Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K56a2b. Выкупать ящериц и жуков. .27.28.31.32.

Сверхъестественный персонаж просит девушку выкупать (накормить) его (ее) детей. Это змеи, жуки или дикие звери. Девушка все исполняет, награждена.

Румыны, сербы, болгары, гагаузы, русские (Архангельская, Карельское Поморье, Олонецкая, Новгородская, Тульская), (украинцы – Подолия?), карелы, финны, латыши, коми.

Балканы. Румыны [мачеха велит мужу выгнать падчерицу; печка просит ее растопить и почистить, груша – оборвать червивые плоды, виноградная лоза – прополоть, колодец – вычистить; девушка все делает; приходит к лесовичке; та велит сварить отруби, накормить змей, ящериц, летучих мышей; предлагает выбрать подарок; девушка берет плохонький сундучок; на обратном пути груша дает ей спелых плодов, колодец – чистой воды и т.п.; в сундучке сокровища; мачеха посылает родную дочь; та не отвечает на просьбы; обварила змей, ящериц горячими отрубями; выбрала самый большой сундук; в нем змеи, они ее закусали; падчерица счастливо вышла замуж]: Миренер 1958: 112-118; румыны (Буковина) [мачеха заставляет мужа выгнать падчерицу из дому; по пути та выходила больную собаку, очистила грушу от гусениц, очистила колодец, обмазала глиной печь-развалюху; приходит в лесной дом, моет детей старухи святой Пятницы – змей и прочих тварей; выбирает в подарок самый некрасивый сундук; по пути назад печь полна пирогов, колодец – чистой воды, груша – груш, собака дарит ожерелье из золотых монет; из сундука выходят лошади, коровы, овцы; мачехина дочь не помогает встречным, грубит детей святой Пятнице, шпарит ее детей, выбирает большой сундук; печь не дает пирогов, колодец воды, груша плодов, собака кусает; выползшие из сундука змеи сожрали старуху и ее дочь; старик выдал дочь за доброго человека]: Staufe 1853: 42-50, 469-472 (=Kremnitz 1882, № 19: 228-237; также в Молдавские сказки 1968: 113-118; только здесь старуха названа святой Пятницей); сербы [мачеха прогнала падчерицу в лес; та пришла в хижину, все прибрала; пришел дракон, велел искать у в его вонючей голове; девушка отвечает, что голова благоуханна; велел, уходя, накормить его домашних животных; это волки, лисы, барсуки и прочие лесные животные; они остались довольны; дракон предложил выбрать в награду шкатулку; девушка взяла самую легкую; дома открыла – в ней дукаты; мачеха послала роднуб дочь; та воротит нос от дракона, бьет и калечит животных, выбирает самую тяжелую шкатулку; из нее выползли две змеи, которые высосали глаза мачехе и ее дочери]: Караджич 1854, № 36: 212-216 (=Караджич 1987: 395-397, =Дмитриев, Волконский 1956: 78-81); болгары [(много записей); отец заводит дочь {от первой жены} в лес, оставляет там; она попадает к старухе (волшебнице, самодиве), заботится о ее животных (это змеи, ящерицы), выполняет ее поручения; выбирает в подарок простой, ветхий сундук, в нем богатства; по совету старухи, на пути домой моется в желтой реке, сама делается золотой или вытаскивает из воды сундук с золотом; мачеха посылает родную дочь, та все делает плохо, старуха велит ей вымыться в черной воде, она чернеет как арапка; выбирает расписной сундук, в нем змеи и ящерицы (они съедают ее и ее мать)]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № *480 3 : 170-171; гагаузы [дочь старика трудолюбива, дочь старухи – ленива; старуха прогоняет дочь старика; та идет, разматывая клубок ниток; фруктовые деревья просят очистить их от гусениц; колодец – от ила; печь просит обмазать ее пирогами, обещает потом накормить; полураздавленный щенок очистить от червей; девушка все исполняет, приходит к Жумаа бáбу (следит, чтобы никто не прял в пятницу); та просит следить за ее детьми, это звери и птицы; она все делает хорошо; Ж. велит выловить в награду любой из плывущих по реке сундуков; девушка берет самый маленький; навстречу собака с золотым ожерельем на шее, просит взять ожерелье; печь дает пироги, колодец поит водой, деревья кормят плодами; когда дома открывают сундук, там платья, туфли; старуха посылает свою дочь; та не выполняет просьб, шпарит "детей" кипятком, берет большой сундук, встречная собака ее кусает, печь обжигает, из колодца выскакивает змея, деревья не дают плодов; в сундуке 12-главые змеи, проглотили старуху и ее дочь и исчезли; старик выдал свою дочь за хорошего парня]: Сырф 2013: 158-163.

