Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K75C. Неумойка, ATU 361. .15.16.27.28.31.

Черт обещает человеку богатство, если на протяжении определенного времени тот не будет мыться (стричься и т.п.); оба выполняют свое обещание.

Испанцы, каталонцы, итальянцы (Ломбардия, Тироль, Эмилия-Романья), сицилийцы, ладины, ирландцы, шотландцы, немцы (Гессен?, Померания, Австрия), голландцы, фризы, словенцы, венгры, молдаване, греки, русские (Карельское Поморье, Тверская, Тульская), западные украинцы (Закарпатье, Ивано-Франковщина, Подолия), белорусы, лужичане, поляки, кашубы, чехи, словаки, латыши, литовцы, эстонцы, ливы, финны, шведы, норвежцы, исландцы, датчане.

Южная Европа. Испанцы [вернувшись со службы, Кристобаль стал охотником; черт обещает деньги, если К. 5 лет не будет мыться и стричься; однажды К. заплатил долги потерявшего все имущество; тот обещает ему одну из трех дочерей; лишь младшая согласилась; К. отдает ей половину кольца, обещая вернуться через 2 года; возвращается красавцем и при деньгах, которые заранее спрятал в разных местах; свадьба; старшие сестры утопились, черт получил две души вместо одной]: Camarena, Chevalier 1995, № 361: 195-198; каталонцы [солдат обещает черту 7 лет не мыться и не стричься, носить на спине медвежью шкуру, в ней деньги; помогает бедняку, младшая дочь того согласна за него выйти, а старшая – нет; когда солдат вернулся красавцем, она от зависти повесилась и черт получил ее душу]: Oriol, Pujol 2008, № 361: 84-85; итальянцы (Южный Тироль) [бедный юноша пошел странствовать; господин (это черт) обещает ему безбедную жизнь, если тот три года не будет бриться и мыться; юноша выглядит все страшнее, но сорит деньгами; хочет жениться; две старшие сестры отвергают его, невзирая не его деньги, а младшая соглашается; по завершении трехлетнего срока, муж вымылся и побрился, пришел к сестрам; они его не узнали, младшая говорит, что она помолвлена; он ей открылся; в день свадьбы старшие сестры от зависти повесились; черт: вместо одной души получил две]: Schneller 1861, № 33: 90-92; итальянцы (Эмилия-Романья: Болонья) [после смерти отца Sandrino все промотал и пошел искать службу; но повсюду принцессы и королевы немедленно влюблялись в него и, чтобы не попасть в беду, он вскорости переходил на новое место; решил продать душу дьяволу; тот дал ему бриджи, в карманах которых кучи золотых монет; сколько не вынимай, меньше не станет; условие – семь лет не мыться и не стричь волосы, а затем дьявол за ним придет; С. приобрел роскошный дворец и не выходил из него, а королю срочно нужны деньги; С. готов их дать с условием своей женитьбы на одной из трех принцесс; две старшие с ужасом отказываются, младшая Zosa согласна; король завален деньгами; перед свадьбой С. вымылся и побрился, предстал красавцем; во время венчания старшие сестры говорят, что готовы отдать душу дьяволу, лишь бы увидеть, как закончится счастье З. и С.; ночью появляется дьявол: он не станет забирать душу С., т.к. благодаря ему получил две другие души; в комнате старших сестер находят записку; в ней проклятье в адрес З. и сообщение о том, что их унес дьявол]: Calvino 1980, № 53: 167-172; итальянцы (Ломбардия): Cirese, Serafini 1975, № 361: 85; сицилийцы [Don Jovanni di la Fortuna промотал состояние; дьявол дал ему неистощимый кошель с деньгами с условием 3 года, 3 месяца и3 дня не мыться, не стричься, не менять платья; тогда он сохранит и кошель, и душу; он покупает дом, дает королю деньги; тот обещает отдать за него свою дочь; старшие наотрез отказываются, младшая соглашается; Дон Джованни просит ее подождать два месяца; срок кончается, он прибывает на свадьбу красавцем; старшим сестрам завидно]: Gonzenbach 2004a [1870], № 10: 63-67; ладины : Uther 2004(1), № 361: 227-228.

