Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K65C. Немытые дети Евы, ATU 758.

.12.-.17.27.-.29.31.-.33.39.

Женщина прячет от Бога часть своих детей (реже – всех) или часть домашних животных. По его слову, спрятанные дети становятся либо бедняками, либо существами нечеловеческой природы, а спрятанные домашние животные – дикими.

{Определение сюжета 758 в Uther 2004 касает только случаев, когда скрытые дети превращаются в людей низкого социального статуса, но не в духов, однако ссылки идут в том числе на традиции, в которых дети превращаются в духов}.

Сонгаи, хауса, динка, шиллук, оромо, амхара, нубийцы, арабы Судана, Марокко, сицилийцы, сардинцы, португальцы, испанцы, каталонцы (Барселона, Мальорка), итальянцы (Абруццо), ладины, фламандцы, фризы, немцы (Шлезвиг, Бавария?, Австрия), валлийцы, палестинцы, Сирия, боснийцы, черногорцы, болгары, македонцы, поляки, русские (Карельское Поморье, Олонецкая, Костромская, Кировская), белорусы, армяне, датчане, норвежцы, исландцы, шведы, финны, карелы, западные и восточные (инари) саамы, ливы, литовцы, вожане, мари, удмурты, коми, киргизы, Русское Устье. Uther 2004(1) ссылается на Mifsud-Chircop 1978, но в мальтийском указателе такого номера нет.

Западная Африка. Сонгаи (Нигер) [Бог создал Adama и Hawa, у них 40 детей, но Х. сказала Богу, что только 20; за это Бог сделал 20 детей невидимыми, они стали белыми духами Holé, противопоставленными черным духам Ganji; вызывают эпилепсию; главного из них, великана Haran Maka, можно видеть ловящим на реке рыбу; он предок одного из родов сонгаи, члены которого занимаются рыболовством; он стал рыть глину и в термитнике нашел девушку; она родила ему двух детей; затем вернулась в реку]: Knappert 1997: 300-301; хауса [версии Monfouga-Nicolas 1972 и Echard 1991 сходны и повествуют о том, как у первых мужчины и женщины было много детей (70 и более); в ожидании визита Бога, родители спрятали половину; Бог был этим рассержен и превратил спрятанных в духов, умиротворить которых можно лишь кровавыми жертвоприношениями]: Sullivan 2005: 272.

Судан – Восточная Африка. Динка [Du Chie сделал из глины первых мужчину и женщину; у них двое детей; ДЧ либо Nhialic пришел посмотреть на них, женщина испугалась, спрятала одного под кухонным горшком; от сажи он почернел, а "красного" брата Н. взял к себе, дал ему уменья и знанья; черный брат оказался в положении раба по отношению к "красному"]: Johnston 1934: 94 (пересказ в Nowak 1969, № 488: 385); шиллук [корова – наша бабка, Бог – наш отец; у (нашей) матери было двое (детей): черный и белый; она любила черного, но когда пришел Бог, показала ему только белого; узнав, что черного женщина спрятала, Бог ответил, что пусть поступает, как знает, но он любит белого; поэтому белые люди получили все блага и управляют черными]: Westermann 1912, № 78: 178; оромо [верховный бог Waqa держал небо на расстоянии от земли, покрыл его звездами; велел человеку лечь в гроб, поместил под землю, 7 лет поливал землю огненным дождем, в результате образовались горы; извлек человека из гроба; из своей крови сделал женщину; у первой пары 30 детей, но мужчине стыдно, что их так много, 15 он спрятал; Waqa превратил их в животных и демонов]: Kerry 2007: 12; амхара [живя в Эдеме, Ева родила 30 детей; когда Господь пришел к ней и стал их считать, Ева спрятала 15 самых красивых и умных; в наказание Господь велел им оставаться скрытыми (от людей); это духи zar, которые завидуют детям света, т.е. своим менее красивым и более слабым сиблингам-людям; духи zar считаются причиной нервных и психических расстройств у людей противоположного с ними пола; среди них есть обладатели высокого статуса (zar богачей) и низкого (zar бедняков)]: Messing 1958: 1122; нубийцы [нубийцы считают себя потомками Адама и Хавы; у них было 7 детей с коричневой кожей и 7 с черной; из каждых 7 шестеро мальчиков и девочка (приводятся их имена – не арабские); Адам хотел побрить всех детей, но Хавва черных от него спрятала; старший из черных сказал Адаму, что теперь он сделал черных рабами коричневых; черные убежали, породив народы с черной кожей]: Sagar 1922: 142; арабы Судана (Омбурман) [Бог пришел к Еве, попросил ее показать своих детей; та показала только уродливых, а красивых спрятала; ответила, что это все дети, больше нет; Бог велел, чтобы спрятанные стали рабами других; они сделались черными]: Sagar 1922: 143; арабы Судана [Господь пришел к Еве, попросил ее показать своих детей; та показала только симпатичных, а некрасивых спрятала; ответила, что это все дети, больше нет; Господь велел, чтобы спрятанные стали рабами других; они сделались черными, стали рабами]: Hillelson 1935: 11.

