Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K27q1. Гусли-самогуды. .28.29.31.32.

Герой послан добыть музыкальный инструмент, обычно гусли-самогуды.

Русские (Архангельская, Олонецкая, Воронежская, Курская), украинцы (Гуцульщина, Полтавская, Херсонская), белорусы, мордва, мари, чуваши, казанские татары.

Средняя Европа. Русские (Архангельская, Воронежская, Курская), украинцы (Гуцульщина, Полтавская), Херсонская), белорусы [ Красавица-жена (Гусли-самогуды) : царь (князь, барин) хочет овладеть чужой женой и посылает мужа добыть гусли-самогуды; муж выполняет условие]: СУС 1979, № 465B: 138; белорусы [бездетный дед видит сон: насобирать птичьих яиц и высидеть; он собрал 31, баба высидела, родились мальчики; всех окрестили, последнему имени не хватило, назвали Мал-Малышок; сыновья пошли косить, М. сломал дуб, косит им; каждую ночь один стог пропадает; по десять братьев караулят, никого не заметили; М. велит выковать железную палицу, подбросил, подставил лоб, она раскололась; та, что на 40 пудов, не раскололась; М. бьет палицей кобылу, она отдала ему жеребят, М. взял себе самого плохонького; братья уехали; после смерти родителей М. их догнал; у первой Бабы-Яги 29 дочек, та отсылает к сестре, у той 30, та к другой, у нее 31; конь велит М., чтобы ночью братья незаметно надели шапки на невест, а себе повязали бы их платки; Баба-Яга отсекла мечом-самосеком головы дочерям; Баба-Яга догоняет на козле, М. его убил; братья нанялись к царю, М. старший, братья подговаривают царя велеть, чтобы М. принес меч-самосек Бабы-Яги; М. унес; братья: достать гусли-самогуды; М. унес; братья: М. может узнать, почему солнце три часа стояло на одном месте; М. едет к солнцу; рыба-кит просит узнать, почему лежит на берегу; М. приезжает к Месяцу, тот его сперва прячет от брата-Солнца, затем М. открылся; Солнце: загляделся на деву-Волынку, когда она плыла в золотом челне; пусть кит выплюнет 40 проглоченных кораблей; царь велит достать деву-Волынку; М. предложил В. вина, та захмелела, он ее унес; В. велит достать со дна моря сундук с ее одеждой; М. посылает меч-самосек рубить рыб, рыба-кит просит не делать этого, достает сундук; В.: теперь ключи от сундука со дна моря; последний рак принес ключи; В. чтобы венчаться, построить церковь из золотых и серебряных кирпичей и такой же мост; и чтобы в котле смола кипела; В. сама все сделала, царь свалился в смолу, М. стал царем, женился на В.]: Василенок и др. 1958: 94-109; украинцы (Полтавская, Переяславский у., с. Иванков) [баба велит деду пойти в рощу и принести, что найдет он принес 20 яиц качиных{?} и одно чайное (чаячье?); баба их высидела, родились мальчики; выросли; пошли заготавливать сено; сметали стог, вернулись; «чайный» (далее Ч.) пошел стеречь – стог разметан; братья идти не хотят; он увидел морских коней: кобылицу с жеребятами; вскочил на кобылицу, привел братьям табун; царь узнал, что у них есть кони, послал на войну; братья отдали Ч. самого невзрачного конька; двое чертей дерутся из-за шапки-невидимки и перстня, выполняющего желания; он взял перстень, пожелал себе лучшего коня и лучшую одежду; догнал братьев; пришли к избе; старуха кладет их на ночь со своими 21 дочерьми; Ч. велит, как те заснут, по меняться одеждой; (пропущена с. 38); царь велит добыть гусли-самогуды; конь привез к бабе-яге; Ч. взял гусли, но баба-яга заперла его за 12 железных дверей, а сама пошла советоваться, как казнить Ч.; тот выломал двери и принес гусли; царь требует достать из моря Настю-Самокрастю; конь велит просить у царя 25 башмаков, из них один золотой; на берегу Ч. открыл сундук; вышла НС, увидела золотой бамшмак, стала искать второй; Ч. подошел сзади, пихнул ее в сундук и привез царю; царь велит бросить Ч. в кипящее молоко; Ч. просит допустить к нему коня; тот дунул и остудил, а царь в молоке сварился; Ч. повенчался с царевною]: Чубинский 1878, № 8: 36-40; русские (место записи не указ.) [пойдя по приказанию царя за гуслями-самогудами, дурак приходит к старухе; ее сын – Волк-самоглот; тот велит играть в карты, если дурак заснет, проглотит его; каждый раз дурак отвечает, что не спит, а думает думу; 1) больше в лесу