Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L74. Возвращенная рука. .40.-.43.46.52.

Медведь или иной могущественный персонаж отрывает и уносит руку другого. Третий персонаж похищает руку, возвращает ее тому, у кого ее оторвали.

Чугач, верхние кускоквим, кучин, танана, верхние танана, чипевайян, хайда, комокс, тетон (оглала), киче, Исапа, Копан (?), Теотиуакан (?).

Арктика. Чугач [Медведь откусывает человеку руку, вешает ее дома в дымовом отверстии; человек страдает; Ворон похищает руку, приносит назад, лечит пострадавшего]: Birket-Smith 1953: 165-166 [Ворон просит Медведя положить в огонь дымную кору, пользуясь этим, уносит руку; поскольку рука оказалась согнутой, люди теперь сгибают руки], 170 [(=Johnson 1984: 71-73); Ворон учит Медведей, как откусить человеку руку, когда люди приманивают медведей во время хода лососей; велит повесить в дымоходе, чтобы причинить раненому больше страданий; люди просят Ворона помочь; тот говорит Медведю, что если привязать руку травой, а не древесными корнями, боль владельца усилится; уносит руку; прикладывая ее назад, просит людей держать глаза закрытыми; один человек открыл глаза, поэтому у людей руки сгибаются; дальше см. мотив K52].

Субарктика. Верхние кускоквим [Волки и Медведи с верховьев приходят играть к людям с низовьев; отрывают руку Кунице, уносят; люди просят Ворона помочь; тот соглашается, получив упитанную печеную собаку; его племянник Сова плывет с ним; справив нужду на пихтовые сучья, Ворон превращает их в одежду для себя и для женщины; его принимают за богатого человека, дают женщину; он ложится спать там, где над ним висит оторванная рука; тыкает в руку, раздается тревога, но прибежавшие каждый раз ничего подозрительного не замечают; однажды улетает, унося руку; Сова сталкивает лодку в реку, они уплывают; Ворон прикладывает Кунице руку; она недостаточно хорошо двигается, поэтому у куниц асимметричные следы]: Deaphon et al. s.a.: 27-31 (=Ruppert, Bernet 2001: 285-287); кучин [играя, семья Лиса тревожит спящего Медведя; он отрывает Лису руку; Лис просит Ворона помочь; Ворон приходит к Медведю, рассказывает истории, Медведь начинает дремать, Ворон выхватывает руку Лиса из-под его головы, приносит Лису; на шерсти лис до сих пор виден след от раны]: McKennan 1965: 96; танана [Медведи отрывают руку девушке-Кунице, делают из нее погремушку; Ворон приходит к Медведям под видом бедного старика; пляшет; ночью уносит руку; уплывает в лодке с племянником Совой, возвращает руку Кунице]: De Laguna, DeArmond 1995, № 16: 163-167; верхние танана [люди-Куницы играли в травяной мяч; Медведь оторвал Кунице руку, унес к себе, повесил под крышей; все животные неудачно пытались вернуть руку; Рысь вошел, когда Медведь спал, обрезал погремушку {не вполне ясно; см. текст танана}, обрезал веревку, которой была привязана рука Куницы, принес ему, она приросла; поэтому у куницы одна рука короче другой; Медведь грозит убить Рысь, но тот скребет когтями тополь; Медведь отступает]: Kari 1996: 35-37; чипевайян [Черный Медведь – племянник Белого; Белый вырывает Лису плечо, вешает в своем доме; Лис просит Ворона помочь; плечо висит вместе со связкой когтей, те звенят, если коснуться; Ворон как бы случайно касается несколько раз; Белый Медведь засыпает, Ворон хватает плечо, возвращает Лису; Белый Медведь прогоняет Черного за то, что тот всем рассказывал о случившемся; прячет солнце; делается темно; дочь Белого Медведя глотает с водой что-то темное; родившийся мальчик требует для игры солнце; превращается в ворона, уносит его; с тех пор белые медведи свирепы]: Bell 1903, № 2: 79 (перепеч. в Edmonds, Clark 1989: 116-118).

СЗ Побережье. Хайда (Скайдгейт) [у сына вождя рука сильнее, чем у всех прочих; в дымовое отверстие просовывается маленькая бледная рука; сын вождя хватает ее, она отрывает ему руку; Ворон прилетает в чужое селение; встреченный старик говорит, что рука хранится за перегородкой в доме местного вождя; Ворон надевает кожу старика, под утро крадет руку; задевает за перегородку, она звучит как бубен; Ворон уносит руку, она прирастает к юноше]: Swanton 1905: 136-137.

