Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

M114d1. Вареные яйца: к утру должны быть цыплята.

.23.27.-.29.31.-.34.

Персонаж требует за день вывести цыплят (из вареных яиц), вырастить курицу, приготовить ее. Другой предъявляет в ответ столь же абсурдные требования.

Ория, черногорцы, молдаване, болгары, поляки, русские (Вологодская, Новгородская), украинцы (Черниговская, Екатеринославская), белорусы, ногайцы, абхазы, аварцы, даргинцы, лаки, таты, литовцы, Лутси, карелы, финны, мари, чуваши, уйгуры, прибайкальские(?) буряты.

Южная Азия. Ория (домбо) [у царя Bhromo сыновья Kolia (умный и богатый) и младший и Holia (бедный); жена Х. родила дочь Rongoni и умерла; когда ей 12 лет, К. подарил брату корову; у нее родился теленок и К. потребовал его себе; Х. сказал, что раз корова теперь его, то и приплод принадлежит ему; судья присудил теленка К.; царь обещает его тому, кто ответит на три вопроса; каждый раз Х. отвечает то, что ему подсказывает дочь; что 1) быстрее всего (К. – вороной конь, Х. – мысль), 2) жирнее всего (К. один из слуг царя, Х. – земля), 3) лучше всего (К. царственность, почет, счастье, Х. – сон после тяжелой работы); узнав, что ответы дала Р., царь посылает ей 7 яиц с приказанием к утру вывести цыплят; в ответ Р. передает 7 зерен, чтобы царь к утру вырастил рис и собрал зерно для цыплят; царь дает клубок хлопковых ниток и велит к утру соткать платок; Р. просит к утру вырастить из семечка хлопок; царь обещает жениться на Р., если выйдет к нему одетой и не одетой, с подарком и без; Р. завернулась в сеть, держала в руке сари и тут же выронила его; после свадьбы Р. дала обещание не вмешиваться в дела мужа, но оговорила условие: если обещание будет нарушено, она уйдет, взяв с собой то, что ей дорого; однажды Р. вступилась за министра, безвинно посаженного в тюрьму; царь его отпустил, но велел Р. уходить; когда царь заснул, Р. велела перенести его на кровати в дом своего отца; царь вернул жену, сделав ее своим тайным советником]: Tauscher 1959, № 122-125.

Балканы. Черногорцы [царь удивляется мудрым речам бедняка; тот объясняет, что всему научила дочь; царь посылает ей 30 вареных яиц, велит вывести цыплят; она велит отцу на глазах царя сеять вареные бобы; царь: сделать из пучка льна канаты и паруса; девушка: сделай из куска дерева веретено, прялку и пр.; царь: пусть вычерпает чашкой море; девушка: пусть этой паклей заткнет все родники и озера; царь: что громче? девушка: гром и ложь; царь: сколько стоит моя борода? девушка: трех летних дождей; царь берет ее в жены; девушка берет расписку: если царь рассердится и прогонит ее, она может взять самое дорогое; царь рассердился, велел уходить; жена его напоила, привезла к себе – он и есть самое дорогое; царь вернул жену]: Karadzic 1854, № 25: 157-161 (=Караджич 1987: 411-413, =Голенищев-Кутузов 1991: 309-312, =Eschker 1992, № 42: 194-198); молдаване [царь велит пастуху продать овец и вернуться обратно с отарой и выручкой; дочь советует обстричь овец, продать шерсть; после этого царь подарил пастуху телку; она забрела к боярину, тот забрал ее себе; царь обещает телку тому, кто ответит, что жирнее, быстрее, слаще всего; боярыня: наша свинья, наша борзая, наш мед; дочь пастуха: земля, мысль и взгляд, сон; узнав, что ответы дает дочь пастуха, царь дает веретено, конопли, велит спрясть холст на все войско; девушка посылает царю щепку сделать станок, мотовило и пр.; царь дает 10 вареных яиц – пусть выведет цыплят; девушка сварила две горсти семян, послала царю вырастить кукурузу кормить цыплят; царь послал боярина разузнать про девушку; та извиняется: дом без ушей; брат пошел семенам имя менять; напрямик пойдет – запозднится, а кругом – быстро придет; мать пошла из двух старух одну молодую делать; объяснила: дом без собаки как без ушей; брат пошел на мельницу, из зерна будет мука; если пойдет мимо корчмы – задержится; мать делает из двух старых рубах одну новую; царь велит пастуху, чтобы его дочь пришла ни верхом, ни пешком, ни по дороге, ни по полю, ни одетая, ни раздетая, ни с подарком, ни без подарка; девушка завернулась в сеть, оседлала палку, под мышкой заяц, в руке два голубя, одна нога