Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L65C. Старшая сестра-людоедка. (.23.).36.37.39.

Старшая из трех или более сестер оказывается людоедкой, пожирает младших сестер и других людей.

Эвены, орочи, удэгейцы, лесные и тундровые (?) юкагиры, чуванцы, коряки.

( Ср. Южная Азия. Сингалы [две сестры пошли в храм, младшая пожелала богатство, старшая – съесть своих родственников; старшую выдали замуж в другую деревню; она съела всех жителей, съела отца и братьев, пришедших ее навестить; младшая с матерью убегают, мать обернулась, окаменела; младшая сестра скрылась в пещере; ее нашел царь, взял в жены; когда нужна повитуха, старшая сестра предложила свои услуги; ночью унесла кровать с младшей сестрой; та уцепилась за ветки, осталась на дереве, стала невидимой для старшей сестры; старшая вернулась, стала сторожить под баньяном; царь нашел жену и ребенка; устроил костер, будто жена умерла и он сжигает ее останки; старшая сестра: раз я не могу съесть сестру, то и жить не хочу; бросилась в огонь]: Волхонский, Солнцева 1985, № 110: 270-273.

Восточная Сибирь. Эвены [живут 5 сестер, старшая Нэрук заботится о младшей Чимчэн; превращается в великаншу-людоедку, пожирает людей и оленей; Ч. рассказывает об этом старшим сестрам, те долго не верят; когда Н. появляется, каждая из старших сестер пытается улететь на одном из бытовых предметов (доска, палка и пр.), они падают в пасть Н.; Ч. улетает на чирке, прилетает к Эергэгену, остается женой, родила сына; появляется Н., Ч. втыкает в землю клещи, возникает прочный стол и она наверху, Н. не может ее достать; Э. подходит, велит ей открыть пасть, стреляет, голова Н. раскалывается, живыми выходят сама Н., какой была прежде, и все проглоченные люди и животные; Н. выходит за человека, которого она в образе чудовища ранее съела]: Лаврилье, Матич 2013: 79-118; (ср. эвены Камчатки [три сестры живут с матерью или мачехой (рассказчица путается); младшая видит, как та ночью уходит, приносит человеческую ногу и ест ее; младшая велит сестрам одеться легко, чтобы лететь, но те надевают красивую одежду, людоедка их догоняет, проглатывает; младшая оказалась на небе, вышла замуж, родила сына; тот нарушает запрет отца идти в определенную сторону; бревно превращается в старуху, та велит мальчику подойти, она его поцелует; он рассказывает об этом родителям, мать велит привести старуху; муж просит старуху открыть рот, бросает туда ребенка и жену, затем бросает старуху в костер; (жена и ребенок возродились?); они откочевали и стали жить счастливо] Кастен, Авак 2014: 22-33).

Амур - Сахалин. Орочи : Аврорин, Лебедева 1966, № 56 [шесть сестер живут на небе, седьмая старшая - в доме; сестры приходят к ней, младшая мажет зад углем, камлает; старшая смеется, другие видят у нее на зубах человечину; убегают на лыжах; старшая сестра их преследует, убивает всех, кроме самой младшей, гибнет, превращается в гнус; см. мотив J35, L72]: 204-206; Березницкий 1999, № 19 [(=2002, № 2: 106; 2003, № 23: 448; 2005, № 50: 477-478); отец умирает; мать перед смертью велит шестерым дочерям убегать, т.к. седьмая, старшая - людоедка; сестры пляшут, чтобы ее рассмешить; седьмая танцует голая, старшая смеется, они видят человеческие жилы у нее на зубах; убегают на лыжах; у пятерых крепления из тряпок, веревок, лосиной кожи, проволоки, железных пластин; они рвутся, людоедка съедает их; у шестой, младшей крепления из железных цепей; она бросает гребень, зеркало; появляются лес, озеро; старшая прогрызает лес, тонет в озере; младшая приходит к юноше, выходит замуж]: 151; удэгейцы : Арсеньев 1995: 179-180 [семь девок отказывались от замужества; старшая куда-то уходила; остальные решили заставить ее рассмеяться; младшая сняла панталоны, бросила их в огонь; старшая улыбнулась, все увидели волосы у нее во рту; решили, что она ест людей; шестеро сестер убежали, она догнала их и съела; родила шестерых Ненгуй – красных волков; эту сказку рассказывают только днем и считают самой страшной; (перепеч. в Березницкий 2002, № 3: 107; в Лебедева и др. 1998, № 109: 476-477)], 180-181 [то же; младшая бросает в огонь стружки, а не панталоны; чтобы догнать младших сестер, старшая велит порваться ремешкам на их лыжах; души младших, а затем и старшая ушли на небо, стали звездами (возможно, Плеядами; перепеч. в Березницкий 2002, № 4: 107-108; в Лебедева и др. 1998, № 110: 477-478)]; Подмаскин, Киреева 2010 [злой дух влетает в рот Эге, старшей из семи сестер; сестры создают фигурки, те прыгают, кривляются; когда Э. рассмеялась, сестры видят у нее на зубах человечину; сестры убегают, Э. велит лыжным ремням порваться, догоняет, проглатывает сестер; младшая спасается, у нее были крепления с железной цепочкой; бросает точило (гора), гребень (чаща), золу (туман; на преодоление каждого препятствия у Э. уходит год); старушка позволяет девушке перейти по мосту реку, прячет мост; Э. требует его, старушка ставит, на середине он рухнул, Э. упала в стремнину; говорит, что ее волосы станут тиной, зубы - валунами, кости – заломами из деревьев, кровь - комарами и мошкой]: 156-157.

