Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K35a2. Зверь со светящейся шкурой. .29.

Человек убивает животное со светящейся шкурой. Узнав об этом, властный персонаж дает ему трудные поручения.

Ногайцы, рутульцы, грузины, армяне.

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [умирая, отец велит четверым сыновьям запастись зерном и не искать пропитания на юге; братья идут на юг, старших проглатывают елмавыз и его жена, младший спрятался; живет у старика; в лесу видит и убивает корову со светящейся шкурой, ее покупает хан, визири советуют велеть добывшему шкуру добыть слоновую кость; старик учит напоить слонов водкой, доставить хану; визири: пусть добудет поющие деревья; юноша снова опоил падишаха джинов и всех стражей, привез деревья; визири: пусть привезет ханскую дочь, никогда не видевшую солнца; девушку заманивают в лодку, привозят; приезжают ее родители, хана привязали к концу лошади, юношу женили на своей дочери, сделали ханом]: Ногай 1979, № 16: 78-82; рутульцы [умирая, охотник велит сыну не ходить на гору Цейлахан; сын идет, убивает животное со светящейся шкурой; каранений (ведьма) узнает об этом, рассказывает падишаху, тот велит сделать дом из костей животных, привести дочь падишаха джиннов; отец во сне велит зарыть глиняные фигурки лягушек и змей, на этом месте возникает дворец из слоновой кости; в поисках страны джиннов юноша встречает, берет в спутники играющего горами, выпивающего реку, объедалу; падишах джиннов велит 1) много съесть (объедало съедает); 2) остаться в комнате, вокруг которой развели огонь (выпивало выливает реку); 3) победить в беге (игравший горами бросал горы перед соперником); юноша получил девушку, падишах умер от разрыва сердца, юноша женился, избран падишахом]: Ганиева 2011b, № 34: 325-327; грузины [белый олень предлагает охотнику в него выстрелить, если тот промахнется, умрет; охотник промахнулся, вернулся домой, умер; его сын подрос, слышит, как люди говорят, что хорошо бы мальчику дать лук отца; мать с неохотой показывает, где лук; он не может его поднять; мать велит искупаться сперва в грязном потоке, затем в чистом, сын набирается сил; убивает белого оленя, вешает шкуру на стену, от нее исходит свет; слуга это видит, визирь подговаривает царя дать охотнику трудные поручения, чтобы завладеть шкурой; юноша строит дворец из костей гвелешапи, приносит золотой столб железного дева; дев прибегает следом, разносит дворец, убивает царя и визирей, уносит шкуру и столб; юноша спокойно живет с матерью]: Чиковани 1986: 118-123; армяне [сын охотника убивает зверя Шам-чраха со светящейся шкурой; дарит царю, а не визирю; царь велит заплатить, визирь лишь бьет юношу, подговаривает царя дать новые поручения; дворец из слоновой кости (вылили в ручей вино, слоны опьянели, их убили); райское дерево (просит у царя корабль, бросает рыбам корм, те дают дерево); принцессу Фаризу ханум; берет у царя корабль с музыкантами, плывет, берет в спутники силача, объедалу, опивалу, музыканта, у которого пляшут овцы, слухача; задания царя 1) много съесть; 2) победить пахлеванов; 3) опивало заливает пороховой заряд, когда их хотят взорвать; 4) музыкант меняет отравленные блюда, слуги гибнут; на корабле принцесса бросает в море платок, нож, иглу; корабль начинает плыть назад, но рыбы возвращают предметы; дома силач убивает царя и визирей, охотник женится, становится царем]: Ганаланян 1965: 121-133).