Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K80a5. Кабан и братоубийцы. .16.27.28.31.

Братья, соперничающие как женихи или наследники, должны добыть кабана. Это удается младшему. Старшие убивают его и присваивают кабана. Правда выходит наружу.

Немцы (Гессен), трансильванские саксы, украинцы (Холмщина, Галиция, Подолия, Черниговщина, Киевская, Черкасская, Полтавская), белорусы, поляки (мазуры), эстонцы.

Западная Европа. Немцы (от Dorthen Wild, Гессен) [дикий кабан свирепствует; король обещает дочь тому, кто его убьет; двое братьев решают попробовать; маленький человечек дает младшему, у которого доброе сердце, волшебное копье; кабан бросился на юношу и был убит; старший брат ударил его сзади и закопал под мостом; принес кабана отцу и сказал, что младший погиб; через много лет пастух шел через мост и заметил на песке косточку, сделал из нее мундштук к дудочке; дудка начинает петь: о, пастух, ты играешь на моей косточке, мой брат убил меня и зарыл у ручья, забрал кабана, женился на королевской дочке; пастух принес дудку королю; тот велел вырыть кости младшего сына и перезахоронить у церкви; старшего посадить в мешок и утопить]: Grimm, Grimm 2003, № 28: 99-100 (=Гримм, Гримм 1987: 94-95).

Балканы. Трансильванские саксы [король отдаст красавицу-дочь лишь за того, кто добудет свирепого вепря с 12 поросятами; старший брат не делится с нищим; забрался на дерево; верпь порвал сеть и ушел; то же средний; младшему дали с собой лепешки из золы; он поделился с нищим; тот подарил шелковую веревку, она опутала вепря; велел звать «Чиго. чиго!». Вепрь послушно пошел за юношей, а за ним поросята; из зависти братья убили младшего, закопали в поле; но не смогли привести вепря: он выломал дверь свинарника, в котором его закрыли, и убежал вместе с поросятами; на месте, где зарыт убитый, вырос тростник; пастух сделал из него дудочку; она поет: О, пастушек, ты играешь на моей косточке, один брат меня убил, полилась красная кровь, а другой закопал, из-за лесной свиньи, из-за королевской дочки» (немецкий текст рифмованный); пастух прибежал к королю, тот услышал ту же песенку; приказал, чтобы все его подданные поиграли на дудке; когда заиграли братья, дудочка обращается к ним как к убийцам; братьев повесили; а вепря так и не смог никто больше поймать и принцесса бесполезно увяла]: Haltrich 1882, № 43: 42-43.

Средняя Европа. Украинцы (записал шурин Пантелеймона Кулиша, Василь Билозерский возле Борзны на Черниговщине) [Жили муж и жена, а у них два сына. Погнали они кабанчика в сад пасти. Кабанчик роется, роется и зашёл далеко. Старший сказал младшему, чтобы тот пошёл и завернул, а тот ответил, что не хочет. Старший брат убил младшего в месте изрытом свиньями и закопал под хаткой. Через год или два вырастает ясенок. Едут гончары с купцами. Гончары предлагают срезать ясенок и сделать дудочку. Дудочка говорит: помалу, малу, купчинонька, играй, не порази моего сердечка вконец! Брат меня убил, со свету свёл за того кабанчика, что в саду рыл! Просят поиграть гончары, дудочка им поёт то же. Отец и мать услышали, просят тоже поиграть. Дудочка говорит то же самое отцу, матери. Брат стоит бледный, боится, что узнают. Дали ему заиграть: помалу, малу, братик, играй, не порази моего сердечка вконец! Ты же меня убил, со свету свёл за того кабанчика, что в саду рыл! Тогда узнают все, но ещё просит бабушка. Дудочка поёт ей. Тогда все верят. По младшем брате ставят поминальный обед, а старшего привязывают к конскому хвосту и разносят его на косточки]: Кулиш 1847: 76-77; украинцы (Немиров Подольской губ.) [Муж и жена, у них трое сыновей – двое умных, а третий дурак. Умные учёные, хорошо одеты, ничего не делают. Дурак за работой по хозяйству одевается бедно, не хочет на лёгкие хлеба. У отца очень красивый сад, но что-то начинает наносить ему ущерб. Отец говорит, что если бы кто выследил того врага, который опустошает сад, он бы отдал ему половину своего хозяйства. Старший сын вызывается. Приносит в сад подушки и кожухи, ложится и спит до утра. В ту ночь саду наносится ещё больший ущерб. Отец плачет. На другую ночь идёт средний сын, ложится под грушей и спит до утра. Отец в расстройстве. На третью ночь просится Глупый, чтобы его пустили стеречь сад. Когда темнеет, он устраивает засаду во рву. В полночь прибегает в сад