L19b2. Девятиглавое чудовище. .12.14.15.16.21.26.-.34.36.
Упоминается существо с 9 головами – единично, либо замыкая ряд существ с меньшим числом голов.
Дуала, хуту, баса, масаи, итальянцы (Тироль), ладины, немцы (Померания, Австрия), тибетцы (Амдо), тибетцы, лаврунг, Древний Китай, китайцы (место записи не указано), чуань мяо, корейцы, Древняя Греция, венгры, сербы, русские (Низовая Печора, Архангельская {Пинега}, Олонецкая, Вологодская, Псковская, Московская, Тульская), белорусы, адыги, карачаевцы и балкарцы, аварцы, лезгины, сваны, норвежцы, датчане, финны, карелы, эстонцы, сету, Лутси, латыши, литовцы, мордва, чуваши, башкиры, салары, дунгане, кумандинцы, монголы Внутренней Монголии, монгоры, дальневосточные эвенки, эвенки Китая.
Бантуязычная Африка. Дуала [мать мальчика и девочки умерла, новая жена отца уговаривает его избавиться от детей; они убегают; у ручья мальчик слышит, как птичка объясняет: если девочка войдет в воду, рыба выбросится на берег, если станет причесываться, посыплется серебро; так и происходит; дети приходят жить к девятиголовой женщине-скелету, она добра к ним; девочка вырастает, царь берет ее в жены, ее брату дает полцарства; он тоже женится]: Binam Bikoï 1977: 61-63; хуту [Исасилиса - сын женщины от первого брака; отчим не любит его; старуха дает И. волшебную палочку; девятиглавый змей в озере не дает людям воды; вождь согласен выдать дочь за И., если тот убьет змея; И. убивает змея, получает жену; отчим и единоутробный брат И. просят у него прощения]: Анпеткова-Шарова 2010: 432-434; баса [мачеха ведит мужу избавиться от детей от умершей жены – младшей девочки и старшего мальчика; тот подслушал, они с сестрой уходят; у источника рыбки начинают танцевать, когда девочка ступает в воду, а когда брат ее причесывает, с ее волос сыплется серебро; дети приходят к 9-главой старухе-скелету; живут у нее, ухаживая за ее язвами; девочка стала красавицей, король женился на ней и отдал ее брату половину богатств]: Reuss-Nliba, Reuss-Nliba 2014: 172-176/
Судан – Восточная Африка. Масаи [двое братьев уходят зарезать быка там, где нет ни людей, ни животных, ни насекомых; старший дает младшему желудок принести воды; вода кричит, что ее забирают; младший пугается, старший идет сам, отвечает воде, что специально забирает ее; то же с хворостом; с шампуром для мяса; девятиголовый злой дух гасит огонь, младший брат принимает его горящий глаз за огонь, проглочен; старший догоняет духа, отрубает две головы, затем добивает; отрубает большой палец ноги, оттуда выходят проглоченные животные и младший брат]: Hollis 1905: 115-116.
Южная Европа. Итальянцы (Южный Тироль) [бездетный мельник мечтает о ребенке; к запруде приплыла корзина с младенцем; у жены не было своего молока, так что мальчика выкормили молоком ослицы и стали звать Fillomusso («сын ослицы»); он вырос силачом, выучился на кузнеца; попросил дать ему железную палицу, но все слишком легкие; он собрал все железо, что было в кузне, сделал себе по силе и пошел странствовать; побеждает, берет в спутники вырывавшего деревья; далее берет в спутники дующего на мельницы, чтобы они вращались; держащего в мешке туман/облака и выпускающего их, если нужен дождь; на равнине стада, посреди дом; Ф. со спутниками договариваются по очереди готовить, убивая и жаря быков; каждый раз появляется бородатый карлик, бьет повара и съедает быка; когда остался Ф., он избил карлика и заметил, как тот скрылся в норе; спутники пытаются по очереди спуститься по канату, но каждый кричит, что жарко, велит поднять; Ф. спускается, внизу три дворца: стеклянный, серебряный, золотой; в стеклянном убил 5-главого дракона, вырезал языки, принцессу отправил наверх; то же в серебряном (7-главый дракон); в золотом (9-главый); подняв трех принцесс, спутники обрезали канат, т.к. хотели сами взять их в жены; Ф. нашел того карлика и заставил сказать, как подняться на землю; тот велит найти орла, сесть на него и кормить в полете; мяса не хватило, Ф. отрезал кусок от своей икры; в городе трое великанов (т.е. спутников Ф.) готовят свадьбы; Ф. вошел в зал, убил палицей великанов, женился на младшей принцессе; рассказчик был на свадьбе, но брошенная кость попала ему в локоть и рука до сих пор болит]: Schneller 1861, № 39: 113-117; ладины [бездетный мельник подобрал у мельницы приплывший ящик, в нем младенец; они с женой его вырастили, вскормив молоком ослицы, т.к. кормилицы не было; он выучился на кузнеца; уходя от мастера, сделал палицу из всего оказавшегося в кузнице железа; встретил, победил, взял в спутники трех великанов; один вырывал деревья, второй приводил в движение множество мельниц, третий выпускал из мешка туман, создавая дождь; четверо живут в хижине, готовят по очереди быков; каждый раз приходит длиннобородый карлик, бьет повара, все съедает; когда остался Кузнец, он избил карлика, тот побежал, скрылся в норе; каждый пытается спуститься туда на веревке, но кричит, что жарко; Кузнец с пустился; внизу равнина и три дворца, стеклянный, серебряный, золотой; в каждом принцесса; в первом пятиглавый дракон, кузнец его убил, вырезал языки, отправил принцессу наверх; то же в двух других дворцах (семи-; девятиглавый дракон); поднимая кузнеца, спутники обрезали веревку; он встретил, схватил бородатого карлика, заставил сказать, как выбраться на землю; на горе орлы, надо поймать одного, сесть на него и в пути кормить; мясо кончилось, Кузнец отрезал последний кусок от своей ноги; явился на свадьбу трех великанов с принцессами, предъявил языки, убил великанов, женился на самой красивой (из золотого дворца)]: Uffer 1973, № 50: 242-248.
Западная Европа. Немцы (Померания) [сын, родившийся у крестьянина, сразу же ходит и разговаривает; велит пастору назвать его Sonderbar («необыкновенный», З.); родители дали ему припасов и отправили странствовать; переносит груженые телеги через воду; заказал кузнецу огромную железную палицу; погнул ее, ударив о скалу; заказал новую – еще тяжелее; встречает, берет в спутники 1) ставящего горы одну на другую; 2) вырывающего с корнем деревья; жонглирующего жерновами; дает каждому подержать свою палицу: она для них не по силам; заметив с дерева огонек, силачи пришли к дому; в нем кухня и комната; они охотятся и по очереди остаются готовить; приходит карлик, просит поесть, бьет повара и все съедает; З. защемил бороду карлика, расколов дерево и выбив клин; тот оторвал себе бороду и ушел; кровавый след тянется к дыре в земле; тут же веревка с корзиной; спутники не могут, З. спускается; так долго спускался, что сменились зима и лето; чтобы проверить спутников, З. отправил в корзине вверх камень; те обрезали веревку, камень упал и разбился вдребезги; принцесса в замке, к нему три моста, по ними трех-, шести, девятиглавые драконы; З. легко убил трехглавого и с трудом – шестиглавого; принцесса дала выпить сильной воды, З. сумел поднять меч, что висел над колодцем; З. подождал, пока 9-главый заснет, положив головы на колени принцессы, отбросил его и отрубил головы; карлик: чтобы вернуться на землю, надо кормить птенцов огромной птицы; ее полет в верхний мир длится так долго, что птенцы каждый раз умирают от голода; З. кормил птенцов, они его спрятали и он открылся после того, как птица-отец обещал, что не съест его; он взял З. и принцессу в когти и полетел; З. бросал ему еду, куска не хватило, отрезал от икры ноги; этот кусок особенно вкусен; узнав, в чем дело, птица отрыгнула его и приложила назад; З. убил палицей предателей-спутников, привел принцессу к ее отцу и женился на ней; они живы, если не умерли]: Jahn 1891, № 19: 120-128; немцы (Австрия) [король завещает трем сыновьям выдать их трех сестер за первых, кто попросит; их отдают незнакомцам; братья уезжают на поиски; на ночлеге облако дважды почти гасит костер, а когда очередь младшего брата, гасит совсем; он идет искать огонь, приходит к великанам; те велят ему помочь им достать трех королевских дочерей; юноша убивает великанов по одному, братья женятся на королевнах; король не велит брать жену с собой: ее тут же похитит белый рыцарь; юноша уезжает с женой, белый рыцарь ее уносит; юноша последовательно приходит к своим сестрам, они замужем за трех-, шести-, девятиглавыми драконами; последний созывает зверей, лишь хромой лис знает дорогу; похищенная жена объясняет, что у белого рыцаря быстрый конь; надо наняться к его матери, попросить в награду уздечку и жеребенка; по пути юноша спас рыбку, муравьев, перевязал ногу лисе; старуха велит три ночи пасти трех кобыл; рыбка, муравьи, лиса помогают (надо набросить уздечку на трех рыб, трех муравьев, корзину с тремя яйцами – это кобылы); юноша получает уздечку и жеребенка; тот слаб, велит отпустить его напиться, утром силен; юноша увозит жену (жеребенок спрашивает, бежать ли ему как ветер или как мысль); конь белого рыцаря не может догнать, сбрасывает седока; мужья сестер обрели человеческое обличье]: Церф 1992: 183-192; немцы (Австрия либо Богемия) [три дочери короля пропали; он обещает их руку спасителям; отправились двое бродячих портных и солдат Hans; договорились встретиться в условленном месте; старушка привела Г. к колодцу: принцессы внизу; предупредила, чтобы он сперва выбрался сам, а принцессы за следом, ибо портные его предадут; но он не послушался; позвал портных, они спустили его на веревке; он убил дракона, освободив одну принцессу; затем второго семиглавого (вторую); девятиглавого (младшую); отправил принцесс наверх, портные обрезали веревку; он пошел по подземному миру и увидел гнездо с орлятами; накормил их; за это царь-орел обещал вынести его наверх – пусть заготовит мяса; {pdf смазан; не ясно, есть ли эпизод со срезанием мяса с собственной ноги}; оказавшись на земле, Г. притворился бродячим певцом, пришел на свадьбу портных, показал кольцо, которое младшая принцесса ему подарила; получил принцессу и все царство; портных спустили в с горы в бочках с гвоздями; Г. нашел ту старуху-ведьму, зарубил ее, сошлись разные звери и превратились в господ и дам; это старуха их заколдовала]: Vernaleken 1889, № 54: 316-321.
Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы (Амдо) [у царя две жены, одна бездетна, ненавидит сына и дочку другой; делает вид, что заболела, просит дать ей съесть сердца детей; слуга велит брату с сетрой бежать, приносит собачьи сердца; брат чуть не умер от жажды, сестра оставила его у старухм, та продала путнику; он оказался добрым и богатым, сестра пришла к нему же; брат и сестра выросли, брат пришел к отцу, тот еле жив; 9-главое чудовище (это и была жена) сосет его кровь; юноша отрубает 8 голов, поджигает лес, монстр бежит, сгорает]: Tshe dbang rdo rje et al. 2007: 254-255; тибетцы [из пустоты возникла царица змей; из ее макушки возникло небо, из глаз – солнце и луна, из голоса – гром, из костей – горы и т.д.; по другой версии, части мироздания возникли из девятиглавой змеи-самки, родившейся из яйца]: Tucci 1949: 712 в Allen 2011: 61; лаврунг [у женщины распухло колено, оттуда вышел Лягушонок, обещал матери взять в жены принцессу; подходит ко дворцу, собаки лают, принцессы никого не видят; Лягушонок входит, замечает, что младшая красивее и смотрит приветливее; заставляет царя отдать ее ему, делаясь огромным, смехом, криком вызывая бурю, потоп; посылает на скачки жену и мать, сам снимает лягушачью кожу, является прекрасным всадником; на следующий раз жена тайком возвращается, сжигает кожу; муж говорит, что теперь попадает во власть девятиглавого демона, унесен ветром; жена находит его, муж говорит, что демон спит, когда лежит с открытыми глазами; дает жене копье, она пронзает демону сердце; они освобождают пленников, возвращаются домой]: G.yu lha 2011: 383-389.
Китай – Корея. Древний Китай [девятиголовый великан охранял вход в небесные покои]: Юань Кэ 1987: 193; китайцы (провинция не указана) [девятиглавая птица уносит принцессу, царь обещает ее спасителю; юноша замечает провал, где скрылась птица; его спускают на веревке, принцесса перевязывает птице раны (десятую голову откусила небесная собака); птица заснула, юноша отрубил ей головы; принцесса советует, чтобы он поднялся первым; юноша отказывается; она дает ему половину заколки, половину платка; спутник оставляет юношу в подземелье; юноша освобождает прибитую к стене рыбу, это сын царя драконов; дракон выносит его на землю; он находит полный жемчуга панцирь черепахи; эти жемчужины открывают проход в воде и огне; он проходит на дно моря; спасенный сын дракона велит просить у отца калебасу, выполняющую желания; юноша возвращается в день свадьбы принцессы; женится, ложный жених наказан]: Wilhelm 1921, № 7: 13-16; корейцы [9-главый великан увел жену и служанку; муж спустился в подземный мир, жена напоила великана допьяна, дала мужу напиток силы; муж убил великана (=Zŏng 1952, № 72: 166-169); вар.: жена добровольно ушла с великаном, муж убил и ее, женился на служанке]: Choi 1979, № 285: 112; чуань мяо [есть опасная, несущая несчастья, 9-главая птица]: Graham 1954: 222-223.
Балканы. Древняя Греция [9 голов Лернейской Гидры, из них 1 бессмертная (наряду с 7 в иконографии и 100 у Диодора Сицилийского)]: Apol. II.5.2; венгры [за морем Оперенц жил король; умирая, велел трем своим сыновьям за тех, кто за ними придет; вечером кто-то стучит в окно, получает старшую сестру; затем среднюю; младшую; король не велел в лесу оставаться на ночлег под одним деревом; братьям захотелось узнать, почему; остались у этого дерева; первым стережет старший брат; увидел огонь, пошел туда, наткнулся на трехглавого дракона и убил его, братьям ничего не сказал; на вторую ночь средний брат, шестиглавый дракон; на третью – средний, девятиглавый ; убив дракона, младший стал искать огонь; пойдя на свет, увидел, как Ночь дерется с Утренней Зарей; заря: она не хочет, чтобы я вышла; юноша привязал обеих к дереву; подошел к костру трех великанов, они спят; юноша взял головню, но великаны проснулись; согласились не жарить его, чтобы съесть, если он поможет им похитить трех принцесс; юноша проник в замок; старшая принцесса лежала на медном ложе, средняя на серебряном, младшая на золотом; с пальца каждой снял золотое кольцо; спустил великанам веревку, убил по одному по мере того, как они поднимались; пошел к братьям, по пути отвязав Ночь и Зарю, сразу наступил день; братья: длинная была ночь! младший привел братьев в тот город, где спас принцесс; назвался убийцей великанов, взял младшую принцессу, братьям отдал старших; три свадьбы; король просит младшего зятя не везти жену к себе, но тот не послушался; на границе ее похитили; король: ищи ее в Белой Стране; по пути юноша заходит к сестрам; их мужья – драконы с 4, 8 и 12 головами; 4-главый не знает Белой Страны, созывает животных, они тоже не знают; то же у 6-главого; у 12-главого последним пришел хромой волк; он как раз в той стране повредил ногу, когда напал на овцу; волк довел юношу до горы, откуда видно Белую Страну; подойдя к источнику, юноша встретил жену; жена: меня похитил Белый Рыцарь, его конь несется как мысль, он нас догонит; иди к старухе, у которой три кобылы; это ее дочери; наймись кучером, в уплату попроси жеребенка, старое седло и уздечку; по пути к старухе юноша выпустил рыбу в воду, та дала свисток ее вызвать; помог муравью, который дрался с мухой (то же); вынул занозу из лапы лисы и перевязал лапу (то же); у старухи 99 голов на кольях, не хватает сотой; юноша служит год, осталось 3 дня; надо пасти кобыл, старуха дала снотворное; уже вечер, кобыл нет; рыба показывает трех золотых рыбок в пруду, велит набросить уздечку, рыбки стали кобылами; то же на следующий день (среди муравьев трое – кобылы); на третий день лиса: кобылы – три яйца в корзине под стулом старухи в ее комнате; я схвачу золотых петуха и курице в ее курятнике, она туда бросится, а ты хватай яйца; старухе пришлось отдать рожденного вчера жеребенка, седло и уздечку; жеребенок просит отпустить его на день, чтобы откормиться; принес юношу к источнику, где тот встретил жену; жеребенок: бежать как ветер или как мысль? юноша: как хочешь; Белый Рыцарь подскакал, но конь сбросил его, он разбился насмерть; юноша пересел на него, а жена поскакала на его жеребенке; старый король умер, юноша воцарился; живут до сих пор, если не умерли]: Gaals, Stier 1957, № 1: 1-15; сербы [бездетная женщина просит ребенка хоть с перечное зернышко; рожает Мальчика-с-Перчика (МП); царевна плачет, т.к. дракон крадет золотые яблоки; на дне озера МП бросает дракону части туши овцы, каждый раз хватает одно из яблок; последний кусок отрезает от своей ноги, приносит яблоки царевне; делается стройным красавцем, убивает дракона, которому царевна отдана на съедение, прячет языки от 9 отрубленных голов ; обманщик приносит головы, МА – языки, ложный жених проваливается сквозь землю, МА женится на царевне]: Караджич 1856 в Дмитриев, Волконский 1956: 138-141.