по краю дороги, другая по полю; у ворот бросились собаки, она выпустила им зайца; дала царю голубей, они улетели; царь взял ее в жены с условием, что судить людей будет первым; кобыла родила; двое других говорят, что родила его телега; его сбруя; царица: сперва запереть жеребенка, а потом выпустить; он подошел к кобыле, а не к телеге или сбруе; царь решил прогнать жену, но согласился сперва попировать и пусть заберет, что ей дороже всего; царь опьянел и заснул, жена отвезла его к себе; после этого жили дружно]: Ботезату 1981: 325-332; болгары [судья велит умной девушке явиться ни голой, ни одетой, ни босой, ни обутой, ни с подарком, ни без подарка, ни верхом, ни пешком; она завернулась в сеть, обулась на одну ногу, приехала верхом на козле или козе, принесла в подарок двух голубей (зайцев), которые сразу же улетели (убежали); судья дал яйцо – к утру вырастить курицу; девушка дала проса – вырастить зерно кормить цыпленка; судья берет девушку в жены, велит не вмешиваться в его дела; в его отсутствие жена разрешает спор, кому принадлежит родившийся жеребенок (теленок, ягненок): ловит на холме рыбу и говорит, что раз животное-самец мог родить, то и рыба водится на холме; человеку, от которого потребовали содрать с камня шкуру, советует предложить сперва камень зарезать; узнав, что жена не выполнила его требование, муж велит ей уйти, разрешив забрать с собой самое дорогое; она привозит его спящего в родительский дом; муж возвращает жену]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 875: 303-304.

Средняя Европа. Поляки [1) крестьянин нашел в поле золотую ступку и, вопреки предупреждению дочери, подарил ее королю; тот велит принести золотой пестик; 2) судья спрашивает, что приятней, сильнее и богаче всего; дочь крестьянина: весна, зима, осень; 3) король (судья) женится на девушке, которая выполнит абсурдные требования; явиться ни голой и ни одетой (завернутой в сеть); вывести цыплят из вареных яиц (пусть король вырастит просо из вареного зерна); король (судья) женится на девушке с условием, что та не станет вмешиваться в его дела; она выносит решение в споре, кому должен принадлежать жеребенок (советует владельцу кобылы сеять вареный горох, ловить рыбу в поле); рассерженный муж велит жене возвращаться к отцу, разрешив забрать самое дорогое; она увозит спящего мужа; тот прощает жену]: Krzyżanowski 1962, № 875: 267-268; русские (Вологодская) [старшему брату с дочерью отделяют землю и худую корову; брат откармливает корову; младшие братья завидуют и жалуются царю; царь спрашивает братьев, что на свете всего жирнее, милее, быстрее; дочь старшего девка-семилетка велит отцу ложиться спать; наутро дочь сообщает отгадки: земля, сон, глаза; царь наказывает отнести дочери мужика вареных яиц, чтобы она вырастила цыплят; та отправляет царю пережженное зерно, чтобы он собрал пшено, которым кормить цыплят; царь приезжает к девушке; не отгадывает двух загадок, велит приезжать к нему не босой и не обутой, не конной, не пешей; девушка опутала себя ремешком, обула коты, села на барана, он встал передними ногами во дворе, задними по-за двору; бросила кошку собакам, те погнались за кошкой, не тронули девушку; царь приближает ее к себе]: Смирнов 1917, № 47: 225–227; русские (Новгородская) [царь велит боярам сжать непосеянное поле; бояре ищут, кто знает ответ; в деревне заходят в дом, там девка; спрашивает, чего желают: плеваного или лизаного; бояре выбрали лизаное, получили налимьей ухи; (ершовая была бы плеваной); где отец? сто рублей меняет на пятиалтынный (поехал на охоту за зайцем, может загнать коня); если незасеянное поле пожать, то тебе левой полой с правого боку зачинать; царь не верит, что бояре сами придумали; посылает девке кудель, чтоб завтра была рубаха; та посылает прутик: сделай ткацкий станок; царь велит вывести цыплят из вареных яиц; девка посылает пшенную кашу: вырасти пшено кормить цыплят; царь женился на девке, уехал, велит решить задачи; наполнить золотом чемоданы, ключи от которых царь взял с собой; и что жеребенок родился от того жеребца, на котором уехал царь; и чтоб сын от него самого родился; царица надела мужское платье, приехала на кораблях