K73b3. Брось орех на память. .28.30.31.
Человек, которому предложено сосчитать орехи в бочке (вынимать орехи по штуке), сопровождает свои действия разоблачительным рассказом.
Белорусы, украинцы (Закарпатье), персы, литовцы, сету, эстонцы.
Средняя Европа. Белорусы [три сестры собирали грибы, пошел дождь, они сели под березу, ручей от дождя дотек до царя; слуга нашел девиц, подслушал разговор; одна обещает одеть, другая – накормить войско, третья – родить сына с месяцем во лбу, зорьками на затылке; царь женился на последней, уехал, она родила, послала письмо, сестры подменили (не то собака, не то лягушка; пустить в бочке в море); мальчик вышел из бочки, сделал мост от острова до земли, повел по нему свою мать на свадьбу царя с другой сестрой; царь выносит орехи, предлагает отгадать их; мальчик под видом скрипача рассказывает свою историю; снимает шапку, под ней месяц, зорьки; сестру матери разорвали лошадьми]: Потанин 1891: 147-148; белорусы [царь ехал с кучером, заметили в доме огонь; там три сестры; одна обещает наткать полотна на целый свет, вторая – сшить всем одежду, младшая – родить двух сыновей: на одном солнце, на другом месяц и звезды; царь женился на ней, уехал на войну; она родила сыновей; сестры подменили письмо сообщением, будто царица родила двух щенков; подменили письмо царя: царицу с отродьем изгнать; они ушли, бедствовали, выросли, пришли на царский пир; царь: кто разгадает короб орехов, получит полцарства; сыновья многократно берут по два ореха и каждый раз сообщают эпизод из истории их матери; снимают шапки, различается свет; старших сестер разорвали лошадьми]: Беларускi фальклор 2023: 147-151; украинцы (Закарпатье) [царь отправил сына выбрать жену; тот встретил трех девок; одна обещает из одной конопли сшить одежду на целое войско; вторая из одного колоса испечь хлеб для целого войска; третья – родить двух золотоволосых мальчиков; царевич женился на третьей; царевич уехал, коморна (горничная?) закопала младенцев в грязь, подменила щенками; царевич велит закопать жену по грудь в землю в дверях; открывая двери, проходящие ее бьют; женился на дочери горничной; из младенца выросли два явора; жена царевича {далее – царя; надо полагать, царевич воцарился после смерти отца} велит их срубить, сделать кровати для себя и для мужа; ночью слышит разговор братьев: одному легко, на нем отец, а другому тяжко, на нем сука-девка; та велит сжечь кровати; овчар приготовил соль для овец, угли попали в соль; овца родила двух золоторунных ягнят; царица велит их зарезать, послала служанок мыть кишки, две барабки {что это?} уплыли по течению; женщина подобрала, они стали золотоволосыми мальчиками; пришли к отцу, стали рассказывать сказку, т.е. свою историю; насыпали на постель гороха; по мере того, как рассказывали, горох отскакивал в веко ; мать юношей освободили, горничную и ее дочь разорвали лошадьми; царь, царица и их сыновья до сих пор живы, если не умерли]: Дей 1981: 88-98.
Иран – Средняя Азия. Персы [у бедной старухи плешивый сын; увидев, как сверстники играют в кости, он стал продавать пряжу матери, все проиграл; мать обнаружила, что остался последний моток, швырнула его сыну и прогнала его; с тех пор плешивый стал выигрывать; царь обещает дочь тому, кто одним ударом разрубить колоду, а кто не разрубит, того казнит; плешивец покупает жареную курицу, но ее унес сокол; плешивец желает ему здоровья; так трижды; он ел лепешки, крошки рассыпались по земле; благодарные муравьи спрашивают, чем ему отплатить; плешивый просит источить колоду; от удара колода развалилась; царь не хочет выдавать за плешивца дочь и просит визиря придумать плешивцу другую задачу; тот предлагает отправить плешивого пасти 40 баранов и через 40 вернуть их точно такого же веса, какими были; плешивый каждый день пускает к баранам волчонка, те от страха не едят травы, вес сохранился прежним; 40 дней пасти 40 индюков и вернуть в целости; когда осталось три дня, дочь вакиля решила помочь принцессе, пришла просить отдать ей индюка; плешивый согласен, если она отдастся ему; после совокупления девушка понесла петуха домой, но сокол отнял его и вернул плешивому; то же дочь визиря; сама принцесса; последнее требование: рассказать историю, чтобы в конце амбар с орехами оказался пуст; плешивый начинает рассказывать всю историю с индюками, после каждой фразы приговаривая, «Брось орех на память!»; царь просит не досказывать, плешивый получил принцессу, дочь вихиря и дочь вакиля]: Османов 1987: 82-90.