кривых деревьев или прямых (вар.: сухих или сырых) 2) в воде малой рыбы или большой; пока Волк бегает и считает, дурак высыпается; Волк подтверждает, что кривого дерева, малой рыбы больше; после бани дурак вытирается, старуха узнает полотенце дочери, принимает дурака как зятя; Волк приносит гусли-самогуды, проглатывает царя, дурак с женой воцаряется, Волк живет с ними]: Афанасьев 1958(2): 468-469; русские (1926, бывш. Олонецкая, Заонежье, д. Шуньга-Бор) [Старик со старухой взяли себе сироту. Жили они бедно, сын ловил рыбу. Первый, второй раз выудил птиц, на третий – золотую рыбку. Бросил о землю. Рыбка стала красавицей. Сын женился на красавице. Жена отправляет мужа к царю просить «место против себе или рядом с собой». Муж идет к царю. Царь собирает совет, дал место напротив себя. Влюбился в жену Ивана, решил избавиться от него, созвал совет. Приказал Ивану найти предмет: «нетто нашто на стол собирает-обирает». Иван возвращается, горюет. Жена посылает к тетке в лес с письмом. Иван пришел к избушке, отдал письмо. Тетка дает Ивану клубочек. Утром бросил клубок на дорогу и пошел за ним. Дошел до пещеры. Там стол, Иван прячется, налетают 40 разбойников за стол и кричат: «Нетто нашто, подай ись!». На столе появились кушанья. Разбойники уходят, Иван призывает нечто. Ничего не получается. Иван зовет нечто поесть вместе с ним. Нечто доволен и уходит с Иваном к царю. Иван показывает царю скатерть-самобранку. Царь полюбил Ивана. Сенаторы дают Ивану задание: принести кота, который песни поет. Иван возвращается, снова горюет. Жена опять дает письмо к тетке. Тетка дает клубок и мясо приманить кота. Иван хватает кота, приносит царю. Царь радуется, сенаторы дают третье задание: принести гусли-самогуды. Иван приходит домой, жена дает ему железные латы, колпак оловянный и чистую рубашку. Иван долго в дороге, приходит к Бабе Яге, отдает ей письмо. Приходит волк, играют в карты, условие: не заснуть. Иван: думаю – больше срубленного леса или стоящего? Волк улетает считать, И. выспался. Во второй раз: больше живых или умерших? В третий раз Иван отвечает волку, что спит. Волк полетел за топором, а когда вернулся, увидел у Ивана платок жены, узнал в Иване зятя. Утром волк дает Ивану гусли-самогуды, сенаторов и думщиков съел, погрыз, царь отписал царство Ивану с женой]: Карнаухова 2008, № 7: 63-67; русские (Воронежская) [Старик убивает на охоте птицу с 21 яйцом. Старуха приказывает ему высиживать их. Через 21 неделю вылупились 20 сыновей, еще через неделю появляется последний сын, Иван-болтун. Старик богатеет, замечает, что кто-то обворовывает скирды, отправляет сыновей сторожить ночью, старшие братья засыпают и не видят вора, в последнюю ночь наступает очередь Ивана. Он готовит молот и железные удила. Иван не спит и ловит кобылицу и 21 ее жеребенка (попадает молотом между ушей). Отец хвалит Ивана, берет кобылицу, братья разбирают жеребят, Ивану достается самый слабый. Отец с сыновьями отправляются на охоту. Четырежды Иван отпускает жеребенка в поле набраться силы (гнется сначала под рукой, потом под ногой, под сидящим всадником). Иван догоняет братьев, на третий день видит огонь, находит золотое перо, несмотря на предупреждения конька, берет его с собой. Отец приказывает почистить всех коней, Иван взмахивает пером – его конь становится золотым. Отец хвалит Ивана, стыдит остальных братьев. Братья завидуют и говорят отцу, будто Иван хвалится поймать кота-игруна, гусака-плясуна да лисицу-цимбалку, отец отправляет младшего сына за зверями. С помощью коня он все исполняет. Братья говорят отцу, что Иван может достать гусли–самогуды. Иван оказывается у Бабы-Яги, та дает ему клубок, он приводит к средней сестре Яги, матери Змея Горыныча, у которого хранятся гусли. Мать кормит сына, сажает его играть с Иваном в карты, игроки договариваются, что победитель съест проигравшего. Иван выигрывает через два дня, просит отдать ему гусли, Змей отдает, радуется, что остается жив, не съеден. Отец снова по навету старших сыновей приказывает Ивану добыть Марью-королевну. Он приплывает на корабле, заманивает к себе царевну игрой на гуслях, (никогда не слышала), и привозит