Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K73a6. Ребенок превращается в дерево.

.21.-.23.27.-.29.33.

Недоброжелательницы женщины убивают (выбрасывают) ее чудесных детей. Из их останков вырастают деревья (цветы), позже вновь перевоплощающиеся в людей.

Тибетцы (Амдо), лепча, лао, зярай, химачали-пахари, бенгальцы, хо, бирхор, ораоны, ория, болгары, македонцы, албанцы, венгры, румыны, трансильванские саксы, словаки, украинцы (Закарпатье), абхазы, салары.

Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы (Амдо) [у царя дочери Нгулыггун (серебряная царевна) и Ксэрлыггун (золотая царевна), у них служанка Ег-таму-нцо; Е. предложила бросить ведра в воду, золотое и серебряное ведра царевен утонули, деревянное Е. плавало; служанка солгала, будто царь велит царевнам уходить; надевает их платье, они надевают платье служанки; царевич выбирает К., Е. бросила ее в озеро, заняла ее место, послала Н. пасти овец; К. каждый день выходит из озера, дает Н. хлеба и мяса; однажды та принесла кусок во дворец; Е. пришла к озеру, спела ту же песенку, вышла К., Е. рассекла ей голову раскаленным сошником; К. больше не выходила; Н. родила полузолотого – полусеребряного ребенка; Е. велела бросить его овцам, лошадям, коровам, зарыть под навозом; сказала царю, что Н. родила щенка; на могиле ребенка вырос цветок, его съела овца, родила пегого ягненка; он пасет стадо, велит матери пожаловаться на него Е., та зарежет его, кости надо спрятать в пещере; из костей рождается лама, рассказывает историю, царь велел разорвать Е. лошадьми]: Потанин 1891: 144-146; лепча [у жены царя Lyang-bar две служанки-ведьмы; они предложили ей купаться в море, пустили по воде два деревянных блюда с цветами; предложили царице сделать то же с ее золотым блюдом; оно утонуло; царица испугалась возвращаться к мужу, поехала на коне со служанками; те сажают ее позади, приезжают к царю страны Sachak-lat; брошенная им обмотанная шелком палочка падает на истинную царицу; служанки скребут его до крови, царица причесывает, лечит кровоподтеки; беременна, а служанки лишь притворяются, что понесли; царь уезжает; если заржет конь, родила старшая, если закричит петух - младшая служанка, если жена - пусть она заиграет на флейте; служанки подменили троих сыновей царицы щенками, ящик с детьми зарыли, затем бросили в реку; старый рыбак их выловил; они выросли, попросили сделать деревянного коня, приехали на нем к царю так, как приехали ведьмы с царицей; приехали к морю, велели коню выпить его достать блюдо; ведьмы спросили, разве деревянный конь пьет; братья: разве женщина рожает щенков; ведьмы притворились больными, их излечит мясо троих детей; братья попросили приемного отца послать собачину, мнимые больные поели, выздоровели; дети разошлись по трем дорогам; старший вернулся, нашел кости брата, съеденного крокодилом, кости сестры {до этого было трое братьев, теперь двое и сестра}, съеденной тигром; положил их в костер, сам упал туда; из пепла выросла сосна, трое детей возродились на ней; царь пришел, дети спрятались в ствол; дерево не рубится, не горит; пришла мать детей, они открылись, рассказали, как все было; обещали выйти, если им разрешат убить ведьм; царь столкнул ведьм в яму с кольями, дети засыпали яму камнями, в горло ведьмам насыпали горячих углей; дети улетели в страну Rum, царь с царицей остались счастливо на земле]: Stocks 1925, № XXXIV: 447-452.