Северная Африка. Марокко [дети Евы, спрятанные ею от пришедшего посмотреть на них Бога, сделались обезьянами]: El-Shamy 2004, № 758: 421.

Южная Европа. Испанцы [редкий мотив, 1 ссылка, латиноамериканских соответствий нет]: Camarena, Chevalier 2003, № 758: 106; португальцы [1 ссылка на Vasconcellos]: Camarena, Chevalier 2003: 106; португальцы [св. Петр и Господь шли через деревню, где девочка по имени Мария да Крус пасла поросят; Господь их пересчитал и они пошли дальше; когда возвращались, поросят оказалось меньше; мать девочки часть припрятала; Господь: что разделено, пусть останется разделенным; спрятанные пусть станут дикими кабанами, а девочка-пастушка пусть станет совой; (далее вторая, сходная, версия)]: Vas Oliveira et al. 2017: 266; ладины [у Адама и Евы много детей; она их мыла и причесывала, в это время пришел Бог; еще неумытых Ева спрятала в соломе; мытым Бог назначил быть кому чиновником, кому офицером, кому рыцарем; когда Ева вывела немытых, Бог назначил им быть кому крестьянином, кому ремесленником, кому жестянщиком и т.п.]: Decurtins, Brunold-Bigler 2002, № 83: 224-225; каталонцы : Camarena, Chevalier 2003, № 758 (Мальорка) [Иисус пришел к Адаму и Еве, попросил показать детей; их было 24, но Ева решила показать только 12, но затем призналась, что есть еще столько же; Иисус сказал, что те будут служить первым двенадцати; так появились бедные и богатые]: 105-106; Oriol, Pujol 2008, № 758 (Барселона, Мальорка) [в раю Бог приходит к Адаму и Еве, спрашивает, сколько у них детей; Еве стыдно, что 24, отвечает, что 12; Бог делит мир между ними; Ева говорит, что есть еще 12, но Бог велит тем работать на землях, принадлежащих первым 12]: 151; сицилийцы [у Адама и Евы 24 ребенка; когда пришел Господь, им стало стыдно, что детей так много, они половину спрятали и сказали, что детей 12; Господь благословил 12, велев им быть богатыми и счастливыми; Адам побежал попросить благословения и для оставшихся, но Господь сказал, что поздно – они будут служить получившим благословение; поэтому половина людей богаты, а половина бедны]: Kabakova 2006, № 34: 69-70; сардинцы [к Адаму пришел Св. Петр, а он устыдился своих сыновей и спрятал; Петр услышал шум, Адам сказал, что это поросята; так появились свиньи, их внутренности похожи на человеческие]: Kabakova 2006, № 57: 108; итальянцы (Абруццо) [Адам ответил Господу, что у него семь сыновей, хотя их было 14; Бог дал показанным хорошие профессии: священник, монах, врач и пр.; а остальным определил подчиняться; поэтому есть простолюдины и господа]: Del Monte Tammaro 1971, № 758: 64.