отцу. Отец далее все приказы отдает сыну по просьбе невесты, требует привезти ее шкатулку. Иван отвлекает стражу дворца, выпустив своего золотого коня, достает шкатулку и привозит. Добывает 12 кобылиц по приказу отца: оборачивает своего коня бечевкой и обливает смолой – тот выгоняет из моря лошадей, его защита разорвана зубами лошадей. По приказу отца он доит кобылиц, кипятит их молоко и прыгает в него после условного сигнала коня. Иван становится красавцем. Марья требует, чтобы отец тоже искупался, но тот гибнет в кипящем молоке. Иван женится на Марье]: Барышникова 2007, № 17: 97-105; украинцы [королевич добывает морскую царевну; король хочет ее для себя; царевна обещает за него выйти, если он добудет гусли-самогуды; король посылает королевича, тот достает; царевна хочет, чтобы свадебный поезд был виден с моря; король велит снести гору; конь и рыбы ее уничтожают; царевна просит королевича привести морских кобыл, доит, кипятит молоко, купается в нем, делает еще краше; король сварился]: Афанасьев 1994(2): 127-128; украинцы (Полтавская, Гадяч, ок. 1878) [Данило служит несколько лет, но живет очень бедно. Заходит в дом, где у порога лежит камень (чтобы не было грязи), Данило нанимается работать к хозяину дома за этот камень. Через год службы получает камень – он разбивается в его руках. Данило подбирает осколок горшка, зажигает ладан. Бог присылает ангела, тот спрашивает, пытается ли Данило угодить Богу. Данило жалуется, что не имеет ничего вне зависимости от того, получает ли он награду за свою службу или нет. Ангел спрашивает, чего он хочет: здоровья, богатства или разумную жену, тот спрашивает у трех пахарей, двое не знают, третий выбирает разумную жену, то же говорит Данило и засыпает на могиле. Дочь святого Петра является Даниле и говорит, что нужно идти в усадьбу его отца. Данило: ее нет, оказывается, есть («так Бог дал, шо стало»), она спрашивает, где он хранит заработанные деньги – ищет и находит, они венчаются и живут в отцовском доме. Пан влюбляется в жену Данилы, грозит отнять ее, если он не выполнит задания: сварить пиво, изготовить живые гусли, ему помогает жена. Он привозит гусли пану, начинает играть – танцуют пан с женой и все животные на дворе. Пан просит отправиться на тот свет и узнать, где отец спрятал деньги, жена дает Даниле клубок, он узнает, что деньги под задним крыльцом под железным листом. Данило рассказывает пану, тот не верит, он показывает записку от отца – тот находит деньги, отдает половину Даниле]: Рудченко 1870, № 34: 153-156.

Волга – Пермь. Мордва [старик нашел в лесу 12 яиц, из них вылупились 12 молодцев, старший – Заварза; пошли искать жен; Баба-Яга посылает к старшей сестре, у которой 12 дочерей, дает платок (взмахнешь – возникнет огненное море) и жеребца; тот велит Заварзе ночью поменяться одеждой с дочерьми Бабы-Яги; она зарезала дочерей, осталась одна для З.; та согласна выйти за него, если он 1) соберет жеребцов ее матери; З. пригнал, махнул платком, Баба-Яга не смогла перейти огненное море; 2) украсть у ее матери гусли-самогуды; они у той на груди, она схватила З., заперла в сарае; жеребец велит играть на гуслях, замки распались, З. принес гусли; 3) челюстную кость матери; З. вытащил у той челюсть, принес; 4) прыгнуть в кипяток; жеребец его охладил, З. невредим; дочь Бабы-Яги прыгнула следом, жеребец сделал воду горячей, девушка сварилась]: Евсевьев 1964, № 36: 262-264; мари : Beke 1938, № 18 [парень видит на реке утку с золотыми крыльями; мать советует не стрелять в нее, но сын убил утку, принес, продал царю за тысячу рублей; солдат говорит царю, что парень обещал достать драгоценный камень; мать что-то вышивает, дает сыну, велит бросить в реку клубок и плыть на корабле за ним; клубок остановился, сын остановил корабль, открыл заготовленные бочки с мясом; слетелись вороны; увидев вышивку, один ворон признал в ней работу своей сестры; сказал, что камень в сундуке на дне море; послал рыбу, та принесла камень, царь дал за него золото; солдат: парень обещал принести гусли-самогуды; то же (вышивка, клубок, корабль, с собой сальные свечи); парень пришел к старику; тот начинает мастерить