Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K182. Обманутый защитник. .29.30.32.

Сверхъестественный защитник является на помощь, услышав сигнал тревоги, но перестает это делать после того, как сигнал был подан впустую.

Осетины, шугнанцы, буриши, чуваши, мари.

Кавказ – Малая Азия. Осетины : Рахно 2020: 105-106 [Шанаев 1870: 18-19 и Миллер 1882: 257-258; бог Тыхост в образе всадника раньше выезжал, когда слышал сигнвл тревоги – фæдис; однажды в Каздоне, недалеко от Унала, два мальчика пасли овец; один спросил, вправду ли Т. выезжает на призыв; другой ответил, что вправду; первый захотел увидеть Т. и трижды прокричал «фæдис»; появился всадник с наполовину бритой головой в белой одежде; узнав, что его вызвали в шутку, Т. сказал, что не хочет служить предметом насмешек и велел мальчику вместе со стадом окаменеть; в Каздоне показывают окаменевшее стадо; жилище Т. тоже окаменело, на этом месте стоит как бы каменный дом; даже косяки дверей ясно видны], 106 [1) Гарданти 1927: 18 (дигорцы, Махческ); когда Колесо Ойнона отрезало Сослану ноги, нарты приготовили могилу и С. живым вошел в нее; выпросил у Бога право выходить на каждый призыв тревоги и помогал нартам; один свинопас проходил мимо могилы и закричал: Эй, Сослан, нашу скотину угоняют! С. выскочил, а свинопас объяснил, что просто хотел на него посмотреть; тогда С. попросила Бога, чтобы больше ему из царства мертвых не возвращаться; 2) Хамицаева, Базыров 1989: 172-173 (иронцы, селение Мизур); Сослан хотя и умер, но заслышав тревогу, выскакивал из склепа и помогал нартам; пастушок гнал телят и решил увидеть С.; понял тревогу; узнав, в чем дело, С. решил, что даже пастушата стали над ним глумиться, и более не показывался], 6-7 [Хамицаева 1971: 24 (дигорцы, селение Нар); когда кричали «Фæдес, Сослан!», тот приходил на помощь; молодая невестка, родом из других мест, захотела увидеть С., подошла к его склепу и позвала; узнав, что тревоги нет, С. обиделся и больше не выходил].

Иран – Средняя Азия. Шугнанцы : Рахно 2020: 107-108 [Бобринский 1902: 8; легенда о пятом шиитском имаме Мухаммаде ибн Али аль-Бакире (676-732); близ селения Имом в верховьях реки Гунт есть гора Ломиён; на ее вершине М. скрывался от врагов; на Гунте был мазар; перед смертью, М. обещал приходить на помощь – пусть перед входом в пещеру зарежут барана и позовут его; жители долины решили проверить слова М.; узнав, что его позвали напрасно, М. велел жителям рассеяться; после этого жители долины Гунта сильно страдали от набегов киргизов, шугнанцев и жителей долины Шахдыра; долина стала вновь заселяться в начале 20 в.], 108-109 [Бобринский 1908: 115-116; Васильцов 2013: 104-105; мазар с мечетью Махаммеда Богира находится у урочища Сардим; он здесь скрылся в пещере, она сомкнулась за ним; сказал, что если жителям будут причинять зло, пусть его позовут и он выйдет помочь; недоверчивые решили испытать имама; вышел вооруженный всадник в зеленых одеждах; пообещал, что теперь люди не будут пребывать в постоянном покое; (и больше не выходил)]; буриши [близ семи деревень в озере жил дракон; каждый день ему давали яка, порцию патоки и человека; очередь до семьи, в которой супруги и дочь; дочь вызвалась пойти, понесла патоку и повела яка; ее встретил белобородый мужчина; попросил поискать вшей в его бороде, пока он поспит; когда из воды показался дракон, девушка уронила слезинку, человек проснулся и порубил дракона в куски; дома девушка обо всем рассказала; ночью этот человек всем жителям явился во сне; его зовут Baba Ghundi, он пятый имам; если будет беда, его можно позвать; однажды жители решили позвать его просто так – проверить, действительно ли он явится; он явился в зеленой одежде верхом и с копьем; не увидев ничего опасного, исчез; так трижды; затем он явился в одежде нищего – его забросали грязью; лишь одна женщина приютила его и дала молока; он велел ей утром не выходить из дома; утром все селение, кроме дома женщины, затопили потоки грязи; в одном месте на камне виден след попоны имама, в другом – отпечаток копыта и седла на камне]: Lorimer 1987, № 30: 146-149.