Балтоскандия. Литовцы [140 вариантов; три сестры стирали, мимо шел мальчик; одна говорит, что если бы он на ней женился, она ломтем хлеба накормила семью; вторая аршином ткани одела семью; третья бы родила ребенка с солнцем во лбу, луной на затылке; мальчик женился на ней, ушел в солдаты; жена родила; ведьма подменила ее письмо мужу и его ответ; якобы жена родила полусобаку-полукошку, младенца велено бросить в хлев; мать бросила его гусям, коровам, свиньям, овцам; все его сохраняют; кладет в гробик, спускает в море; нищий его подобрал и вырастил; король даст поместье тому, кто сосчитает две бочки орехов; приемыш нищего вызывается сосчитать, а сам рассказывает всю историю; пан отдает ему поместье]: Кербелите 2021, № 96: (=2014: 217-220); литовцы [три сестры стирают у реки; королевич слышит их разговор; если бы королевич взял ее в жены, то старшая куском полотна одела бы войско, средняя ломтем хлеба накормила бы войско, младшая родила сына солнце во лбу, луна на затылке, весь в звездах; королевич взял младшую; та родила обещанного сына; посланный остановился в лесной избе; там жили лауме, подменили письмом: пес на лбу, сучка на затылке, весь в чирьях; король велит отродье убить; его бросили к жеребцам; к овцам; к свиньям; к гусям; все животные о нем заботятся – вырастет властитель мира; сделали для младенца стеклянный гробик и пустили по реку; нищенка его нашла, вырастила, юноша стал пастушком; король обещает сделать сыном того, кто, кто сосчитает по паре бочку орехов; сын нищенки вынимает орехи по паре и по мере этого рассказывает всю историю; закончив, снимает шапку – все видят солнце, луну и звезды; король дал нищенке содержание]: Кербелите 2021, № 97: 96-201; эстонцы (Тарту; в основном в южной Эстонии) [три сестры дергают лен, проезжающий царь обращает на них внимание; старшая обещает одеть куском полотна войско, вторая накормить его крошкой хлеба, третья родить сына с месяцем на затылке, солнцем на лбу, звездой над сердцем; пока муж на войне, жена рожает обычного мальчика, свекровь посылает сыну письмо, будто невестка родила сына с волчьей головой, медвежьими лапами, лисьим хвостом; царь велит выгнать жену с ее отпрыском; свекровь спускает их в бочке в море; птичка носит им еду, сын вырастает; у берега выбивает дно бочки; слышит от людей, что царь снова женится при условии, если орехи из бочки станут сами выскакивать парами; сын идет к царю, рассказывает свою историю, орехи все время выскакивают; по мере рассказа на его теле проявились месяц, солнце, звезда; царь призвал жену, остался с ней]: Mälk et al. 1967, № 104: 341-343; сету [три сестры трепали лен; одна: если царь возьмет замуж, накормлю все войско одним ржаным зернышком; вторая: одену одним куском полотна все войско; третья: рожу сына с луной на затылке, солнцем на лбу, звездами по телу; царь услышал, взял третью замуж; уезжая, царь велит сообщить письмом, кого родила; гонец заночевал в избе черта, тот подменил письмо – жена родила щенка; царь велит отродье убить; мальчика оставил в горячей бане – невредим; в конюшне – утром сидит на коне не затоптан; оставили на распутье, помещик подобрал; мальчик рассказывает свою историю, после каждого эпизода приговаривая «в шкаф два ореха»; в конце: «и вот здесь сижу»]: Kippar 2002: 11-13.