здоровенный вепрь, начинает рыть землю и есть молодые корни. Дурак подползает к нему, убивает ударом топора по голове и только потом ложится спать. Утром умные братья встают посмотреть и посмеяться над Глупым, какой из него караульный. Но когда видят кабана, то прямо бледнеют. Они возмущаются, что родительское добро достанется Глупому, а они зачем тогда учились? Старший берёт топор, лежащий около вепря, убивает Глупого, другой брат затягивает убитого в яму, забрасывает шиповником и терновником. Приходят к отцу и говорят, что поймали вредителя. Отец несказанно рад, он спрашивает, где Глупый, а сыновья в шутку отвечают, что наверное, по глупой дороге пошёл. Отец отвечает, что раз пропал, то пускай, он какой-то придурковатый был. Как-то раз пастушок гонит скот возле того сада, перескакивает через ров, вырезает себе дудочку, прикладывает ко рту, а она играет: «Медленно-медленно, пастушок, играй; не порази моё сердечко вконец: брат меня убил; младший скрыл, шиповником-терновником меня накрыл, за того веприка, что в саду рыл». А отец стоит у ворот и слушает. Спрашивает, что это у него за дудка такая. Тот отвечает, что в его саду вырезал. Отец просит играть, дудка называет его батюшкой. Отец изумляется, зовёт образованных сыновей, заставляет играть. Дудочка говорит: «Медленно-медленно, братик, играй; не порази моё сердечко вконец: ты ж меня убил; младший скрыл, шиповником-терновником меня накрыл, за того веприка, что в саду рыл». Его вяжут. Отец зовёт младшего сына. Только тот прикладывает дудочку ко рту, как она говорит: «Медленно-медленно, братик, играй; не порази моё сердечко вконец: брат меня убил; ты ж меня скрыл, шиповником-терновником меня накрыл, за того веприка, что в саду рыл». Связывают и этого, уводят обоих в тюрьму. Пастушку тот человек даёт лучшего своего коня и ту дудочку, чтобы он поехал и привёз оживляющей и исцеляющей воды. Пастушок привозит ее издалека. Откапывают Глупого. Льют ему на голову исцеляющей воды, череп срастается; поливают оживляющей водой, парень начинает дышать. Отец радуется, доживает свой век с Глупым и с пастушком, которым досталось всё отцовское добро]: Грибинюк 1908: 13-17; украинцы (Тарнов, Холмская губ.) [У короля три сына, двое умных, а третий глупый. Он владеет садом, в который вторгаются дикие кабаны и приносят ущерб. Король обещает полкоролевства тому, кто убьёт кабана. Сыновья это слышат, отправляются в сад, чтобы застрелить вепря. За ними увязывается глупый, они над ним смеются. Приходят, садятся в засаду, старший стреляет и промазывает, средний тоже, глупый стреляет и убивает дикого кабана. Их разбирает злость. Старший решает его убить, чтобы ему не досталось полкоролевства, средний просит не убивать, ведь и это душа. Но тот стреляет в дурака и убивает его, заволакивает в угол и немного присыпает. Они возвращаются к отцу, тот спрашивает, кто убил кабана. Старший отвечает, что он. Отец даёт ему то, что обещал, но спрашивает, где дурак. Они отвечают, что пошёл в свет, на Волынь. Отец переживает, не сделали ли они ему чего-то, но они отвечают, что ничего не случилось, ушёл, потому что глупый. Весной пастух гонит овечки в поле за сад. Пока они пасутся, он лежит на земле, видит возле себя растение. Это так из могилы вышла душа, но он принимает её за растение. Он срезает себе дудку, чтобы играть на ней, но только подносит её к губам, как она сама начинает играть: «Мало-помалу, влах, играй, ай, не порази меня в сердечко вконец, в лугу, в лугу брат брата убил, за того вепря, что в огороде рыл». Он пугается, возвращается домой и рассказывает людям. Кто-то докладывает королю, что влах нашёл растение, которое играет. Тот призывает созвать всех: и войско, и всяких командиров. Когда все сходятся, король берёт свирель в руку, она начинает играть и называет его батюшкой. Берёт играть мать, она обращается к ней как к матери. Берёт средний брат: «Мало-помалу, разбойник, играй, ай, не порази меня в сердечко вконец, ты же тоже там был, когда брат меня убил, за того вепря, что в огороде рыл». Король приказывает играть самому старшему, тот не хочет, боится. Ему играет так: «Мало-помалу, разбойник, играй, ай, не порази меня в сердечко вконец, в лугу, в лугу ты же меня убил, за того вепря, что в огороде рыл». Король впадает в ярость, велит идти туда, где влах срезал это