Побережье – Плато. Комокс [в отсутствие отца мальчик варит рыбу, Гризли крадет рыбу; отец возвращается, стреляет в Гризли, но тот отрывает ему руку, уносит; Ворон приходит к Гризли, кормит его, тот засыпает, Ворон забирает висящую над огнем руку, приносит человеку, улитка помогает приделать ее назад к телу]: Boas 1916: 821.

Равнины. Тетон (оглала) [две девушки смотрят на звезды, одна желает в мужья яркую, другая тусклую; появляются двое мужчин, девушки соглашаются выйти за них; на небе яркая звезда оказывается старым вождем; просит беременную жену сильно не нажимать на копалку, добывая коренья; она нажимает, проваливается сквозь небосвод, разбивается, ребенок остается жив; птицы спорят, кто станет воспитывать Падающую Звезду (ПЗ), эта честь достается Жаворонку; юноша вырастает, идет на стойбище, где Вазийя ( источник снегов ) отбирает у людей всю добычу; ПЗ отрубает ему голову, убивает его родственников, один ребенок прячется; поэтому есть зима; белый Ворон распугивает бизонов, люди голодают; ПЗ превращается в мертвого бизона, Ворон спускается его клевать, ПЗ хватает его, коптит в дымоходе; Ворон становится черным, улетает, потеряв силу; ПЗ превращается в мальчика, живет у старухи; Громы унесли руку вождя, тот обещает дочь тому, кто вернет руку; в образе королька ПЗ прилетает в типи, где висит рука; опрокидывает котел на Иктоми (Паук) и других, уносит руку, возвращает вождю, женится]: Нейхардт, Браун 1997: 496-513.

Мезоамерика. Киче ("Пополь-Вух") [солнца не было, только Vicub-Caquix ("семь попугай-мако"); он говорил, что он есть солнце, свет и луна, что его глаза и зубы сверкают; Hunahpú и Ixbalanqué были вправду богами; когда ВК сидел на дереве, ел плоды, Hun-Hunahpú (ошибка: Hunahpú) поразил его в челюсть из духовой трубки; он упал с дерева, но оторвал руку Х. и унес; дома повесил в очаге над огнем; сказал своей жене Chimalmat, что теперь у него болят зубы (из-за попадания дротика); Х. и И. договорились со стариком и старухой Zaqui-Nim-Ac и Zaqui-Nimá-Tsiís (Большой Белый Кабан (точнее - Пекари, jabalí), и Большая Белая Коати), что те пойдут к ВК и возьмут их с собой, будто они их маленькие племянники, чьи родители умерли; старики сказали ВК, что смогут вылечить ему зубы, заменить новыми, сделанными из толченой кости; но это были зубы из зерен кукурузы и не вылечили зубы, а раздавили их, забрали его сокровища; ВК и Ч. умерли, а Х. вернул свою руку; старик и старуха вернули ее, приложили к Х., она приросла]: Popol Vuh 1972, cap. IV-VI: 17-25 (эпизод рассмотрен в Bassie-Sweet 2008: 279; в Chinchilla Mazariegos 2010a: 122-128); Копан (рельеф из раскрашенного штука) [из живота попугаихи (гуакамайо) выступает пасть пернатого змея, в которой откушенная рука (вероятно, рука Хунахпу, см. Пополь-Вух 1959: 18-23); кроме главной головы, с каждой стороны еще по 4 головы попугая]: Chinchilla Mazariegos 2010a, fig. 5 - 6; Теотиуакан : Chinchilla Mazariegos 2010a [курильница в виде храма, на вершине которого попугай (гуакамайо) с дополнительными головами по сторонам основной, а перед храмом висят отрезанные руки]: 127-128, fig. 8, 9; Neilsen, Helmke 2014 [роспись в комплексе Атетелко в Теотиуакане; птица с дополнительными головами на крыльях, держащая в клюве оторванную человеческую руку, из которой течет кровь]; Исапа , стела 25 [в животе сидящей на дереве попугаихи (гуакамайо) изображены зубы]: Chinchilla Mazariegos 2010a, fig. 2–4; Nielsen, Helmke 2014 [у антропоморфного персонажа, держащего правой рукой это дерево/шест, левая рука оторвана, из нее течет кровь; хотя иконографические материалы из Исапы, Копана, Теотиуакана и др. не содержат прямых указаний на то, что герой вернул свою руку, они явно иллюстрируют тот сюжет, который описан в «Пополь-Вух»].