Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K169. Беременная косуля. .29.32.33.

Охотник щадит преследуемое животное, заметив, что это беременная самка и вспомнив о собственной беременной жене.

Крымские татары, ногайцы, чуваши, казахи, дунгане.

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары [на охоте падишах не стал стрелять в беременную зайчиху, вспомнив о своей беременной жене; визирь говорит, что и у него беременная жена; они договорились поженить детей, если те будут разного пола; у визиря сын Дахир, у падишаха дочь Зёхре; визирь умер и падишах воспитывал Д. как сына; когда им 15, ведьма сказала З., что Д. ей не брат, а жених; в гневе З. разбила стакан, который старуха держала в руках; затем старуха сказала то же Дахиру; вскоре Д. и З. перестали ходить в школу, а вместо этого предавались любви; старуха-ведьма сообщила об этом падишаху и убедила не отдавать дочь за Д.; того надо отправить в город Мардин, откуда он вернется лишь через 7 лет; корабль ни с места; старуха: пока эти двое не поговорят, он не сдвинется; в Мардине Д. поселился у женщины, та назвала его сыном; он стал работать в саду падишаха, где ее муж был садовником; ветер сорвал колпак, дочь падишаха увидела золотую прядь, влюбилась; просит Д. принести ей фруктов, дарит гуся, затем индюка, курицу, набитых золотом; Д. об этом не знает, названая мать незаметно прячет золото; З. передала с плешивым письмо: ее выдают замуж; Д. поскакал домой, разбойник его пропустил; ведьма посоветовала падишаху посадить Д. в бочку и бросить в море; бочка не двигается, пока З. не попрощалась с Д.; бочка приплыла к городу Гюлистан; дочь падишаха влюбилась в Д., падишах готов ее отдать; Д.: сперва я буду 7 лет бесплатно поить в кофейне на перекрестке дорог всех приходящих; за кофе просил спеть песню; один плешивый спел песню, которую услышал от З. и передал от нее письмо; Д. уплыл в лодке, дочь падишаха схватила его за одежду, но он отрезал полу; З. спрятала Д. у себя, покрыв паранджой, на начальник стражи это заметил; ведьма падишаху; выдай З. за Д. в том случае, если он споет 4 куплета, не назвав имени З.; но Д. назвал ее и палач отрубил ему голову; ведьма попыталась скормить З. мясо Д., чтобы она забыла его, но З. столкнула ее с лестницы; зарезалась на могиле Д.; пастух убил ведьму, зарыл между могилами влюбленных; на их могилах выросли белая и красная розы, а на могиле ведьмы – колючка]: Жердева 2020, № 77; ногайцы [Бозакбай велит Казынбаю стрелять в зайчиху, но тот отказывается: зайчиха беременна, как и его жена; у Б. жена тоже беременна, рожает сына Бозтоклы, жена К. – дочь Кыйвасекер, друзья договариваются в будущем поженить их; Б. умер, семья Казынбая откочевала; Бозтоклы бросил альчик под ноги женщине, она упала, разлила молоко, обругала Бозтоклы: отца потерял и невесты лишился; Бозтоклы просит мать пожарить проса, придавил ее руку раскаленной ложкой, мать признается, что у сына есть суженая; по пути Бозтоклы приветствует семь курганов, обращаясь к каждому «Седая голова»; у колодца подбрасывает кольцо в кувшин служанки Кыйвасекер; невеста узнает Бозтоклы; ее хотят выдать за богатыря, который семь дней спит, она предлагает бежать; вблизи дома Бозтоклы оставляет невесту на дереве, идет к матери; отражение Кыйвасекер видит пришедшая за водой служанка хана, принимает за свое; потом замечает К., предлагает спуститься поискать в голове, сталкивает в колодец, сама уселась на дереве с двумя детьми (т.е. младенцами, которых родила К.); отвечает, что нос вытянулся, пока плакала, руки огрубели от того, что слезала с дерева и забиралась обратно в ожидании, и т.д.; слуга Б. находит К., слышит, как она в песне рассказывает о случившемся; слуга дважды идет домой все рассказать, но каждый раз забывает; на третий раз специально рвет папаху, чтобы не забыть; прорицатель велит Б. вырыть у колодца яму, положить в нее детей, они станут плакать, К. выйдет из колодца; Б. схватил К.; спросил служанку, хочет ли она 40 ног или убивающий нож; она выбрала ноги, ее привязали к хвостам 40 лошадей]: Ногай 1979, № 19: 102-109.