Средняя Европа. Русские (Низовая Печора: Усть-Цильма) [царь велит убить ребенка, если родится девочка; царица рожает дочь, прячет, дав няньку; достигнув 17 лет, девушка просит разрешить погулять по двору, дважды пьет из колодца, беременеет, рожает двух мальчиков; это Федор Водович и Иван Водович; они подрастают, отправляются странствовать; на развилке камень с надписью: в одну сторону – с красными девушками гулять, в другую – живому не быть; ИВ едет туда, где девушки, ФВ - где смерть; приезжает в город, остается у бабушки-задворенки; она рассказывает, что пришел черед отдавать змею старшую из трех дочерей царя; ФВ велит царевне искать у него в голове, засыпает, просыпается от ее слезы, отсекает головы трехглавому змею, уходит; коровий пастух заставляет царевну сказать, что спаситель он; то же со средней (шестиглавый) и младшей царевной (девятиглавый змей); младшая дает ФВ свое кольцо; обнося на свадьбе гостей чарой, царевна видит его; все три царевны рассказывают правду, трех пастухов расстреляли на воротах, ФВ получил младшую царевну и полцарства; ФВ видит птичку, бежит за ней, попадает к Бабе-Яге, та превращает его в камень; ИВ приезжает к камню, на нем написано, что его брат мертв, он едет его искать; его принимают за ФВ; он идет за птичкой, саму Бабу-Ягу превращает в камень; забивает лошадь, прячется в потрохах, хватает вороненка, обещает отпустить, если мать того принесет живой воды; она приносит, ИВ убивает вороненка, оживляет, отпускает; оживляет ФВ; их не могут различить; ФВ остается с женой, ИВ возвращается к матери]: Ончуков 2008, № 4: 84-90 (=1906: 16-23); русские (Архангельская: Пинега) [у купца сын-подросток Иван; просит на ярмарке купить невзрачного жеребенка за дорого; вырос с ним вместе; у жены купца любовник; уходя, отец велит слугам всех впускать, никого не выпускать, И. за этим следит; мать решила извести его; старуха советует ей подсыпать отраву в чай; в хлеб; отравить новые рубашки для бани; каждый раз конь предупреждает, учит, что делать (чай пролить, хлеб бросить собакам, рубашкой ударить бедняка, тот их от злости втопчет в грязь); тогда старуха советует жене купца притвориться больной, потребовать сердце сыновнего коня; конь учит попросить разрешить прокатиться на нем последний раз; унес И. в чисто поле; учит надеть овчину, идти к царю, на любой вопрос отвечать «не знаю»; (учит и дальше – видимо, они встречаются); младшая царевна влюбилась в И., велит оставить его в саду; трехглавый змей требует от царя старшую дочь на съеденье; башмачник хвастает, что убьет змея, но змея убивает И.; перед этим спит, положив голову на колени царевне; прячет головы змея под камень; царевна дает именной пояс; то же шестиглавый змей (сапожник хвастает, царевна дает именной платок); девятиглавый змей (то же; золотой именной перстень); на пир И. явился в лучшем платье, его конь – из ноздрей пламя, из ушей дым; И. в правое ухо влез, из левого вылез – стал красавцем; показал именные вещи царевен; поднял камень, под которым головы, а башмачник и сапожник поднять не могли; И. женился на царевне, стал царем; съездил домой, отрубил матери голову, отцу обо всем рассказал]: Симина 1975, № 33:; русские (Олонецкая, Петрозаводский у., с. Илемская Сельга) [царевна вышла в сад, подул ветер, она родила Ивана Ветровича; он подрос, калечит других детей; царь послал его привести медведя; тот привел и запер в конюшне, медведь всех коней задрал; послал в лес, где на него напали солдаты – поубивал; послал к Кощею за тулупом «летом холодно, зимой жарко»; ИВ встречает, берет в спутники вырывающего деревья, ровняющего горы; живут в избе, по очереди готовят; трехглавая змея все съела, избила повара; затем семиглавая; когда остался ИВ – девятиглавая; ИВ стал играть, змея плясать; ИВ защемил ей ноги, она их оторвала, ушла; он пошел один, провалился в яму; «его там вьюноши (змиины) едва не заклевали; но когда прилетела мать, «вьюноши зарычали», чтобы она ИВ не тронула: он их спас, под шапку собрал, согрел, а то бы замерзли; их мать (змея?) согласна вынести ИВ на землю; заготовили 12 бочек мяса; не хватило, он отрезал и бросил ей в пасть пальцы с рук и ног; она их затем приложила назад; ИВ пришел к Кощею, тот его разрубил на куски; у матери перстень распался; она приехала, собрала куски, схватила птенца птицы, велела принести живой и мертвой воды – тогда выпустит; оживила ИВ; он пришел к кощеевой дочери, велел сказать, где смерть ее отца; «в щельги» камень, в камне сундук, в нем утка, в утке яйцо; по пути ИВ дал рыбу собаке, повязал шелковый пояс березе – они его пропустили; когда утка бросилась в воду, собака ее поймала; когда яйцо пошло на дно, кит-рыба его принесла; убив Кощея, ИВ взял замуж его дочь; пришел к деду; так поздоровался, что у того и душа вон]: Ончуков 2008, № 206: 370-372; русские (Олонецкая) [пожилые супруги бездетны; старуха просит мужа вытесать ребенка из соснового полена; тот ожил, быстро вырос, невероятно силен, пошел странствовать; его имя Иван Соснович (ИС); встречает, берет в спутники подпирающего дуб (Дубыня), ловящего усом рыбу (Усыня), подпирающего скалу (Горыня); трехглавый змей украл старшую, 6-главый – среднюю, 9-главый – младшую царевну Марью; дошли до дыры; спутники спустили ИС на веревке; старшая царевна велит поменять бочки с сильной и слабой водой; ИС отрубил трехглавому головы; то же у двух других царевен (средняя в серебряном, младшая в золотом царстве; бочки поменяны, змеи убиты; Марья дает ИС перстень); спутники подняли царевен, обрезали веревку; жар-птица согласна вынести ИС на землю, велит заготовить еды; последний кусок ИС отрезал от икры ноги; на земле птицы отрыгнула его и приложила назад; ИС приходит на свадьбу спутников с царевнами, завязав палец; Марья развязала, признала спасителя; Горыню не стали наказывать, дали другую невесту]: Онегина 1986, № 33: 105-111; русские (Вологодская) [умирая, отец велит три ночи приходить к нему на могилу; двое умных женатых старших брата не идут, младший Иванушка-дурачок идет, отец трижды с ним разговаривает, учит, как вызвать сивку-бурку вечного каурку; Настасья прекрасная выйдет за того, кто вскочит к ней до окна второго этажа дома, она сделает ему на лоб заметку; И. влезает в ухо сивке, там ест и пьет, делается красивым, Н. ставим ему перстнем на лбу отметину; находит, берет в мужья; трехголовый змей объявляет царю войну; царь зовет трех зятьев, И. на худой лошаденке, затем вызвал сивку, отрубил змею головы, отдал старшим зятьям за то, что те позволили отрубить им по пальцу ноги; то же – шестиглавый змей (от рук по пальцу); девятиглавый (вырезал со спины ремни); И. посылает Н. к царю, чтобы подождал передавать царство старшим зятьям; велит показать руки, ноги, спины; царь отписал царство В., старших зятьев расстреляли на воротах]: Смирнов 1917, № 38: 202-208; русские (Псковская) [умирая, отец велит сыну Пантелею выдать трех сестер за первых, кто будет свататься; он отдал, приехал в медное царство, взял жену; жена велит не заходить в постройку в саду; П. зашел, там в смоле кипит девятиглавый змей ; просит капнуть воды; П. капнул, змей вылетел и унес жену П.; тот последовательно приходит к мужьям сестер, это Гром, молния (серебряное царство) и птица Агей – главная над зверями и рыбами (золотое царство); она дала клубок, чтоб за ним идти, и свое перо – вызвать ее, если беда; по пути П. пожадил двух волков, рыбу и рака, пчел, они обещали помогать; П. доехал до дома змея, увез жену; голубок-вестунок сообщает об этом змею; тот спрашивает своего коня, догоним ли; конь: если посеять пшеницу, сжать, выпечь хлеб, все равно успеем; змей отобрал жену, но простил П. за то, что его выпустил; на второй раз порубил на куски; бабка-колдунья сожгла перо, птица А. прилетела, собрала куски, послала двух ворон за живой и мертвой водой, оживила П.; сперва надо узнать от бабки-колдуньи, где взять такую же лошадь, как у змея; бабка-колдунья рассказывает, что есть ведьма хитрее ее; она оборотила ее трех дочерей кобылами; бабка-колдунья дала клубок, тот приведет к девке-чернавке – пастушке баба-еги; девка объясняет, что баба-ега требует пасти без потерь ее кобылиц; кто сумеет, возьмет любого жеребенка; девка дала дудку приманить лошадей вечером; дважды помогла дудка; на третий день баба-ега грозит убить лошадей, если вернутся, но их загнали назад волки, пчелы и щуки с раками, которые обещали Т. свою помощь; баба-ега разрешает выбрать жеребенка; девка учит просить самого худого и еще шерсти пуд; девка учит у змея вначале убить голубка-вестунка; жеребенок быстро нагулял стать, увез П. с его жено; змей догнал, но конь убил его и его коня; П. с женой вернулись домой]: Смирнов 1917, № 108: 342-348; русские (Московская) [три царевны пошли в сад, вихрь их унес; царь обещает одну из дочерей и полцарства; сын крестьянина пошел на поиски; встречает, берет в спутники Ивана-камнелома, Ивана-вырви дуб; в избушке по очереди готовят; заходит мужичок с ноготок борода с локоток, все съедает, из спины повара вырезает ремень; когда остался Иван-мужичкий сын (И.), защемил бороду в пень; тот вырвался, они пошли по следам, под камнем нора; там сперва холод, затем жар; лишь И. терпит, спустился; И. убил трехглавого змея у медного дворца, спас царевну; то же у середряного (шестиглавый), золотого ( девятиглавый ); каждая царевна превратила свой дворец в яблоко; царевен подняли, младшая отдала золотое яблоко Ивану; братья стали его поднимать, обрезали веревку; И. не разбился; в гнезде на дубу три птенца, к ним ползет змея, И. ее убил; за это птица вынесла его на землю; царь обещает младшую дочь тому, кто добудет золотые кольца, которые были у нее в нижнем мире; И. развернул дворец, в нем и кольца; братьев простили]: Ведерникова, Самоделова 1998, № 24: 61-65; русские (Тульская) [у царя три дочери; кудесник: когда пойдут к обедне через реку, на мосту пропадут; царь посадил его в тюрьму, однако так и случилось: вихрь унес царевен; одна женщина родила трех сыновей: вечером, ночью, утром; их назвали Вечерником, Полуночником, Светозором; они немедленно вырасли, приехали к царю, чтобы искать царевен; С. заказал палицу в 12 пудов, подбросил, подставил руку, палица переломилась; в 20 – подставил ногу, то же; в 30 – подставил лоб, только погнулась; взял ее; палица П. в 6 пудов, В. – в 3 пуда; у реки поставили шатер; С. оставил братьев в карты играть; когда в стакан закапает кровь, пусть отвяжут его коня; сам перекинул цепь и прошел по ней на другой берег; там медный дворец и первая царевна; прилетел змей ест в три головы; С. их срубил; в серебряном дворце вторая царевна, шестиглавый змей; С. их срубил; в золотом третья царевна, 9-главый змей; царевна велит поменять местами чаны с сильной и слабой водой; головы окружили С.; братья спят, хотя в стакане кровь; конь сам вырвался и прибежал по цепи; С. его схватил за ногу и выбрался; С. махнул платком и свернул золотой дворец в золотое яичко (то же с серебряным, с медным дворцами); конь и царевны перешли по цепи реку; братья стали спорить, кому достанутся царевны; выдернули цепь; С. с тяжелой палицей провалился в нижний мир; там Кащей Бессмертный ест людей; С. его порвал, придавил камнем; солдат говорит, что Кащея победил он, но не может отвалить камень; царь велел солдата расстрелять; в лесу ворон, каждого заклюет; просит С. не стрелять, обещает на Русь вынести; велит взять 7 чанов ветчины; немного не хватило, С. отрезал куски от икр ног; на земле ворон их отрыгнул и приложил назад; братья хотят жениться на старших сестрах, а меньшую берет цыган; но одна царевна требует свой перстень, вторая башмаки, третья платье; С. разворачивает яйца в дворцы, достает, что нужно; показал царю дворцы, невеста его узнала; он простил братьев]: Эрленвейн 1882: 129-139; белорусы (Гродненская обл.) [двое братьев идут пахать в лес, метят дорогу соломой, сестра должна идти по ней принести им обед; семиглавый Змей подслушал, переменил знаки, девушка пришла к Змею; один, затем второй братья приходят, Змей показывает свои богатства, предлагает железный хлеб, вешает братьев на балке; у их матери горошинка превращается в мальчика Покатигорошек (П.), он вырастает, кузнец делает ему семипудовую булаву, он бросает ее до облаков, она падает, разбивается; он заказывает покрепче; приходит к Змею, ест железный хлеб, разбивает колоду без топора, сжигает без огня; П. и Змей загоняют друг друга в землю, П. загоняет того целиком, убивает булавой; убивает коня, прячется в туше, хватает спустившегося Ворона, велит принести живой и мертвой воды; тот приносит, П. разрывает Ворона надвое, склеивает, оживляет принесенной водой; оживляет братьев; по пути назад братья привязывают его к дубу, не веря, что он их брат; он волочит дуб к дому, оставляет родителям, уходит; встречает, берет в товарищи Вырвигору, Вырвидуб; П. убивает шести-, семи-, девятиглавого змея , приносит царю языки; жены Змеев превращаются в кровать, в яблоню, П. их рубит, не дав товарищам сесть, отведать яблок; у третьей Змеихи пасть от земли до неба; П. бросает ей в пасть три кани (камня?), трех соколов, товарищей; каждый раз она Змеиха возвращается пить; П. прячется у кузнецов; те велят Змеихе протереть языком двери, хватают за язык клещами, П. убивает ее]: Афанасьев 1958(1), № 134: 254-263.
