Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K27yy. Подойти к опасному дереву. .12.26.42.-.44.48.

Герой послан к дереву, которое должно на него упасть.

Крачи, мео, тлинкиты, цимшиан, кус, восточные оджибва, помо.

Западная Африка. Крачи [у старушки 11 детей, их имена – соответствующие числительные; младший – Edubiaku («одиннадцатый»), только он обладает магическими способностями; в голод старушка решила убить детей; Э. знает обо всех ее планах, в этом ему помогает его собака; старушка договорилась с деревом Bombax, под которым банан, что когда ее дети соберутся вокруг банана, дерево на них упадет; Э. велел заготовить шесты с крюками, братья сами зацепили и повалили дерево, а потом собрали бананы; то же с тыквенной лозой, где в каждой тыкве должна быть змея; братья убили змей; тогде женщина с мужем обратились к верховному богу Nyame, чтобы тот вызвал детей к себе и убил; Н. велел вырыть и замаскировать на дороге глубокую яму, но Э. велел братьям обойти это место; тогда Н. послал Э. за орехами масличной пальмы, в которой жил свирепый дух-людоед; в это время убил его братьев; Э. бросил колокольчики, дух бросился на звук, полагая, что там Э., а Э. унес орехи; оживил братьев снадобьем; после этого Н. не стал больше вредить, а дал Э. семена всех культурных растений, которые теперь на полях и огородах]: Cardinall 1931: 40-45).

Китай – Корея. Мео (Лаос) [Gwa и Uo – двое братьев-сирот, Г. – старший; они идут ловить рыбу; старик дракон просит дать ему их удочки: он выловит для них по рыбе; пусть дома поместят рыб в сосуд с водой, а не используют для еды; Г. проголодался, положил свою рыбу на угли; Уо уговорил его положить ее снова в сосуд; когда братья уходят, кто-то прибирает в доме; соседи отрицают, что заходили к ним; шаман советует сделать вид, что они уходят, спрятаться на чердаке, взяв золу и перец, а гребень, щетку и веник спрятать; рыбы превращаются в женщин; успевшая подгореть в золе некрасива; они ищут гребень и пр.; лезут на чердак; братья, как научил шаман, распыляют золу и перец и спрашивают женщин, хотят ли они остаться духами и тогда пусть уходят, либо хотят стать людьми; женщины бросаются к сосудам с водой, но братья хватают их и они остаются людьми; Г. хочет себе красивую, но та настаивает, что принадлежит Уо, а не ему; они вырастили коноплю {точнее какое-то растение, из волокон которого можно ткать}; жена Уо осталась волшебницей; стала свиньей, съела стебли, а ночью вытаскивает из пупа шелковую нить; жена Г. ткет обычную грубую ткань; чтобы узнать секрет, Г. ночью садится на свинью и едет к дому Уо, но жена того слышит и делает вид, что спит; затем на корове (то же); на лошади; Г. думает, что Уо сочиняет по поводу способностей жены; но когда их пригласили на праздник к старейшине, Г. увидел Уо в прекрасной одежде и позавидовал; Уо получил лучшую еду, а Г. вернулся голодный и злой; ночью пришел незаметно пешком и убедился, что Уо волшебница; решил убить Уо; позвал срубить дерево; жена: вместо себя положи на землю рубашку; дерево упало на рубашку; дома Г. удивился, что Уо жив; просит помочь сделать деревянную ступу; жена: спусти в ступу рукава рубашка; Г. сбросил пест, снова удивлен, что Уо жив и с руками; позвал сделать склеп над могилой родителей; пусть Уо останется внутри и смотрит, не осталось ли отверстий; когда не осталось, Г. забаррикадировал выход; теперь Г. каждый день посылает дочь пригласить вдову Уо жить с ним; каждый раз та говорит, что сперва зарежет и съест курицу; свинью; корову; все это время вытиралась жирные руки об одежду, чтобы та стала скользкой; велела Г. показать, где ее муж; когда тот открыл склеп, тело Уо уже разложилось; вдова проскользнула внутрь и Г. не смог удержать ее – одежда выскользнула из рук; он вошел – нет ни Уо, ни женщины; стал копать, нашел два камня; перенес их на противоположные берега реки; из них выросли два дерева и сплелись ветвями; Г. срубил их и сжег, но увидел в небе двух бабочек; жена Г. увидела, как голубь сбросил перо; коснулась им своих шрамов и они пропали; осталось лишь пятнышко на затылке, куда не дотянуться; она попросила Г. коснуться его пером; подлетел голубь: Г. собирается убить жену; как только Г. коснулся жены пером, та умерла]: Livo 1991: 134-143.

СЗ побережье. Тлинкиты [Ворон похищает светила у Ворона-в-верховьях-реки-Несс (вождя, Создателя; см. мотив A26); Ворона просят 1) повалить дерево (оно падает на него, он делает свое тело каменным ), 2) почистить недоделанную лодку (она смыкается, когда он влезает внутрь, он расцепляет ее), 3) сидеть в кипящем котле (как в 1); ему разрешают уйти]: Swanton 1909, № 31: 119-120; цимшиан [см. K27; Солнце посылает зятя принести дров; жена: как только коснешься дерева, кора упадет и раздавит ; под деревом груда костей погибших; дерево упало на раба , а А. невредим]: Boas 1912: 71-146.