Волга – Пермь. Чуваши [В древности жил богатырь по имени Чемень (Темень). Всегда одетый в доспехи, он разъезжал на белом коне по чувашской земле и охранял границы от врагов. Богатырская слава Ч. была громкой, его знали далеко за пределами родной земли, и среди врагов не находилось охотников меряться с ним силой и удалью. Перед смертью Ч. собрал всех чувашей и велел похоронить его с конем и доспехами. Если нападут враги, его надо позвать и он выйдет на помощь». Однажды весной молодёжь водила хороводы рядом с курганом. Парни вспомнили о богатыре и захотели на него посмотреть. Закричали: «Чемень! Чемень!» Земля разверзлась, из кургана выехал Чемень на белом коне в воинских доспехах. Парни перепугались, но Ч. их не тронул, объехал всю чувашскую землю и вернулся в курган. С тех пор на чувашских детей напал мор]: Шуртаков 1984: 3-4; чуваши [выпив медового кваса, чуваши заспорили, явится ли Темень на помощь; стали кричать: «Темень, спасай нас, погибаем!». С горы съехал Темень: как лунь, седой, высокий, широкоплечий, на сивом коне; подъехал к спорившим, посмотрел кругом и, не увидел никакой опасности, гневно сказал: «За то, что вы меня потревожили напрасно, вы будете просить и умолять вечно, но тщетно: более к вам не явлюсь». Сказав это, он скрылся. Чуваши стали призывать его в молитвах и приносить ему в жертву гуся и кашу]: Иванов 1900: 14-15 в Рахно 2019: 66: чуваши [Перед смертью Чемень велнл охранять его могилу, и если потомков постигнет бедствие, то он по вызову их выйдет и встанет на защиту сородичей. По прошествии нескольких лет скептики, желая проверить, действительно ли Ч. может встать из могилы, подняли ложную тревогу. Ч. встал, но, узнав об обмане, рассердился и вернулся в могилу, сказав, что отныне он киреметь – божество святилища]: Романов 1957: 198-199; мари [Чоткар Патыр охранял народ от татарских орд. На некоторое время татары оставили в покое арийцев в покое, и Чоткар задумал лечь отдохнуть в землю. Ложась, он сказал, что если татары нападут, его надо окликнуть: «Чоткар, Чоткар, наш защитник, пришли татары мучить нас, встань и спаси от беды!». Нашёлся выскочка, задумавший проверить слова Ч. Пришёл к холму и стал его звать. Ч. встал из-под земли, оглянулся – татар не было. Он обиделся, снова лёг и сказал, что раз его обманывают, то он больше не встанет]: Четкарев 1951: 159 в Рахно 2019: 66; мари [Богатырь Чучка, известный в качестве первопредка также коми-пермякам, ложась спать, предупредил сородичей, чтобы они звали его в случае нападения русского царя. Слыша зов о помощи, просыпался и отражал натиск русских. Но когда караульщики, поддавшись страху, разбудили его понапрасну, Ч. проклял местную деревню и заснул навсегда. «Пусть отомрёт деревня Опанасал!» – и сам лёг спать»]: Акцорин в Рахно 2019: 66-67; мари [резюме нескольких источников; при жизни легендарный князь-военачальник луговых мари Чумбулат был защитником своего народа. Умирая, обещал являться на зов о помощи. Марийцы торжественно похоронили Ч. на горе в полном вооружении и на коне, устроили богатые поминки и горько оплакивали. Когда появлялся враг, звали Ч., тот выезжал из могилы и громил неприятеля. Однажды ребятишки подсмотрели, как старшие вызывают Ч. на помощь. Подбежали к горе, начали звать Ч., а сами спрятались. Увидев, что неприятеля нет, Ч. вернулся в могилу. После третьего раза разгневался и исчез в горе навсегда. Начал посылать на марийцев неурожаи и болезни. Теперь злобившийся Ч. избавляет от беды только за богатую жертву – жеребца]: Рахно 2019: 67-68; мари [Немда предводительствовал марийцам в войнах. Ездил на белом коне. Его меч светился при приближении врагов. Перед смертью Н. ушёл под камень, наказав призвать его в случае войны: для этого трижды объехать священный камень. Однажды марийцы призвали его без повода, и разгневанный богатырь сделал их всех своими рабами: они должны были жертвовать ему ежегодно жеребёнка]: Иликаев 2012 в Рахно 2019: 68.