Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K44A. Лягушка притворяется матерью.

.11.31.34.35.37.39.43.44.46.49.53.58.

Лягушка, жаба (береговые коряки: тритониха) похищает или находит мальчика, лжет, будто она его настоящая мать. См. мотив K44.

Бена-каниока, восточные саамы, кеты, тофалары, нанайцы, береговые коряки, кламат, модок, кутенэ, миссисага, оджибва, ассинибойн, янктон, северные шошони, куна, варрау.

Бантуязычная Африка. Бена-каниока : De Clercq 1909, № 2 [у Ящерицы красивый мальчик, у Лягушки безобразный; обе пошли купаться; сперва в воду вошла Лягушка; когда вошла Ящерица, Лягушка вышла, унесла сына Ящерицы; той пришлось взять сына Лягушки; она пришла к вождю, там уже была Лягушка; все согласились, что сын Лягушки похож на Лягушку, Ящерице вернули ее собственного]: 73-74; Trilles 1910 [сын Лягушки в волдырях, сын Ящерицы симпатичный; обе пошли купаться; сперва поплавала Лягушка; сказала Ящерице, что пока та будет купаться, она отойдет за деревья; унесла сына Ящерицы, в селении выдала за своего; муж Яшерицы побил ее, когда она пыталась говорить о подмене; обе женщины пришли к создателю Nzame; он сказал, что не верит, будто Лягушка может купаться; пока Лягушка купается, Ящерица снова забрала своего сына; Н. сказал Лягушке, что ее ребенок валялся по земле и снова покрылся волдырями]: 164-165.

Балтоскандия. Восточные саамы.

Западная Сибирь. Кеты.

Южная Сибирь - Монголия. Тофалары.

Амур - Сахалин. Нанайцы : Медведев 1992: 145-149; Санги 1989: 223-226.

СВ Азия. Береговые коряки [Тритониха].

Побережье - Плато. Кламат ; модок ; кутенэ.

Средний Запад. Миссисага ; оджибва.

Равнины. Ассинибойн ; янктон.

Большой Бассейн. Северные шошони.

Гондурас - Панама. Куна [см. мотив J16; любовник женщины оказывается ее братом, превращается в Месяц; уходит, она идет за ним; попадает к старухе, ее сыновья съедают женщину; в утробе убитой старуха находит восьмерых мальчиков; говорит им, что она их мать; они удивляются, что она так от них отличается, уродлива и без носа; старуха делает себе глиняный нос; Дятел сообщает, что их настоящая мать съедена рыбами; братья толкают старуху в воду, отрубают ей пальцы; она и все пальцы превращаются в жаб и лягушек]: Chapin 1989 [старший из братьев протягивает старухе свой золотой жезл; она хватается за него, он обрубает ей пальцы ножом]: 32-42; Wassen 1934b: 7.

Гвиана. Варрау.