Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K64C. Циклопа ослепляет кузнец. .28.31.

Человек, который выкалывает или выжигает единственный (зрячий) глаз циклопа, является кузнецом.

Русские (Архангельская {Пинега, Мезень}, Тульская, Воронежская), белорусы, украинцы (Черкасская, север Киевской), ливы.

Средняя Европа. Русские : Никифоров 1961, № 75 (Архангельская, Пинежский р-н, д. Поганец, 1927) [Кузнец ночует в пустом доме на печи, входит одноглазая хозяйка и приводит стадо баранов. Он грозит съесть кузнеца, утром он обещает «сварить» ее глаз (речь, видимо, о больном, невидящем глазе?), он раскаливает железный молот и выжигает здоровый глаз. Она хочет отомстить ему, когда она по одному выбрасывает баранов из дома, кузнец выворачивает свою шубу, надевает, и она выбрасывает и его], 92 (Мезень, Вожгоры, 1928, К.А. Лешукова, 13 л.) [Иван теряется в лесу (ушел за грибами), заходит в избу, ложится на печь. В избе бараны. Является хозяйка баба яга, чует русский дух, Иван сообщает, что он кует. Она просит сковать ей глаз («одным глазом крива»). Он привязывает ее, выкалывает здоровый глаз. Она злится, не выпускает его. Он надевает ее шубу наизнанку, выходит вместе с баранами, которых она выпускает, она хватает шерсть и выбрасывает на улицу. Затем ищет его в избе, не может найти, догадывается, как он сбежал]: 174, 221-222; русские (Тульская) [три брата: кузнец, плотник, портной; заказчики говорят про нужду, братья пошли искать Нужду; старик берет с каждого по рублю, указывает путь; навстречу огромный одноглазый старик Нужда; просит портного сшить сюртук; на груди вышел немного сморщенным, Нужда съел портного; плотник сделал шкаф – тоже не понравился, съел плотника; просит кузнеца сковать ему глаз; тот велит – пусть Нужда прикует себя к двум столбам; влил в здоровый глаз олово; Нужда вырвал столбы, ищет кузнеца; тот прицепился к быку под брюхо, толкал его, чтобы на Нужду наскочил, Нужда перекинул его через забор; услышав голос кузнеца из-за забора, бросил туда конец цепи и топор золотые; кузнец дотронулся до цепи пальцем, палец прилип, он отрезал его ножом; с тех пор все кузнецы стали знать нужду, а портные и плотники до сих пор не знают]: Смирнов 1917, № 217: 95-97; русские (Воронежская, ранее 1860, Нижнедевицкий у., перепечатано Афанасьевым) [благополучный кузнец напивается и отправляется с портным искать лихо (хорошо живут, лиха не знают). К ночи подходят к избе, останавливаются ночевать. Изба пуста, затем появляется «худощавая, кривая, одноокая» женщина, бросает в печь и съедает портного. Кузнец пугается, говорит, что умеет ковать. Она просит сковать ей второй глаз. Кузнец говорит, что ее надо привязать, чтобы вковать глаз. Она приносит 2 веревки, он отбрасывает тонкую, привязывает ее толстой, раскаленным шилом выкалывает единственный глаз. Старуха злится, запускает ночевать в избу овец. Кузнец выворачивает шубу шерстью вверх и наутро выходит на четвереньках из избы вместе с овцами, слепая старуха проверяет, чтобы кузнец не вышел, проводит по овечьим спинам рукой и не замечает, как в шубе выходит кузнец. Он прощается с Лихом, но старуха отвечает, что он еще не ушел; кричит, Прощай, Лихо ; видит в дереве топорик с золотой ручкой, хватает рукой, она пристает; Лихо приближается, кузнец отрезает себе руку; возвращается домой; рассказывает всем свою историю и показывает руку]: Тонков 1949, № 3: 157-158 (=Афанасьев 1985(2), № 302: 340-341); белорусы (Климовицкий у.) [дочь богатого человека родила без мужа, бросила младенца в лесу в снег и вспорола ему живот; все зажило, снег вокруг растаял, ягодки зацвели, купец Иван Иванович подобрал мальчика; берет поп смотрит по Евангелию, и полтора часа не выпадает младенцу никакого имени, кроме как Дикий Бурьма; растет не по дням, а по часам; его призвал царь, он стал главным в Синоде, царь отдал за него дочь; в тридевятом царство умер царь, после него остались костыль, панихида и корона; царь отправил за ними ДБ; тот прибыл в дом старушки стали праздновать, выманили царицу, напоили, корону и пр. забрали, отправились назад; на полдороге остановились; когда ДБ проснулся – вокруг никого; в доме женщина: у моей сестры украл корону и пр., думаешь, и от меня уйдешь? но ДБ обещал ей служить и через год у них девочка, затем