Западная Европа. Фризы (западные) [Иисус зашел к женщине; она показала ему 5 своих красивых детей, а 5 некрасивых спрятала в погреб; сказала, что других детей нет; Иисус проклял спрятанных: что оказалось внизу, пусть внизу и останется; спустившись в погреб, женщина никого больше там не нашла; от них происходит маленький подземный народ]: Clement 1846: 331; фламандцы [зная, как безропотно Адам и Ева приняли изгнание из рая, Бог решил навестить их; Ева прибрала в доме, вымыла тех детей, которые более послушные и симпатичные, а другим велела спрятаться в разных частях дома; Бог благословил первых, велел стать кому императором, кому дворянином, кому купцом и т.п.; тогда Ева позвала остальных; Бог дал назначил каждому быть простолюдином, заниматься ремеслом и пр.; объяснил, что на земле не могут жить только цари]: Van den Berg 2000, № 49: 63-69; немцы (Шлезвиг) [когда Господь ходил по земле, он заглянул к женщине, у которой было 5 красивых детей и 5 некрасивых; некрасавых она спрятала в погребе; ответила, что больше детей нет; красивых Господь благословил, а о спрятанных сказал, что пусть так и остаются невидимыми; от них пошел подземный народ]: Müllenhoff 1845, № 444: 298; немцы (Hans Sachs, 1558; большую часть времени провел в Баварии и Австрии) [перед приходом Бога Ева моет, хорошо одевает тех своих детей, которые красивы; Бог назначает им быть князем, купцом и пр.; тогда Ева решает показать и некрасивых детей, спрятанных в печке, сене, соломе и пр.; Бог велит им быть крестьянами и ремесленниками, объясняет, что ему надо населить землю разными людьми]: Grimm, Grimm 1987, № 180: 526-527 (=Balzamo, Kaiser 2004, № 49: 86-90); немцы (Южный Тироль) [когда Ева уже прожила долгую жизнь, Бог спросил ее о числе ее детей; она этого в точности не знала и назвала меньшее число, чем в действительности; не попавшие в него стали обезьянами]: Menghin 1884, № 36: 87-88 (этот текст упоминает Dähnhard 1907: 247); валлийцы [Kaddy была baby-farmer (взяла детей на воспитание за освобождение от налога); однажды нашла в лесу два слитка золота, никому не рассказывала; двоих детей, которых любила, стала хорошо одевать, а остальных одевала в лохмотья; однажды пришел человек, попросил показать детей; она спрятала хорошо одетых мальчика и девочку, а показала тех мальчика и девочку, на которых были лохмотья, объяснив, что очень бедна; когда гость ушел, К. не нашла хорошо одетых – они превратились в эльфов]: Emerson 1894: 14; валлийцы [у женщины 20 детей; к ней пришел Господь, а ей стало стыдно, что детей так много, половину спрятала; когда он ушел, спрятанные пропали, став эльфами; другие говорят, что эльфы – души древних друидов]: Rodenberg 1857: 97.

Передняя Азия. Бедуины северного Израиля: Rosenhouse 1984: 224ff в Uther 2004(1), № 758: 415-416; палестинцы [Ева рожала по 40 детей за раз; Адаму показывала 20 лучших, остальных выбрасывала; Адам не поверил, попросил Аллаха позволить выброшенным жить под землей и выходить, когда люди спят; так появились джинны]: Ханауэр 2009: 172-173; арабы Сирии [дети Евы, спрятанные ею от пришедшего посмотреть на них Бога, сделались обезьянами]: El-Shamy 2004, № 758: 421.

Балканы. Боснийцы (либо хорваты; Герцеговина между Сараево и Мостаром) [Бог вылепил Адама, через 40 лет вложил в него душу, сделал ему жену Еву, спустил их на землю; Ева родила много детей; Бог велел привести их всех к нему на гору; Ева боялась, что Бог может их убить, и половину оставила дома; ответила, что приведенные – это все ее дети; Бог велел оставшимся стать невидимыми; ушедшие в лес стали вилами, а в воду – бегемотами]: Eschker 1992, № 76: 254-255; черногорцы [вилы – дочери Евы, которых она скрыла от Бога]: Толстая 1995: 370; болгары : Ненов 2004 [Бог приходит к молодой женщине, обещает сделать ее детей министром, городским головой, врачом и т.п.; когда прощается, женщина говорит, что у нее есть еще дети, некупанные; Бог наделяет судьбой и их, но многим определяет быть просто работниками]: 95; Даскалова-Перковска и др. 1994, № 758 [как в Ненов 2004]: 269-270; македонцы [узнав, что Бог со всеми святыми собирается ее навестить, Ева стала готовить еду и мыть детей; но половину детей она не успела вымыть и заперла в другой комнате; Бог благословил детей в порядке старшинства стать царем царей, царем, князем, визирем, пашой, губернатором, командующим, капитаном, унтер-офицером, адъютантом, купцом, директором школы, монахом, священником, епископом, патриархом, отшельником, судьей, врачом; тогда Ева призналась, что у нее есть еще дети, попросила благословить также их; Бог велел их служить первым детям и стать привратником, поваром, кофеваром, курьером, кучером, начальником гарема и т.д. (различные слуги и работники)]: Ortenzio 2008, № 19: 63-65.

