 81.

Туркестан. Казахи [мыши решают повесить коту на шею колокольчик; старая мышь спрашивает, кто же пойдет его вешать; мыши до сих пор раздумывают, как же им быть]: Бозинген 1985: 99.

Южная Сибирь – Монголия. Тувинцы (Кызыл) [лама пригласил в помощники кота, велел мышам его слушаться; кот каждый вечер читал священные книги и хватал последнюю уходившую мышь; увидев, что их становится меньше, мыши привязали к хвосту кота колокольчик; когда он опять схватил последнюю мышку, колокольчик зазвенел, мыши прибежали и все увидели; с тех пор остерегаются кошек]: Калзан 1964: 131-133 (=Taube 1978, № 17: 40-41); монголы : Uther 2004(1), № 110: 81.