Средняя Европа. Русские (Архангельская, дер. Сояна на притоке Кулоя р. Сояне, 1921) [падчерица уронила моток ниток в прорубь, мачеха послала достать, падчерица спустилась за ним; коровы, кони, козы, овцы просят под ними подпахать, подгрести, она все делает; приходит к избушке на курьих ножках об одном окошке; спрашивает про свой клубок, бабушка велит его взять; просит истопить баньку, носить воду решетом и вымыть детушек; птичка: замажь решето глиной; дети – мыши, кроты, крысы; после бани говорят бабушке, что та никогда их так хорошо не мыла; та дала девушке лукошко золота; девушка снова выполняет просьбы коров и пр.; мачеха посылает родную дочь Машу; та не выполняет просьб коров и пр.; ругает птичку; моет детей, отрывая им ручки и ножки; бабушка дает лукошко горячих углей; Маша возвращается к матери, высыпает уголь на солому, она загорается, они сгорают]: Озаровская 2009, № 38: 324-326; русские (Карельское Поморье, Нюхча) [мачеха послала падчерицу прясть к проруби; веретено упало в прорубь; падчерица попросила щуку достать, та не ответила; спустилась сама; конские, коровьи, овечьи пастухи на службе у Ворона Вороновича, Грохота Грохотовича просят подпахать, подгрести; девушка все исполняет; просит избушку на курьих ножках повернуться к лесу глазамы, к ней воротамы; баба-яга, костяная нога, титки через грядку веснут, носом уголья гребет, языком печку пашет просит истопить баню и вымыть ее семерых детишек; носить воду решетом, птичка учит намазать его глинкой; каждый сынок Бабы-Яги расхваливает девушку, как она хорошо его мыла; баба-яга дала с собой сумку, пастухи – кобылу с жеребенком, корову с теленком, овцу с ягненком; отец пришел к проруби, в нем плавает веретено, он потянул за веревочку, вытащил дочь; мачеха послала родную дочь; та груба с пастухами, детей бабы-яги моет плохо; в сумке кирпичи да гниль, пастухи девушку побили; мачеха потянула веретено, вытащила сумку с гнильем; старик развелся с женой]: Разумова, Сенькина 1974, № 69: 320-325; русские (Олонецкая, Повенецкий у., д. Корельский Остров) [старик идет в лес рубить дрова; трижды слышит голос: отдай девку, тогда и руби; старик обещает отдать; голос: пусть идет по золотой дорожке, а не по говенной; девушка идет по золотой; избушка на турьей ножке, на веретенной пяте, в ней старуха, положила ее спать; ночью гром, входят 12 молодцов, один ложится с девушкой, но лишь храпит; старуха предупреждает на зажигать огня; на третью ночь она зажгла, оказала гола, боса на голой земле; попросила кузнеца сковать три посоха: железный, оловянный, медный; пришла к другой избушке на турьей ножке на веретенной пяте; в ней старуха титьки через грядку, руками угли гребет; велит вымыть ее детей в бане; это ящерицы и лягушки; девушка хорошо моет, дети довольны; хорошо ухаживает за коровами; старуха дарит прялку, ее отдать только за ночь с Иваном-царевичем; девушка износила посох и лапти; еще одна избушка; повернись к лесу задом, ко мне передом; старуха дарит золотые пяльца; царевич на Ягивовне женился; Я. видит прялку, покупает за ночь с царевичем, но Я. его усыпила; то же на следующую ночь в обмен на пяльцы; старуха велит царевичу не пить сонный напиток, вылить; ночь в обмен на палицку(?); утром царевич велел расстрелять Я. на воротах]: Ончуков 2008, № 277: 501-504; русские (Заонежье) [мачеха велит Маше прясть у проруби; веретено упало в прорубь; Маша просит щуку его подать, та предлагает идти само по дорожке; Маша пришла к избушке старухи; та велит топить баню, дает решето носить воду; птичка кричит: замажь дырки глиной! Маша моет детей старухи: лягушек и червяков; те довольны; и старуху вымыла; старуха дает золотое веретено и коробку, велит дома открыть на соломе; там золото и брильянты; мачеха посылает родную