Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K145. Предсказанная смерть от волка, ATU 934B*.

.15.16.27.-.31.33.

Человеку предсказано быть растерзанным волком либо погибнуть во время свадьбы. Предсказание оказывается верным. Если речь о свадьбе, то невеста становится волком и убивает жениха.

Каталонцы, ирландцы, хорваты, сербы, боснийцы, болгары, македонцы, венгры, чехи, западные украинцы (Покутье, Галиция), грузины, азербайджанцы, курды, бахтияры, персы, латыши, литовцы, Лутси, эстонцы, шведы, казахи, киргизы.

Южная Европа. Каталонцы [смерть от волка в день свадьбы]: Aarne, Thompson 1961, № 934B: 329.

Балканы. Хорваты (Самобор) []: Lang 1914: 138f в Brednich 1964: 34; сербы []: Čajkanovič 1927, № 87: 307f в Brednich 1964: 34-35; босницы (Сараево) []: Bosanska Vila Bd. 3: 189 в Brednich 1964: 35; болгары [после рождения мальчика орисницы (распоряжаются судьбой) говорят, что он умрет от волка в день свадьбы; кресный это услышал и после свадьбы встал у дверей новобрачных; он убил подошедшего волка, но утром оказалось, что в волка превратилась невеста и сожрала юношу]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 934B: 346; македонцы [лишь в 40 лет жена, наконец, родила; царевич охотился и заночевал в этом доме; услышал, как три феи судьбы определяют будущее ребенка; он будет хорошим юношей; женится в 20 лет; а когда женится, его съест волк; утром царевич подарил новорожденному луидор и попросил позвать на свадьбу, когда сын женится; позвали; царевич {теперь уже, видимо, царь} привел с собой воинов, велев не подпускать зверей к дому; бракосочетание провели тоже в доме, а не в церкви; как только молодые заключили брак, жена стала волчицей и съела мужа; царевич рассказал о том, что было 20 лет назад]: Mazon 1936, № 94: 341-343; венгры [смерть от волка в день свадьбы]: Aarne, Thompson 1961, № 934B: 329.

Средняя Европа. Чехи [смерть от волка в день свадьбы]: Aarne, Thompson 1961, № 934B: 329; украинцы (Покутье) [Человек вырастил картофель, волки пришли и стали его выкапывать. Человек человек забрался на дерево. В полночь лес осветился. Бог начал указывать, кому чем завтра питаться. Зайцу – капуста, лисе – курица, дошло до волка. Ты поле не разоряй, у человека малые детки, а можешь взять у него ягненка. Когда звери разошлись, человек пришел домой и накрепко запер хлев. Волк ягненка достать не смог. На следующий день то же со свиньей. На третий раз Бог говорит волку: раз он тебе пожалел ягненка, то можешь съесть его самого, вон он на дереве. Человек стал звать на помощь, прибежали люди, отогнали волков. Дома человек спрятался на печи, дверь заперта. Поздно вечером под хатой голос: пустите, замерзаю, Богу буду за вас молиться. Жена открыла, а там волк. Стянул человека с печи и унес в лес]: Зiнчук 2005б, № 89: 441-442; украинцы (Галиция) [человек по имени Проц узнал, что в ночь на Сретенье Св. Николай будет указывать зверям, что кому можно съесть; спрятался за деревом; Н. разрешает медведю съесть панского вола, лисе –– кур передушить, кабану (дик) потравить кукурузу; волку разрешает съесть лысого коня Проца, что пасется у леса; Проц побежал и замазал проплешину грязью; волк лысого коня не нашел; жалуется Николаю; тот говорит, что тогда волк может съесть самого Проца; после этого тот не решается выходить из дома; чтобы поехать к брату на праздник, просит посадить его в сундук и отвезти; когда едут, навстречу баба: спасите, волк гонится; ее тоже посадили в сундук; когда доехали и открыли, из сундука выскочил волк, а на дне – обглоданные кости; это волк принял образ бабы]: Гнатюк 1902(2), № 167: 165-166.