Волга – Пермь. Чуваши [на охоте царь хотел застрелить лису, но увидел, что та беременна; он подумал о своей беременной жене и решил пощадить лису; по другую сторону горы ту же лису встретил царский приближенный и тоже не стал стрелять, подумав о своей беременной жене; встретившись, царь с приближенным договорились, что если у них родятся дети разного пола, они их поженят, а если одного, то пусть будут друзьями; у обоих родились сыновья; юноши выросли; царевич увидел в книге портрет царевны, влюбился; царь говорит, что сам 40 лет назад безуспешно пытался добиться этой царевны; дает царевичу войско; оно ропщет, царевич отправляет его домой; видит, как 40 человек бьют одного, а тот смеется, выкупает лежащего за 40 верблюдов, нагруженных золотом; тот человек – Гарамбур, обещает достать царевну; вылит всю ночь жечь костры, чтобы он, Г., достав царевну, нашел царевича; утром царевич спит, последний костер погас; Г. ругает его, но продолжает служить; царевна в сундуке; Г. велит, чтобы царевич привязал себя к ее волосам и бил ногайкой, пока та не спуститься на землю, не пообещает стать женой и не отдаст волос из правой подмышки; то же – из левой; с лобка («с груди»); они пришли к дому; царевич вошел, там пируют 12 разбойников, бросили царевича в погреб; Г. потихоньку вынес из дома 12 мечей, поставил острием вверх, покатил по ним жернов; 11 мечей согнулись, а 12-ый разрезал жернов пополам; Г. взял этот меч, зарубил разбойников; царевич с женой и Г. стали жить в доме; запретили жене царевича отпирать сарай; она отперла, вышли два волка, белый и серый, унесли ее; Г. стал мухой, прилетел к волкам, те сделали жену царевича служанкой; Г. велит ей узнать, где души волков; те сперва отвечают, что под окном в косяке; царевна украсила косяк; в венике – то же; белый волк: на небе красный бык, в быке баран, в баране заяц, в зайце утка, в утке два яйца; чтобы достать яйца, надо свистнуть через царское кольцо; Г. царевичу: кольцо у тебя на пальце; Г. свистнул в кольцо, с неба спустился бык; волки просят их не губить; Г. велит им создать дворец рядом с царским и перенести туда царевича с женой на кровать, чтобы проснулись в своей постели; волки все сделали; пир]: Чувашские сказки 1937: 255-264.

Туркестан. Казахи (восточный Казахстан) [на охоте Сарыбай просит Карабая не стрелять в самку марала, ибо у них дома тоже остались беременные жены; предлагает поженить детей, если у одного будет сын, а у другого дочь; у К. родился сын Козы-Корпеш, у С. дочь Баян-Слу; С. погиб, упав на камень; предсказатель: если новорожденные поженятся, их ждет несчастье; лишь брат С. Апсебай настаивает на браке; после смерти жены С. власть в роду перешла в руки усыновленного калмыка Кодар-Кула, он должен жениться на БС; чтобы этого избежать, БС требует от Кодар-Кула сосчитал скот, выкопал колодцы, вырыл искусственное озеро, смазав берега солью; тот все исполнил (сейчас это оз. Тансык); Козы-Корпеш калечит сверстников; бросает камни в пряжу бабушки; та советует ему лучше разыскать свою невесту; Козы-Корпеш сунул руку матери в горячую пшеницу, той пришлось признаться; мать просит колдунью помешать сыну ехать на бой с Кодар-Кулом; та создает препятствия (свирепый верблюд, река, лес), но они исчезают, т.к. Козы-Корпеш не боится; колдунья стала золотой лисицей, скрылась в норе; все, что опустить в нору, становится золотым; Козы-Корпеш позолотил свои волосы; встретил А.; показал ему свои золотые волосы – это знак жениха БС; Козы-Корпеш нанялся пастухом, открылся невесте; Кодар-Кула послал Козы-Корпеша принести тяжелый молот; тот нашел его и поднял, но забросил в озеро; Кодар-Кула велел пастуху убираться, тот бросил его наземь; Кодар-Кула привел войско калмыков; оно разгромлено, Кодар-Кула пленен, но пощажен; большинство родичей на его стороне; Козы-Корпеш скрывается; старуха замучила скворца, заставив его сказать, где Козы-Корпеш; тот убит; БС нашла тело, старик оживил его на три дня, БС обещала отомстить; заманила Кодар-Кулу в колодец, велела закидать его землей и камнями; велит возвести высокий памятник над могилой Козы-Корпеша; караванбаши влюбился в нее, его люди возвели памятник; БС обещает выйти за того, кто прыгнет с него вниз; все женихи, включая караванбаши, прыгнули и разбились насмерть; БС закололась и похоронена вместе с Козы-Корпешом]: Жанузакова 1977: 177-197; дунгане [Черный император и Желтый император убили на охоте беременную олениху; обоим жалко, т.к. их жены должны родить; если это будут мальчик и девочка, то решили их поженить; жена Ч. рожает девочку Хийнюр «черная девушка»), жена Ж. – сына Хуонсы (от «хуон» – «желтый»); Ж. император умер, Ч. выдал дочь за сына другого государя; Х. выбирает паршивого коня, тот превращается в «небесного скакуна»; Х. нанимается работником к Ч. иммператору, обменивается браслетами с его дочерью; побеждает тестя и женится на Х.]: Рифтин и др. 1977, № 32: 517.