Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L9F. Золотой нос или зубы. .15.28.31.

У человека нос или зубы из золота или серебра – признак его демонической природы.

Португальцы, испанцы, итальянцы (Пьемонт, Неаполь), мальтийцы, русские (Терский берег), латыши, ливы, эстонцы, восточные саамы.

Южная Европа. Португальцы (Коимбра) [принцесса отвергает женихов, выйдет лишь за мужчину с золотой бородой и серебряными зубами; однажды приехала карета, лакеи в зеленом, в карете господин с золотой бородой и серебряными зубами; после свадьбы муж повез принцессу в лес, началась буря, принцесса воззвала к Иисусу, буря стихла, а муж и карета пропали; принцесса обратилась к Св. Деве и пообещала, что если ее спасут, она целый год не проронит ни слова; появился князь, поверил, что девушка нема, привез во дворец; через год решил жениться на другой женщине; по этому поводу нарядил немую в роскошное платье; срок кончился, принцесса заговорил, князь женился на ней]: Coelho 1879, № 48: 112-114; испанцы [дочь графа отвергает женихов, хочет маркиза серебряные губы, золотые зубы; черт является во дворец маркизом; девушка не слушает ласточку, предупреждающую об опасности; черт оставляет жену в комнате, в подвале под ней ставит котел с кипятком, начинает ломать перекрытие; ласточка сообщает об этом маркизу, тот спасает дочь, оставляет вместо нее куклу; она проваливается в котел, черт видит, что это кукла]: Шустова 1994: 240-241; итальянцы (Неаполь) [принцесса отказывает женихам; чародей Фьорованте велел сделать себе из золота голову и зубы; принцесса немедленно согласилась выйти за него; он оставил ее в конюшне, приказав питаться тем же, чем лошади, и уехал; она вышла в сад; он тут же вернулся и чуть не убил ее; снова оставил; золотарь ее отца случайно туда приехал, спрятал принцессу в пустой бочке и вернул во дворец; король поставил в комнате дочери железные двери; Ф. подкупил старуху, пусть положит в постель принцессы заколдованный листок; все, кроме принцессы, заснули; Ф. вломился, потащил свою жертву, но листок выпал, обиатели дворца проснулись и разорвали Ф. в клочки]: Базиле 2018: 263-270; итальянцы (Пьемонт) [у вдовы-прачки три дочери измучены работой; старшая готова наняться хоть к черту; приезжает господин с серебряным носом ; мать в сомнении, но старшая дочь готова поехать с ним; в своем доме он дает ключи от всех комнат, запрещает заходить в одну из них; ночью тихонько втыкает розу в волосы девушки; когда она отпирает запретную дверь, за нею ад, пламя опалило розу; вернувшись, Серебряный Нос столкнул девушку в ад; то же со средней сестрой (Серебряный Нос объяснил, что одна служанка не справляется со всей работой; воткнул ей в волосы гвоздику); младшая Lucia заметила жасмин у себя в волосах, поставила в воду, он остался не опаленным; перед приходом Серебряного Носа она снова воткнула его себе в волосы; попросила отнести матери мешок белья для стирки; предупредила, что далеко видит – пусть Серебряный Нос по пути не садится отдыхать; вместо белья Л. посадила в мешок старшую сестру; когда Серебряный Нос намеревается заглянуть в мешок, сестра говорит «Вижу, вижу» вместо Л.; тем же путем Л. переправила среднюю сестру; затем сделала куклу по своему подобию, сказала, что приболела, сама села в мешок, захватив также денег; когда все сестры вернулись, они поставили перед домом крест и дьявол больше не приходил]: Calvino 1980, № 8: 26-30; мальтийцы [принцесса отказывает женихам, хочет выйти за мужчину с золотыми зубами; в таком виде является дьявол; по пути к его дому она замечает рога на голове жениха, попадает в его подземный дом; три сына ее служанки тайком следуют за принцессой, узнают, что с ней случилось; пока дьявол спит, вытаскивают ее, покрывают все ее тело розами; когда позже дьявол приходит за ней, он бессилен из-за этих роз; принцесса выходит за младшего из братьев]: Mifsud-Chircop 1978, № 312С: 52-54.

