Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K145A. Изображение хищника убивает. .23.26.-.28.30.

Человеку предсказана смерть от хищного зверя. Изображение зверя оживает и убивает (пытается убить) его.

Ораоны, раджастанцы (? Мадхья-Прадеш), маратхи, телугу, каннада, корейцы, Древняя Греция, словенцы, русская письменная традиция, персы.

Южная Азия. Ораоны [у царя родился сын, мудрецы предсказали, что в день свадьбы его унесет тигр; юношу никуда не выпускали; после свадьбы жена посоветовала ему не быть трусом; он сказал, что в жизни не видел тигров и тогда жена слепила тигра из теста; фигура ожила, тигр унес юношу и съел его]: Hahn 1906, № 32: 61-62; раджастанцы (? Мадхья-Прадеш) [7 сестер замужем, готовится свадьба брата; тот идет звать их на свадьбу; младшая дала ему лепешку, а потом обнаружила, что истолкла змею вместе с мукой; догнала и заменила лепешку; на обратном пути зашла к горшечнику; спрашивает, зачем тот делает столько крышек для горшков; горшечник: готовится свадьба брата 7 сестер, он погибнет во время свадьбы, крышки – чтобы родители не умерли от горя {непонятно}; если сестра притворится безумной, она сможет предотвратить несчастье; сестра так и делает, вмешиваясь на каждом шагу свадебного ритуала; брата должны натереть куркумой; сестра: сперва меня; они задержались и яма, из которой брали желтую глину для ритуала, обрушилась раньше, чем в нее спустился брат; сестра заметила и убила скорпионов под креслом, на которое должен был сесть брат; ворота упали прежде, чем брат в них вошел; сестра вместо брата села туда, куда жених должен был сесть во время обряда; иглы вонзились ей в горло, но не причинили вреда; она первой стала обходить очаг, 7 змей бросились на нее, она их убила; легла на свадьбную кровать; нарисованный тигр ожил и бросился на нее, она его зарубила; утром прекратила изображать безумие, показала свидетельства: скорпионов, змей, коготь тигра; все были поражены ее мудростью]: Parmar 1960, № 8: 36-39; маратхи [у раджи родился сын; богиня судьбы Видатха пришла рисовать ему линию жизни, но ручка с пером случайно выпала у нее из руки; когда сыну раджи исполнится 18 лет, в день свадьбы его растерзает лев; царь окружил стражей дворец, но лев сошел с изображения на кувшине и убил юношу; царь велел полгода сохранять его тело; в лесу спас от огня змея; жена змея предложила выполнить любое желание раджи; принесла амриту, он оживил сына]: Кудинова, Кудинова 1995: 148-150; телугу [у царя, наконец, родился наследник; астрологи предсказали, что когда юноша достигнет брачного возраста, он примет смерть от тигра; царь держит сына в стеклянном дворце; во время свадебной церемонии юношу унес тигр; оказалось, что тигр, нарисованный на стене дворца, сделался настоящим]: Venkataswami 1923, № 66: 134-135; каннада [чтобы иметь сына, царь 12 лет стоит в воде с камнем на голове; это давит на Шиву и он соглашается дать царю сына; но спрашивает его жену, хочет ли она умного сына, который проживет лишь 12 лет, или дурака на сто лет; она выбирает умного; Шива предупредил, что когда мальчику исполнится 12 лет, он погибнет от тигра; во дворце спрятали даже изображения тигров; когда царевичу 12, мальчики говорят ему, что он принц и должен не играть в мяч, а охотиться; он идет в лес, убивает 7 тигров, отправляет туши на телеге домой; по пути домой заходит в храм; его дядя занавесил изображения тигров, но юноша отдернул занавески и тигры с картин бросились на него, он немедленно умер; мать принца хочет его женить – пусть хоть мертвого, послала искать невесту; Chennavva, 12-летняя дочь бедного брахмана, согласилась, чтобы вывести семью из нищеты; мать приготовила ее к свадьбе и пожелала ей быть как Савитри; на похоронах хлынул ливень, остались Ч. и мертвый юноша; Ч. вылепила из глины быка Шивы, тот ожил, поднялся к Ш. и попросил оживить юношу; Ш. послал тигра; Ч. попросила его съесть ее, а не мертвого юношу; тигр тоже стал просить Шиву; то же со львами, грифонами, ракшаси; наконец, Шива спустился сам и оживил юношу; свадьба]: Ramanujan 1997, № 4: 15-20.

Китай – Корея. Корейцы [человеку предсказано, что после рождения седьмого сына его убьет тигр; он строит заборы и ямы-ловушки вокруг селения; велит вырезать деревянное изображение тигра, чтобы знать, как тот выглядит; увидев его, испугался, толкнул тяжелую фигуру, она упала на него и убила]: Engel 1926: 6f в Brednich 1964: 90.

Балканы. Древняя Греция [Perry 1952, № 363; старику снится сон, что его сына на охоте растерзал лев; старик строит дворец и заточает в него сына; на стенах дворца изображены животные; юноша от злости ударил изображение льва; заноза впилась в кожу; заражение распространилось по телу; от рока нельзя спастись (=1991, № 138 (Бабрий): 398)]: Гаспаров 1968, № 339: 162; словенцы [(два сходных варианта); человеку предсказано, что он примет смерть от коня; он не подходит больше к лошадям; но однажды на него упала конная статуя Св. Георгия и убила его]: Brednich 1964: 84.

Средняя Европа. Русская письменная традиция [«Езоп» симбирского ротмистра Петра Кашинского (1675 г., из двух дошедших до нас списков один датируется 1684 г., а другой – первой третью XVIII в.), который состоит из трех книг и является свободным переводом басен из сборника «Przypowieśći Aezopowe, z Łacińskiego na Polskie z pilnośćią przełozone. Przydane są k temu przypowieśći z Gabryela Greka y Laurenthego Abstemiusa», изданного в Кракове около 1600 г.: человеку приснилось, что его сына убил лев; человек построил дом и спрятал в нем сына; на стенах были нарисованы разные звери, в том числе лев; сын, засмотревшись на рисунок, разгневался на льва и ударил его ладонью; в результате поранился о железный гвоздь и умер (кн. 1: «Притча Езопа Францкого»)]: Тарковский, Тарковская 2005, № 113: 398.

Иран – Средняя Азия. Персы [после рождения сына царь узнает, что волк растерзает того, когда юноша женится; царь устраивает свадьбу сына в надежно изолированном помещении; однако находившееся в нем глиняное изображение волка оживает (Фарс, Маркази)]: Marzolph 1984, № 934B: 174.