растение. Все приходят туда, войско становится кругом, разгребают землю, находят тело. Становится ясно, что убийца – старший брат, тот уже не отрицает. Король велит отплатить за смерть смертью, чтобы воины его зарезали и принесли сердце и мизинец. Ему отрезают палец, он просит, чтобы его не убивали. Старший, смилостивился над ним, они вырезают сердце у увязавшегося за ними собаки и вместе с мизинцем относят к королю, а его отпускают. Он убегает, удаляется прочь, далеко на Волынь, там закладывает королевство и господствует. Идут года, у короля подрастает дочь, она невероятно красива, не хочет идти замуж ни за кого, только за такого же красивого, как она сама. Об этом слышит старший сын, который так же красив, как она, поскольку является её родным братом. Он приезжает, не говорит, кто он такой, его не узнают, он сразу же нравится королевне, только она удивляется, почему он никогда не снимает перчаток и так в перчатках и ест, это зарождает у неё сомнения. Однажды он провожает её в сад пройтись, они гуляют и разговаривают, что скоро уже должны пожениться. Она говорит, что уже дала бы ему перстень и сама одела бы ему на руку. Он даёт руку, она быстро снимает перчатку и обнаруживает, что у него нет пальца. Она говорит, что он должен быть её братом. Он подтверждает, спрашивает, что теперь делать, чтобы как-то донести это к отцу и чтобы тот не держал на него зла. На обеде королевна говорит отцу, что это её брат, которого он, отец, приказал убить, упрашивает на него не гневаться. Король решает, что тогда он тоже впал в ярость, ведь и то ребёнок, и это ребёнок, того не воскресить, а этого убить, пусть живёт. Королевич даёт деньги всему войску и командирам за то, что его отпустили, дальше господствует вместе с отцом]: Kolberg 1964, № 10: 98-101; украинцы (Коломыя, Галиция) [Отец и мать. У них три сына, два умных, а третий глупый. У них сад. а в том саду дикий вепрь, который много роет. Ходит отец, ходят два умных брата, не могут его убить. На третью ночь глупый просит отца, чтобы тот позволил ему убить вепря. Отец называет его глупцом и сомневается в нём. Но он упрашивает отца, отец говорит, что пусть идёт к чёрту, а если вепря не убьёт, то нечего и домой приходить. Тот целится, убивает вепря, утром приносит домой. Отец не верит, то это глупый сын убил, мать верит, посылает его отнести поесть в поле братьям, которые пашут. Он приносит ем еду, они его спрашивают, что это, узнают, что это мясо кабана, который много рыл в их саду. Они съедают мясо, посылают брата стеречь лошадей. Решают его убить, ибо отец станет любить только глупого. И сказать, что брат куда-то подевался, к ним не приходил. Убили и зарыли под бузиной. Парень пасёт там скот, делает из бузины свирель, играет, свирель говорит: «Ой играй, сынок, играй! Один враг убил, другой подговаривал, за того веприка, что в садике рыл». Парень играет дальше, свирель повторяет то же самое. Он приходит домой и даёт поиграть хозяйке, у которой служил. Свирель называет её мамкой. Даёт братьям, которые его убили, свирель говорит: «Ой ты, враг, играй! А ты, враг, убил, а тот подговаривал, за того веприка, что в садике рыл». Потом братья дают сестре, свирель обращается к ней. Отец, который искал того глупого сына и не мог найти, понимает, что они его убили и закопали. Он спрашивает парня, где тот взял свирель, парень показывает, старик находит убитого в яме. Отдаёт других сыновей в узилище на двадцать лет]: Bugiel 1910: 238-239; украинцы (Немиров Подольской губ.) [Муж и жена, у них трое сыновей – двое умных, а третий дурак. Умные учёные, хорошо одеты, ничего не делают. Дурак за работой по хозяйству одевается бедно, не хочет на лёгкие хлеба. У отца очень красивый сад, но что-то начинает наносить ему ущерб. Отец говорит, что если бы кто выследил того врага, который опустошает сад, он бы отдал ему половину своего хозяйства. Старший сын вызывается. Приносит в сад подушки и кожухи, ложится и спит до утра. В ту ночь саду наносится ещё больший ущерб. Отец плачет. На другую ночь идёт средний сын, ложится под грушей и спит до утра. Отец в расстройстве. На третью ночь просится Глупый, чтобы его пустили стеречь сад. Когда темнеет, он устраивает засаду во рву. В полночь прибегает в сад здоровенный вепрь, начинает рыть землю и есть молодые корни. Дурак подползает к