туда, где был царь; предлагает играть в карты, выигрывает; получает на время ключи от замков; коня; на третий раз специально проигрывает, отдается царю, приняв свой женский облик; утром взяла на память царский перстень; когда царь вернулся, царица с сыном, кобыла с жеребенком, чемоданы с золотом; предъявила перстень]: Серова 1993: ;; северные украинцы (Черниговская, Нежинский у.) [у богатого брата детей нет, а у бедного много; жена богатого послала мужа подслушать, что делается у бедного; тот играет на дудке, а дети пляшут; богатый идет к пану: бедный не отдает занятых денег, пусть отдаст хоть ребенка; пан решит в пользу того, кто ответит, что на свете самое быстрое, сытное и приятное; дочь бедного, семилетка: солнце, земля и сон; жена богатого: наш конь, наша свинья, я у тебя; пан велит богатому отдать 50 рублей и передает их бедному; узнав, что ответчица – семилетка, дает 20 яиц, чтобы та высидела цыплят; девочка: пусть пан запряжет волов, вспашет на печке и посеет просо, а то цыплятам нечего будет есть; пан ее похвалил]: Малинка 1902, № 68: 353-354; украинцы (Екатеринославская, Александровский у., с. Вознесенка) [у вдовца дочь; приезжает барин: где отец; поехал в лес сто рублей менять на копейку (коня загонит, а принесет зайца); барин велит, чтобы отец девушки пришел к нему; дал тому 10 вареных яиц: пусть дочь выведет из них цыплят, вырастит к завтрашнему кур, трех зажарит и принесет; дочь посылает отца принести барину кашу – пусть вырастит просо; стебель льна – соткать полотно; дочь дает палочку сделать кросна; пусть придет не по дороге и не по бездорожью, не голая и не одетая, не верхом, не пешком, не с подарком, не без подарка; та обмоталась горохом, в руках заяц и воробей, одна нога на цапе, другая по дороге; барин спустил собак, она выпустила зайца, собаки за ним; отдала воробья, а тот сразу же улетел; барин на ней женился, а потом рассердился и прогнал: возьми с собой что хочешь; она потащила его за собой – самое дорогое; помирились]: Новицький 2007, № 129: 108-110; белорусы [у богатого мужика отелилась телка, у бедного жена родила девочку; жена богатого решила, что теленок помрет, и выбросила его, а бедняк его подобрал; через 7 лет теленок стал жирной телкой, а новорожденная – умной девочкой; богач потребовал отдать телку ему; пан отдаст тому, кто отгадает загадки: что всего жирнее, богаче, быстрее; жена богача: наш кабан, мы сами, наш конь; дочь бедняка: земля, Бог, мысль; пан отдал телку бедняку; приехал к нему домой, дома дочь; спрашивает, к чему привязать лошадь; девочка: хоть к зиме, хоть к лету (к телеге или саням); пан дает лукошко яиц: пусть к утру будут цыплята пану на завтрак; дочь посылает отца к пану с просьбой немедленно засеять поле, вырастить просо и насыпать зерна в горшок кормить цыплят; пан велит, чтобы девочка явилась не на лошади, не пешком, не голая, не в рубашке, с подарком и без подарка; она явилась верхом на палке, завернувшись в сеть; пан выпустил собак, а она зайца, собаки побежали за зайцем; пан женился на ней, велев не сметь судить крепостных; два мужика пошли на ярмарку, кобыла одного ожеребилась, жеребенок залез под телегу другого; жена пана велит одному потащить телегу, другому повести кобылу: за кем побежит жеребенок, та его и родила; узнав, что жена сама взялась судить, пан решил выгнать ее из дома, разрешив взять, что милей; она напоила мужа и привезла его в дом своего отца; пан вернул жену]: Василенок и др. 1958: 257-261.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы (Гудаутский р-н) [князь Салби сын Ахмата хочет проверить, умна ли невестка; велит сыну с ним ехать, не велит брать припасы; в пути просит сократить дорогу, накормить его, привести туда, где он мог бы узнать то, что не знает; сын не понимает, дома невестка тоже не понимает, А. отослал ее к ее родителям; то же с новой женой; А. ищет новую, замечает умную Расидац; посылает стебелек льна, велев соткать полотно и сделать одежду; Р. в ответ посылает бамбуковую палочку сделать ткацкий станок; А. дает яйцо – пусть выкормит цыпленка; Р. дает зернышко – пусть вырастит просо его кормить; А. берет Р. в жены сыну; та объясняет мужу: отец