Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K22aa. Птицы на севере – люди на юге. .16.27.-.29.

Есть страна, обитатели которой – те перелетные птицы, которые летом живут у нас, а улетая к себе, делаются людьми.

Немцы (остров Рюген), болгары, македонцы, кашубы (или поляки?), грузины, армяне.

Западная Европа. Немцы (остров Рюген) [на зиму аисты улетают на юг в далекую страну, где обретают облик людей; но питаются тем же, чем и на севере – лягушками и мышами; один капитан попал в бурю, все остальные погибли, он выбрался на берег; попросил у местных людей еды, они принесли ему блюдо с лягушками и мышами; оказалось, что как раз эти аисты летом были на Рюгене; как капитан вернулся домой, об этом люди забыли – слишком давно это было]: Haas 1903, № 172: 157-158.

Балканы. Болгары [Силяна женили, но он продолжает бездельничать и пьянствовать; берется сопровождать попа, желающего отправиться в Иерусалим; на море попали в бурю, спасся только С.; оказавшись на острове, жалеет о том, как себя вел, вспоминает жену Неду, сестру Босилку, сына Велко; местные люди знают его: они аисты, но прилетая на свой остров, становятся людьми; облик меняют, облившись специальной водой; С. соглашается лететь с ними, став аистом и взяв с собой бутылку воды, превращающей в человека; но бутылка разбилась; С.-аист живет неузнанным рядом со своей бывшей семьей; сын попал ему камнем в голову, отец попытался отогнать, перебил палкой ногу; С. возвращается на остров, через год снова летит домой, на этот раз превращается в человека; рассказывая о своих приключениях, достает из гнезда монисто сестры и клубок черных ниток жены, которые он, будучи аистом, специально стащил и спрятал]: Клягина-Кондратьева 1951: 29-38; болгары , македонцы [аисты улетают на зиму в далекую землю, где, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь приобретают птичий облик и возвращаются, т.к. в свой земле Господь запретил им выводить птенцов]: Гура, Страхов 1995: 98.

Средняя Европа. Кашубы («польское Поморье») [аисты улетают далеко на юг за море, где обращаются в людей; весной, ударяя в ладони на берегу моря, они в превращаются в аистов и возвращаются назад; человек, попавший на берег того моря, может обратиться в аиста и перелететь в землю аистов]: Гура, Страхов 1995: 98.

Кавказ – Малая Азия. Грузины (Хевсурети): Вирсаладзе 1973, № 64 [(=Чиковани 1985, № 155: 325-326; =1986: 492-495; перв. публ. 1961 г.); Хогаис Минди из селения Амга полонен лезгинами; там женщина готовит лекарство из змеиной крови; ХМ хочет кончить самоубийством, слизнув кровь, но слизывает лишь каплю, разрезает отеки под пазухами, оттуда выходят вши, он делается легок, понимает язык всех тварей; сбежал, увидел посыпанный золой мост, прошел по нему задом наперед; увидя следы, преследователи прекратили погоню; ХМ пришел в селение карликов величиной с палец; вечером те стали возить щепу и сучья делать укрепление; на них собираются напасть стаи коршунов, сорок, грачей, журавлей; ХМ взял лук, разогнал птиц; карлики благодарны, один одноглазый говорит, что он та кукушка, которой ХМ когда-то выбил глаз; все они кукушки, за горой превращаются в птиц; он ведет ХМ через зольную городу в Амгу, летит, показывая дорогу; дома ХМ понимал язык растений, не косил сена, не рубил дров; по настоянию жены, срубил дерево, утратил знание; его забрали в армию, он был убит], 65 [когда Хогаис Минди из ущелья Архоти родился, на небе встало два солнца; карлики-жамни (духи болезней) увели его и героя Гахуа на северную сторону Кавказского хребта; ХМ захватили в плен каджи, стали откармливать, он ел золу, худел; когда сторожем был ребенок, ХМ ушел по посыпанному золой мосту, ступая задом наперед, скрылся от каджей; попал в страну гугули (кукушек); одноглазый г. говорит, что в детстве ХМ выбил ему камнем глаз, хотя это он приводил весну в Архоти; на кукушек нападает войско грачей, ХМ перебил грачей палкой; ему дали змеиного мяса, после этого из нарыва вышли насекомые, ХМ стал легким; одноглазый гугули вывел его домой; ХМ понимал язык животных, растений; но начал убивать животных, рубить деревья, тогда перестал понимать; ХМ убили вайнахи]: 111-113, 114-118; армяне [аисты в своей стране имеют людское обличье; готовясь к перелету, купаются в речке и облачаются в перья; вернувшись, поднимаются на гору, совершают жертвоприношение, снова купаются и становятся людьми; каждый год аист душит одного птенца в жертву Богу; одна женщина забыла у реки браслет, не нашла; встретила пахаря, тот назвал ее по имени; сказал, что он аист, свивший гнездо у нее во дворе; он спрятал браслет, чтобы другие не унесли; с наступлением весны землепашцы страны аистов искупались в речке, надели крылья, дали крылья и женщине, обратились в аистов, полетели в наши края; если прицелиться в журасля, тот сразу превращается в красивую женщину с младенцем на руках]: Арутюнян 2007: 43-44.