Бирма – Индокитай. Лао [принцесса Наанг Патхуммаа (Лотосовая Госпожа) спрятана в королевском барабане родителями, чтобы спасти ее от пары огромных грифов; их нельзя убить, т.к. в их головах спрятаны драгоценные камни для бодхисатвы, который должен родиться; ее находит король государства Пантьяа, берет в жены, дает имя Наанг Кхамкоонг (Золотая Госпожа из Барабана); она рожает 4 сыновей-близнецов; старшая бездетная королева велит повитухе подменить их щенками, убить; садовник зарыл косточки, выросли 4 дерева плюмерии с бело-золотыми цветами; королева велит их срубить, бросить в реку; отшельник окропил бревна водой из тыквы-горлянки, принцы ожили; дал каждому королевский меч и алмазную палицу; младший Пхетсалаат и есть бодисхатва; принцы приплыли на кораблях к приемным родителям; стали требовать встречи с родной матерью, та работает в свинарнике; сыновья уговорили ее вернуться к мужу; П. воскресил дедушку и бабушку, убитых грифами людей; те передали ему драгоценные камни и умерли; старшую королеву отправили в свинарник]: Афанасьева 2014: 225-227; лао [у короля Culani du Muong Pén Chan (Pancala) старшая жена Nang Kham Kong (Paduma) и младшая Nang Angi; король отправился охотиться на слонов; в это время Падума родила 4 мальчиков; НА спустила их на плоту по реке, подменила щенками; вернувшись, король изгнал жену, сделав свинаркой в далеком селении; старая садовница подобрала и вырастила младенцев; узнав об этом, НА нашла мальчиков, дала им отравленные пирожные и они умерли; на могиле каждого выросло миндальное дерево; НА велела их истребить; с большим трудом их выкопали и бросили в реку; ученик отшельника выловил 4 цветка миндали и понял, что это 4 бодисатвы; излучив пламя из своих глаз, сжег цветы, омочил огонь и 4 принца возродились: Белый, Желтый, Золотой и Алмазный (у него был отрезан палец, и отшельник заменил его алмазным); научил волшебству; принцы покорили три царства яков и пришли в царство отца; Алмазный проник ночью в его покои, нарисовал на лбу царицы непристойные знаки, а на лбу царя требование вернуть старшую жену – иначе горе его царству; та сперва отказалась вернуться, но сыновья уговорили; НА сделали свинаркой]: Pham Xuan Giai 1970: 81-82; зярай : Никулин 1970 [у вождя злая и ленивая старшая жена Фа, добрая младшая Фу; вождь погнался за ланью, та превратилась в девушку, он привел ее в дом; когда родила, Фа спустила трех новорожденных мальчиков в кувшине в реку, подменила зенками; посоветовала отправить жену-лань жить в свинарнике; старушка Пом подобрала кувшин, вырастила мальчиков; Фа увидела их, дала отравы; Пом зарыла умерших в том же кувшине за огородом; выросло дерево, на нем три цветка, Фу все поняла, воскурила огонь, цветки стали мальчиками; выросли, победили разбойников, забрали их сокровища; освободили мать, ушли с ней из селения вождя]: 250-253; Dournes 1982 [младшая жена князя просит Небо послать ей детей; Небо посылает 7 пилюль, та глотает их не по отдельности, а все сразу, рожает семерых близнецов; старший – Reng, младший – H'Bia Rang Könyi' ("прекрасный позолоченный"); по совету старшей жены, князь спускает близнецов в тыкве по реке; их подбирают людоеды Rökai; пока HBK отвлекает внимание людоедов, другие под предлогом расчистки участка делают в лесу лодку; в день, когда их собираются съесть, братья уплывают; людоеды бросают веревку с крюком, братья обрезают ее, людоеды тонут]: 158-159.