гусли, велит светить; у парня трое солдат; старик последовательно отрывает им головы; когда свечу держит парень, старик видит вышивку, признает работу своей сестры, дает парню гусли; царь платит за них тысячу рублей, парень вернулся к матери; все]: 59-66: Четкарев 1948: 20-28 [бездетная царица находит в уборной младенца, царь называет его Бабий Сын; он просит у отца двух товарищей, уезжает; они останавливаются в пустом доме, где много еды, караулят по очереди; в полночь приезжает противник на трех, шести, девяти лошадях, БС убивает каждого, его товарищи спят; подслушивает, как сестры и мать противников договариваются убить БС и его товарищей; младшая сестра превращается в песок на сто верст и ручей, средняя - 200 верст и чайную, старшая – в триста верст и пивную; БС не дает товарищам пить, рубит демониц саблей; их мать преследует, БС и товарищи прячутся в кузнице Ильи Муровина; тот предлагает высунуть язык, зажимает тисками, демоницу сожгли; ИМ просит привезти самоиграющие гусли; БС привозит, нарушает запрет не рубить коровьи кишки, он рубит, гусли пропадают; ИМ и его братья ищут для БС жену; ее отец требует 1) выпить 40 ведер вина, съесть столько же каши (ИМ все делает); 2) мыться в раскаленной бане (они невредимы); БС получает жену, ИМ велит три ночи не трогать ее; она кладет на БС руку, ногу, груди, тот начинает задыхаться, ИМ прячется, каждый раз бьет женщину, та выблевывает ящериц, змей, лягушек, запекшуюся кровь; после третьей ночи жена безопасна; БС возвращается к отцу]; чуваши [в гнезде на вершине осокоря старик нашел 31 младенца; в избе они стали просить хлеба; царь дал на каждого тысячу рублей; 30 сыновей косят, а 31-ый еще мал; когда стал косить, переломал косы; сметанные стога по ночам исчезают; лишь младший сын Ванька проснулся, схватил кобылу; она сказала, что ее 31 жеребенок для братьев; пусть младший выбирает последним, 3 дня жжет своего жеребенка в костре; тот стал волшебным конем; лишь В. допрыгнул на своем коне до гнезда, достал из него яйца, стал старшим; одна старуха говорит, что у нее только 16 дочерей, вторая, что 26, третья – что 31; конь велит на ночь поменяться одеждами с девушками; ночью старуха съедает дочерей, кроме той, что рядом с В.; братья убегают; завидуют В.; говорят царю, что тот хвалится достать 70-струнную скрипку (гусли); В. приезжает к дочери старухи, та дает скрипку матери; в следующий раз то же: гусли ( кесле ); то же: 2 золотых яйца; после этого братья говорят царю, что В. может достать дочь царя Огня; конь учит поймать лучшего коня, сам погибает; новый конь учит сделать корабль, заманить девушку; та велит достать обручальные кольца; он достал, женился на дочери царя Огня, стал царем, а прежний царь у него министром]: Чувашские сказки 1937: 284-296; казанские татары [после смерти отца старший брат прогнал Абдуллу; старец велит А. достать кинжал из золотого дворца за горами Каф; А. поехал туда, убежав от львов, вынул кинжал из ножен, появилась девушка; падишах хочет ее отобрать, велит принести 1) гусли; старик посылает А. с женой к своему брату, тот – к сестре, она сперва прячет от своих сыновей, сыновья помогут, если А. три ночи не будет спать; на вторую {очевидно, в первую} ночь они спрашивают, не спит ли А.; тот отвечает, что думает, в лесу больше дров или деревьев; на третью {вторую} – живых или мертвых; они принесли гусли, а А. спит; хотят его убить, но отнесли его домой, увидев у него платок своей сестры; 2) камни альгу и кульгу; А. прячется в доме, где 7 золотых тазов, в них 7 золотых кумганов, на столе палка; входят 7 батыров, один спрашивает, кто вылил воду из его кумгана; велят палке накормить обедом, уходят; А. просит палку его накормить и благодарит ее; палка: меня никто не благодарил, пойду с тобой; А. обещает старику, у которого рабочие что-то строят, за.. {непонятно}; тот: нырну, если белая пена – жив, если черная – погиб; старик ныряет, но возвращается, снова натерся белым порошком, успешно нырнул; камень альгу все убивает, камень кульгу все оживляет; А. зовет альгу, люди падишаха падают замертво; кульгу! они оживают; А. сам становится падишахом]: Ярмухаметов 1970: 246-254.