хотел, чтобы ты подал ему трубку (табак отобьет голод), завел разговор (это сократит дорогу), повел к кому-нибудь в гости; князь Джаткяр взял А. в плен; он обещает выкуп: 500 баранов с прямыми рогами и 500 с загнутыми, 500 быков с прямыми рогами и 500 безрогих; велит посланцам по прибытии найти под балконом топор, наточить, срубить средний крылечный столб балкона, затем рассказать, кто прислал и зачем; Р. объясняет своим людям: надо 500 воинов с ружьями и 500 с саблями, а чтобы вернуть скот, 500 людей с палками и 500 невооруженных; тот, кто срубил столб, опасен, его надо убить; двое других покажут дорогу; князя А. освободили]: Хашба, Кукба 1936: 189-203 (=Бгажба 1983: 238-245); аварцы [хан велит ответить на три вопроса, иначе казнит; дочь бедняка пошла вместо него; отвечает, что самое чуткое – уши, самое быстрое – глаза, самое справедливое – ханский гнев; хан велит сшить одежду из молотильных досок; девушка посылает ему камни, просит сделать из них нитки; хан дает 15 яиц, просит к завтрашнему вывести из них кур; девушка посылает ему горсть ячменя: пусть вырастит зерно кормить кур; хан прекратил убивать народ]: Атаев 1972, № 38: 59-60 (=Алиева 2013, № 7: 56-57, =Саидов, Далгат 1965: 42-45); ногайцы [хан Асылбек велит содрать шкуру с камня; у старого Касыма 12-летняя дочь Шараржан; велит попросить хана сперва срубить камню голову; хан дает шерсть, велит к утру сшить одежду; Ш. велит отнести хану прутик, пусть сделает из него тцацкие инструменты; хан дает яйцо: пусть к утру вылупится цыпленок, вырастит курица, защарить ее; Ш. дает наперсток проса, пусть хан вырастит зерно кормить цыпленка; хан женился на Ш.; уезжая, запрещает мирить посланных от двух аулов; Ш. помирила; А. разрешает ей взять с собой, что она хочет и вернуться к отцу; Ш. предлагает ему сперва выпить бозы, привозит опьяневшего хана к своему отцу; утром объясняет, что муж ей дороже всего; хан остается жить с Ш.]: Ногай 1979, № 38: 159-164; даргинцы [богатый брат отдал бедному корову, позже решил забрать; тот ответил, что корова его; судья (талхат) обещает корову тому, кто скажет, что самое жирное, мягкое, вкусное; дочь бедняка: ответь, что земля, мякоть мяса, сон; судья велит к завтрашнему вывести цыплят из ста яиц; из яиц дочь приготовила яичницу, а судье велела посеять просо и завтра же сжать, чтобы было чем кормить цыплят; послали за девочкой, она говорит загадками, судья женился на ней, велев не вмешиваться в дела; хозяин телеги и кобылы заспорили, кому принадлежит родившийся ночью жеребенок; жена судьи: море горит; раз море не может гореть, то и телега не ожеребится; судья велит жене забрать, что хочет и вернуться к родителям; она привезла его спящего; судья ее вернул]: Алиева 2013, № 10: 66-68; лаки [младший богатый брат хочет отнять у бедного старшего последнюю корову в уплату расходов на похоронах отца; хан: решу в пользу правильно ответившего; что самое жирное, быстрое, приятное, как далеко от правды до лжи; жена младшего брата: свинья соседа, заяц, халва, правда от лжи в 15 днях пути; дочь старшего: земля, мысль, сон, расстояние в пять пальцев (что видит глаз – правда, что слышит ухо – ложь); хан велит, чтобы к его приходу девушка вывела цыплят из 40 вареных яиц; дочь велит передать, что цыплята выведены, но пусть хан посеет пшено и к завтрашнему соберет урожай, чтобы кормить цыплят; хан: куда привязать коней? девушка: можно к лету, можно к зиме (во дворе или в хлеву); хан вернул им корову и добавил золота]: Алиева 2013, № 25: 112-113; таты [старик случайно задел хана локтем; тот в наказание требует сшить из камней одежду; дочь советует попросить хана прислать мерку, для этого отрезать рукав халата вместе с рукой, чтобы не ошибиться; узнав, что ответ нашла дочь старика, тот велит ей вывести цыплят из вареных яиц; девушка велит яйца съесть, посылает хану камни: пусть съест, а из переваренного приготовит корм для цыплят; хан велит девушке явиться не по дороге, не пешком, не верхом, не в одежде, не голой, не с подарком и не без подарка; она пришла по крышам домов, обмотавшись сетью, дала воробья, который сразу же улетел; хан простил отца и отпустил девушку]: Марченко 1993: 243-246.