Средняя Европа. Русские (Олонецкая) [Адаму было стыдно показать всех своих детей, поэтому он скрыл их в избе, бане, риге, в лесу и в воде, а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда и остались в местах сокрытия, где живут, размножаясь подобно людям]: Белова 2004: 246 (источник Майнов 1877: 127-128, целиком процитирован в Кабакова 2019: 66); русские (Карелльское Поморье, Кемский р-н, зап. О.В. Беловой) [Бог ходил по земле, а у Адама и Евы рождались дети, они их от него прятали – в лес, в воду, в землю, в подполье, в баню; Господь превратил их в лягушек, мышей, кротов, змей {и в духов локусов}]: Белова, Кабакова 2015, № 61: 68-69; русские (Костромская, Поветлужье, архив) [спрятанные дети Адама и Евы стали лягушками]: Кабакова 2019: 67; (ср. русские (Калужская, архив) [лесовые и домовые восходят к семи парам первых людей, которые отказались принять религию из рук Бога]: Кабакова 2019: 67); русские (Кировская) [Когда они уже на землю с небес попали, у них тогда много детей было. А они их прятали, чтобы Бог не видел и не сердился. (А где они их прятали?). Да по лесам, под деревьями. Да по всей земле. А они там в животных превращались. Вот, обезьяны – это, наверное, и есть их дети]: Ванякина 2002: 8 в Кабакова 2019: 67; русские (Брянская, архив) [лесовики произошли от пары, побоявшейся окрестить всех своих детей и спрятавшей половину]: Кабакова 2019: 67; белорусы : Добровольский 1891, № 19 (Смоленская, 2 варианта) [пересказ в Белова 2004: 246; жена Адама народила ораву детей; Бог велит показать детей; Адаму стыдно, что их так много, Ева советует показать не всех; А. часть детей спрятал в камыши, а когда пошел их забрать, детей там не оказалось; они стали лесовыми, водяными, полевыми, домовыми]: 87; Романов 1891: 157 в Белова 2004 [у Адама и Евы было 12 пар детей, 6 они спрятали под дубом, от них произошли локальные духи]: 246; поляки : Bukowska-Grosse, Koschmieder 1967, № 62 в Uther 2004(1), № 758: 415-416.

Кавказ – Малая Азия. Армяне [1) Иисус Христос ходил и собирал с людей десятину, люди прятали от него красивых парней и девушек, чтобы не отдавать их в виде десятины; ИХ догадался: а больше у вас нет? люди: чка («нет», но также «пери»); ИХ: раз нет, пусть они будут чка; 2) когда Ной с детьми вошел в ковчег, Бог приказал держаться подальше от женщин; но Хам не послушался, у него родились мальчик и девочка; когда Бог отворил ковчез, этих детей спрятали на борту; Бог: больше никого не осталось: Ной: чка; Бог: если кто остался, пусть будет чка; так появились пери]: Lalayantz 1895: 1-2 в Кабакова 2019: 70.