Кавказ – Малая Азия. Адыги (абадзехи) [Тлеубокож и позвавший его в поход пши угоняют табун трех братьев-иныжей; каждый раз пши не удерживает жеребца, который убегает домой и сообщает иныжу о похитителях; Т. последовательно убивает троих иныжей; сам умирая от ран, велит пши поехать и крикнуть, Т. нет в живых ; после этого оживает; кто-то похищает жеребят; Т. отсекает похитителю ногу стрелой; мать и сестра Т. находят в камышах искалеченного иныжа, берут в мужья; по совету иныжа, сестра притворяется больной, просит Т. привести яблоко из сада красавицы; Т. убивает трех-, шести-, девятиглавого драконов, которым на съеденье везли по девушке; каждая рожает ему по сыну, их кобылы от коня Т. по жеребенку; последняя жена советует дать ста охраняющим сад орлам по цыпленку, ста стрелкам по стреле (они сражаются из-за стрел друг с другом), у собаки взять сено, отдать коню, у коня взять мясо, отдать собаке; хозяйка сада зовет стражей, те пропускают Т. с яблоками назад; его выросшие сыновья встречают его; дома мать и сестра Т. родили 25 иныжей, они почти всех съели; сыновья Т. убивают этих иныжей и сестру Т.; мать с ее мужем-иныжем Т. бросает в камыши]: Хут 1987: 124-137; карачаевцы , балкарцы [см. мотив K38; Сосрук попадает в нижний мир; девятиглавый эмеген закрыл там воду; С. просит женщину сделать ему 8 голов-чучел; эмеген поражает их стрелами, С. поражает все 9 голов эмегена]: Липкин 1973: 68-77; аварцы [Айгурова Али столь силен, что запряг драконов в арбу; берет в спутники глотателя рек и меткого стрелка; глотатель, затем стрелок остаются готовить, карлик связывает их волосом, съедает обед; АА защемил бороду карлика чинарой; тот вырвался, ушел в яму; спутники боятся спускаться, там горячо; АА убивает карлика, отправляет наверх его пленницу; она предупреждает, что если веревку обрежут, АА должен прыгнуть на белого барана, который прибежит бодаться с черным, тот вынесет наверх; АА попал на черного, провалился ниже; там 9-главый дракон закрыл воду, дает в обмен за девушек; АА его убивает; хан говорит, что на землю сможет вынести лишь птица кванква; к ее гнезду ползет трехголовый змей, АА его убивает; благодарная кванква поднимает АА, тот кормит ее мясом буйволов, поит водой; отрезает последний кусок от ноги; кванква отрыгает его, прикладывает назад; АА убивает глотателя и стрелка, дерущихся из-за девушки, женится]: Саидов, Далгат 1965: 174-183; лезгины [медведь украл дочь пачаха, сын Медвежье Ухо вырос, убил медведя, нанялся к пачаху работником, приволок сто деревьев, ломая стены в домах; пачах посылает его к харт, якобы за не отданным долгом; харт пытается запихать МУ в сундук, он сам запихивает ее, приносит пачаху, тот велит отнести назад; то же – аждаха должен быка; пачах велит отнести назад, по дороге аждаха проглотил табун лошадей; пачах пошел на МУ войной, тот уничтожил его войско, ушел странствовать; встречает, берет в спутники Древонесущего, Жернововращающего; они по очереди готовят, бородатый карлик верхом на зайце связывает волосом, объедает повара; МУ зажимает ему бороду в стволе дерева, тот вырвал чинару с корнями, ушел в дыру в земле; МУ спускается, убивает карлика, похищенную царевну отправляет наверх; та предупреждает, что спутники бросят его, надо вскочить на белого барана, а черный унесет еще глубже; МУ случайно сел на черного, оказался в селении, где девятиглавый аждаха запер воду; МУ отрубает ему головы, уши приносит пачаху подземного царства; тот предлагает дочь, но МУ хочет на землю; в лесу орлица, МУ убивает трехглавую змею, пожиравшую птенцов, орлица выносит его наверх; мяса не хватает, МУ отрезает от ноги, орлица прикладывает кусок назад; МУ убивает предателей-спутников, женится на спасенной царевне]: Ганиева 2011б, № 2: 50-57; сваны [см. мотив C33; за нарушение слова черти приковали Амирани к железному столбу в пропасти под Эльбрусом; к тому же столбу привязан девятиголовый див]: Ломинадзе 1903, № 1: 141-144.