Южная Азия. Химачали- пахари [6 жен бездетного раджи живут во дворце, 1 в глинобитной хибаре; факир велит ему дать каждой съесть манго; шесть жен лишь надкусывают и выбрасывают свои манго, седьмая их подбирает, съедает, рожает 6 сыновей и дочь; 6 жен велят старухе помешать родам, та выбрасывает новорожденных в яму на поле горшечника, говорит, что седьмая жена родила кусок железа; горшечник их подбирает, растит; 6 жен велят старухе извести детей; она дает им отравленные сласти, они умирают; горшечник идет к факиру, тот режет себе палец, этой кровью горшечник окропил новорожденных, они ожили; старуха отравила их снова; факир велит зарыть их и себя в могилы; из могил мальчиков выросли манго, девочки – роза, факира – дерево с благоуханными цветами; лишь матери детей удается сорвать плоды и цветы, другим они не даются; похороненные встают из могил, 6 жен и старуху казнили, седьмая и ее дети живут во дворце]: Dracott 1906: 6-11; бенгальцы [младшая жена у царя любимая, 6 других ее ненавидят; когда время родов, царь оставил жене цепочку, чтобы потянуть и вызвать его; она дергает ее 8 раз, но другие царицы тут же прячут младенцев в кувшины, подменяя мышами и крабами; кувшины зарыли в куче отбросов; царь поместил жену в хлев и велел делать лепешки из навоза, чтобы жечь как кизяк; после этого животные в царских стойлах стали умирать, птицы в клетках перестали петь, пруды высохли, растения завяли; и лишь на куче отбросов выросли 7 желтых champas и одна кампанула; когда садовник хотел их сорвать для царя, они выросли чуть не до неба; царь, а затем все жены по очереди подходили сорвать цветы, но растения становились лишь выше; и лишь когда из хлева пришла младшая царица, цветы стали обычного размера, окружили ее и превратились в девочку и 7 мальчиков; девочка обо всем рассказала; шестерых цариц бросили в яму, засыпав колючками, а затем завалив глиной]: Guha 1941: 73-81; хо [брахман дал бездетному радже 7 манго для его семерых жен; прежде, чем младшая съела свое, мангуст откусил от него кусочек; она родила прекрасного мальчика с лицом мангуста; другие жены позавидовали, зарыли ребенка, положили в постель метлу и камень; раджа прогнал младшую жену; гончар пошел копать глину, нашел еще живого ребенка; мальчик вырос, велел гончару сделать керамического коня, тот ожил; сыновья других жен захотели таких же, но они не ожили; жены догадались, в чем дело, велели сыновьям убить того мальчика; те зарыли его, на этом месте вырос бамбук и цветущее растение; никто не мог сорвать цветок, только радже это удалось; он срубил бамбук, из него вышел сын, все рассказал; потребовал найти его мать; ее привели, а других жен с сыновьями столкнули в колодец]: Bompas 1909: 478-479 (то же или очень похоже в Sarat Chandra 1926: 162-164); бирхор [у раджи 7 рани, все бездетны; брахман велит сбить с дерева нужно число манго и дать женам съесть; но упало лишь одно манго; жены его поделили, а младшей досталась лишь кожура; забеременела лишь она; уезжая, раджа велел бить в золотой барабан, если родится мальчик, и в серебряный, если девочка; родились мальчик и девочка; 6 жен подменили их метлой и головешкой, а детей повитуха бросила в яму, где горшечник копал глину; горшечник с женой их нашли; младшую жену раджа прогнал; старшие жены увидели детей и отравили, горшечник похоронил; из могилы мальчика вырос платан, а девочки – дерево pinjār с красивыми цветами; когда слуга раджи попытался сорвать цветок, брат с сестрой обменялись репликами и дерево pinjār поднялось в воздух; то же, когда попытался сорвать сам раджа; то же с каждой из рани – дерево поднимается только выше; тогда нашли, вымыли, принесли в паланкине младшую жену; оба дерева превратились в мальчика и девочку и сели на колени матери; раджа вернул их с триумфом, а для старших жен выкопали по колодцу, столкнули в них и закопали]: Roy 1925, № 13: 468-475; ораоны [шесть жен бесплодны, седьмая родила близнецов, другие подложили ей Gewürtzstein и веник, бросили детей в яму; царь отверг жену; детей нашли горшечник с женой, они подросли, он вылепил из глины мальчику коня, девочке птичку; у пруда дети велят им пить; жены царя: игрушки не могут пить; мальчик: женщина не может родить камень и веник; жены притворились больными, их вылечит кровь детей горшечника; царь велел убить детей; горшечник их похоронил, выросло дерево с цветами; жены не смогли их сорвать, а к царю они сами упали, стали детьми; царь остался жить с детьми, жен казнил]: Hahn 1906, № 28: 54-55; ория [7 дочерей бедного брахмана съели приготовленные матерью лепешки; родители решили избавиться от дочерей; отец повел их, якобы, к дяде; отошел, забрав мешочки с рисом; девушки открыли свои – там одна шелуха; забрались на дерево; подъехал царь, на него упала слеза; старшие сестры обещают сварить рис для всего дворца, испечь лепешки и т.п.; младшая обещает родить 7 сыновей и дочь; царь женился на ней; когда роды близко, дал флейту, велел дудеть, чтобы вызвать его; она задудела, чтобы проверить; а когда на самом деле стала рожать, царь решил, что снова обман, не пришел; жена родила 7 сыновей и дочь, сестры подменили их деревянными куклами; царь послал ее на конюшню; сестры зарыли детей в саду, их отрыла и проглотила собака, отрыгнула в пруд, их воспитала Богиня Вод; дети играют на мелководье с деревянными лошадками, велят им пить воду; садовник: деревянная лошадка не может пить; мальчики: а женщина разве может родить кукол? затем Богиня Вод превратила мальчиков в деревья, девочку – в цветущее дерево; садовник хотел сорвать цветы, братья велели сестре не давать, дерево выросло до неба; то же министр, сам царь; лишь приведенная из конюшни мать смогла сорвать цветы; царь вернул ее и детей, сестер повесили]: Mohanti 1975: 109-113.