Балтоскандия. Карелы (Кемский район; зап. по-русски, но информант с финской фамилией, П.В. Миккова): Белова 2004, № 546 [Бог ходил по земле, Адам и Ева от него скрылись, ушли в лес, хоронили своих детей в лесу, в воде, в земле, в подполье (домовой хозяин), в бане; Господь сказал, что тот, кто в лесу, будет лесным зверем, в воде – водяным, в земле – земляным; из земли родилась лягушка, мышь, крот, змеи; так появились волки, скот], 547 [Ева и Адам прятали своих детей от Бога; кого спрятали в лес, стал медведем, в землю – земными гадами, в море – морские звери]: 245-246, 247-248; финны [маленькие подземные люди (maahiset) – это дети Адама и Евы, которых Ева скрыла от Бога]: Jauhiainen 1998, № M301: 271; западные саамы : Enges 1999: 229 [Адам и Ева стеснялись, что у них столько детей, решили часть из них спрятать от Бога, чтобы тот не подумал, будто они распутны; показали Богу лишь часть, живых; а спрятанные под землей, под водой должны были там остаться, стали gufihtar], 230 [когда пришел Бог, Ева мыла детей и показала ему только уже вымытых, ответила, что других нет; Бог сказал, что скрытое от Бога будет скрыто и от людей; они стали подземными или водяными жителями]; восточные саамы (видимо, инари; граница Финляндии и Норвегии) [проповедь 1853 г.; «Я слышал от стариков, откуда взялись подземные жители. Когда Ева мыла своих детей, пришел Господь, и она спрятала тех, кто оставался немытым. Господь спросил, все ли это ее дети, и она ответила, что все. Господь: что ты скрыла от глаз Бога, должно быть сокрыто и от людей. Теперь эти дети Евы живут под землей, скрываясь от людей и от Бога]: Enges 1999: 230; ливы [бедняк дает каждому из девяти детей особую профессию, которой раньше не было; на сюжет "Die ungleichen Kinder Evas"]: Loortits 1926: 85; литовцы [Бог благословил нескольких детей Адама; часть детей Адам спрятал, ибо не имел для них одежды; они остались без благословения; так появились бедняки]: Кербелите 2001: 91; вожане : Uther 2004(1), № 758: 415-416; датчане [Ева мыла своих детей; неожиданно пришел Господь; с испугу Ева спрятала тех, кого еще не успела вымыть; Господь спросил, всех ли своих детей она ему показала; Ева: всех; Господь: пусть скрытое от моих глазах будет также скрыто и от людей; спрятанные дети исчезли и оказались внутри холмов; от них происходят подземные жители]: Thorpe 1851: 115-116 (=Dähnhardt 1907: 247); исландцы [Бог пришел к Адаму и Еве, те показали ему своих детей, они Богу понравились; он спросил, есть ли у Евы еще дети; та застеснялась показать тех, которых не успела вымыть, сказала, что нет; Бог велел, чтобы сокрытое от него осталось сокрытым и от людей; так появились эльфы, живущие в зарослях, пустошах, скалах; они видят людей, а люди их – лишь если сами эльфы этого захотят]: Simpson 1972: 28-29; норвежцы : Bø 1993 [в Норвегии широко распространены рассказы о том, как Ева не успела помыть всех своих детей, когда Бог пришел к ней, спрятала немытых под скамейкой, ответила, что больше у нее детей нет; Бог сказал, что пусть скрытое от него останется скрытым и от людей; спрятанные обречены жить под землей]: 99; Christiansen 1964, № 39 [у Адама и Евы много детей; Бог пришел посмотреть на них, Е. показала лишь часть, ей стыдно, что она столь плодовита; Бог велел, чтобы скрытое от него осталось скрытым и от людей; спрятанные дети стали haug-fola (huldre-folk), т.е. "скрытым народом" и горными троллями; они лишь изредка показываются людям]: 91-92; Kvideland, Sehmsdorf 1988, № 44.1 [Бог попросил Еву показать ее детей; детей было много, она постеснялась показать всех, половину спрятала; Бог велел, чтобы спрятанные стали скрытым народом - huldre]: 205-206; шведы : Balzamo 2011, № 21A [первой женой Адама была Люсия (ее праздник – в самое темное время, 13 декабря); у них множество детей с черной кожей; Бог спросил, сколько именно у нее детей, Л. ответила, назвав вдвое меньшую цифру, чем на самом деле; скрытых Бог сделал невидимыми для людей; это Vittror, у них есть коровы, которых они пасут; однажды крестьянин с женой увидели, как витрур скрылись в скале], 21B [первой женой Адама была Люсия; она рожала столько же детей, сколько свинья поросят; Бог испугался, что земля переполнится, удалил Л., а ее детям велел скрыться под землей, в горах и т.п.; женщины Vittror очень красивы (сирены, сильфиды) и соблазняют мужчин], 23C [у женщины 12 детей; Спаситель спросил ее, сколько у нее детей; она сказала, что 6; Спаситель за ложь сделал других шестерых неведимыми, они стали троллями], 24 [Господь пришел к женщине, часть ее детей спряталась за печкой; он велел им стать невидимыми; это vittror, они живут неглубоко под землей в горах, пасут коров необычной породы; иногда являются людям], 28A [Бог пришел к женщине, у которой четверо внебрачных детей; она спрятала двоих в погребе, ответила, что у нее только двое; Бог велел спрятанным оставаться под землей; женщина не нашла детей в погребе; теперь это домовые и прочие слуги Люцифера]: 41, 42-43, 46, 47, 52; Dähnhardt 1907 (северная Швеция) [Бог пришел в дом, спросил, сколько детей; большинство находилось в комнате, некоторые были спрятаны за стеной; Бог велел тем, кого он не видит, оставаться невидимыми]: 247 (=Balzamo 2011, № 20: 40); Klintberg 2010, № K181 [когда Господь пришел к Еве, она спрятала половину своих детей; Господь: пусть спратанные будут невидимы; так появились феи (vitterfolket)]: 199.