Балтоскандия. Литовцы [король: что дороже, быстрее и жирнее всего? умная дочь крестьянина посылает отца сказать, что здоровье, мысль и земля; узнав, что ответы подсказала дочь, король велит, чтобы та из пучка льна соткала сто штук полотна; дочь: развяжи метлу, переломай прутики и дай их королю с просьбой изготовить ткацкий станок; король посылает вареные яйца: пусть будут цыплята; девушка посылает вареный ячмень вырастить корм для кур; король: пусть явится не в повозке, не верхом, не пешком, не голой и не одетой, не с подарком и не без подарка; она приехала на козле, завернувшись в сеть, взяв зайца и голубя; король спустил на нее собак, а она выпустила зайца и те бросились за ним; дала королю голубю, а тот улетел; королю пришлось заплатить 6000 рублей]: Leskien, Brugman 1882, № 34: 471-472 (тот же или похожий текст в Лёбите 1965: 307-309); Лутси (записано в 1931 по-русски от цыганки) [двое двоюродных братьев, у бедного только гусь; велел жене зажарить, отнес пану; пан требует разделить на 6 частей; бедняк: пану – голову, пани – сердце, дочерям – крылышки, сыновьям – ножки; А мне, как я мужик глуп, пусть останется весь труп; мужик награжден; богатый решил отнести пятерых гусей, разделить на шестерых не умеет; позвали бедняка; тот делит так, что почти в се достаемся ему самому; пан доволен, богатого приказал выпороть и взять с него сто рублей, бедного опять наградил; «Как будто у меня самого гусей нет»; пан снова зовет обоих к себе; что самое приятное, быстрое, жирное и сильное? дочь бедняка: приятное – сон, сильное – вода, жирное – земля, быстрое – мысль; жена богатого советует ответить так: приятное – я с женой, жирное – наш боров, сильный – наш конь, быстрая – наша гончая; богатый снова наказан, бедный награжден; пан велит бедному, чтобы его жена из пучка льна соткала одежду на шестерых; дочь велит отнести пану три палочки: пусть сделает ткацкий станок; пан велит вывести цыплят из вареных яиц; дочь бедняка просит его вырастить горох, посеяв вареный; пан велит прийти не сытым, не натощак, не голым и не одетым, не конным, не пешим, не по дороге, не по полю; старый пан умер, а сын ехал мимо дома бедняка и попросил пить; дочь бедняка понравилась, он на ней женился; у бедняка ожеребилась кобыла, богатый говорит, что – его телега; пан решил в пользу богатого; его жена: если воз с капустой перевернулся, а кочаны покатились в чужой огород, то они чьи? пан: того, кто их вез; жена: значит и жеребенок кобылы; пан рассердился и велел развестись; жена предлагает выпить в последний раз чаю, подсыпала сонное средство, привезла заснувшего мужа к себе; пан признал мудрость жены, больше не ссорились]: Annom et al. 2018: 70-74; карелы : Конкка 1972 [братья вместе посеяли рожь; богатый на двух лошадях быстро вывез урожай, бедному почти ничего не осталось; бедный пришел жаловаться царю; царь обещал решить в пользу того, кто разгадает три загадки; оба брата не знают ответов, царь разрешает им подумать дома; по подсказке дочери, правильные ответы дает бедный брат; что жирнее всего; наша свинья – нет, земля; что быстрее всего: мой жеребец – нет, мысль; кто милее и добрее всего: жена – нет, мать; царь дал три вареных яйца, пусть дочб бедного брата выведет цыплят; девушка велит отцу отнести вареные зерна из каши – пусть соберет урожай кормить цыплят; три льняных волоконца соткать полотенце – кусок веретена сделать ткацкий станок; царь приезжает к девушке домой, не слезая с лошади, заглядывает в избу: есть ли кто дома; девушка: полтора человека и лошадиная голова; где отец? пошел искать то, что найти не хотел бы; где мать? пошла к соседке за тем, что та никогда не сможет для нее сделать; где брат? за теплом уехал; отгадки: отец чинит невод, ищет дырки; мать обряжает соседку, которая вчера умерла; брат поехал за дровами; царь женился на девушке]: 28-32; Конкка, Тупицын 