Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M136E. Укоротить ли невесту? (.27.)

Вместо того, чтобы попросить человека наклониться перед низкой притолокой, другие предлагают отрезать ему голову или ноги.

Албанцы, болгары, македонцы.

Балканы. Албанцы [дочь крестьянина рассуждает, что отец ее выдаст замуж, она родит мальчика по имени Мазлум, тот начнет ходить, на него упадет тыква, убьет; девушка, затем ее мать и брат рыдают; муж разрубил тыкву в куски и ушел искать таких же дураков; старик живет в доме без окон, ковыряет стену ножом; человек сделал отверстие в крыше; невеста должна въехать в ворота верхом на лошади, ворота низкие, люди думают, укоротить ли невесту или лошадь; человек пригнул голову всадницы, получил денег в награду; жених подпрыгивает, пытаясь попасть обеими ногами в две штанины; человек показывает, как надевать штаны; возвращается к семье]: Серкова 1989: 300-303; болгары [увидев висящий на стене топор, девушка начинает плакать, воображая, как родит ребенка, а топор на него упадет; мать (свекровь и др.) к ней присоединяются; обычно эпизод связан с сюжетом ATU 1384 (с. 450-452): пораженный глупостью дочери (снохи, сестры, матери, жены), мужчина идет искать тех, кто еще глупее; найдя таких, он решает вернуться к семье; огромное число записей]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 1459: 466-467; македонцы [в дома мать с дочерью; та видит киянку, подвешенную над дверью; говорит матери: выйду замуж, рожу мальчика, киянка упадет на него и убьет; обе начинают рыдать; в поле братья девушки удивлены, почему им не несут еду; младший приходит узнать, в чем дело; узнав, уходит из дома: вернется, если найдет таких же дур; в одном доме новобрачную спрашивают: дверной проем низкий, так что хочет ли она, чтобы ей отрезали голову или ноги? парень ударил невесту по спине, та от боли согнулась и вошла в дверь; у источника женщина спрашивает, откуда парень идет; тот отвечает, что с того света; «Не видал ли он ее брата?»; парень соглашается передать покойному хлеб, сыр и новую одежду; узнав, что случилось, муж женщины скачет на коне за обманщиком; завидев всадника, парень говорит мельнику, что тот в опасности: пусть поменяется с ним одеждой и залезет на дерево; мнимый мельник указывает пальцем на тополь; всадник сошел с коня, снял сапоги и полез на тополь; парень надел его сапоги, вскочил на коня и был таков; вернулся к сестре и матери; муж женщины сказал ей, что решил послать ее брату также коня и сапоги]: Mazon 1936, № 75: 277-283.