Волга - Пермь. Мари : Акцорин 1991, № 50 [Юмо созвал людей разных национальностей, мариец из скромности спрятал семью за лесом; Юмо сказал, что раз он их спрятал, пусть превратятся в обгоревшие пни и станут кереметами; один стал Максер-шуртом, другой – Максер-кереметом, третий – городским шыртом, четвертый – городским кереметом, пятый – кереметом нижнего конца, шестой – кереметом лебедем, седьмой – шыртом лебедем, восьмой – надворотным кереметом, девятый – водяным водыжем, десятый – огненным вожыжем], 51 [Юмо велел татарину, удмурту и марийцу привести к нему своих детей; марией постеснялся и оставил их за лесом; Юмо велел им превратиться в обугленные пни и стать кереметами; кереметов шесть-восемь: городской керемет, макаров шырт, надворотный керемет, дух воды, дух огня, Горный Великий человек, Пиамбар, Старик-бородач]: 102, 103-104; удмурты : Потанин 1883 [Бог пришел в гости к бедняку; тот постыдился показывать своих одетых в лохмотья детей, спрятал кого в лесу, кого в баню и т.п.; сказал, что у него нет детей; Бог, Ну, пусть же и не будет ; где кто был спрятан, тот там и остался нечистым духом]: 800; 1884 [Колчин/Иньмар обещал вотяку прийти в гости; тому было стыдно показывать голых детей, он их попрятал – в баню, в лес, в погреб; К/И: а где твои дети? человек: у меня нет детей; К/И: пусть же и не будет; спрятанный в бане стал банным чертом, в лесу – медведем]: 223-224; Уляшев 2011 [за то, что некий старик скрыл сыновей от Кылдысина, тот превратил их в лягушку, бустурганов и медведя]: 215; Wichmann 1901, № 29 [у женщины 12 детей; всех не прокормить; она оставила одного в воде, другого на куче камней, третьего в лесу, четвертого в печке; пришел Бог, спросил, где четверо, ибо он видит восьмерых; женщина отказалась говорить, Бог сказал, что и так знает; сделал этих четверых водяным, медведем, лешим, домовым]: 126; коми : Лимеров 2005, № 66 [многодетной бабе стало стыдно, что у нее так много детей, она отправила их в разные стороны; Ен сказал, что коль так, то пусть один будет медведем, другой лягушкой и т.д.]: 63; Шарапов 1996 [одна баба семерых родила; одного покрестила, а шестерых не успели, они бесами стали; один к реке спустился – это вауса; второй в бане поселился – это гуранька; третий в лес ушел – это лешак; четвертый – стал дедко; пятый – шыань; шестой – олысь]: 311.

Туркестан. Киргизы (кара-киргизы Семиречья) [Ева в отсутствии мужа так много нарожала детей, что стыдясь перед ним своего чрезмерного многоплодия, часть их скрыла от него, но Адам вскоре узнал об этом обмане и, разгневавшись, всех сокрытых детей обратил в джиннов]: Толстов 1931: 275.

СВ Азия. Русское Устье [велел Христов Адаму приготовить людей, рыбу; А. приготовил и сделал лишнее; Х. идет проверить, А. лишнее спрятал: в сендуху (тундру), в воду, в огонь, в угол; Х.: пусть будут шендушной, водяная хозяйка, огоннный хожаин, охто за угол – сушэдко; лишнюю рыбу разделил на мясо, приложил в щеки каждому животному]: Белова 2017: 144.