Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M11B. Мясо извлечено из тела. .30.34.

Женщина кормит мужчину доброкачественным мясом или жиром, которое отрезает от собственной плоти или извлекает из тела, и перестает это делать, когда тот узнает об источнике пищи.

Горные таджики, алтайцы, кумандинцы, тувинцы.

Иран – Средняя Азия. Горные таджики (Ванч) [юноша видит купающихся пари; одна согласна стать его женой, если он не будет смотреть ей вслед, не станет смотреть, как она моет голову, как готовит пищу; он нарушает запреты, видит, что пари ходит, не касаясь земли, снимает голову, а помыв, кладет ее на место, кладет в пищу масло, которое достает у себя из-под мышки; пари улетает]: Горненский 2000: 165-167.

Южная Сибирь – Монголия. Алтайцы [(зап. В.Ф. Хохолков, 1987 г.); по возвращении охотника жена всегда ставит перед ним хлеб, молоко, вареное мясо; муж подсматривает за ней, видит, как она отрезает кусочки ногтей, частички плоти с ног, пяток, превращает это в мясо; волосы из подмышек – в хлеб, молоко из грудей – в настоящее молоко; охотник рассказывает об этом другим, те объясняют, что его жена – алмыс, она превращается в козу, убегает]: Хохолков 1997: 37; (ср. алтайцы : Ойноткинова и др. 2011, № 91 [возвращаясь в свой стан, охотник каждый раз находит мясо сваренным, но не ест его, а выбрасывает; подсмотрел, как с кедра спустилась женщина, отрезала мясо от своего бедра, поставила варить, вернулась на кедр; охотник мясо вылил, вернулся домой], 93 [в стан к охотнику пришла девушка, стала его женой, не позволяет дотрагиваться до своей спины; шаман сказал, что это алмыска, у нее шерсть на спине, в нее надо стрелять; охотник подсмотрел, как девушка стала рыжим щенком, стала есть части старой кожаной обуви, а поев стала вновь человеком; распорола себе грудь, вынула ребра и пр., стала варить для еды; охотник ее застрелил; алмыски вонючие]: 215-217,. 219-221); кумандинцы [три брата промышляли у горы на р. Бия; один зашел в пещеру, там девушка, он с ней сошелся, остался; два года не промышлял, на обед всегда мясо; она родила ему двух сыновей; охотник решил подсмотреть, откуда жена достает мясо – вырезает у себя под пазухой, потом кладет в котел; он закричал, жена в испуге упала, велела забрать сыновей и уходить, сама умерла; она была хозяйкой горы]: Потапов 1929: 129; тувинцы [в Кара-Холе были распространены рассказы о сожительстве охотников с албасты; те дают удачу на охоте, кормят охотников молоком из своих длинных, забрасываемых за плечи грудей, и мясом, отрезанным от своих ребер]: Дьяконова 1976: 284.