Западная Европа. Немцы (Померания) [дьячок ходит к жене кузнеца; тот обещает спустить его с крыльца; дьявол сообщает господину, что кузнец способен за ночь обмолоть в сарае все зерно; сам пошел к жене кузнеца, а того заперли в сарае; появился человечек и с его помощью все снопы были обмолочены; дьячок советует дать кузнецу работу потруднее: убрать перед домом кучу тяжелых камней на этом месте устроить пруд с золотыми рыбками; человечек снова все исполняет; дьячок предлагает велеть кузнецу за ночь выковать Himphamp без огня, наковальни, молота и железа; человечек: иди домой, возьми кнут, заберись под кровать и, когда тебе что-то совсем не понравится, то скомандуй: химп-хамп, приклейтесь! любовники склеились, кузнец стал их бить кнутом; утром поволок к господину; по пути продолжал отдавать ту же команду, так что к ним приклеились волы, двое людей с возом сена; на глазах господина добил любовников последним ударом кнута; господин выгнал его из деревни, ибо не желал иметь дела с нечистой силой; человечек обещал, что если кузнец сумеет 7 лет бродить по селениям и не мыться, не стричься, не стирать одежду, то все будет хорошо; а в еде и питье недостатка не будет; вскоре кузнец стал похож на дикого зверя; через 7 лет он пришел к баснословно богатому человеку, трех дочерей которого никто не брал замуж (богатство было получено колдовством); две старшие отказались выйти за заросшего дикаря, а младшая согласилась, желая сделать добро отцу; тут подошел человечек, вымыл, постриг и одел кузнеца так, что тот стал словно принц; а две старшие сестры от зависти повесились]: Jahn 1891, № 44: 239-244; немцы (Померания) [солдата измучила служба; лучше служить 7 лет черту; черт поставил условием: во всем недостатка не будет, но чтобы весь врок не мыться, не стричься, не переодеваться и т.д.; однажды заросший и грязный, но богатый солдат стал играть с господином; тот все проиграл; солдат обещал все простить, если тот отдаст за него одну из троих дочерей; старшие отказались, младшая согласилась; в это время кончился срок; после свадьбы младшей с прекрасным и богатым мужчиной ее сестры утопились; черт ]: Jahn 1891, № 46: 247-252; немцы (семья Haxthausen и др., доработанная версия; условно – Гессен) [=Гримм, Гримм 1987: 276-280; вернувшегося со службы солдата братья прогнали; незнакомец в зеленом камзоле с лошадиным копытом обещает денег, но сперва хочет проверить храбрость; солдат застрелил бросившегося на него медведя; согласился; согласился 7 лет не мыться, не стричь ногти и волосы, не читать «Отче наш»; черт отдал солдату камзол, в карманах всегда деньги; через два года солдат страшно оброс; озолотил обнищавшего человека с тремя дочерьми; тот обещает одну дочь ему; лишь младшая согласилась; солдат отдал ей половину кольца, обещав вернуться; после истечения 7 лет солдат явился красавцем, положил в кубок половинку кольца, невеста ее узнала; одна из сестер повесилась, другая утопилась, их души достались черту]: Grimm, Grimm 2002, № 101: 340-343; немцы (Австрия), голландцы , фризы , шотландцы , ирландцы : Uther 2004(1), № 361: 227-228.

Балканы. Молдаване [батрак нанялся на год к черту работать в лавке с условием не мыться, не стричься; черт велит дать боярину денег в долг; тот деньги проиграл; чтобы наградить парня, черт соглашается простить долг с условием, что боярин выдаст за парня одну из дочерей; лишь младшая дочь согласна идти за заросшее чудище; когда парень помыт и приодет, он оказывается красавцем; старшие сестры от зависти повесились]: Молдавские сказки 1968: 263-265; словенцы , венгры , греки : Uther 2004(1), № 361: 227-228.

Средняя Европа. Русские (Карельское Поморье – сказки Коргуева, Тульская), украинцы (Закарпатье, Ивано-Франковщина, Подолия), белорусы [ Неумойка : солдат заключает договор с чертом: семь дней не мыться, не чесаться; получает много денег; женится на младшей из сестер, т.к. старшие отказываются от него; сестры от зависти вешаются, а черт получает их души]: СУС 1979, № 361: 125; русские (Тверская) [солдат вернулся со службы; старичок обещает награду, если тот год не будет мыться, бриться и стирать одежду; солдат согласен; через полгода старик велит послать сватов в дом, где три дочери; старшие смеются, младшая согласна; еще через полгода солдат стал молодым красавцем; сестры жены от зависти повесились; солдат старичку: что за службу я выполнил? старичок: ты же мне двух кобылок подарил, теперь будут ездить]: архив Центра тверского краеведения и этнографии, прислано В.Е. Добровольской; поляки (включая кашубов ) [парень (богатырь, солдат) договорился несколько лет работать в аду; в это время он не должен мыться и стричься; за это получает большие деньги; младшая дочь человека согласилась за него выйти; когда он явился богатым красавцем, две старшие повесились, черт получил их души]: Krzyżanowski 1962, № 361: 120-121; чехи []: Немцова 1978: 104-118; лужичане , словаки : Uther 2004(1), № 361: 227-228.

Балтоскандия. Латыши [парень заключает договор с чертом: не умываться и не причесываться в течение длительного времени; получает от черта много денег; из-за богатства парня король желает его в зятья; старшие дочери отказываются выходить за него, младшая согласна; после условленного срока парень умывается и причесывается; старшие сестры из зависти лишают себя жизни, черт получает их души]: Арийс, Медне 1977, № 361: 280; шведы [парень заключает договор с чертом: 7 лет не умываться и не причесываться; получает от черта много денег; платит долги бедняка; тот обещает ему дочь; старшие отказываются, младшая согласна; когда он явился красавцем, старшие сестры повесились, черт получает две души вместо одной]: Liungman 1961, № 361: 76; норвежцы [парень (солдат) обещал черту 7 лет не мыться и не причесываться; разбогатев, женится на младшей из трех сестер; увидев ее жениха в образе красавца, старшие сестры вешаются, черт получает две души вместо одной]: Hodne 1984, № 361: 87; исландцы , датчане , ливы , литовцы , эстонцы , финны : Uther 2004(1), № 361: 227-228.