Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L42k. Людоед отрыгает топор. .34.35.39.

Демонический персонаж отрыгает топор (тесло), чтобы срубить дерево.

Буряты (Монголия), восточные ханты, северные селькупы, кеты, лесные юкагиры.

Южная Сибирь. Буряты (Хэнтэйский аймак Монголии) [лама говорит старикам, что их дочь – людоедка; родители гонят дочь; конь приносит ее в богатые места на лесистую гору; слуги сообщают хану, что на горе поселился красивый человек, но не знают, женщина или мужчина; конь велит прикинуться мужчиной, чтобы не стать невесткой хана; она побеждает в скачках, в борьбе и в стрельбе из лука; но астролог определяет, что это девушка; она выходит за ханского сына; в отсутствие мужа рожает мальчика с золотой грудью, серебряным задом; тот лама оба раза подменяет письма, подданные хана получают приказ зарыть невестку с ребенком в яму; конь невестки разорвал путы, разрыл яму, унес женщину с ребенком на гору, но потратил на это все силы; умерев, превратился в дом и 4 сандаловых дерева; появился шолмос {это тот же лама?}, женщина с ребенком забралась на дерево, он стал его рубить, волк предлагает порубить за него, выбрасывает топор; шолмос отрыгает другой – то же, выбрасывает лиса; осталось последнее дерево, прибегают две собаки; шолмос мочится, образуется яма, он прячется в ней, собаки за ним; говорят, что если поднимется красная пена, они побеждены, а если белая – победили; идет красная и белая, затем выходят собаки-победители; убегают; хан возвращается, казнит гонцов, возвращает жену и сына]: Баранникова и др. 1993, № 3: 61-85.