нему, убивает ударом топора по голове и только потом ложится спать. Утром умные братья встают посмотреть и посмеяться над Глупым, какой из него караульный. Но когда видят кабана, то прямо бледнеют. Они возмущаются, что родительское добро достанется Глупому, а они зачем тогда учились? Старший берёт топор, лежащий около вепря, убивает Глупого, другой брат затягивает убитого в яму, забрасывает шиповником и терновником. Приходят к отцу и говорят, что поймали вредителя. Отец несказанно рад, он спрашивает, где Глупый, а сыновья в шутку отвечают, что наверное, по глупой дороге пошёл. Отец отвечает, что раз пропал, то пускай, он какой-то придурковатый был. Как-то раз пастушок гонит скот возле того сада, перескакивает через ров, вырезает себе дудочку, прикладывает ко рту, а она играет: «Медленно-медленно, пастушок, играй; не порази моё сердечко вконец: брат меня убил; младший скрыл, шиповником-терновником меня накрыл, за того веприка, что в саду рыл». А отец стоит у ворот и слушает. Спрашивает, что это у него за дудка такая. Тот отвечает, что в его саду вырезал. Отец просит играть, дудка называет его батюшкой. Отец изумляется, зовёт образованных сыновей, заставляет играть. Дудочка говорит: «Медленно-медленно, братик, играй; не порази моё сердечко вконец: ты ж меня убил; младший скрыл, шиповником-терновником меня накрыл, за того веприка, что в саду рыл». Его вяжут. Отец зовёт младшего сына. Только тот прикладывает дудочку ко рту, как она говорит: «Медленно-медленно, братик, играй; не порази моё сердечко вконец: брат меня убил; ты ж меня скрыл, шиповником-терновником меня накрыл, за того веприка, что в саду рыл». Связывают и этого, уводят обоих в тюрьму. Пастушку тот человек даёт лучшего своего коня и ту дудочку, чтобы он поехал и привёз оживляющей и исцеляющей воды. Пастушок привозит ее издалека. Откапывают Глупого. Льют ему на голову исцеляющей воды, череп срастается; поливают оживляющей водой, парень начинает дышать. Отец радуется, доживает свой век с Глупым и с пастушком, которым досталось всё отцовское добро]: Грибинюк 1908: 13-17; украинцы (с. Берлин Бродского у., Галиция) [У короля три сына: два умных, третий глупый. Он владеет садом, в сад повадился дикий вепрь и начал рыть. Король говорит, что тот, кто устережёт сад, сядет на его трон. Старший сын вызывается, идёт, но не убивает. Младший идёт и не убивает. Средний решается пойти. Те смеются над ним как над глупцом. Глупый идёт в сад, делает себе постель, ложится, его одолевает сон. Он находит колючий чертополох, втыкает себе в головах, и тот мешает ему уснуть. Приходит вепрь, начинает рыть и собирать яблоки, дурак убивает его из ружья. Очень довольный идёт к отцу, сообщает. Братья смеются над ним, называют дураком, Он клянётся. Отец и братья идут посмотреть, убеждаются, что правда. Отец восхищается им и говорит братьям, что тот умнее их обоих. Они советуются, что ему сделать, решают пойти на прогулку и там его убить. Зовут Михася с ними гулять. Находят рыбный пруд, в котором высохла вода, но есть ил. Младший брат не соглашается убивать. Старший брат ударяет кулаком глупого в нос, затем по затылку, тот теряет сознание, падает. Старший хватает палку для дубильного чана и забивает младшего до смерти. Они разворачивают ткань, закапывают его в иле и палку втыкают на том месте. Палка принимается, вырастает золотой черенок, на нём золотые яблоки, висят золотая скрипочка и смычок. Пастух гонит стадо, пригоняет к пруду. У него сын, он посылает сына завернуть от пруда стадо, чтобы кто-то не увяз. Пастушок идёт заворачивать, видит золотую яблоню, скрипку и смычок, вылезает, обрывает яблоки, снимает скрипку и смычок. Заворачивает скот, начинает играть, скрипка приговаривает: «Помаленьку, помаленьку, мой пастушок, играй, только моё, только моё сердечко не режь! Ибо в луге при ветвях брат меня убил за того веприка, что в саду рыл». Пастушок прибегает к отцу, рассказывает, тот играет. Скрипка приговаривает к нему. Он пригоняет скот к королю, приходит в покои, приносит скрипку, целует его в руку и рассказывает, где её достал. Король играет, скрипка называет его батюшкой. Король плачет, королева играет, скрипка называет её матушкой. Приходит младший брат, просит поиграть, скрипка приговаривает: «Помаленьку, помаленьку, мой брат, играй, только моё, только