Балканы. Болгары [царь встречает трех сестер; первая обещает накормить целое войско, вторая - одеть войско, младшая - родить двух мальчиков с золотыми вихрами; царь женится на младшей; та рожает мальчиков, служанка подменяет их двумя черными щенками, занимает место царицы; царь велит намазать голову жены дегтем, послать пасти уток "и сички" {гусей?}, ее называют Патарена ("утятница"); детей зарыли, на этом месте выросли две яблони, они наклоняются, чтобы мать могла сорвать яблоки, поднимаются выше, когда яблоки хочет сорвать новая царица; та велит срубить яблони, сделать из дерева кровать; ночью один брат говорит, что на нем лежит отец, а другой, что на нем служанка; та велит сжечь кровать; две искры падают в гераня {видимо, колодец}; Патарена рассказывает свою историю; из колодца выскакивают двое мальчиков; царь спрашивает новую жену, хочет ли она двух коней или два ножа; та хочет коней, ее разорвали лошадьми; царь вернул прежнюю жену]: Каралийчев, Вълчев 1963: 400-402; македонцы [царь запретил зажигать ночью огонь; но три бедных сестры зажгли огонек и работали; царевич заметил, приблизился, стал подслушивать; старшая обещает одеть все царское войско рулоном полотна, если царевич возьмет ее в жены; средняя – накормить войско хлебом из одной печи; младшая – родить сына с месяцем на груди и дочь со звездой на лбу; царевич женился на старшей, та не выполнила обещания, он сделал ее служанкой; то же со средней; младшая родила, когда царевич ушел на войну; сестры закопали детей в саду, подменили щенком и котенком; царевич отправил жену пасти гусей; в саду выросли два кипариса; они наклонялись, если проходили отец или мать, и отстронились, если их тетки; сестры услышали разговор кипарисов, попросили их срубить; из ствола сделали доски для пола; сестры снова слышат голоса; просят выломать доски, отнести в горы и сэечь; на этом месте возник дворец, брат и сестра стали в нем жить; однажды царь {царевич, видимо, стал царем} охотился и увидел дворец; дети все ему рассказали; он вернул их и жену, а ее сестер изгнал]: Mazon 1936, № 64: 233-237; албанцы [если царевич возьмет ее в жены, старшая сестра обещает напечь хлеб на все войско, средняя – сшить на всех одежду, младшая – родить сына со звездой на лбу и дочь со звездой на груди; царевич это слышит, требует подтвердить; старшие сестры не могут выполнить обещания, младшая выполняет; сестры подменяют детей котятами, царевич послал жену пасти гусей; детей зарыли живыми, выросли два куста, они царапают теткам лицо и одежду; их срубили, сожгли; две искры улетели на гору, возник замок; царевич пришел туда, все предметы там разговаривают, он увидел своих детей, все понял; вернул жену, ее сестер порубили на кусочки]: Lambertz 1952: 156-159; венгры [молодой король почувствовал запах яблок и послал за ними слугу; тот нашел их в далекой стране, а когда попытался сорвать, хозяин его схватил; у хозяина три дочери; старшая предлагает дать яблок, а сама она, став королевой, соткала бы столько конопляной материи, что хватило бы на шатер для всего войска; средняя обещает испечь пирог для всего войска; младшая родила бы золотоволосых близнецов – у одного на лбу звезда, у другого солнце и золотое кольцо на пальце; король сам приехал к хохяину яблок и привез младшую девушку себе в жены; после свадьбы отправился на войну; когда та родила, жившая во дворце старая женщина подменила детей щенками, близнецов закопала под столбами ворот, послала письмо королю; он приехал и женился на дочери той женщины, она тоже родила близнецов; у столбов ворот выросли два грушевых дерева; мать новой королевы научила ее сказаться больной: выздоровеет, если будет лежать на кровати, сделанной из древесины тех двух деревьев; король