Западная Сибирь. Восточные ханты (р. Вах) [(перепеч. из Шатилов 1982: 79-81); Альвали попал стрелой в чирка; не может вытащить стрелу из его тела; бьет луком, лук прилипает; и т.д., пока не прилипла голова; чирок был ловушкой Сэвс-ики ; он приносит А. домой; тот просит сперва его откормить, затем посылает принести больший котел; А. уговаривает его дочерей его отпустить, обещает сделать ложки хлебать его суп; убивает обеих, варит, мясо насаживает на палочки вдоль тропы; лезет на дерево, насыпав в обувь песок; С. съедает мясо; выблевывает топоры, рубит дерево, топоры ломаются; остается один; А. просит С. открыть рот, чтобы прыгнуть туда; сыпет песок, убивает его топором, сжигает, пепел превращается в комаров]: Лукина 1990, № 34: 134-136; кеты [когда приходит Баба-Яга (перевод рассказчицы), Каскет и Тотаболь прячутся за олатину и под очажную чурку; клейница их выдает, Б. кладет их в штаны, несет дочкам; велит им побольше есть; К. набивает рукав и вываливает, Т. ест, становится толстым; пока Б. охотится на медведей, К. просит ее дочек дать ему сверло, просверливает отверстие в стене каменного чума; убивает дочек, развешивает их мясо, убегает через отверстие; Т. застревает, К. уносит его голову; Б. по ошибке съедает мясо своих дочек; преследует К., тот создает лиственницы, лезет на макушку; Б. отрыгает топор , рубит ствол; Заяц вызывается помочь; приставляет щепки назад, пока Б. спит; когда просыпается, К. просит ее открыть рот и глаза: «Ты сначала (теперь) у комля дерева ложись и глаза палочками расширяй!»; бросает песок в глаза; спускается, убивает рогатиной, сжигает; приставляет голову Т., тот оживает]: Дульзон 1966, № 5: 23-27; северные селькупы [Ича идёт в тайгу охотиться, оставляет бабушку в чуме. Стреляет по чиркам на воде, промахивается. При попытке вытащить стрелу из мусорной кучки, попадает в ловушку чёрта - прилипает руками и ногами. Чёрт-старик называет Ичу "пташечкой, птенцом кукши", приносит в свой чум дочкам. Ича говорит, что котёл слишком мал, чтобы его сварить. Чёрт уходит за большим котлом. Ича обещает вырезать чёртовым дочкам узорчатую ложку хлебать его жир. Тешет на улице дерево, зовёт посмотреть, убивает ударом обуха посреди лба обеих, варит в котле, развешивает куски на шпеньках, головы кладёт под котёл. Отрезает носки пимов чёрта-старика, наполняет золой, в чум пускает двух сорок. Прицепив топорик к поясу, забирается на лиственницу. Чёрт приходит, съедает мясо дочерей: «Уу! Будто своим пахнет мясом!». Принимает голоса сорок за разговор дочек. Находит головы в котле. Обнаруживает Ичу на лиственнице, рубит её. Приходит медведь, просит топор помочь рубить, уходит с ним. Чёрт приносит другой. Приходит росомаха, тоже предлагает помочь рубить, тоже уносит топор. Чёрт вспоминает, что в старинку, когда проглотил целый город, заодно проглотил и тесло. Отрыгивает его . Приходит лиса, предлагает помочь, уносит тесло. Чёрт опять пробует блевать. Ича кричит: «Дедушка! Выблевывая нутро свое, снова чего надламываешь ты? Ты навзничь ложись (досл. «упади»), рот твой, глаза твои, ноздри твои, заднепроходное отверстие – все надвое распяль палочками». Чёрт так и поступает. Ича спускается, засыпает глаза чёрта золой, убивает обухом топора и сжигает на костре. Из искр возникают комары. Ича возвыращается к бабушке]: Прокофьев 1935: 101-103; северные селькупы [Ичкыча, живущий с бабушкой, плывёт в лес на челноке, попадает в навозную ловушку чёрта. Чёрт называет его "птенчиком". Ичкыча общает его дочкам пёструю ложку, убивает их, варит, пускает птенчиков в дом, мясо съедает чёрт. Заяц, лиса, росомаха, волк, медведь, предлагают ему помочь срубить дерево с Ичкыча и забирают каждый топор, который черт, благодаря съеденному в прошлом городу, отрыгивает. Ичкыча предлагает: «Дед, сколько так будешь возиться? Дед! Глаза и все относящееся к ним, рот и все относящееся к нему, пораспяль палками. Я в твой рот упаду». Засыпает ему лицо золой, убивает топором и сжигает, закляв, чтобы в одни годы пепла (комаров) было много, а в другие – мало]: Кузнецова и др. 1993, № 5: 15-17, 54-57; северные селькупы (Красноселькупск) [Ичакычика живёт с бабушкой. едет ловить рыбу сетью, ссорится с чёртовой навозной лепёшкой, прилипает. Чёрт-старик называет его "зайчонком", оставляет на дочерей. И. обещает им выковать ложку, приглашает сесть к нему на колени, убивает инструментами их отца, варит. Заяц, лиса, волк под предлогом помощи забирают топор у чёрта-старика, тот всякий раз отрыгивает топоры, проглоченные вместе с семью городами . И. предлагает: «Дед, ты пойди на берег, свои глаза и свой нос, свой рот прутьями пораспяль » . Чёрт так и поступает. И. сыплет ему в рот золу, убивает, ломает его землянку, сжигает его. Частицы пепла по велению чёрта теперь будут есть людей]: Кузнецова и др. 1993, № 6: 17-20, 57-60; Ошаров 1936a [Черт справил нужду, это его ловушка; Ичекочко прилип; просит Черта не есть его, а отнести дочерям на игрушки; дочерей просит его развязать, он им вырежет ложки; убил девок ножом, сварил, жареные куски расставил на палках по пути к чуму; убежал, оставив мелких птичек в пологе, будто девки веселятся; Черт наелся мяса, выпустил птичек, нашел головы дочерей; сосчитал звезды, песчинок не досчитался, понял, что И. убежал по земле; И. залез на дерево, черт стал рубить, Заяц предложил рубить за него; когда Черт заснул, ударил его обухом топора, будто лесина упала, убежал, унеся топор; Черт выблевал новый топор (он проглотил его некогда, проглотив семь городов); те же эпизоды с росомахой; с медведем; И. предлагает Черту закрыть глаза, открыть рот, он туда прыгнет; бросил песок, убил Черта, сжег, из него появились комары, пауты, мошки]: 101-105; Тучкова, Вагнер-Надь 2015, № 1 (зап. Г.Н. Прокофьева) [Ича живет с бабушкой; выстрелил в чирков, они улетели, И. не может вытащить стрелу; последовательно прилипает конечностями и лбом; черт: птенец кукши в пасть попался; принес дочерям; И.: чтобы меня варить, нужен большой котел; утром черт пошел за котлом; И. обещал чертовым дочкам сделать ложку есть его жир; убил их, сварил в котле, двух сорок пустил в полог, насыпал золы в пимы черта, забрался на лиственницу; черт съел мясо дочек, открыл полог,, оттуда сороки; лег, семиглазую песчинку, семиглазую звезду считает, И. не видит; наконец, видит на лиственнице; стал рубить; медведь предложил рубить, унес топор; черт взял другой; росомаха – то же; черт некогда проглотил город, теперь отрыгнул новый топор ; лиса пришла рубить – то же; И.: ложись и раскрой рот и глаза; высыпал в лицо черта золу, изрубил, сжег; искры стали комарами], 2 (Красноселькупск, 1971 г.) [Ичкыча жил с бабушкой; выстрелил в навозную кучу черта; не может вытащить стрелу; последовательно прилипает ногами, руками, головой; черт положил И. («птичку») в мешок, принес домой двоим дочкам, повесил за пятку; на следующий день ушел; И. обещает дочкам сделать пеструю ложку, они его спустили; он их убил, сварил в котле; в полог черта положил двух птенцов, в бакари насыпал золы, мясо дочек черта насадил у тропы на палочки, сам залез на лиственницу; черт съел мясо, открыл полог, птенцы вылетели; нашел в котле черепа; лег, песчинки сосчитал – семь, все есть; звезды – семь, все есть; И. с лиственницы: я здесь; черт стал рубить; заяц предложил ему поспать, сам будет рубить, унес топор; черт отрыгнул другой, проглоченный в развалинах города , снова рубит; пришла лиса; то же; далее росомаха, волк, медведь; черт полез на лиственницу; И. велел ему открыть рот и глаза, насыпал золы, изрубил топором, сжег; черт: в некоторые годы моего пепла {т.е. гнуса) пусть много, в некоторые мало}]: 24-26, 33-39.

СВ Азия. Лесные юкагиры (с. Нелемное Верхнеколымского р-на) [старик пьет из проруби воду, сказочный старик (СС) хватает его за бороду, отпускает, когда тот обещает отдать ему двух своих детей; старик со старухой убегают, прячут детей под полом; только банка отвечает СК, где они; тот просит детей вынимать у него вшей; это мыши и горностаи; жеребенок уносит детей, СС отрыгает топор, бросает, убивает жеребенка; в следующий раз детей уносит теленок; велит убить на нем вошь, он умрет, из его шкуры, копыт сделать изгородь, лечь посредине; брат и сестра просыпаются в доме, там же две собаки на железной веревке; брат охотится с ними, сестра берет СС в мужья, прячет в доме; оба думают, как убить ее брата; СС обещает плюнуть в еду, чтобы его отравить; собака слышит, предупреждает брата; собака убивает СС, брат убивает сестру стрелой]: Николаева и др. 1989(1), № 25: 79-83.