1967, № 46 (южная Карелия) [лошадь бедного брата жеребая, у богатого жеребец; на ночлеге родился жеребенок, залез под телегу богатого брата; тот говорит, что ожеребилась его телега; царь обещает рассудить братьев, если те ответят, что мягче, милее, жирнее всего; кум советует богатому ответить, что наши пуховики, внук, свинья; дочь-семилетка бедного: свои кулаки, сон, земля; царь посылает ей 500 яиц – пусть завтра будут цыплята; семилетка велит послать цыплятам просо, чтобы за день вспахано, посеяно, сжато, обмолочено, другого они не едят; царь: пусть явится ни одетая, ни голая, ни верхом, ни пешком, ни с подарком, ни без подарка; семилетка завернулась в сеть, села на зайца, принесла перепелку, которая сразу же улетела; Семилетка: отец на сухом берегу рыбу ловит, я подолом ношу и варю; царь: не может быть; Семилетка: и телега не может ожеребиться; царь взял девушку в жены]: 343-347; финны [два крестьянина отправились в Питер на одной лошади; телега принадлежала богатому, лошадь – бедному; на привале лошадь родила, жеребенок залез под телегу, богач говорит, что ожеребилась его телега; они пошли к императору; дочь бедняка советует отцу сказать, что телега, конечно, может родить; у него рыбы вышли из моря и в двух верстах от берега съели на поле хлеб; император оценил ответ и присудил жеребенка бедняку, но велел прийти не днем и не ночью, не пешком и не на лошади, не по дороге и не по обочине, не в рубашке и не раздетым; дочь велит обмотаться сетью, сесть на козла и двигаться по канаве, явиться в момент восхода солнца; император послал девушке 10 вареных яиц, чтобы вывести цыплят; та послала в ответ пареного овса засеять поле, чтобы кормить цыплят; император послал 10 горстей льна – соткать рубахи для 300 солдат; девушка прислала еловую ветку сделать ткацкий станок]: Конкка 1993: 145-146.

Волга – Пермь. Мари [царь слеп, у царицы любовник; сын из живота матери говорит об этом; царь прозрел; когда царица родила, она велела служанке убить и принести сердце и печень сына; младенец велит принести царице сердце и печень собаки, а его положить на солому в кузнице; мальчик вырос, силен, бьет других, если они его задевают; на него жалуются; царь дает кузнецу 100 вареных яиц, велит, чтобы завтра были цыплята; мальчик советует пойти на середину улицы и варить рожь; сказать царю, что для посева; если из вареных семян рожь не вырастет, то и из вареных яиц цыплят не будет; царь посылает 100 баранов, пусть к утру каждый родит ягненка; мальчик учит отца лечь на печь, а мать пусть ответит царю, когда тот придет, что ее муж рожает; если мужчина не может родить, то и баран тоже не может; баранов надо зарезать, оставить лишь одного; царю ответить, что бараны сожрали друг друга, остался последний; царь велит колоть дрова и сосчитать, сколько отлетело щепок; мальчик велит спросить: а сколько раз повернулось колесо твоей кареты, пока доехал до нас? царь велит кузнецу прийти ни верхом, ни пешком, ни голым и ни одетым; принести то, что любишь и не любишь, остановиться ни во дворе, ни на улице; мальчик велит приехать на козле, завернувшись в сеть; взять с собой собаку, которой доверяешь, и жену, которой не доверяешь; остановиться одной ногой во дворе, другой на улице; кузнец на глазах у царя ударил кнутом жену и собаку; жена убежала, а собака убежала и вернулась; царь обещал утром прийти за мальчиком; тот ушел; сел по большой нужде, сам ест и давит вшей; отвечает слугам царя, что старое выпускает, другим обновляет, убивает народ; что стоит карета? последнего куска хлеба; слуги передают все царю; тот объясняет, что это и был тот мальчик, велит привести; тот строит царковь, а на ней уже мох; царь: опять его не узнали; на следующий раз – роет пруд; велит передать царю: хочешь меня убить, а я твой сын]: Beke 1938, № 41: 362-375; мари [бедный и богатый брат отправились в город; ночью