Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M116B. Чудовищный преследователь и совет старика. .29.33.

Чудовище гонит людей. Старик дает совет, как убить его из засады.

Кабардинцы, ногайцы, киргизы.

Кавказ – Малая Азия. Кабардинцы [стариков убивали; трое сыновей Казы спрятали его в гробу; дракон хочет захватить исток реки; К. испытывает сыновей; лишь младший Хатокшуко шашкой перерубил перекладину в доме; отец: «Ты способен убить дракона. Пойди тихонько выкопай яму, – дракон не услышит: он глух. Спрячься в яме. Когда дракон будет ползти мимо той ямы, быстро поднимись и рази дракона в шею. Только не горячись, будь спокоен. Если ударишь как следует, то моя старая шашка снимет голову дракону. Моя шашка – маиса {сталь высокого качества}»; на следующий день Х. сделал так, как велел отец; дракон был убит; Х. пришел в селение и рассказал, что следовал указаниям отца; с тех пор стариков не убивают]: Соколов, Бройдо 1936: 106-108; ногайцы [хан велит, чтобы каждый убивал своего отца, когда тому исполняется 60 лет; Кенджи повел своего отца на смерть; по пути остановился отдохнуть, посадив отца на камень; тот говорил, что отдыхал на этом же камне, когда вел своего отца; посоветовал его не убивать – пригодится; К. спрятал отца в арбе; напало чудовище Ак-Кöбöк-Кара-Кöбöк; отец советует вырыть канаву и спрятаться; утром покажется голова, а к полудню туловищу; надо ударить по туловищу, а убив чудовище, взять находящиеся в нем камни; К. так и сделал; скот страдает от жажды; отец спрашивает, не собрался ли скот в одном месте, не ревет ли – там надо рыть колодец; воду нашли; однажды на дне колодца увидели кусок золота и кусок серебра, никто не может достать; отец спрашивает, есть ли рядом дерево; велит срубить, когда все уйдут, К. находит в ветвях серебро и золото; все говорили хану, что это они убили чудовище, но К. принес камни; также куски золота и серебра; хан передал ему власть, стариков убивать перестали]: Фалев 1917: 194-196.

Туркестан. Киргизы : Леденев 1987 [хан велит убивать всех, кому более 40 лет; затем велел принести черных червей: пока не принесут, будет взимать налог; один джигит спрятал отца в сундуке; тот велел раскопать могилу бая, там были черви; в следующий раз – хана; хан все время кочует; отец: убей черную собаку, которая заставляет хана двигаться с места на место; остановились, но нет воды; отец: копать там, где коровы остановятся и начнут бить копытами; юноше пришлось признаться, что у него есть отец; хан раскаялся, но велел отцу юноши найти живую воду; тот привел его к скале, откуда капала вода; сказал, что под ногами человек, который выпил живой воды и веками лежал, пока не превратился в зеленую арчу; хан испугался и велел вылить живую воду; старик вылил ее на арчу; с тех пор она вечнозеленая]: 128-130; Сабыр уулу 2008 [Старый мудрец постарел, находится на попечении единственного сына и его жены. Они хорошо о нем заботятся. Наступает эпоха смуты - все воюют друг с другом, мечутся с места на место, народ измотан. Даже хан в затруднении. Старик говорит сыну, что это вина некоего черного мотылька, который не дает всем покоя, гонит всех с места на место. Берется научить сына, как уничтожить этого мотылька. Отправляет сына с этой вестью к хану, хан в восторге, соглашается, дает сыну старика порох и хорошее ружье. Старик учит сына, как найти черного мотылька - сын должен отделиться от всех и при очередной перекочевке следить за последними рядами кочующих, в которых идут пешком нищие и обездоленные, у которых нет скарба, скота, верховых и вьючных животных. Сразу после них последует заморенная черная, четырехглазая собака, которая и есть этот, не дающий всем покоя, мотылек. Сын старика застрелил эту собаку, подарил ее хану, по словам старого мудреца, шкура и туша этой собаки - очень ценное лекарство. Наступает покой, народ блаженствует. Хан щедро одаривает стариковского сына, делает его своим джигитом. Спустя время хан вызывает джигита, говорит, что надеется на его удаль и мудрость его отца, просит найти для него источник живой воды, хочет стать бессмертным. Старый мудрец нехотя указывает сыну дорогу к источнику живой воды. Джигит набирает бурдюк живой воды, уходя, натыкается на истлевший труп, который умоляет не пить живую воду на своем примере - он был смертным, выпил воду, теперь не может вот уже много лет умереть. Джигит привозит воду хану, рассказывает про живой труп, устрашенный хан не пьет воду, бурдюк вешают на сосну. Хан хочет видеть бессмертного мертвеца, джигит привозит его на место. Хан спрашивает у трупа, можно ли вернуть ему человеческий облик. Скелет просит четырех пятнадцатилетних девочек, хан привозит ему четырех девочек из нищих семей. Двоих кладут в объятия скелета, они стремительно стареют, умирают. Скелет наращивает плоть, становится человеком, но очень дряхлым. Еще двоих девочек кладут опять ему в объятия, они тоже стареют, становятся старухами, скелет становится человеком средних лет. Ворон находит бурдюк, разрывает его, живая вода течет на сосну, ворон пьет ее до рвоты, его тошнит на можжевельник, так ворон обретает долголетие, а сосна и можжевельник становятся вечнозелеными]: 217-218.