Побережье – Плато. Кус [Койот превращает свои экскременты в дятлов; посылает сына достать дятлов с дерева, велит дереву вырасти до неба, затем опуститься, совокупляется с обеими женами сына; герой остается на небе, встречает девушку-Солнце; совокупляется ледяным пенисом (с тех пор солнце не столь горячо); Солнце посылает его к своей сестре; старики учат преодолеть испытания; 1) загарпунить лосося (герой пропускает четырех, бьет пятого), 2) достать со дна озера молот (вода покрывается льдом, он разбивает лед молотом; соперник не может разбить, герой спасает его), 3) охотиться на лося (это сам старик-Месяц, он испуган), 4) повалить дерево (герой отскакивает, когда дерево падает) , 5) разделать кита (тот глотает героя и уплывает; герой вылезает из чрева, плывет на бревне; люди в лодке привозят его назад); Месяц признает зятя; старуха-Паучиха спускает героя с женой в корзине на землю; дети героя почти слепы, ибо Койот касался их глаз своим пенисом; герой надевает на отца шкуру койота, превращает в койота; Паучиха поднимает героя с женами и детьми в корзине обратно на небо, он там ныне живет]: Jacobs 1940, № 29: 214-221.

Средний Запад. Восточные оджибва (тимагами) [ Вемикус убивает зятьев; 1) его дочь предупреждает мужа, что В. сбросит в огонь его мокасины на ночевке в лесу; зять подменяет мокасины; В. возвращается, катя камень (как у кри); 2) В. ведет зятя к змеиному логову, тот не укушен; 3) велит искать у себя в голове; там ящерицы вместо вшей; зять раскусывает клюквины; 4) В. везет зятя собирать яйца на остров, оставляет; тот убивает чайку, надевает ее кожу, прилетает назад, по дороге испражняется на В. 5) В. рубит с зятем дерево; оно падает на В., он оживает ; 6) соревнуется с зятем, чья лодка быстреe; лодка В. опрокидывается, он превращается в щуку], 9 [одинокий юноша вырезает жену из дерева; она велит закрыть ее в вигваме на три дня; он подглядывает до времени, она уходит; он следует за ней; три старухи одна за другой указывают ему путь, дают кости рыси как амулеты; он поднимается на небо по стволу дерева; 1) жена предупреждает, что ее братья Белые Медведи станут играть с ним в мяч, гоня мяч вокруг всей земли; он заставляет Медведя выронить мяч, побеждает; 2) Медведи не могут сдвинуть скалу, он разбивает ее стрелой; 3) убивает сперва красную, затем синюю выдру; признан зятем]: Speck 1915d, № 4: 45-47.

Калифорния. Помо [люди-птицы приходят в селение Солнца за едой, убиты; оставшиеся в селении двое сыновей убитых вырастают, тоже идут к Солнцу; находят там свою мать; 1) оживают после сожжения; 2) посланы охотиться на оленей; на самом деле это гризли; юноши убивают их, приносят Солнцу, тот огорчен; юноши оживляют убитых, возвращаются домой; корзины с едой сами идут перед ними; Журавль кладет свою шею как мост, чтобы им перейти через реку; после танцев все умерли, все превратилось в воду, вылилось в Клеар-Лейк], 40 [Койот, отец Цветка, спит со Змеей - женой сына; Цветок убивает его, жена уходит; Цветок берет в жены двух сестер-Уток; они ведут его за море; в скале дыра, в ней - жующие челюсти; Утки с мужем проскакивают сквозь них, Цветок разбивает челюсти пращой; отец Уток Гром требует 1) наловить рыбы (недоволен, что зять принес лососей, нужна рыба крупнее); 2) срубить мамонтово дерево ( зять валит его пращой, дерево давит землянку ); 3) принести дерево для древков стрел (вокруг змеи, Черепаха приносит); 4) принести смолу (вокруг гризли, птичка приносит); 5) стрелять друг в друга (Цветок убивает тестя, тот оживает); 6) качать друг друга на качелях (внизу колья, Цветок просит их расступиться, приземляется невредим; Гром гибнет на кольях; убитые им раньше люди оживают из костей]: Barrett 1933, № 33: 160-164; помо [Койот, отец Цветка, спит со Змеей - женой сына; Цветок убивает его, жена уходит; Цветок берет в жены двух сестер-Уток; они ведут его за море; в скале дыра, в ней - жующие челюсти; Утки с мужем проскакивают сквозь них, Цветок разбивает челюсти пращой; отец Уток Гром требует 1) наловить рыбы (недоволен, что зять принес лососей, нужна рыба крупнее); 2) срубить мамонтово дерево (зять валит его пращой, дерево давит землянку) ; 3) принести дерево для древков стрел (вокруг змеи, Черепаха приносит); 4) принести смолу (вокруг гризли, птичка приносит); 5) стрелять друг в друга (Цветок убивает тестя, тот оживает); 6) качать друг друга на качелях (внизу колья, Цветок просит их расступиться, приземляется невредим; Гром гибнет на кольях; убитые им раньше люди оживают из костей]: Barrett 1933, № 40: 190-193.