на постоялом дворе кобыла бедного родила жеребенка, а тот залез под телегу богатого; полицейский и судья, получив от богатого деньги, решили в его пользу: жеребенка родила телега; царь обещает решить в пользу того, кто верно ответит на вопросы: что на свете самое нежно; жирное; быстрое; кума богатого учит его: пуховые подушки, наша свинья, наша лошадь; 9-летняя дочь учит бедного: рука (человек кладет ее под голову), земля, мысль; царь решил в пользу бедного; узнав, что ответы дала его дочь, велит, чтобы из аршина шелковых нитей соткала и сшила рубашку; девочка вытаскивает из метлы прутик: пусть царь сделает из него ткацкий станок; царь дает 10 яиц: пусть девочка за день высидит из них цыплят; девочка велит отцу попросить у царя пшеницу, которая созреет за неделю после посева: цыплятам нужно будет лишь такое зерно; царь: пусть дочь придет ни пешком, ни верхом, ни с подарком, ни без него, не голой и не одетой; дочь велит отцу добыть ей живых зайца и цаплю; приезжает верхом на зайце, закутавшись в сеть, отдает цаплю, которая сразу же улетает; спрашивает царь: как высоко небо и глубока земля? царь ответить не мог, отпустил девочку, наградив ее; (далее девушка выросла, вышла замуж – другой сюжет)]: Beke 1938, № 46: 409-418; чуваши [бедняк взял у богача корову исполу с условием возвратить, когда она принесет трех телят; увидев корову в хорошем теле, богач заявил, что бедняк ее просто украл; судьи дают бедняку пучок кудели, велят к завтрашнему соткать рубашку и полотенце; дочь дает отцу кусочек веретена, советует предложить судьям изготовить из этого ткацкий станок; судьи дают вареное яйцо, пусть к завтрашнему будет выводок цыплят; дочь дает горсть крупы, пусть судьи высеют ее на печке, соберут урожай, приготовят зерна кормить цыплят; судьи: кто/что всего жирней, вкусней, хитрей? богач: наша свинья, наши пчелы, наша собака; дочь бедняка: земля, сон, глаза человека; судьи присудили корову бедняку]: Чувашские сказки 1937: 58-60.

Туркестан. Уйгуры [старик случайно толкнул хана, тот велит сшить из камней одежду; дочь велит попросить хана разрешить снять мерку и отрезать рукав халата вместе с рукой; хан дает 20 вареных яиц, велит дочери старика высидеть их них цыплят; дочь с отцом съели яйца, дочь посылает хану кувшин камней – пусть разжует на прокорм цыплятам; хан требует, чтобы девушка пришла к нему не дорогой и не полем, не пешком и не верхом, не одетая и не голая, с дарами и без даров; та пришла по крышам домов, обмотавшись рыболовной сетью, держа между ног козла, подарила воробья, который сразу же улетел; хан простил и наградил отца девушки]: Алиева, Кабиров 1989: 47-51.

Южная Сибирь - Монголия. Буряты (место записи не указано; прибайкальские?) [хан испытывает мудрость Алтан-Хайша – невесты своего сына, просит принести веревку из пепла; девушка делает соломенную, поджигает, остается полоса пепла в форме веревки; вывести 13 цыплят из вареных яиц; АХ: чтобы был корм для цыплят, возьми кашу, посей, вырасти просо; хан доволен; поехал с сыном на охоту, велит обойтись деревянной посудой; сын пытается долбить чурбан; видя, что сын отстал, велит тянуть коня за хвост; сын понимает буквально; АХ: надо было жарить шашлык и погонять коня; хан приехал к другому, тот загадывает загадки, хану не отгадать, его заковали и привязали к столбу; хан обещает выкуп, посылает письмо невестке: Шажин-номон-хан подарил мне украшения на руки и ноги, серебряную витую цепь на шею; его люди не отходят ни днем, ни ночью; гоните рогатых коров и быков, за ними безрогий скот; из трех золотых осин две срубите и на месте сожгите, одну везите до границ владений Ш.; письмо пусть разрежет золотыми ножницами моя невестка; когда прибыли трое посланцев, сын пытается собирать скот, а невестка велит убить двух посланцев из трех и послать войско; Ш. связали как барана и привели]: Элиасов 1959: 7-19.