Балтоскандия. Норвежцы [старуха обещает королю, что у того будут три дочери, велит до исполнения ими 15 лет не выпускать их из дома; королева рожает одну за другой трех дочерей; однажды весной они просят стражника пустить их в сад, их уносит снежный вихрь; капитан, лейтенант и солдат уходят на поиски; видят заброшенное поместье; солдат бросает мясо медведю и льву, они пропускают; спутники готовят по очереди; к капитану, лейтенанту приходит карлик, просит монетку, бьет; когда остается солдат, он раскалывает бревно, предлагает карлику заглянуть в щель, защемляет его бороду; тому приходится рассказать, где принцессы; солдат отпускает его; спутники поднимают плиту, под ней ход в нижний мир; только солдат спускается в корзине сквозь воду и огонь; в замке принцесса прядет медную нить; дает выпить сильной воды, прячет; трехголовый тролль приходит, засыпает, солдат отрубает ему головы; то же с принцессой, прядущей серебряную нить, шестиглавый тролль; золотая, девятиглавый ; спутники поднимают принцесс и сокровища, обрезают веревку; младшая успела дать солдату свое золотое кольцо; солдат открывает шкаф, вылетают птенцы, не могут поднять его; вызывают свою мать-орлицу; она несет солдата наверх, он кормит ее заготовленным мясом; она приносит его ко дворцу короля, дает свисток вызвать ее, если надо; солдат нанимается к ювелиру; младшая принцесса требует золотую игральную доску, какая была у нее в нижнем мире; солдат вызывает птицу, та приносит доску, ювелир дает принцессе, признается, что сделал не он; солдат женится, получает полцарства, капитана и лейтенанта казнят]: Asbjíørsen, Moe 1960: 31-48; датчане [один из двух принцев не понимает, что значит страх; король согласился отправить его это узнать; переплывая реку или пролив, принц потерял коня; бедные супруги сказали, что рядом замок, куда на ночь приходят два великана; в замке постоянно живут две их сестры; на ночь те спрятали юношу в погребе; их братья целый день истребляют врагов, а утром тех прежнее количество; сестрам пришлось признаться, великаны приветили принца; на следующий день он пошел с ними и увидел, как они убили вышедших к ним 100 воинов; остался сторожить; в полночь из колодца вылезла старушка, стала оживлять мазью убитых; принц ее зарубил; великаны предложили ему сестру и богатство, но он сказал, что должен искать страх; приехал к королю, покинувшем замок, ибо в нем привидение; тот разрешил провести в замке ночь, дав двух преступников; если останутся живы, он их помилует; в ожидании полночи, принц послал преступников за дровами, те не вернулись; из дымохода раздался крик «Падаю!», затем стали вываливаться отдельные части тела; они соединились в грузного мужчину; он рассказывает, что был королем; в одном сундуке неправедные налоги с детей, в другой – тоже неправедные, в третьем – законные; сундуки в подвале; если их забрать, покойник успокоится и покинет замок; неправедные деньги следует раздать бедным; принц нашел преступников мертвыми с дровами в руках, оживил мазью; король обещал раздать два сундука денег бедным, хотел отдать принцу дочь и полцарства, но тот отправился дальше в поисках страха; приезжает в город, где траур; дракон забирает людей, очередь королевской дочери; принцесса поднялась на гору, принц дал ей мазь смазать грудь, чтобы дракон не нанес ей ран; дракон прилетел, принц его заколол; вырезал 9 языков из 9 голов; принцесса дала ему свое кольцо; кучер Сёрен отрубил головы, объявил себя победителем; принц явился ко двору и спросил, почему на стене висят драконьи головы; получив ответ, предъявил языки и кольцо; был объявлен истинным победителем, а Сёрена взяли под стражу; король отдал принцу дочь и трон, а кучера поместили в бочку с гвоздями, которую привязали к двум коням; по пути в королевство отца принц заснул на поляне и ему приснилось, что дракон украл у него принцессу; вот тут он в первый раз испугался, а значит достиг цели; вернулся в то царство, которое подарил ему тесть]: Bødker 1964, № 30: 195-213; датчане [мать хочет избавиться от непослушного вздорного сына; он забирает своих трех собак в качестве доли в хозяйстве, уходит; нанялся к пастуху; тот предупреждает его не пасти скот на лугах тролля; он пасет, выходит трехглавый тролль, каждая из собак отрывает по голове; на земле тролля парень нашел золотое одеяние и деньги; часть денег парень принес отцу; пришел к замку, где король ежегодно должен отдавать 10 свиней 9-главому морскому дракону ; свиньи кончились, должен отдать дочь; каждый день каждая из собак отрывает по три головы, парень отрезает и прячет языки; второй раз он в черном, третий – в красном одеянии {в первый раз, очевидно, в белом}; каждой собаке принцесса повязала на шею цепочку; парень уходит на 10 лет, углежог велит принцессе сказать, что дракона победил он; через 10 лет парень явился, когда готовится свадьба; принцесса узнала свои цепочки на собаках; король посылает парню красивый наряд, но тот его отвергает, является в золотом, взятом у тролля; предъявляет языки; углежог казнен]: Holbek 1987: 500-502; финны [человек бежал от суда; сошелся с лесной девой; когда она родила сына, взял мальчика и вернулся в деревню; парень чудовищно силен, лучше от такого избавиться; отец послал его к королю – забрать якобы одолженное золото и серебро; король послал против М. солдат, тот их легко перебил железным посохом; пришлось отдать золото и серебро; у отца М. грифон травит овсяное поле; М. встретил, взял в спутники удильщика (удочка – сосна, наживка – корова) и скалолома (ворочает скалы); остались сторожить поле, по очереди готовят; старуха с железным зубом вылезает из расщелины, бьет повара, все съедает; когда остался М., он убил старуху, кости бросил в расщелину; велит спустить его вниз на ремне из воловьих шкур; внизу девушка советует ополоснуться водой из корыта, а взамен налить другой; появилась та же старуха, стали бороться; М. выпил сильной воды, а старуха – слабой (видимо, умерла); спутники подняли на землю девушку и добро, обрезали ремень; в нижнем королевстве каждый день дают дракону девушку и овцу, очередь принцессы; М. дремлет у нее на коленях; их моря выходит трехглавый дракон; М.: посмотри, твой дом горит; дракон обернулся, М. снес ему головы; на следующий день то же (шестиглавый дракон); на третий половина королевства смеется, другая плачет; ждут девятиглавого дракона; М.: за тобой еще страшнее чудовище; дракон обернулся, М. снес головы, девушка поставила М. знак перстнем на лбу; М. отказывается от принцессы, хочет обратно на землю; король: это только на птице-грифоне; летя с М., грифон трижды сбрасывает его и ловит; каждый раз говорит, что и ему было страшно на овсяном поле, когда М. в него стрелял; на земле грифон запрещает М. пить из родника; М. не послушался, из родника выскочила железная кошка, выдрала бороду; М. прибежал в кузню; кузнец раскалил болванку, попросил кошку открыть рот: бросит туда М.; но бросил железо, кошка умерла; вызволенная из нижнего мира девушка обещает выйти за того, кто натянет лук; Удильщик и Скалолом не могут, М. пустил из лука две стрелы и велел им подобрать; они пошли и не вернулись; М. женился на девушке]: 26-35; карелы (но, может быть, финны) [старик вырезал из ольховой чурки куклу; старуха положила в колыбель и три года качала; чурка стала мальчиком, он сразу попросил у матери хлеба; стал красивым и сильным мужчиной; солнце, месяц и заря исчезли, люди живут во тьме; у короля зелье; выпивший три бутылки сможет освободить зарю, шесть – месяц, девять – солнце; 9 смог только Ольховая Чурка (ОЧ); выпившие 6 и 3 бутылки пошли с ним; женщина: виноват злой человек; он проклял солнце за то, что пекло, месяц – мешал воровать, зарю – рано будила; их забрали 9-, 6- и трехглавый змеи; половина города плачет, половина смеется; король должен отдать на съеденье трехглавому змею старшую дочь; если не отдаст, змей съест половину города; богатырь, выпивший три бутылки, срубил две головы змея; бросил башмак, его спутники спустили собак, они оторвали третью голову; взошла заря; снова половина плачет, половина смеется; средняя дочь; шестиглавый змей из моря; шестую голову оторвали собаки; взошел месяц; третий день – то же; младшая дочь; ОЧ срубил 7 голов; змею: посмотри, солнце всходит; змей обернулся, ОЧ срубил еще одну голову; посмотри, дом твой горит; змей не посмотрел; жену твою позорят; посмотрел, ОЧ отрубил голову; последнюю оторвали собаки, когда ОЧ бросил башмак; на обратном пути ОЧ, обернувшись горностаем, подслушивает разговор (с женщинами – женами змеев?) матери змеев Сюоятар; напустит голод, накроет столы; если ударят мечом крест накрест, то ни голода ни столов; напустит жажду (лесное озерко – то же); сон (постели); кто мои слова повторит, превратится в синий крест; ОЧ истребил столы, озеро и одну постель; спутники уже бросились на две другие, С. их сожрала, коней забрала и приковала; идя по лесу, ОЧ видит 9 слепых девушек и глаз на пне; С. девушек ослепила, оставив им один глаз на всех; он вернул им глаз, они научили вернуть коня от С.; ОЧ рубит цепи; С. дает всем девушкам глаза, чтобы посмотрели, кто там; но они отвечают, что никого; С. пришла сама, схватила ОЧ; сперва съела девушек за обман; отпустит ОЧ, если добудет Катрину с красивий Кий-реки; ОЧ плывет в лодке, встречает, берет с собой пятерых: Псарь, Спун-Храпун, Парильщик, Едок, Водонос; Псарь усмирил собак; Спун-Храпун защитило от огня, когда подожгли амбар, где приплывшие спали; Парильщик заморозил раскаленную баню; Едок съел коров и овец; Вонос принес воду в решете; ОЧ получил К.; Сквозь одежду вино кожу / Тело светится под кожей / Косточки под телом видно / В серединке сердце бьется; по пути назад спутники один за другим остаются там, где ОЧ их подобрал, и забирают принесенные с собой части лодки; остается узкая долбленка; чтобы К. не замочила подол, ОЧ поднял его мизинцем; С.: если трогал К. хоть пальцем, пусть он отломится; отгрызла мизинец; ОЧ :если ты мучила слепых сестер, пусть меч разрубит тебя на 10 частей; разрубил; ОЧ сжег части тела С., забрал коня, серебро и золото и К. в жены; увидев ОЧ, родители помолодели; ОЧ спрашивают, где его товарищи; пришлось рассказать, он стал синим крестом; Катрину взял в жены король, она рожает здоровых сыновей и дочерей; сказочнику на свадьбе дали восковую лошадку, седло из репы и кнут из гороха]: Конкка 1991: 134-154; карелы (Олонецкий, 1936) [гадалка велит бездетной царице поймать и съесть рыбу, кости отдать собаке, уху лошади; царица рожает трех сыновей, собака щенков, лошадь жеребят; братья едут посмотреть мир, расстаются на перекрестке дорог, оставляют ножи – чей заржавеет, тот погиб; Иван-царевич приезжает в город, где девиц отдают на съеденье чудовищам, очередь дочерей царя; И. убивает трех- и шестиглавого; собачка: девятиглавому прыгну в пасть, порву изнутри; богатыри утверждают, что чудовищ убили они, И. показывает отрезанные языки; И. женится на младшей царевне; ночью видит огонь; жена велит спать; И.: если в первую ночь говоришь неправду, как с тобой буду жить; едет к огню, кто-то с дерева просит бросить 3 волосинки, 3 шерстинки собаки и 3 волоса коня; И. бросает, сам, собака, конь каменеют; второй брат видит заржавевший нож, приезжает, его принимают за И., с ним то же; третьему собака велит ответить ведьме, что уже бросил шерстинки; он хватает ведьму, заставляет принести живую и мертвую воду, чтобы оживить братьев, они ожили; 3 братьев женились на 3 царевнах, И. получил царство]: Конкка 1959, № 7: 39-46; карелы (Калевальский р-н) [жена, собака и кошка в одну ночь родили мальчиков; все трое отправились посмотреть мир; остановились в доме у моста; первым стережет Сын Женщины, но засыпает, идет Кошачий Сын; через мост едет Трехглавый Змей, его конь спотыкается; Кошачий Сын отсек головы, спрятал под мостом; то же на следующую ночь (очередь Собачьего Сына, Шестиглавый Змей); на третью ночь едет Девятиглавый Змей; Кошачий Сын оставил в доме знак, но двое других не проснулись, он с трудом срубил девятую голову; все трое поехали дальше, но Кошачий Сын вернулся («шапку забыл»), подслушивает у трех окон; за каждый жена одного из змеев баюкает его сына и обещает превратиться в колодец и ковш, перину и одеяло, стол; конь лягает, предупреждая не пить, не ложиться, не есть; коня останавливает Костяной Человек, велит добыть Елену Прекрасную; Кошачий Сын встречает, берет в спутники людей-невидимок; один умеет париться в бане, другой много есть, третий стрелять; царь отдаст Елену, если жених выдержит раскаленную баню, много съест, попадет в кольцо Елены, выставленное за три версты; Парильщик остужает баню, Едок все съедает, Стрелок попадает; Кошачий Сын женится на Елене; сестра матери Елены дает огненную стрелу: когда Костяной Человек от радости засмеется, пустить ее ему в рот; Костяной Человек сгорел]: Онегина 2010, № 8: 108-110; эстонцы (Торма) [в семье Торкин Ян родился вечером, Юхан в полночь, Иван утром; они сильны, но лежат на печи; у царя многоглавые черти (vanapaganad) украли трех дочерей, он обещает их в жены спасителям; за братьями прислали, велели явиться, И. вышвырнул посланного; тогда послали пригласить на кофе; они пришли, получили коней (И. того, кто выдержал его руку); на развилке две дороги ведут «к хищным зверям», третья «к разбойникам»; И. идет по третьей, братьев посылает по первым, где звери {дальше они все равно идут вместе}; братья находят в замке закованных царевен, забирают с собой; ночуют у моста; братья стерегут по очереди, старшие спят, И. каждый раз выходит сражаться, убивает трех-, шести-, девятиголового черта, отрезает языки; в третий раз бросает сапог разбудить братьев, но справился сам; поехали, И. вернулся за забытыми рукавицами; когда проснулся, вокруг стена; поймал журавля, тот ответил, что в стене печь, надо растопить, она даст совет; печь велела взять из домика черный ремень, он станет конем; конь поднял И. лишь до половины стены; тогда красный ремень – конь перенес через стену, И. нагнал братьев; те сказал, что русские нашли головы чертей, забрали царевен, сказали царю, что они их спасли; И. показал языки, русских привязали к хвосту коня, гоняли до смерти; братья получили царевен]: Järv et al. 2009, № 5: 51-53; сету [после смерти родителей Иван остался с сестрой; пришли на мызу, где черти (halbad); сестра с ними подружилась, изменилась; И. не стреляет в волчицу, зайчиху, медведицу, львицу; каждая дает своего молока и младшего сына; сестра притворилась больной, просит молока зайчихи и т.д., И. приносит – оно у него уже есть; сестра заманила И. в баню, где черти, но его звери выломали двери и И. уничтожил чертей; ушел от сестры; царевна в руках чертей; И. ждет на мосту, звери помогают ему убить дракона с 3 головами; затем с 6; с 9; каждый раз И. вырезает и сохраняет у себя языки; царевну выдают замуж; И. хвастает, что у него сейчас будет то вино, что пьют молодые, посылает зайца, царевна его узнала, дала вина; то же с другими зверями, с едой; И. показал языки, женился на царевне, получил полцарства]: Säärits 2022: 171-173; Лутси (зап. 1927 г.) [Сергей Сарапонщик пахал, одним махом убил 700 комаров и 7 слепней; написал о таком подвиге и поехал на том же коне, на котором пахал, взяв косу; двое силачей видят надпись, поехали с СС, взяв его за старшего; стали пасти коней на лугу чужого короля; тот послал силачей их прогнать; навстречу младший побратим – поубивал королевских; в следующий раз – второй побратим, то же; на третий раз сам СС должен ехать; завязал глаза, чтобы смерть свою не видеть; королевский силач тоже завязал, думал, что это военный прием; СС приподнял повязку: тот с завязанными глазами, снес ему голову косой; король выдал троих дочерей за троих богатырей; трехголовый черт требует старшую принцессу; ее муж пошел, срубил головы; то же со средней (шестиголовый); 9-головый требует младшую; СС залез {от страха} на дуб, черт к дубу, СС упал на него, черт умер от страха; СС дальше живет с женой]: Annom et al. 2018: 90-91; латыши [рыба велит бездетной вдове ее сварить и съесть; кусок съела служанка, потроха – кобыла; каждая рождает сына, сын кобылы – силач Курбад; все трое идут освободить дом от нечистой силы; в первую ночь К. убил на мосту трехголового великана, во вторую – шестиголового; в третью ночь – девятиголовый , у него головы отрастают, он вгоняет К. по колено, затем до подмышек в землю; братья спят, не видят, что в ковше вода стала кровью; К. бросил в них пасталы (обувь); братья прибежали, стали прижигать отрубленные головы; К. слышит, как в щелях букашки разговаривают: поубивал наших мужей; пусть одна жена станет кроватью, вторая – родником, третья – змеей-людоедом; К. не дает лечь, напиться, рубит кровать, родник; у короля пропали три дочери, когда в бане мылись; К. защемил там черта в дверях, тот дал дудочку (выйдут 10 карликов исполнить работу), сказал, что на болоте камень, под ним отверстие, там похищенные; К. отвалил камень, велел карликам принести веревку; братья боятся, К. спустился, отрубил черту голову; в серебряном, золотом, алмазном замках принцессы; дали К. сильной воды, а шестиголовый выпил вместо нее слабой; сестры сворачивают свои замки в алмазное, золотое, серебряное яйца, отдают К.; К. отправил девиц наверх; жена 9-главого великана обрезала веревку и завалила камнем отверстие; К. приходит к старику, тот рассказывает, что людоед высосал ему глаза и побивает градом детей великан-птицы; К. убил людоеда, смазал зельем глаза старика, тот прозрел; прикрыл от града птенцов; птица обещает перенести К. через море, велит заготовить мясо; последний кусок К. отрезал от своей икры; К. раскрывает яйца, живет с младшей королевной в алмазном замке; надо убить жену 9-главого; К. пришел в кузницу, там Debess Kaleis ковал для дочери Солнца золотой венец, серебряный пояс и алмазное кольцо; выковал для К. коня догнать ведьму, велел не оглядываться; К. оглянулся, гром и молния, конь пропал; К. заснул, ведьма подменила сосуды с сильной и слабой водой, К. отпил, потерял силу на год; пошел к черту в работники, кто станет злиться, тому вырезать со спины три полосы мяса; 1) пасти зайцев, 2) коров; карлики из дудочки всех собрали; К. отбил у каждой коровы по ноге; черт вынужден ответить, что не злится; 3) коней (то же; отрезал им губы); 4) вспахать, сколько обежит белая сука (избил суку, та легла); 5) вычистить конюшню (карлики вычистили); 6) привезти дров на кобыле (кобыла – мать черта, К. грозит вырезать ей ремни с боков, кобыла везет); 7) зарезать овцу, которая на тебя глядит (все глядят, всех зарезал); 8) съесть пуд клецок; К. опускает клецки за рубаху, а черт свой пуд съел, с животом плохо; К. делает вид, что вспорол себе живот, клецки вывалились; 9) черт ведет К. в лес рубить дуб; К. приносит зайца – младшего брата; черт не может его догнать; соглашается вдвоем нести срубленный дуб; черт несет, К. едет на дубе; убил детей черта; вырвал его кобыле глаза; подложил на ночь вместо себя горшок со сметаной, черт со своей матерью думают, что разбили К. голову; черт с матерью убегают к ведьме, К. спрятался в пожитках, снова тут; ночью решили утопить К. в реке, К. поменялся местами, черт утопил мать; К. убил черта; сила вернулась, К. поубивал ведьм, бросил в огонь людоеда, убил орла-людоеда; напали враги; ведьма вылила желчь на К.; К. убил ее и людоеда, но и сам умер]: Ниерде 1952: 116-146; литовцы [солдат поделил тушу коровы между львом, собакой, ястребом и муравьем; каждый дал шерстинку, перышко и пр., наделив способностью превращаться в этих животных; став муравьем, проник под землю, там девушка ищет в голове змея; солдат-муравей тихо спросил ее, как вернуть поместье на землю; девушка спросила змея; тот ответил, что в озере князя девятиглавый змей, если срубить девятую голову, выбежит заяц, в нем голубь, в голубе пылающий камень, надо его разбить; солдат вернулся на землю, стал пастухом у князя; погнал стадо к озеру; борется со змеем в образе льва, помощник дает ему выпить вина, сил прибавляется; на третий день солдат сорвал последнюю голову, став гончей, поймал зайца, став ястребом – голубя, раздробил камень; поместье поднялось на землю, девица благодарна, вышла за сына князя]: Кербелите 2014, № 132: 322-328; литовцы [рыбак поймал рыбу; отказался ее отпустить; тогда рыба велит поделить ее на 6 частей: дать две жене, две кобыле и две собаке; жена родила двух мальчиков, кобыла – жеребят, собака – щенков; братья сели каждый на своего коня, взяли каждый свою собаку и отправились странствовать; расставаясь, каждый сделал зарубку на дереве: если появится кровь, с ним беда; первый приехал к сапожнику; тот говорит, что король должен отдать дочь дракону; юноша стал бороться с драконом; дракон загнал его по колено в землю, а он загнал в землю хвост дракона; потом по бедра и до половины; до подмышек и по шею; каждый раз юноша срубает три головы, всего их 9; юноша вырезал языки и уехал; кучер велел принцессе говорит, что дракона убил он; через год юноша вернулся, а у кучера свадьба с принцессой; юноша послал свою собаку, она унесла еду, которую приготовили для свадьбы; юноша и сапожник наелись; юноша пришел и предъявил языки; кучера разорвали четырьмя волами; свадьба; юноша пошел на охоту, ведьма: боюсь твою собаку, ударь ее этим прутом; юноша ударил, собака окаменела; ведьма ударила его и коня; брат увидел кровь на зарубке, пришел к жене юноши, та решила, что это муж; не хотела отпускать в лес; но он пошел, заставил ведьму оживить брата, коня и собаку; брат вернулся к жене, все счастливы]: Leskien, Brugman 1882, № 10: 385-389.