не согласился, но теща сама срубила деревья; ночью слышит разговор: один из близнецов говорит, что ему хорош – на нем спит отец; другой – плохо, на нем спит дочь их убийцы; как только король уехал охотиться, мать королевы сожгла кровать; уголек укатился во двор, его проглотила коза, родила двух золоторунных козлят; мать королевы велела их зарезать; служанки вынесли потроха во двор; ворона проглотила, улетела на остров в море, снесла два золотых яйца; из них вышли двое золотоволосых мальчиков со звездой и с солнцем на лбу и с кольцом на пальце; через 7 лет ворона велела им вернуться к их отцу-королю и поведала их историю; они пришли к королю и все ему объяснили; король велел привязать старуху к хвосту жеребца]: Gaals, Stier 1857, № 7: 55-61; румыны [три сестры Анна, Стана и Лэптица пошли за ягодами; А., если король на ней женится, обещала испечь такой хлеб, что ее муж не состарится; С. – соткать рубашку, муж в огне не сгорит и в воде не утонет; Л. – родить сыновей с золотыми кудрями и звездой во лбу; трое юношей, среди них король, проскакали мимо и все услышали, взяли девушек в жены; те выполнили обещанное; но мачеха короля подменила рожденных детей щенятами, а их закопала в саду; король отправил Л. на кухню, женился на дочери мачехи; на могиле выросли два платана; новая королева велела их срубить, сделать кровати для нее и мужа; ночью королева слышит, как юноши разговаривают; велела сжечь кровати; но две искры превратились в ягнят-близнецов; королева велит их зарезать и бросить в реку, они превратились в двух рыбок; рыбак их поймал, хотел отнести во дворец, рыбки попросили не делать этого, стали мальчиками; они пришли во дворец, стали петь о происшедшем, сняли шапки, под ними звезды; король вернул жену, мачехину дочь послал на кухню, сама мачеха убежала]: Миренер 1958: 128-137; трансильванские саксы [у дороги старшая девушка жала пшеницу, а младшая – коноплю; когда подъехал молодой король, младшая сказала, что если он на ней женится, она обеспечит одеждой из конопли весь его двор, а старшая – что накормит всех своим хлебом; король женился на младшей, а старую назначил надзирать над всем в государстве, что касается хлеба; старшая завидует младшей; когда та родила двух золотоволосых детей, она зарыла их в навозную кучу, а младшей подложила щенка и котенка; король приказал зарыть жену живьем и женился на старшей девушке; из навозной кучи выросли две зрортые елочки; новая королева притворилась больной и сказала, что не выздоровеет, пока не ляжет на кровать, сделанную из этих елок; ночью голоса: братец, мне так тяжело, ибо на мне лежит злая мачеха; сестрица, а мне легко, ибо на мне наш отец; король спал, а королева услышала, утром просит кровать сжечь; но две искры выпали из печки и скрылись в груде ячменя; ячмень скормили овце, она родила двух ягнят; королева: пока не схем их сердца, не выздоровлю; потроха бросили в реку, их выбросило на берег и из них возникли брат и сестра; им столько лет, сколько должно было бы быть; солнце не могло от них оторвать взгляд и светило неделю кряду; Бог удивился, почему такой длинный день; спустился в образе доброго старика, дал им одежду и молоточки; поведал им их историю, пусть в городе стучат в двери, пока не найдут доброго человека, который их выслушает; никто не отпер, а ворота дворца сами открылись; король их встретил и выслушал; а королева увидела их и бежала; королеву поймали и закопали живьем; король же послал в землю 7 карликов за живой водой; казненную первую жену откопали и оживили; принцесса выросла столь прекрасной, что цветы перед ней склонялись; женился же на ней углежог, поскольку у него оказалось самое доброе сердце; а ее брат унаследовал трон]: Haltrich 1882, № 1: 1.