Средняя Европа. Русские (Терский берег) [пока родители на свадьбе, поповна выпивает за их здоровье; кто-то с улицы просит выпить и за него; прогрызает стену, спрашивает, где добро; она его заперла в погребе, позвала людей; черт улетел и кричит: припомню поповну; приехали сваты, поп спрашивает дочь, за кого пойдет; у одного золотой нос, дочь выбирает его; теща поехала с дочерью, жених уговаривает ее сойти, она не хочет, он ее сбросил; приехали в лес, жених разрыл могилу, съел покойника, поповна сделала вид, что ничего не видела; он привез ее в дом, стали жить; однако в гости приехал отец, она ему все рассказала; он ее съел; это и был черт, принявший облик отца]: Балашов 1970, № 69: 237-238.

Балтоскандия. Латыши [девушка хочет иметь необычного мужа – с золотым носом, медной бородой; ее желание исполняется; проезжая мимо церкви (кладбища), она видит, как муж поедает трупы (сердца) похороненных; муж является ей в образе брата, отца, матери и расспрашивает ее; девушка рассказывает матери обо всем, что видела; муж тут же тут же принимает свой прежний облик и пожирает ее (ее сердце)]: Арийс, Медне 1977, № 363: 280; ливы [девушка отказывает женихам, хочет человека с золотым носом; тот является, увозит ее; отказывается сказать, куда; подъезжают к какой-то церкви, муж входит и вскоре выходит, целует жену; уходит опять; жена просит прохожего продержать лошадей, заглядывает в церковь; муж разворотил склеп у алтаря и пожирает мертвых; когда муж, выйдя из церкви, вновь хочет поцеловать жену, та отворачивается; он рвет ее на куски; один из прежних женихов девушки это видел, сообщил родителям; те нашли и привезли ее останки]: Loorits 2000(4): 388-389; эстонцы (по всей Эстонии, но больше в южной) [девушка отвергает женихов и мечтает выйти за мужчину с золотым носом; тот появляется и увозит ее; по пути они трижды останавливаются, жених заходит в какой-то дом; на второй раз невеста подглядывает: он гложет дохлую собаку; на третий раз – мертвеца; когда доезжают до обиталища жениха и девушка остается одна, умершая мать говорит ей, что ее муж – черт; один из парней, которым девушка нравится, идет к знахарю; тот велит трижды в четверг взять клубок и идти на перекресток дорог; на третий раз вихрь приносит юношу к дому черта; тот нанял его в работники, но поскольку зима, работы еще нет; девушка приходит к нему, дает щепку, песчинку и воды в стакане: пусть бросит, когда она скажет; берет веник: если станет шевелиться, преследователь близко; песчинка стала горой (черт посылает сына за лопатами), щепка – густым лесом (посылает за топорами), брызги воды – морем; черт посылает сына за бабушкой, она пытается выпить море, но лопается; черт остался за морем, юноша с девушкой поженились]: Mälk et al 1967, № 58: 151-154; восточные саамы [любимый пропадает; девушка отвергает других женихов, говорит, что выйдет за человека с золотым носом; приходит равк , она вынуждена выполнить обещание; он оставляет ей ключи, не велит открывать одну дверь; там ослабевший лось; она выкармливает его, через три дня они убегают; бросают гребень (лес), зеркало (озеро), черепок (гора), спичку (пожар); Лось привозит девушку к своей матери, превращает в щепку в подполье, ставит сосну корнями вверх, убегает; равк не нашел щепку, не смог вырвать сосну; Лось показывает девушке сосну, она узнает суженого, Лось превращается в парня, берет девушку в жены]: Чарнолуский 1972: 80-83.