Волга – Пермь. Мордва (мокша) [солнце, луна и звезды похищены; Ивашка Приметлев недавно родился, едет их возвращать; убивает на мосту пяти-, семи-, девятиглавого змеев; во время битвы меняет бочки местами, пьет воду, дающую силу, змей пьет – его силы тают; имя змеев – Прямяряльевы; И. подслушивает разговор жен и матери змеев, те станут родником, яблоней, бурей; кучер Ивашки хочет попить, сорвать яблоко, И. бьет плетью, вода, яблоня истекают кровью; в кузнице И. цепляет язык бури клещами, едет на ней верхом; молодцы, девки, старик хватают И., велят достать дочь бабы Бурьяги, тогда отпустят, отдадут светила; И. берет в спутники охладителя бань, считателя рыб, звездочета; Бурьяга не может сжечь пришедших в бане, посылает дочь рыбой в море, звездой в небо; спутники ее находят; И. получает светила, едет домой, дочь Бурьяги оказывается с ним, он женится]: Маскаев 1966: 95-100 (=Самородов 1978: 312-319); чуваши [старуха посылает мужа продать горох; он продает, покупает на вырученное козу, меняет ее на корову, корову на лошадь, лошадь на посошки, с ними легко ходить; старуха бьет ими мужа, кладет обломки в мешок; из них возникает мальчик Туй-Тубала ("из посошка"); вырастает богатырем, уходит странствовать, встречает, берет в спутники мужчин по имени Хветке (сын Солнца), Уйп (сын Месяца), Удаман (сын Медведя); они охотятся, по очереди готовят в избе; старик приходит, объедает повара; когда остается ТТ, он вешает старика за бороду на дуб; тот срывается, уходит в яму; спутники спускаются, боятся, велят их поднять; ТТ видит лежащего раненого им Чиге-Хурсугала; они борятся, три девушки велят подменить бочки с сильной и слабой водой; ТТ убил, сжег ЧХ; спутники подняли девушек, бросили веревку, поднимая ТТ; старуха месит тесто на слюнях, воду запер змей; трижды разрешает ТТ набрать ведро, вылезает из колодца, ТТ вспарывает ему брюхо, проглоченные люди выходят; говорят, что орел на дубу мог бы поднять на землю; к гнезду ползут одно-, трех-, девятиглавый змеи, ТТ изрубил их; птенцы объясняют большому орлу (или орлице), кто их спаситель; орел поднимает ТТ с запасом мяса и воды, мясо кончается, ТТ отрезает с бедра, на земле орел прикладывает кусок назад; ТТ прогоняет спутников, женится на младшей дочери ЧХ], 282-289 [у стариков нет детей; ворожея советует слепить ребенка из теста; тот ожил, быстро вырос, это Чуста-батыр («чуста» – «тесто»); он пошел странствовать, слышит голос из дуба, затем из осокоря с просьбой освободить; Ч. разбил деревья, вышли Юман-батыр («дуб») и Тар-батыр («осокорь»); все трое остановились в каком-то доме, по очереди готовят; старичок с локоток с саженной бородой бьет повара, съедает быка; когда остается Ч., он привязал старичка бородой к дереву; тот оборвал бороду и сбежал; трое спутников пришли к другому дому, там заблудившаяся царевна; пришли к дыре в подземелье; Ч. стал спускаться, спутники развязали цепь; в подземном царстве медный дворец, девушка велит поменять кадки с сильной и слабой водой, Ч. убил трехглавого змея; то же в серебряном (шестиглавый) и золотом дворцах (девятиглавый змей); Ч. пришел в деревню, где змей не пускает к воде; Ч. убил змея, просит людей помочь выбраться; те советуют идти к дереву, на котором орлица; Ч. спрятал орлят, закрыв гнездо дерном, прилетевший змей не нашел его; орлица велит заготовить воды и мяса; последний кусок Ч. отрезал от своей ноги; орлица его отрыгнула и приложила назад; Ю. и Т. все еще ссорятся из-за девушки; Ч. их убил и женился на девушке]: Эйзин 1993: 207-218; башкиры [старик поймал золотую рыбку, она велит отдать ее голову съесть кобыле, туловище – старухе – хвост – собаке; старуха рожает двух сыновей с золотой головой, серебряной спиной, кобыла – таких же коней, собака – щенков; царь берет мальчиков на воспитание; старший брат берет меч, собаку, коня, уходит спасать царевну, которую должен съесть аждаха; если с его ножа закапает кровь, младший должен спешить на помощь; юноша убивает трех-, шести-, девятиглавого аждаха; плешивый и его 40 братьев приписывают победу себе; не могут поднять голову аждахи; казнены; юноша получает царевну; гонится за победу себе; не могут поднять голову аждазхи; казнены; юноша получает царевну; ет дэвов скворцами, последний кусок оптицей, она приводит его к женщине, та сталкивает его в погреб; брат едет по его следам, царевна принимает его за мужа, он кладет между ней и собою меч; идет за птицей, бьет женщину, заставляет оживить брата и других батыров, умерщвляет ее саму мертвой водой; старший думает, что младший спал с его женой, отрубает ему голову; собака его оживляет живой водой, но приделывает голову задом наперед; старшему жалко, он приделывает правильно, раскаивается; живет с женой]: Бараг 1988, № 14: 106-116.
Туркестан. Салары [в горной деревушке кобыла проглотила лоскут красной ткани, родила мальчика, его назвали Атэнцигэнь Масыму (“ребенок, рожденный лошадью”); он стал охотником; превосходно стрелял из лука; однажды в конце весны – начале лета остановился на берегу реки и стал петь из расщелины пошел дым. “Эй-эй-эй, это что тут за человечишка буянит? Если прохожий, то иди своей дорогой, если ищешь родных, давай познакомимся”; из белого дыма выступил юноша в белых одеждах; М. сказал, что ищет родственников, предложил стать побратимами; юноша принял имя Дашитэнцигэнь Дашидагу (“ребенок, рожденный из валуна”); юноши пришли в лес, увидели, как из рощицы выступил туман; М. выстрелил, вышел юноша, тоже стал побратимом, его имя Агайситэнцигэнь Мунигу (“ребенок, рожденный из ствола дерева”); братья стали готовить еду; три белые голубки опустились на берег озера, сняли оперение оперение, превратились в девушек, бросили в воду купаться; это небожительницы Гуни-ана, Ие-ана и Юлутусы-ана. («Солнечная дева, Лунная дева и Звездная дева»); братья взяли их одежды; девушки согласились вступить с ними в брак; три супружеские пары вернулись домой и стали наслаждаться жизнью; но Г., жена М., внезапно стала хмурой и неразговорчивой и хмуро, отказывалась объяснить, почему; однажды вечером у нее погас огонь; она увидела вдалеке дым из трубы, пошла попросить огня; в доме старуха Мансыханьэр ( девятиглавый демон); дала огня, но подсыпала ей в карман кунжутных зерен, чтобы те сыпались через дырочку на дорогу; стала приходит к Г. расчесывать друг другу волосы; Г. стала думать, как от нее избавиться, рассказала мужу; первым стал сторожить; Дашидагу; он превратился в подушку, и сел на пороге; Мансыханьэр пришла, села на подушку; когда ушла, Д. пожаловался, что та страшно тяжелая, он ничего не мог сделать; на следующий день Мунигу превратился в метлу; Мансыханьэр подмела ею двор; Г. сообщила мужу, что Мансыханьэр можно одолеть только хитростью; Масыму спрятался и выстрелил, лишь когда Мансыханьэр превратилась в девятиголового шестирукого синелицего клыкастого монстра; Масыму и Мансыханьэр стали сражаться, Мансыханьэр ушла в яму под мельницей; Масыму велел спустить его на веревке; Г. разломила зеркало и дала ему половину; в нижнем мире М. встретил старика, тот велел не кричать; М. крикнул, появился тигр, М. убил его мечом; в другом месте на М. напал удав, он и его подстрелил, зарубил; это были два полководца Маньсыханьэр; М. обменялся с пастухом одеждой, погнал коров и овец; Маньсыханьэр: “Быстрее иди, быстрее! Закончи есть и быстрее иди зализывать раны”; раненые стрелой М. 8 голов наслаждались тем, что их вылизывали пастухи; М. заранее приготовил коровьи языки и стал ими гладить раны Мансыханьэр; та завопила от боли меч, а М. ударил мечом, но Мансыханьэр выскользнула и побежала, а затем бросилась на М.; чувствуя, что М. сильнее, она испустила облако черного дыма, бросилась бежать, но М. направил на нее зеркальцем свет и убил стрелами; услышал крик, подошел, на дереве железная клетка, внутри орленок, просит освободить, вокруг кости; это и есть настоящее гнездо Мансыханьэр; прилетела орлица, орленок сперва спрятал М. под крылом, затем рассказал матери, кто его спас; орлица согласна вынести М. на землю, велит заготовить 100 воробьев; последнего воробья не хватило, М. отрезал мясо с ноги; встретил жену они узнали друг друга по половинкам зеркала, так изменились от истощения; Дашидагу и Мунигу заставляли Г. работать, когда она отказалась быть их любовницей; под видом нищего М. предложить развлечь их стрельбой из лука; пронзил обоих одной стрелой; среди людей установилось благоденствие, М. и Г. счастливы до старости]: Chen, Wang 1989: 420-439; дунгане [девятиголовый оборотень-ёгуэй]: Рифтин и др. 1977, № 75: 345; дунгане (Чанджи, Синьцзян) [у старушки есть только лошадь; однажды вернулась – на ней мальчик, он Брат-конь; он отправился странствовать, разбил стрелой скалу, оттуда вышел Брат-камень; затем расщепил дерево – вышел Брат-вяз; они обрабатывают землю, охотятся; в доме кто-то готовит и прибирает; они по очереди сторожат, двое засыпают; когда очередь Брата-коня, прилетают три белые голубки, становятся девушками; он просит их выйти за него и его братьев, но сперва еще раз стать голубками; предлагает братьям выбрать; себе берет оставшуюся, голубки становятся девушками; пришел кот, остался, озорничает; женщины его шлепнули, за это он погасил огонь и ушел; женщины пошли искать угли; пастух говорит, что огнем владеет девятиглавый монстр, пусть идут к нему; служанки отвели их вглубь пещеры; у монстра тело человека и 9 голов, все, кроме центральной, слепы; он велит дать огня и мешочек с бобами; в нем дырка, бобы просыпались по дороге назад; на следующий день монстр пришел по этому следу, сосал кровь женщин; после этого глаза на других его головах видят; так много дней; Брат-конь замечает, что жены худеют, они ему все рассказывают; первым остается Брат-камень, затем Брат-вяз, оба боятся; Брат-конь попадает монстру стрелою в глаз, тот бежит; Брат-конь отпускает пастуха, приходит к пещеру под его видом, взяв с собой овечий язык; пастух должен лизать поврежденный глаз монстра; Брат-конь гладит его овечьим языком, монстру больно; он говорит, что язык шершав, т.к. он простужен; затем убивает монстра, отрезав ему все головы; раздает имущество монстра; его братья хотят сами всем завладеть; ведут Брата-коня посмотреть на лотосы, сталкивают со скалы; он упал на лотосы, жив, но не может забраться назад; вылечил крыло лебедя, тот поднял его наверх, полет длился три дня и три ночи; он вернулся домой через год; его не узнали, жена его не узнала, плачет; он берет свой лук; братья говорят, что лишь упавший со скалы Брат-конь мог его натянуть; тот стреляет в камень, Брат-камень исчезает в камнем; стреляет в вяз - Брат-вяз возвращается в дерево; с тех пор в воротах каменные ступени, а стволы вязов в трещинах; жена Брата-коня осталась с ним, а две другие женщины надели свои голубиные одежды и улетели; с тех пор люди у горы Богота любят белых голубей]: Shujang Li, Luckert 1994: 111-118.
