Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K27C. Ножи и шипы. .25.26.29.31.36.37.39.41.-.43.47.-.50.52.

Испытание: остаться в живых при соприкосновении с колющими, режущими, давящими орудиями. См. мотив K27.

Тайвань – Филиппины. Апаяо ; тингиан.

Китай – Корея. Чуань мяо [невеста дает амулеты, с их помощью обездвижены ножи и копья].

Кавказ – Малая Азия. Ногайцы [аздаа просит старика отдать через 18 лет то, что дома не знаешь; сын Шаар Солтан вырастает, дочь аздаа Шаархан ему помогает: 1) сесть на ножи (кладет плашмя), 2) достать из моря кораллы (дает записку морским аздаа), 3) доставить из лесу дрова (записку волкам и медведям); 4) конь велит отрезать и взять в рот кусок его копыта, ШС не сгорает в костре; 5) аздаа велит сбросить ШС с крыши, Ш. расстилает внизу войлок; Ш. и ШС на коне убегают, превращаются в 1) старика со старухой, собирающих абрикосы, 2) совершающих омовение в мечети; у моря мать Ш. велит ей семь лет есть песок; через семь лет старик со старухой вылавливают Ш. из моря, удочеряют; она просит их купить ей пару голубей; ШС готовит свадьбу с другой девушкой; голуби разговаривают, голубка отвечает голубю, что он забудет ее, как ШС забыл Ш.; ШС открывается Ш.; все хорошо]: Ногай 1979, № 12: 47-54; осетины [прыгать по остриям мечей].

Балтоскандия. Карелы [пройти по остриям кольев]; ингерманландцы : Киуру 1990, № 17 (Toksova, D. Europaes, 1847) [сын солнца приехал к Туони, к Манале сватать его дочь; тот потребовал пробежать по иглам, лезвиям, ножам; свить веревку из мякины, завязать узлом яйцо, попариться в огненной бане; жених все выполнил и забрал девушку; через 9 лет она сбежала назад к отцу]: 67-70; Киуру и др. 1974, № 3 (зап. 1968 г.) [тот же сюжет; всего более 50 вариантов; трудные задачи: пробежать по лезвиям; построить крепость из побегов ивы возрастом в одну ночь, из пеньков возрастом в две ночи; построить за ночь мост через море; после этого сын солнца получает дочь Туони]: 256-258.

Восточная Сибирь. Эвены [прыжки по деревьям, пням, между которыми расставлены ножи].

Амур - Сахалин. Удэгейцы [бег по остриям сабель, рогатинам].

СВ Азия. Чукчи [см. мотив K30; Рассвет уносит жену сироты; тот убивает его, уносит жену назад; теперь ее похищают Солнце и Месяц; Солнце создает реку из многоножек; сирота бросает им мясо, переходит реку; тот же эпизод с реками из жуков разной расцветки; юноша входит к Солнцу; тот пускает по комнате окровавленный диск из дерева, из железа, из меди ; юноша превращается в волос, в иглу, невредим; Солнце бросает его в костер, юноша оживает; снова уносит жену домой, обещает Солнцу в жены свою сестру; Солнце и Месяц приходят за ней; юноша делает девушку из снега; Солнце и Месяц несут ее на небо; теплый ветер заставляет ее растаять, убивает пургой Солнце и Месяца]: Bogoras 1902, № 23: 367-370.

СЗ Побережье. Шипы, колья. Квакиутль (тлатласиквала невети) [комната усеяна острыми гвоздями]: Boas 1895, № XVIII.1: 170-171 (=2002: 377-379); нутка.

Субарктика. Атна [бросают на торчащий нож].

Побережье - Плато. Шусвап [пещера с иглами]; комокс [шипы]; халкомелем [шипы]; клаллам [шипы].

Юго-Восток США. Чироки [шипы].

Калифорния. Береговые мивок [Койот с женой уходят, его внук Ястреб остается; берет жену, уходит с ней на дно моря; у них двое сыновей; его жена убежала, растолкла его деньги-раковины; прыскала воду сквозь крышу дома, будто идет дождь; Ястреб идет по ее следам, она у вождя-шамана; тот велит наловить лососей; Ястреб плачет, у него нет сети, Койот помог наловить; велено наловить опять, в воде лезвия обсидиана торчком , Ястреб прыгает туда, выкрикнув имя Койота, лезвия повалились; на четвертый раз (третий не описан) в воде волосы будто черви, вода красного цвета; Ястреб выкрикнул имя, вода стала чистой; Ястреб проиграл, его убили; его сын всегда у него в волосах, он пришел рассказать Койоту; тот пришел играть, т.е. стрелять друг в друга из лука; голуби склевывают кровь, кажется, что Койот не ранен, выигрывает; вождя-шамана убили, убитых им Койот оживил из костей, с оживленным Ястребом и его женой вернулся домой]: Kelly 1978, № 19a: 33-35.

Большой Бассейн. Юте [вилы].

Большой Юго-Запад. Навахо [ножи, шипы]; хопи [лестница с перекладинами-ножами]; тива [осколки обсидиана]; восточные керес (Кочити) [ножи].

Мезоамерика. Науатль Веракруса [ножи]; горные пополука [стрелы]; киче [ножи].