Средняя Европа. Словаки [если король возьмет ее в жены, старшая из трех девушек обещает накормить войско тремя зернами ржи, средняя – изготовить для войска одежду из трех стеблей конопли, младшая – родить золотоволосых близнецов с золотой звездой на лбу; король женился на младшей; она родила, когда его не было дома; кухарка закопала детей в куче навоза и подменила щенками; король замуровал жену и взял дочь кухарки; из кучи навоза выросли два ореховых дерева; новая жена велела сделать из них кровати; сжечь кровати; искры превратились в двух ягнят; их зарезали; два куска кишки уплыли по реке, рыбак их выловил, они стали мальчиками, те пришли во дворец; король признал сыновей, освободил их мать, казнил кухарку и ее дочь]: Gašparíková 1993, № 119: 81-82; украинцы (Закарпатье) [царь отправил сына выбрать жену; тот встретил трех девок; одна обещает из одной конопли сшить одежду на целое войско; вторая из одного колоса испечь хлеб для целого войска; третья – родить двух золотоволосых мальчиков; царевич женился на третьей; царевич уехал, коморна (горничная?) закопала младенцев в грязь, подменила щенками; царевич велит закопать жену по грудь в землю в дверях; открывая двери, проходящие ее бьют; женился на дочери горничной; из младенца выросли два явора (т.е. платана); жена царевича {далее – царя; надо полагать, царевич воцарился после смерти отца} велит их срубить, сделать кровати для себя и для мужа; ночью слышит разговор братьев: одному легко, на нем отец, а другому тяжко, на нем сука-девка; та велит сжечь кровати; овчар приготовил соль для овец, угли попали в соль; овца родила двух золоторунных ягнят; царица велит их зарезать, послала служанок мыть кишки, две барабки {что это?} уплыли по течению; женщина подобрала, они стали золотоволосыми мальчиками; пришли к отцу, стали рассказывать сказку, т.е. свою историю; насыпали на постель гороха; по мере того, как рассказывали, горох отскакивал в вiко; мать юношей освободили, горничную и ее дочь разорвали лошадьми; царь, царица и их сыновья до сих пор живы, если не умерли]: Дей 1981: 88-98.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [сын князя сбивает три яблока с дерева другого; три дочери того предлагают себя ему в жены; он берет младшую, обещавшую родить сына наполовину золотого, наполовину серебряного; в отсутствие князя тетки сварили новорожденного, воду вылили во двор, сказали, что жена родила щенка; муж запер ее в конюшне; на месте вылитого отвара выросла осина, муж сделал из нее подпорку для дома; отвергнутая жена сожгла стружки, уголек превратился в золотую монету, она положила ее в сундук, монета стала ее сыном; мать и сын приходят к княжичу, он прогоняет злых теток]: Бгажба 2002: 143-145.

Туркестан. Салары (Уджирем, Сюньхуа-Саларский автономный уезд) [когда муж уехал из дома, младшая жена родила сына; старшая жена его убила и закопала в саду; возвратившемуся мужу сказала, что младшая жена родила собаку; на том месте, где был закопан ребенок, вырос цветок олеандра; цветок съела корова; она стала стельной и отелилась; появился прежний ребенок; есть ему не давали, он ходил собирать кизяк; корова сказала, чтобы он привязал корзину к ее хвосту; наполнила ее навозом – так она угощала мальчика маслом и хлебом; когда он пришел домой, то развязал веревки; появились масло и хлеб; старшая жена его побила, он признался, откуда взял хлеб; она погнала своего сына; тот подвязал корзинку, но корова ее не наполнила; вечером вернулся домой, рассказал матери; та снова побила сына младшей жены]: Тенишев 1964, № 12: 27-28.