моё сердечко не режь! Ибо в луге при ветвях ты говорил: «Не бей!», за того веприка, что в саду рыл». Приходит старший брат, просит скрипку, та приговаривает: «Помаленьку, помаленьку, мой брат, играй, только моё, только моё сердечко не режь! Ибо в луге при ветвях ты меня убил, за того веприка, что в саду рыл». Идут с пастухом, пастух показывает место, где были сорваны яблоки. начинают раскапывать яму, находят в иле убитого. Король приказывает привести жеребца из стайни и старшего сына привязать к хвосту. Его пускают в чисто поле: где ударяется головой, там дол, а где тылом – там холмик]: Франко 1895: 221-222; украинцы (Рожнов Снятинского у., Галиция) [Три брата, два умные, а третий глупый и его называют Попеленником (от попіл – пепел, зола). У них отец, мать и сестра, недалеко у избы красивый сад, в который часто приходит дикий кабан и портит его. Старший сын просит у отца ружьё и идёт в сад сторожить от кабана, но тот не является. Он передаёт дежурство среднему брату, но кабана всё нету. Отец обещает оставить после своей смерти сад тому из сыновей, кто убьёт кабана. Оба брата две недели безрезультатно караулят кабана. К ним приходит их глупый брат Попеленник и вызывается сторожить. Братья смеются над ним. Он ложится сразу же спать в саду, отсыпается за день, а ночью дожидается кабана и убивает его из ружья. Старший брат со двора слышит выстрел, прибегает и видит убитого кабана. Поскольку он боится, что отец отпишет Попеленнику сад, то убивает его, относит далеко в ров и закапывает там, а отцу говорит, что нашёл в саду ружьё, пришёл кабан, он его убил, а брата нигде нет. Поиски ни к чему не приводят. Однажды его сестра идёт по берегу потока, видит палочку, торчащую в коряге, вытаскивает, это свирель. Она несёт её домой, по дороге прикладывает к губам. Свирель играет сама: «Играй, сестричка, играй, обо мне не забывай, меня брат убил за того дикого кабана, что в саду рыл, да и в ров закатил». Она пугается, приносит свирель, рассказывает отцу. Тот прикладывает свирель к губам, она называет его отцом. Он зовёт жену, свирель называет её матушкой. Отец зовёт старшего сына, он дует, свирель играет: «Играй, враг, играй, обо мне не забывай, ты меня убил за того дикого кабана, что в саду рыл, да и в ров закатил». Отец узнаёт, что дикого кабана убил Попеленник, а Попеленника убил его сын, велит дочери повести всех на то место, где она нашла свирель. Находят убитого Попеленника. Отец приказывает своего лукавого сына застрелить и похоронить рядом с Попеленником. Обещанный сад получает средний сын]: Малорусския сказки 1895: 460-461; украинцы (Галиция, с. Налужье Теребовлянского у.) [У короля три сына. Он владеет большой нивой и очень за ней ухаживает. На ту ниву приходит и роет какая-то свинья. Он пробует разные способы, чтобы изгнать того вепря, но ничего не удаётся. Король обещает награду тому, кто убьёт этого вепря. Обещает полцарства. Все начинают на это претендовать, но ни у кого не выходит. Самый младший цесаревич убивает вепря. Когда об этом узнаёт его самый старший брат, он не допускает его до короля, убивает, закапывает на той же ниве и похваляется, что это он убил вепря. Король весьма этим доволен и отдаёт ему полцарства с требованием сейчас же жениться. Начинает допрашивать его, где его младший сын. Тот отвечает, что он куда-то отправился по миру, король ему верит. Цесаревич приглашает портных, чтобы пошили одежды для свадьбы. Портные заканчивают работу, он покупает им водки, чтобы их попотчевать. Один портной очень напивается и начинает гулять по ниве и петь так, что все не могут этому надивиться. Портной говорит, что умеет не только петь, но и играть. Просит сделать ему дудочку, а он им заиграет. Но ни у кого не выходит сделать дудку. Он гневается, идёт на ниву и начинает искать, пока не находит отличную палочку на могиле. Он садится на той могиле и делает себе дудочку, пробует играть, а дудка поёт: Помалу, помалу, портняжка, играй, и моему сердечку рай не прерывай! Брат меня убил, на ниве спрятал, за того веприка, что в саду рыл. Портной очень пугается и протрезвляется от страха. Идёт к королю, рассказывает, что увидел красивую вербу, взял ножик, отрезал веточку, увидел камень, сел на него и начал играть, а дудка запела. Король говорит, что если это правда, то даст ему четверо волов, а