сын; ДБ приучил жену ездить в церковь; когда поехала одна, сел на корабль и поплыл; она разорвала девочку, бросила половину в корабль, тот стал тонуть; ДМ сбросил половину ребенка в воду, корабль всплыл; приплыв к берегу, зашел в огромный дом; там Дед-Шкуропет с одним оком; от племянниц ушел, но от меня не уйдешь; ДМ обещает вылечить глаз; связал Одноглаза, влил в око смолу; прицепился к шкуре козла; Одноглаз спрашивает свой скот, где ДМ; козел отвечает, но Одноглаз не может понять; козел его боднул, а тот перебросил козла вместе с ДБ за изгородь; Одноглаз бросил секиру, она вошла в сосну; ДМ коснулся мизинцем – прилип; отрубил себе мизинец; лев сражается со змеем, ДБ помог льву; змей, умирая: я бы тебя назад к Деду-Шкуропету доставил; лев привез ДБ домой, но запретил об этом рассказывать; но на радостях ДБ выпил и проговорился; льву: это не я, а хмель; лев попросил показать; напился, ДБ его связал; попрощались; все хорошо]: Романов 1887, № 28: 205-211; белорусы (Минская, Игуменский у., с. Микуличи) [у кузнеца три сына: сапожник, портной и кузнец; они пошли искать горя; в корчме люди жалуются на жизнь, но братья не видят тут горя: у всех есть имущество; по пути напали разбойники, братья отбились; зашли в лесу в избу; в печи жарится овца, а еще три под столом; пришел одноглазый великан, посмотрел; уходя, завалил дверь камнем; это и был Горе; вернулся, спросил о профессиях; сапожника и портного ему не надо, бросил в печь жариться; а кузнеца попросил сделать ему новый глаз; тот попросил веревок, чтобы связать пациента, а то может дернуться; выколол видящий глаз; тот сел в дверях, чтобы кузнец не вышел; кузнец бросил ему овцу; вторую; прыгнул сам, вывернув кожух; великан принял его за овцу и тоже выбросил на улицу; тот кричит: спасибо! великан: пойдешь, увидишь топор с золотым лезвием, серебряным обухом; кузнец взялся за рукоятку, прилип; отрезал руку ножом и убежал]: Шейн 1897, № 71: 151-154; (ср. украинцы (Покутье) [парень пошел искать работу; встречает, берет в спутники портного, кузнеца; в лесу дом, в нем баба с одним рогом и одним оком; баба: один – на завтрак, другой – на обед, третий – на ужин; кузнец обещает приделать бабе второй рог, а портной – расшить слепой глаз; зашил зрячий; баба закрыла дверь; в избе овцы; парни троих ободрали, надели шкуры; баба перекидала овец через окно, с ними и парней; бегала пока не треснула; у бабы вы плену находился царевич, царь наградил парней]: Зiнчук 2005б, № 74: 415-417); украинцы (Черкасская, Чигирин) [богатый мужик поехал искать горя; приехал к песиголовцам; у них один глаз с правой стороны, а с левой один рог; зашел в хату, там сидят пятеро; обещают не съесть мужика, если он кузнец, портной или плотник; мужик ответил, что может отлить глаз; сделал глаз из смолы; песиголовцу показалось, что этот глаз лучше, чем его собственный; согласился, чтобы мужик его связал, вырвал старый глаз и вставил новый; ослепив песиголовца, мужик спрятался среди овец, зарезал козла, нацепил его шкуру, пробрался наружу между ног песиголовца, добрался до дому]: Гринченко 1897: 2-4 (=Булашев 1909: 210-212); украинцы (Киевская, север, Родомысльский у.) [кузнец пошел искать беду; пришел в избу одноглазой людоедки; та не стала его сразу есть – тощий; зарезала барана его накормить; согласилась, чтобы кузнец сделал ей второй глаз, а он выбил долотом тот, что у нее был; баба стоит в воротах, ощупывает баранов; кузнец накинул на себя овчину, баба его пропустила; он окликнул ее; она бросила серебряный топор, тот вонзился в дерево; кузнец его схватил и прилип; отрезал себе руку и убежал]: Чубинский 1878: 85-86 (=Булашев 1909: 212-214).

Балдтоскандия. Ливы [кузнецу сказали, что в мире живет также бес; кузнец пошел его искать, заночевал в лесном доме; ночью пришла одноглазая хозяйка, обещала съесть кузнеца утром; кузнец предложил сделать ей второй глаз, велел принести железный стержень и веревки; та принесла тонкую и толстую; он связал женщину тонкой, она ее тут же порвала; тогда толстой; ослепил раскаленным стержнем; утром хозяйка стала выпускать баранов, ощупывая спину каждого; кузнец надел шубу мехом наружу, вышел под видом барана, рассказал, что больше беса видеть не хочет]: Setälä в Kippar 2002: 65-67 (пересказ в Loorits 2000(4): 83).