Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L90D. Губы прибиты к небу и земле. .33.34.

Герой прикрепляет верхнюю губу (челюсть) чудовища к небу, а нижнюю – к земле.

Салары, южные алтайцы, ойраты.

Туркестан. Салары (Уджирем, Сюньхуа-Саларский автономный уезд) [у старика были две жены, но не было детей; он отправился на небо просить ребенка; на небе были три мальчика, младшего дали старику; старик вернулся домой; утром прилетел беркут; окунул в молоко одно крыло, ударил им старика и старшую жену; вторым крылом ударил младшую жену; та забеременела; старшая жена отнесла ее в горы; младшая родила там мальчика, стала жить в пещере; Мунгыскарджах сказал, что съест ее сына; мальчик велел матери его вымыть и положить на тарелку; затем превратился в лягушку; мать сказала М.: «Ты не жуй [только], я положу в твой рот. Лягушка малюсенькая, [ты] проглоти [ее] целиком»; как только М. проглотил лягушку, та обернулась человеком; верхнюю челюсть (букв. рот) М. он подвесил к небу, а нижнюю (букв. рот) – прикрепил к земле; так он его убил]: Тенишев 1964, № 11: 26-27.

Южная Сибирь - Монголия. Южные алтайцы (зап. от крещеного алтайца в сел. Онгудай в долине р. Урсул) [Алтай-бучи поехал воевать с Демичи-тере; его жена Эдиль-Джебиль и сестра Эдиль-Коджиль написали с уткой письмо Аранай-Чаранаю, сыну Эльден-Чалдана, что им было бы лучше без Аб; дали Аб вино с потом работницы и коня; Аб упал в яму; АЧ велел связать шестиного коня Аб, у него самого отрезать большие пальцы; спутали и увезли также еще трех коней, двух собак и двух беркутов Аб, но конь Демичи-джерен (ДД) обманом освободил их, став воробьем, унес большие пальцы Аб; жена Аб родила Кан-Сорыша, ДД, став воробьем, унес его через дымовое отверстие юрты; мать успела отрезать сыну ногу, но ДД и ногу украл; с неба с молочного озера, где береза в цвету, привез девицу Темене-ко, она всех оживила, отрезанное приложила назад, за КС вышла замуж; Аб привязал жену к хвостам девяти коней; спустился под землю воевать с Аранай-Чаранаем; выудил рыбу на удочку с наживкой из 6 быков, больше этой рыбы нет; женится на сестре Кан-Джекпея; едет искать его пропавшего сына; змей лезет в гнездо птицы Кан-Гереде, Аб его убивает; птенец отвечает, что когда прилетит его мать, пойдет небольшой дождь, будет ветер; птица посылает Аб к Ерлику искать Алтын-Гереля; жена дала иглы (воткнуть перед двумя верблюдами, успеть пройти между ними), сто глаз (дать клевать двум воронам и двум сорокам), нитки (дать двум девицам, чтобы те не вырвали сухожилия), угли (дать углежогам, чтобы самого не сожгли), железо (кузнецам, чтоб самого не расковали); женщина, перед ней козленок и жеребенок, она при жизни украла их у кобылы и козы; одним супругам мало укрыться 9 овчин, другим хорошо под одной; дети, косо смотревшие на родителей, повешены на крючки за глаза; убившая ребенка повешена за пуп; кто людей осуждал, а сам вольничал, подошвы приколочены железом; у женщины мужская кость, у мужчины женская, оба вольничали; убийцы кипят в сере; Аб бьет жену Е. выросшими из ладоней прутьями, она обещает ему помогать; Аб добился, чтобы живая голова шла к Кутаю, мертвая к Ерлику; (и т.д.); Кан-Джекпей нижнюю губу Джердженис-боко (боко - силач) прибил к земле, нижнюю к небу ; Кан-Сорыш разрезал ему внутри живот и вылез]: Потанин 1916, № 59: 181-186; ойраты (дюрбюты) [эпизод длинного повествования о богатыре Мекеле; он отправился за невестой, на пути огромная змея, верхнюю челюсть упирает в небо, нижнюю в землю; втянула М. в свою пасть; он ее верхнюю губу приколол копьем к небу, нижнюю придавил тупым концом к земле , коня привязал к копью, вошел в пасть, прорубил отверстие в спине змеи, разорвал змею на части, оттуда вышли два улуса: хошуты пошли на север, олюты на юг; через год М. встречает верблюда, у которого верхняя губа по небу бьет, нижняя о землю, от этого грома катятся камни, падают лиственницы; М. укротил верблюда, повел к ядовитому морю]: Потанин 1883, № 135: 471-474.