Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

L41C. Катавшиеся с горки. .31.39.40.

Людоед хватает детей, когда те катаются с горки.

Западные и восточные саамы, литовцы, береговые коряки, кереки, ительмены, остров св. Лаврентия. Ср. мотив M94.

Балтоскандия. Западные саамы [отец замечает, что великан Стало собирается поймать в сеть катающихся с горы детей; прыгает в болото, чтобы промокнуть, намеренно попадает в ловушку; одежда замерзает, С. думает, что добыча мертва; дома его жена Лутакис вешает тело над огнем, чтобы оно оттаяло; сын С. замечает, что у добычи живые глаза; человек выскальзывает из веревок, сбивает с ног сына С., убивает его жену, обливает кипятком, убивает С.]: Боси 2004: 156-157; западные саамы (Люнген, побережье северной Норвегии) [поздно вечером дети катались на лыжах; Сталло подставил мешок, они оказались в мешке, С. понес их; на время оставил; старший мальчик выбрался из мешка и выпустил остальных, положил в мешок камни; С. принес мешок домой, велел развести огонь под большим котлом; через отверстие вверху домой опорожнил мешок; камни упали в котел, он разбился, жена С. ошпарилась]: Lagercrantz 1958, № 342: 28-29; восточные саамы [дети катаются с горы, Талый (Медведь) подставляет мешок; несет, отходит по нужде; дети разрезали мешок, положили камни, оставили одного; Т. вытряхивает сумку над котлом, мальчик отскакивает, поет, что его отец, мать, брат и т.д. – колдун; жена Т. велит отнести колдовского мальчика обратно; в доме мальчика Т. хватают, вешают на ель]: Волков 1996: 65; восточные саамы [ребята катались с горы; медведь Талла подставил сумку, понес детей, прилег и заснул; дети выбрались, в сумку наложили камней; один мальчик остался отвечать медведю; дома Т. велит жене готовить котел; мальчик поет: отец мой колдун, мать – колдунья; Т. решил, что дети превратились в камни; испугался и понес мальчика назад; тот велит донести его до самой вежи; в веже люди спрашивают, повесить ли медведя на сосне или на елке; тот плачет; теперь на елках видно, как капают слезы и застывают; это смола]: Ермолов 1959: 46-47; восточные саамы [дети катаются с горы, Медведь подставляет мешок; несет, оставляет на дереве, идет по нужде; дети разрезали мешок, положили камни, оставили одноглазую девочку; жена Медведя высыпает содержимое в котел, камни ломают котел; девочку берут поваром; она сварила медвежат, убежала домой; Медведи съели медвежат]: Зайков 1997, № 8: 192-193; восточные саамы [дети катаются с горы, Тала (медведь) кладет их в мешок, уносит; на время оставляет мешок; дети прорезают отверстие, наполняют мешок камнями, убегают; один мальчик остается; дома Т. высыпает камни, разбивая котел; Т. с женой велят мальчику принести вертел его жарить; он приносит не то; они идут сами; он убивает их сына, точит нож, говорит, что он великий колдун; жена велит Т. отнести его назад; люди хотят убить Т., затем отпускают]: Чарнолуский 1962: 135-141; литовцы [примерно то же в Кербелите 2014, № 59: 134-136; мальчику-сироте достались в наследство кони, быки, собаки; покормив их, он катается с горы на санках, поет песенку; лаймы делают большие сани, тоже катаются и поют; делают мешок, ловят мальчика вместе с санками, приносят домой жарить; мальчик разрезал мешок ножом, положил вместо себя спавшую лайму; ее зажарили; мальчик бежит, лезет на дерево, лаймы начинают рубить ствол; Лиса предлагает наточить топоры, тупит их; лаймы грызут ствол зубами; мальчик зовет своих животных; кони, быки, собаки прибегают, рвут лайм, толкут в порошок; с тех пор снег сверкает на солнце – это блестит жир лайм]: Лëбите 1965: 111-114.