Южная Сибирь. Кумандинцы : Дыренкова 1949б, № 14 [в тайге охотник сделал из борщевника шор (дудку) и стал играть; рыжая девица (хозяйка горы) услышала, подошла, стала петь и плясать; велела ему сходить домой за картами и вернуться; привела внутрь горы, там змеи; охотник стал играть в карты, проиграл, хозяин горы хотел отдать его на съедение 9-главому змею; парень стал играть на шоре, хозяин горы признал себя побежденным; парень женился на рыжей девице; девятиглавый змей дал золота и велел веселиться всем животным и птицам; парень привел жену домой, она наделила его всяческим богатством]: 126-128; Новиков 1949 [кäп-jылан (в местной огласовке кäр-чылан) – это чудовище-змея о девяти головах, «царь змей»]: 160; монголы (Внутренняя Монголия) [охотник Уэнь убивает коршуна, который гнался за жаворонком; жаворонок превращается в девушку, она говорит, что к озеру спустится волшебный конь; У. истребляет хищников леса, ловит коня; прилетает на нем в Афганистан, где дракон закрыл воду; У. убивает его стрелами; в другом царстве побеждает в стрельбе; две старшие принцессы выбирают в мужья министров, младшая – У.; ее отец недоволен, дает им старый шатер и немного овец; конь говорит, что больного царя излечит трава, которую стережет девятиглавый лев; У. убивает льва, приносит траву, царь выздоравливает, благодарен; У. увозит жену домой]: Черкасова 1961: 112-120; монгоры : Тодаева 1973, № 10 [бездетная старуха молится о ребенке; всевышний посылает ей сына; ее вороная кобыла рожает желудок, в нем мальчик; дети дразнят его, он велит старухе нажарить пшеницы, зажимает горячие зерна ей в кулаке, она вынуждена признать, что не рожала его; он уходит искать родителей, братьев, сестер; стреляет в камень, из-под него выходит юноша Камень; из-под дерева – Дерево; трое побратимов охотятся, в их доме кто-то готовят; Камень, Дерево засыпают, сын Кобылы хватает трех голубок, обернувшихся девушками; самую красивую мажет сажей, Камень и Дерево выбирают себе других, красавица достается сыну Кобылы; женщины забыли оставить еду коту, тот потушил хвостом огонь; жена сына Кобылы приходит за огнем к девятиглавой старухе; та дает огонь и охапку желтых цветов, велит бросать по дороге; в отсутствие мужей приходит сосать кровь женщин; Камень, Дерево остаются сторожить, цепенеют от страха; сын Кобылы отсекает восемь голов старухи, приходит к ее подземелью; та велит мальчику лизать ее раны; сын Кобылы велит гладить их коровьим языком, старуха кричит от боли; затем собачьим, старуха ложится спать, говорит, что на железной кровати будет теплее; сын Кобылы и мальчик кладут ее в котел, накрывают крышкой, сжигают; побратимы хорошо живут с женами]: 289-295; монгоры : Тодаева 1973, № 10 [бездетная старуха молится о ребенке; всевышний посылает ей сына; ее вороная кобыла рожает желудок, в нем мальчик; дети дразнят его, он велит старухе нажарить пшеницы, зажимает горячие зерна ей в кулаке, она вынуждена признать, что не рожала его; он уходит искать родителей, братьев, сестер; стреляет в камень, из-под него выходит юноша Камень; из-под дерева – Дерево; трое побратимов охотятся, в их доме кто-то готовят; Камень, Дерево засыпают, сын Кобылы хватает трех голубок, обернувшихся девушками; самую красивую мажет сажей, Камень и Дерево выбирают себе других, красавица достается сыну Кобылы; женщины забыли оставить еду коту, тот потушил хвостом огонь; жена сына Кобылы приходит за огнем к девятиглавой старухе; та дает огонь и охапку желтых цветов, велит бросать по дороге; в отсутствие мужей приходит сосать кровь женщин; Камень, Дерево остаются сторожить, цепенеют от страха; сын Кобылы отсекает восемь голов старухи, приходит к ее подземелью; та велит мальчику лизать ее раны; сын Кобылы велит гладить их коровьим языком, старуха кричит от боли; затем собачьим, старуха ложится спать, говорит, что на железной кровати будет теплее; сын Кобылы и мальчик кладут ее в котел, накрывают крышкой, сжигают; побратимы хорошо живут с женами]: 289-295; Jugui et al. 2012 [мать, уходя за хворостом, предупреждает дочерей (старшая Nduangmu, средняя Kangxi, младшая Zuzuri) не отпирать чужим; девятиглавая старуха изменила облик, спросила женщину, как зовут ее дочерей, проглотила, пришла, попросила Н. отпереть, та отказалась – у матери белые одежды; старуха вывалялась в белой глине, позвала К.; та ответила, что у матери зеленые одежды; вывалялась в траве, позвала З., та: у матери красные одежды; вывалялась в красной глине; Н. и К. просили не отпирать, но З. поверила и отперла; мнимая мать попросила поставить у ее ложа миску с зернами пшеницы и миску воды; ночью стала есть З., отвечала К. и Н., что ест зерна пшеницы; когда осталась одна голова, сестры попросили разрешить им выйти из дома помочиться; старуха привязала их за веревку; те перевязали к ногам кур, залезли на дерево; старуха потянула за веревку, сожрала кур; вышла, спрашивает, как девочки забрались на дерево; вонзая в ствол ногти; скользя на животе; старуха пробует, поранилась, не смогла залезть; они связали, спустили ей свои пояса, подняли, сбросили, она разбилась насмерть]: 51-54; Stuart, Limusishiden 1994: 80-84, 148-152 [см. мотив I22; Эрланг (местный Гесер) проходит между толкучими горами по пути на битву с девятиглавым монстром].
Восточная Сибирь. Дальневосточные эвенки (олёкминские) [на охоте Путоной слышит голос: твоего брата убил девятиглавый Девультэ; П. поскакал, нашел кости брата; конь: возьми из моего правого уха кнут, ударь меня, я поскачу, вернусь через 8 суток, собери птену с моего тела, смажь кости брата, он возродится; так и случилось; конь велит достать из его уха серебряную кровать и спать на ней; П. нашел Девультэ; тот бросил в него каменный шар, пальму, копье; он их поймал, разломал; но через год Д. победил, стал есть П.; его брат Мэнгултэ увидел это во сне, пришел, сшиб 9 голов, принес кости брата его коню; тот велел достать из уха кнут (все как с предыдущим оживлением); П. ожил]: Варламнова и др. 2021, № 4: 111-117; эвенки Китая (солоны) [ девятиголовый Мало ловил, поедал охотников; затем стал брать в год по мальчику от семьи; один старик дал ему вместо сына убитого козла; М. козлятина понравилась больше человечины, он согласился принимать в жертву козлов; Агни разбил М. молнией; люди сожгли останки, дым ушел в горы; теперь М. владеет лесными животными, душами самоубийц и похороненных не по обряду, вредит людям]: Сем, Осокина 1986: 96.