СВ Азия. Лесные юкагиры : Иохельсон 1900, № 94 (р. Коркодон) [три сестры остались одни; по очереди ходят за дровами; стали перебрасывать друг другу мышь, засмеялись, увидели на зубах у старшей сестры человеческое мясо; когда та ушла, сестры сожгли ее крылья, надели свои, полетели, увидели, как старшая грызет череп их отца; старшая бросила в среднюю ножны ножа, они притянули ее к земле, она съела ее; младшая вышла за сына старика, родила сына; две старшие сестры пришли, оцарапали щеки мальчика; мать взяла его, поднялась на помост; старшие стали грызть опоры помоста; муж младшей прыгнул на копье на помост, велел старшим открыть рот, обещал бросить туда сестру; одной бросил в рот копье, другой стрелы, убил их]: 202-206; Жукова, Прокопьева 1991, № 19 (с. Нелемное Верхнеколымского улуса Якутии) [у трех сестер умерли родители; старшая стала куда-то уходить, перестала разговаривать и улыбаться; сестры решили ее рассмешить; поймали мышь, зашили ей глаза и выпустили; старшая сестра улыбнулась, младшие увидели у нее во рту волосы; потом за ней проследили и выяснили, что она стала людоедкой – ходила на могилы родителей и грызла их головы; младшие побежали от нее, достигли морского берега и улетели на нинбах (доски для кройки кожи и меха)]: 157-158; русифицированные, вероятно, тундровые юкагиры (с. Походск Нижнеколымского р-на) [младшая из трех сестер голодна, старшая советует ей поесть сушеной рыбы, смеется, две сестры видят мясо у ней на зубах; обнаруживают, что она вырыла и сожрала трупы их умерших родителей; просят гусей бросить им перья, улетают; средняя сестра оглядывается, слыша голос старшей, падает в ее раскрытую пасть; младшая спасается, выходит замуж, рожает сына и дочь; старшая приходит, откусывает детям губы, пожирает девочку; мать с мальчиком прячутся в ящике, делают его железным; отец убивает монстра, сжигает останки]: Bogoras 1918, № 11: 67-69; чуванцы [Жили три сестры. Старшая всё время куда-то исчезала. Она ходила в тундру и ела там мёртвых. {Узнав об этом}, младшие решили бежать. Перед этим накормили все отверстия в жердях яранги, чтобы те как бы разговаривали. Старшая поймала среднюю сестру, а затем набросилась и на младшую. Вдруг младшая очутилась в Верхнем мире, где одни мужчины. Они начали её расспрашивать. Девушка растерялась, но не сказала, чем занимается старшая сестра. Девушка так и осталась где-то вверху. И потом прибавилось множество людей. Говорят, что это мы!]: Бродский, Иннекей 2018, № 22: 48-49; коряки [зап. А.Н. Жуковой; пять сестер кочуют одни; старшая предлагает поселиться у моря; младшая замечает, что по ночам старшая выходит из яранги, когда возвращается, чувствуется дурной запах; младшие сестры находят человеческие останки в постели старшей; сестры уходят, заперев старшую в доме; та вылетает через дымоход; догоняет, съедает следующую по старшинству; младшая делает так, что старшая падает в костер; в костре человек с ножом убивает ее]: Меновщиков 1974, № 142: 149-155.