СВ Азия. Береговые коряки (Палана) [мышата катаются с горы, Ивляк подставляет свои штаны, мышата падают в них, он их завязывает, велит дереву нагнуться, вешает на дерево прокиснуть, велит дереву распрямиться; лиса велит дереву нагнуться, выпускает мышат; один задохся, его кладут сверху, мешок набивают чем попало; дома Ивляк нашел лишь одного мышонка; Ивляк верит лисе, что та больна и давно никуда не ходит]: Жукова 1980, № 13: 175-176; кереки [мыши катаются с горки; это яранга, в которой живет женщина-кала; она шьет; что-то загораживает свет; она думает, что это ее щека, съедает ее; затем вторая щека – то же; увидев мышей, посадила их в мешок, повесила в яранге на верхнюю перекладину; рядом живет лиса с дочкой Имынной; пошла побродить, слышит плач; мыши учат: чтобы мешок опустился, надо обещать наполнить его мышиным жиром; лиса выпустила мышей, осталась одна, которая умерла; лиса наполнила мешок веточками шикши; велела мышкам пойти домой; пусть все откочуют, оставив на прежнем месте тушу барана; дома велит Ымынне приготовить ольховой коры; кала вернулась с дровами; добилась от камня ответа, кто выпустил мышей; лиса говорит, что заболела; дает кала ольховое крошево, говорит, что это болезнь, просит пойти на гору и выбросить там; сама подошла сзади и столкнула кала со скалы; на льдинах плывут гаги; лиса просит взять ее покататься на лодке; они говорят, что лодка исчезнет; чайки берут; чайка приладила лисе крылья; велит не чихать, когда солнце взойдет; лиса чихнула, упала в море; приплыла на бревне к берегу; легла спать, вынув свои глаза и велев сторожить ее; старуха-кала выбралась из пропасти, облила спящую водой; лиса рассердилась на свои глаза за то, что плохо сторожили, съела их; пошла искать новые; глаза из ягод не годятся, вокруг все красное; сделала новые из льдинок; выстрелила в спящего медведя; сама предлагает вылечить его раскаленными камнями; медведь издох; дочки лисы наелись мяса; позвонки лиса навязала на веревку, привязала к хвосту спавшего волка; крикнула, что за ним гонятся зубастые-клыкастые; волк оборвал хвост о кусты; бабушка пришила новый, но тот уже не пушистый; а части пушистого лиса велела пришить дочкам; теперь кончик хвоста у лисы белый, а песца черный; раньше море было прозрачным; после того, как лиса упала в него, оно стало соленым и мутным]: Меновщиков 1974, № 116: 364-371; ительмены : Меновщиков 1974, № 179 [Кутх шьет, что-то загораживает свет; он решил, что нос, отрезал его; затем щеки, губы, брови, ресницы; затем заметил, что мыши на санках катаются; предложил им катиться в его штаны; завязал, нашел дерево, велел ему нагнуться, повесил штаны, велел дереву распрямиться; лиса услышала крик мышей; мыши научили ее, что надо сказать, чтобы дерево нагнулось и распрямилось; лиса выпустила мышей, оставила лишь задохшегося мышонка, набила штаны Кутха берестой; велела мышам надрать ольховой коры, приготовить воду, похожую на кровь; К. нашел лишь одного мышонка, пришел к лисе; та говорит, что мочится кровью, попросила вылить таз и не оборачиваться; К. обернулся, видит рябину, решает на обратном пути собрать для лисы ягод; лиса тайком идет следом; столкнула К. в воду и тот утонул], 196 [жил Ивликелхен; к нему пришла жить сука; он собрался ее ночью съесть; она просит рассказать сказку, в это время копает ход наружу; убежала; И. гонится следом; сука поймала птичку, стала качать, будто это ее ребенок, сделала дом; И. ее не узнал, остался ночевать; сука накрыла ему лицо ровдугой, в которой проколола дырочки; И. думает, что все еще ночь и видны звезды; И. снова гонится; сука дразнит его, говорит, что она девица; И. ее не поймал, вернулся домой, стал чинить штаны; мыши скатываются с яранги мимо окошка; И. думает, что это его щеки свет загораживают, отрезал их; затем нос; увидев мышей, предложил им скатываться в его штаны; нашел дерево, велел ему нагнуться, повесил штаны, велел дереву распрямиться; лиса услышала крики; мыши научили ее, что сказать, чтобы дерево нагнулось и распрямилось; мыши натаскали в штаны гнилушек; дома лиса просит мышей приготовить ольховой коры и жевать ее; пришел И.; лиса говорит, что больна, в корыте кровь, просит вылить с горы и не оглядываться; подкралась и столкнула И., он умер]: 536-538, 575-579.

Арктика. Остров Св. Лаврентия [девочки скатываются с землянки Великанши; та запихивает их в свою камлейку, подвешивает на шесте, велит ему распрямиться; птицы отказываются помочь, Лиса велит шесту нагнуться, велит девочкам положить вместо себя мох; самая младшая заснула, осталась в камлейке; вспарывая камлейку, Великанша отрезает девочке палец; соглашается взять ее искать у себя в голове; там мыши, жуки, белки; Великанша велит их разгрызать, девочка делает вид, выбрасывает; Лиса притворяется, что у нее кровь из носа, будто все ведра полны, на самом деле в них красная глина; Великанша соглашается опорожнить ведра на вершине горы; Лиса по пятам будто дух, сталкивает Великаншу с обрыва; ложась спать, вынимает свои глаза, велит сторожить; Великанша подходит, глаза прыгают, Лиса все спит; Великанша раскусывает глаза, привязывает к хвосту Лисы кости; Лиса бежит, затем понимает, в чем дело; делает новые глаза из ягод, с тех пор чуть косоглазая; выпуская девочку из землянки, Великанша кладет ее в мешок, привязывает к нему веревку; двое братьев девочки освобождают ее, кладут в мешок череп моржа, убегают; девочка бросает оселок, он превращается в гору; проводит по земле обрубком пальца – река; отвечает Великанше, что переправилась на ракушке; Великанша не может; Выпей реку! Велит Великанше плясать, та лопается, из нее получаются железные сковороды и котлы]: Slwooko 1979: 14-20.