дочь; та не слушает птичку, накидала снегу на каменку, дети старухи обгорели; когда дома открыла коробку, из нее полыхнуло пламя, мачеха со своей дочерью сгорели; и я на поминках былда, мед пила, а в рот не попало]: Онегина 1986, № 21: 85-87; русские (Новгородская) [падчерица уронила в колодец веретено, мачеха велела достать; она спустилась пошла; куры, затем гуси, овцы, коровы, кони велят у них убрать; кони дали клубок идти за ним; дальше избушка на трех ножках, на бараньих рожках; в избе баба: сиськи в печурке, руки кривулем; просит вымыть ее деток, воду носить решетом; ворона велит замазать решето глиной; девушка вымыла лягушек и прочих тварей; получила веретено и колечко – пусть дома проглотит; по пути назад кони дают лучшего коня, коровы – корову и т.п.; когда проглотила колечко, стала плеваться золотом; мачеха послала родную дочь; та убирать не стала, лягушат переваляла в грязи, кони ее топтали, гуси – щипали и т.п.; проглотила колечко, стала плеваться лягушками. «Пахал мужик поле. Чего же вам боле?»]: Власова, Жекулина 2001, № 49: 89-91; русские (Новгородская) [живет бабушка с двумя внуками и двумя внучками; дети пошли за ягодами, заблудились, стоит избушка на курьих ножках; повернись к лесу задком, а к нам передком; баба-яга костяная нога, титьки на спичках, ноги в разных углах; велит истопить баню и вымыть ее детей; вместо ведер дала решета; птичка: замажьте решета глиной; дети вымыли лягушек, змей, мышей; баба-яга дала каждому по сундучку, открыть надо дома, там добро; один парень позавидовал, пришел к бабе-яге; ее дети жаоуются: кому ногу оторвал, кому хвост; дома открыл сундучок, пламя полыхнуло и сожгло его]: Власова, Жекулина 2001, № 50: 91-92; русские (Тульская) [мачеха любит родную дочь; падчерицу бранит, посылает в работницы; березка просит обвязать ее платочком; пастухи овец, свиней, коров – подмести, подскрести; падчерица все исполнила; дошла до избушки, просит ее оборотиться к ней передом, к лесу задом; баба-яга взяла в работницы; велит натаскать решетом воду, вымыть в бане ее детей; сорока учит смазать решето глиной; дети – лягушки, тараканы, козюли {гадюки}; она всех перемыла, те хвалят ее бабе-яге; баба-яга насыпала сундук денег; за падчерицей бегут данные березкой и пастухами веничек золотой, овечка, свинка, коровка; мачеха посылает родную дочь; так на просьбы не откликается; решето глиной смазала и ударила им сороку, убив; бабы-яги детишек больших вымыла, маленьких придушила; баба-яга насыпала в сундук жару; когда девица его дома открыла, дом сгорел]: Эрленвейн 1882: 73-76; (ср. украинцы (Подолия) [падчерица и дочь мачехи пошли на вечеринку; падчерица пряла, дочь мачехи забавлялась; на обратном пути отобрала работу падчерицы и выдала за свою; мачеха выгнала падчерицу; пастушок пасет коней, просит попасти, девушка это делает; то же с овцами; бычками; черешня просит собрать с нее черешни – собрала; груша (то же); собачку почистила; пан просит вытянуть его бричку из источника (вытянула); св. Неделя предлагает служить у нее; велит выкупать ее детей, позаботиться о них {очевидно, та все исполнила, а дети – гады и насекомые}; вернувшись, Н. велит заглянуть ей в левое ухо: там бричка, кони, одежда; падчерица взяла все, что ей нужно; пастушок дал кобылу с жеребенком (и пан в источнике – тоже), другой – корову с теленком (и т.д.); собачка – кораллы; набрала черешни; груш; мачеха послала родную дочь, та не исполнила просьб, вернулась пустой; мачеха послала падчерицу на мельницу; черт предложил помочь молотить, если девка с ним погуляет; та просит сперва принести ей разные предметы одежды по одному; возвращается с ними; дочь мачехи просит принести ей все сразу, черт оторвал ей голову и оставил посреди мельницы]: Левченко 1928, № 565: 495-496).