если неправда, то он получит пять буков. Тот соглашается. Король берёт дудку и начинает играть. Дудка называет его батюшкой. Он очень пугается и велит играть самому старшему сыну. Дудка называет того разбойником. Когда все это слышат, то выводят дикого коня и раздирают старшего королевича боронами]: Zdziarski 1903, № 2: 155-156; украинцы (Галиция) [У короля три сына: два умных, а третий глупый. Король владеет красивым садом, в который невесть каким способом попадает дикий вепрь и наносит ущерб. Король гневается и издаёт воззвание, что тот, кто избавит его от вепря, получит часть королевских владений. Но никому это не удаётся. Он обращается к своим двум сыновьям, те несколько ночей ходят на вепря, но ничего не могут ему сделать. Глупый сын приходит к королю и просит, чтобы ему позволили убить того вепря. Король сомневается, что он это сможет. Глупый сын идёт к кузнецу и приказывает сделать ему сто долгих двусечных ножей, которые втыкает в землю остриями вверх. Вепрь приходит по своему обыкновению вечером, но попадает на ножи, калечит себе рыло, лапы и т.д. так, что едва доползает до леса и там издыхает. Братья узнают об этом, советуются между собой, чтобы убить глупого, младший сопротивляется этой мысли, но старший настаивает, убивает брата и закапывает под грушей. Они приходят к королю, сообщают, что глупого разодрал вепрь, которого они его за это убили. Король радуется, выделяет им часть имения, они начинают пировать без конца и меры. Как-то раз пастух вылезает на стену сада, чтобы сорвать себе груш, видит, что под грушей лежит красивая скрипка. Он берёт скрипку, играет, скрипка отвечает: «Помалу, помалу, пастушок, играй, не сразу то сердце моё режь, ибо меня брат убил, под грушкой скрыл, за того вепря, что в саду рыл». Это слышит лакей, потом повар, затем узнаёт король, приказывает арестовать своих сыновей. Младший брат берёт смычок, но скрипка издаёт свой естественный звук. Старшему брату скрипка отвечает: «Помалу, помалу, ты, разбойник, играй, не сразу то сердце моё режь, ибо ты меня убил, под грушкой скрыл, за того вепря, что в саду рыл». Король приказывает копать под грушей, где находят тело сына. Его с почётом хоронят, старшего сына вешают, невиновный брат становится после смерти отца королём]: Barącz 1866: 148-149; украинцы : Рудченко 1869, № 55 (Уманский у., Киевская губ.) [Человек, у него три сына: два умных, третий дурак. У того человека сад, в который повадился дикий кабан, ест яблоки под яблоней и роет. Старший сын говорит, что пойдёт в сад с намерением убить кабана. Идёт, садится под яблоней, засыпает. Приходит кабан, ест яблоки, роет в саду, уходит. Тот просыпается, видит следы пребывания кабана, идёт домой, хвалится, что не устерёг. На вторую ночь идёт его младший брат, но и ему не удаётся устречь. На третью ночь идёт дурак. Приходит в сад, мостит колючки под яблоней, берёт большой пест для мака и садится на колючках. Колючки не дают ему задремать. Ночью приходит дикий кабан, идёт под яблоню, дурак тихонько подкрадывается и убивает его пестом по голове. Приходит в дом, просит братьев запрячь волов в воз, чтобы поехать и забрать кабана из сада. Те смеются над ним. Он сам запрягает волов и едет, братья идут за ним. Приезжают в сад, видят кабана, лежащего под яблоней. Братья пробуют вдвоём вкатить его на воз, но не могут сдвинуть с места. Дурак просит их постоять перед волами, подхватывает кабана под брюхо и вытаскивает на воз. Братья видят, что он так силён, да к тому же убил кабана, завидуют ему, говорят, что если они привезут этого кабана домой, отец его увидит и тогда будет его жаловать, а их нет, лучше убить его и сказать дома, что он пошёл искать ещё одного. Убивают его и закапывают под яблоней. Привозят кабана домой, отец спрашивает их, где дурак. Они отвечают, что ушёл искать второго кабана, он говорил, что приходило их два, но одного он убил, а второй убежал, так пошёл за ним с намерением убить. Они возятся возле кабана, смолят его, солят сало. На той могилке, где дурак был зарыт, вырастает купы́рь (лат. Anthríscus); пастух пасёт там скот, срезает тот купырь, делает из неё дудку. Как начинает играть, дудка поёт: «По малу-малу, пастушок, играй, не порази сердечка вконец: меня братики убили, со свету сгубили, за того кабана, что в саду рыл». Ходит возле скота, играет. Едет