Балтоскандия. Карелы (Ухта, 1947) [одна сестра Ленивица, другая Рукодельница; Р. полоскала белье, валек уронила в прорубь, прыгнула за ним, пришла к старухе в избу; та просит поухаживать за коровами (Р. их вымыла), выкупать ее детей (это ящерицы и лягушки, Р. их нежно вымыла в бане), те довольны, старуха дает два сундучка, дома в одном золото, в другом шелка; Л. специально бросает валек, обливает коров холодной водой, ломает рог, отрывает вымя; то же с ящерицами и лягушками (оторвала ногу, выколола глаз), они жалуются; открывает полученные сундуки в риге, в одном огонь, в другом смола, рига загорелась, Л. почернела от дыма, такой и осталась]: Конкка 1959, № 8: 47-50 (=Онегина 2010, № 29: 283-285); финны [мать красивой и доброй девочки умерла, человек женился снова, мачеха тоже родила дочь, она груба и уродлива; мачеха посадила обеих прясть у края проруби, дала родной дочери мало пряжи, падчерице – много; если веретено упадет в прорубь, пусть достает; веретено падчерицы упало, она нырнула в воду, оказалась на дороге, пришла к большому дому; старуха велит почистить хлев; коровы хвалят хозяйке служанку; та просит вымыть ящериц, те тоже отвечают, что их никогда так хорошо не мыли; старуха дает девочке две шкатулки, та возвращается домой; собака лает: девочка принесла шкатулки с золотом и с серебром; мачеха сажает прясть у проруби родную дочь, та тоже роняет веретено, мать сталкивает ее в воду; та плохо чистит хлев, бьет коров, они жалуются хозяйке; ящерицы жалуются, что служанка оборвала им хвосты, грубо обращалась; собака лает: девочка несет шкатулки с огнем и смолой; когда они с матерью их открывают, огонь полыхнул им в лицо, обе сгорели; девочка осталась с отцом]: Goldberg 1953: 91-100 (=Klein 1946: 79-83); латыши (Лифляндия) [чтобы избавиться от падчерицы, мачеха столкнула ее в колодец; попав на другой свет, девушка выполняет желания встречных животных и предметов: поит коней, доит коров, стрижет овец, печет хлеб; старик просит истопить баню, вымыть его и других; это змеи; они велят девушке не бояться, она брызгает на них теплой водой; старик дает коробочку и палочку, велит открыть, когда девушка вернется домой; из коробочки выскакивает замок, от удара палочкой возникает церковь; мачеха толкает в колодец родную дочь; та не выполняет желания встречных, обливает змей горячей водой, бьет их дубинкой; когда дома открыла данную стариком коробку, из нее полыхнул огонь, сжег всех собравшихся]: Бривземниакс 1887, № 128: 264-267.

Волга - Пермь. Коми : Доронин 2004 [мачеха бросает падчерицу в колодец; та встречает коней, чистит их, они говорят, что в избе Ёмы надо взять красное лукошко; Ё. просит вымыть и выпарить ее деток – ящериц, лягушек, жуков, девушка все исполнила; выбрала красное лукошко, отец поднял ее из колодца, в лукошке платья, деньги; мачеха бросает родную дочь, та бьет коней, они советуют взять синее лукошко; она бьет, а не моет деток Ё., берет синее лукошко; когда мать и дочь открыли его, полыхнул огонь, спалил их]: 41-43; Плесовский 1975 [мачеха посылает падчерицу выполоскать пряжу, моток утонул в реке, мачеха велит прыгать следом; падчерица оказывается на лугу; расчесала и заплела гривы коней; кобылица учит идти к избе Ёмы, выполнить все задания, выбрать красное лукошко; доит коров, корова велит не пробовать мед из медовой реки, сметану из ручья сметаны, в избе Ёмы наступить на иголку; падчерица велит крутящейся избе остановиться, наступила на иголку, вошла; Ё. велит наколоть дров, чтобы стука не было слышно, истопить баню, чтобы дыма не было; вымыть детей – лягушек, ящериц и жуков; падчерица все исполняет; Ёма отдает пряжу, падчерица выбирает красное лукошко; Ё. велит не открывать его по дороге; падчерица открывает дома, возникает изба с добром; падчерица выходит замуж; мачеха посылает родную дочь; та ругает коней, они велят взять голубое; она ест мед, прилипает косой, ест сметану, прилипает сарафаном, пришлось отрезать косу и подол; громко колет дрова, дымно топит баню, бьет лягушат и пр., выбирает голубое лукошко, дома из него вышел огонь, спалил избу; отец ушел жить к дочке]: 34-37; коми -пермяки (северный диалект) [мачеха посылает падчерицу мыть пряжу; та уронила моток, пошла вниз по реке; пришла в дом ведьмы; та велит вымыть ее и ее детей в бане, наколов дров войлочным топором и натаскав воды решетом; птичка учит: намочи, а потом заморозь топор; замаж глиной отверстия решета; дети ведьмы – черви, жабы, ящерицы и пр.; девочка хорошо моет их и ведьму; та дает сундучок, велит открыть только дома; внутри шелк, дорогая одежда и украшения; ведьма посылает родную дочь; та не слушает советов птички; хлещет ведьму и ее детей сухим веником; получает шкатулку; в нем горячие угли, дом вместе с ведьмой и ее дочерью сгорает]: Rédei 1978, № 186: 417-421.