казак, слышит, как он славно играет, просит продать эту дудочку. Пастух продаёт. Казак едет по дороге, играет, дудочка обращается к нему. Он приезжает в село и просится на ночлег к той семье. Играет там, потом даёт поиграть хозяину. Дудочка обращается к нему как к батюшке. Тот человек спрашивает, где он её взял, казак говорит, что купил у парня, а тот парень говорит, что вырезал её в вашем саду. Юноши признаются, что убили своего брата. Отец велит отдать их в арестанты, дурака выкапывают, хоронят на кладбище. Отец дурака справляет по нему обед], 56 (Романовка Новоград-Волынского у. Волынской губ.) [Три брата, двое умных, а третий дурак, у них в саду золотые яблоки, к которым повадился кабан. Отец посылает своих сыновей сторожить. Идёт старший, не дожидается, засыпает. Приходит кабан, роет, съедает яблоко, уходит. Встаёт отец, считает яблоки, одного нет. Посылает среднего, тот ждёт, засыпает. Приходит кабан, роет, ест яблоко, уходит. Встаёт отец, считает яблоки, опять одного нет. Дурак говорит, что он пойдёт. Отец сомневается в нём. Дурак просит дать ему ружьё. Отец не хочет, дурак сам берёт, идёт караулить. Ломает колючки, обтыкается ними, сидит. Когда дремлет, его колет. Слышит, что идёт кабан. Только он хочет рыть, дурак стреляет в него. Братья слышат, приходят. Смотрят, что лежит кабан, и говорят, что теперь им достанется. Старший предлагает убить дурака, зарыть в яме и сказать, что они убили кабана. Убивают, зарывают в яме, сами берут кабана, идут, будят отца, говорят, что сели на пороге, как вдруг идёт кабан, и они его убили. Едет барин, смотрит, что выросла на холмике красивая калина. Вылезает, идёт, срезает, делает дудочку и играет. Она сама играет и припевает: «Играй, барин, играй, только моего сердца не режь! Брат меня убил, брат меня схоронил, а за того кабана, что в садике рыл». Приехал в корчму, там отец убитого. Пан говорит, что ехал, вырезал дудку, а она сама играет. Отец берёт, играет, она называет его папой. Несёт домой, даёт матери играть. Дудка называет её мамой. Отец даёт играть братьям, они не хотя. Он приказывает. Берёт младший, дудка называет его братом. Отец даёт играть старшему, который его убил, он не хочет, отец кричит на него. Он берёт, играет: «Играй, брат, играй, только моего сердца не режь! Ты меня убил, ты меня схоронил, а за того кабана, что в садике рыл». Отец велит вести туда, где он его убил. Брат ведёт. Откапывают, хоронят мёртвого на кладбище, старшего брата привязывают к жеребцу, тот разбивает даже его кости]: 156-158, 159-161, 160 (Черниговская губ.) [Сказка полностью тождественна № 56, только припевают: «По малу-малу, барин, играй, не порази моего сердечка вконец: меня братичек тот убил, нож в сердечко воткнул, за того веприка, что в саду рыл»]; украинцы (с. Станиславчик, Шполянский р-н, Черкасская обл.) [Отец и мать, у них два сына. Сыновья идут охотиться на дикого кабана. Младший брат убивает зверя, старший целый день ходит, ему не удаётся подстрелить кабана. Он решает, что его засмеют в селе, если он вернётся без добычи, решает убить младшего брата. Убивает, закапывает на поляне, забирает кабана, тянет домой. Хвастается всем своей добычей. Родители спрашивают, где брат. Он отвечает, что тот ещё ничего не убил и остался в лесу. На том месте, где зарыт младший брат, вырастает куст калины. Пастушки гонят домой отару, вырезают свирель, прикладывают к устам, она говорит: «Ой помалу-малу, пастух, играй, да помалу-малу сердечко режь, брат меня убил, со свету сгубил, да за того кабана в лесу зарыл». Отец и мать выглядывают сына, стоя у ворот, и просят у мальчиков поиграть на их странной свирели. Берёт отец, прикладывает к губам, свирель называет его батюшкой. Мать берёт свирель. Она называет её матушкой. Родители понимают, в чём дело, зовут старшего сына, чтобы тот заиграл. Тот отказывается. Отец приказывает, сын берёт свирель в руки. Свирель обращается к нему: «Ой помалу-малу, душегуб, играй, да помалу-малу сердечко режь, брат меня убил, со свету сгубил, да за того кабана в лесу зарыл». Парень признаётся в своем преступлении, ведёт людей на то место, где он зарыл брата. Отец обливает раны мертвой водой, затем кропит тело живой водой, сын оживает. Старшего сына изгоняют из села, он бродит волком-оборотнем в лесу, воет ночью на месяц от сожаления]: Зінчук 2009 (кн. 33): 213-214; украинцы (Черниговщина, возде Борзны; записал шурин Пантелеймона Кулиша Василь Билозерский) [Жили муж и жена, а у них два сына. Погнали они кабанчика в сад пасть. Кабанчик роется, роется и зашёл далеко. Старший сказал младшему, чтобы тот пошёл и завернул, а тот ответил, что не хочет. Старший брат убил младшего в месте изрытом свиньями, и закопал под хаткой. Через год или два вырастает ясенок. Едут гончары с купцами. Гончары предлагают срезать ясенок и сделать дудочку. Дудочка говорит: помалу, малу, купчинонька, играй, не порази моего сердечка вконец! Брат меня убил, со свету свёл за того кабанчика, что в саду рыл! Просят поиграть гончары, дудочка им поёт то же. Отец и мать услышали, просят тоже поиграть. Дудочка говорит то же самое отцу, матери. Брат стоит бледный, боится, что узнают. Дали ему заиграть: помалу, малу, братик, играй, не порази моего сердечка вконец! Ты же меня убил, со свету свёл за того кабанчика, что в саду рыл! Тогда узнают все, но ещё просит бабушка. Дудочка поёт ей. Тогда все верят. По младшем брате ставят поминальный обед, а старшего привязывают к конскому хвосту и разносят его на косточки]: Кулиш 1847a: 76-77; украинцы (местечко Варва Прилукского у. Полтавской губ.) [У царя и царицы нет детей, они обращаются к знахарям. Дед говорит, что царица вскорости родит трёх сыновей, два из них будут умными, а третий – дураком. Через год рождается тройня. Каждую полночь в царский сад начинает приходить кабан, опустошает его. Царь: тот, кто убьёт кабана, получит полцарства и станет наследником трона. Многие пробуют, но засыпают, не дождавшись кабана. Вызываются двое старших сыновей, у них тоже ничего не выходит. Младший дождался кабана, убил его из ружья и заснул. Старший брат убил и закопал спящего, отвез кабана отцу. Через две недели старший брат празднует свадьбу. Овчар видит на могиле камышину, срезает её, делает свирель, та играет: Ой помалу-малу, овчарик, играй, да не порази моё сердечко вконец. При саде-саде брат меня убил, за того кабана, что в саду рыл! Овчар идёт к царице, свирель называет её матушкой, царя – батюшкой, царь даёт поиграть старшему сыну, свирель изобличает его, он падает замертво]: Бодянський 1835: 3-14; белорусы [у деда с бабой три сына; умирая, отец велит стеречь на могиле: кто будет стеречь, поймает золотого кабанчика, который роет царский сад и царь обещает награду; старший, средний сын боятся, в полнось убегают домой; младший дурак ловит кабанчика в мешок; старший убил младшего, принес кабанчика царю, получил награду; через некоторое время вырос тростник, пастухи сделали дудку, та поет: Играйте, играйте, пастушки! Меня брат убил за золотого кабанчика; дали царю поиграть; царь догадался, казнил убийцу]: Романов 1887, № 45в: 264-265; поляки (мазуры) [у хозяина каждую ночь кто-то крадет с яблони золотое яблоко; старший, средний сыновья идут сторожить, засыпают; младший-дурак видит, как в полночь появился черный рогатый кабан; убил его; братьям завидно; они убили младшего и зарыли; на могиле вырос тростник; старый пастух сделал дудку, стал играть, она поет: Играй, милая дудочка, у меня камень на сердце, старший брат меня убил, средний ему советовал, а я убил кабана ради отца; пастух сжег дудку, а на этом месте выросла яблоня с золотыми яблоками; лишь пастух мог их брать, а если кто-то другой пытался, яблоня сразу же выростала; кошка посоветовала пастуху лучшее яблоко сорвать и сохранить; это яблоко стало петь ту же песенку; кошка велела отдать яблоко принцессе; как только принцесса отделила яблоко от черенка, перед ней оказался тот младший брат; свадьба; я тоже там был и пиво пил, по подбородку текло, в ротне]: Toeppen 1867: 139-140.

Балтоскандия. Эстонцы (Харгла, 1912) [король: кто убьет свирепого кабана, получит царевну и царство; младший брат пошел по левой тропе; навстречу старушка, он просит ее помочь; она дает зеленый меч; юноша зарубил им кабана и поволок в город; навстречу старший брат, пошедший по левой тропе; из зависти убил младшего, зарыл под мостом, женился на царевне; пастушел нашел под мостом косточку, сделал свирель, та стала петь о случившимся, это была кость убитого; король пригласил пастушка к себе, все понял, казнил зятя; после этого свирель играла лишь то, что хотел играющий]: Järv 2020: 224-226.