Кавказ – Малая Азия. Грузины [пастух слышит разговор ангелов, определяющих судьбы людей; родившийся мальчик через 20 лет будет съеден волком во время собственной свадьбы; а тот, кто попробует помешать этому, сам будет съеден; пастух спас крестника и погиб сам]: Kurdovanidze 2000, № -934B**: 78; азербайджанцы [охотник Пирим знал язык животных и птиц; посадил беременную жену на беременную кобылу; та объясняет коню, что идет медленно, потому что везет и несет слишком многих; П. рассмеялся, жена потребовала объяснений, он все рассказал; П. услышал, как волк радуется: в эту ночь он его загрызет; Пирима спустили в глубокий колодец; но волк сделал подкоп и унес его]: Набиев 1988: 276-288; курды [предсказатель сообщает падишаху, что его сын, если женится, тут же умрет, а дочь будет выдана за сына Восточного падишаха, но станет женой бедного пастуха; когда сыну исполнилось 30 лет, его все же женили; молодых заперли в железном ящике, но невеста превратилась в волчицу, съела жениха и убежала; когда Восточный падищах повез невесту, налетел буран, всадников разметало, невеста осталась одна и пришла к пастуху; падишах нашел пастуха и передал ему трон]: Джамиль и др. 1989, № 70: 330-332.

Иран – Средняя Азия. Персы : Ромаскевич 1934a, № 50 (Фарс, записано O. Mann’ом; Die Tajik-Mundarten der Provins Fars. Berlin, 1909) []: 245-247; Marzolph 1984, № 934B [после рождения сына царь узнает, что волк растерзает того, когда юноша женится; царь устраивает свадьбу сына в надежно изолированном помещении; однако находившееся в нем глиняное изображение волка оживает (Фарс, Маркази)]: 174; бахтияры [когда родился сын, ахунд предсказал отцу, что сыну суждено быть разорванным волком; отец заключает сына в подземный покой, велит ахунду его учить; женит сына на дочери своего брата; после свадьбы жена превратилась в волка, растерзала юношу, затем опять приняла человеческий образ]: Lorimer, Lorimer 1919, № 43: 291—292.

Балтоскандия. Латыши [Ясновидец предсказывает, что его самого убьет забором, а барина через восемь лет задерет волк. Однажды барин приглашает в карету прекрасную девушку, которая оборачивается волком и загрызает барина]: Арийс, Медне 1977, № 934B*: 334; литовцы [{Чтобы избежать предсказанной смерти от волка}, человек прячется под бочкой; вбегает девушка, просит дать и ей спрятаться; превращается в волка, от зубов которого человеку суждено было погибнуть]: Balys 1936, № *166: 14; Лутси (записано в 1933 по-русски, отец информантки-католички латыш, мать – полька) [солдат забрался ночевать под полати в избу, где новорожденный; вошли трое, двое пожелали ребенку счастья, третий сказал, что во время свадьбы его съест волк; солдат напросился крестником; в день свадьбы окружил новобрачных ротой солдат; волк прыгнул, съели жениха и убежал, никто ему помешать не успел]: Annom et al. 2018: 78; эстонцы (Aarne 1918, № 94: 136) [смерть от волка в день свадьбы]: Aarne, Thompson 1961, № 934B: 329.

Туркестан. Казахи [Сурмерген пошел на охоту, увидел двух дерущихся змей, убил черную, помог белой; та показала, как лизнуть камень; С. тоже лизнул и стал понимать язык всех животных; змея предупредила: если С. расскажет о своем знании, он умрет; дала слиток золота; заночевав у бая, С. слышит разговор волка с собакой; собака обещает не дать волку напасть на овец хозяина и коня гостя; С. поделился с ней мясом; утром после бурана овцы и конь целы, волк схвачен; хозяин предлагает гостю награду за то, что принес удачу; ярочка: через 5 лет стану тысячей овец; через 5 лет хозяин отказывается признать договор; судья: сколько овец свернут на дорогу к дому С., столько пусть и возьмет; свернули тысяча следом за ярочкой; однажды С. слышит разговор беременной кобылы с жеребенком, смеется; жена требует объяснений; С. готов умереть; петух: я не С., который собирается выдать тайну жене; С. не стал ничего говорить; однажды С. заночевал с караванщиками; волк воет, что собирается его съесть; для С. вырыли яму, накрыли войлоком; утром оказалось, что волк прорыл боковой ход и съел С.]: Бабалар сөзі 2011: 68-69; киргизы [у жестокого хана Джемаке 7 жен, все бесплодны; бедняк дал ему дочь Джамилю, предупредив, что та родит недоумка; хан стал сыпать в мешочек бедняка золото, то тот не наполнялся; семиглавая ведьма Джелмогуз бросила два горсти земли, мешочек наполнился – мешочек был сделан из глазного яблока человека; родившийся мальчик – Мурадша; затем хан женился на Джамал, дочери своего визиря, у нее сын Омор; он жесток и заносчив; стал править; когда М. 50 лет, он пришел просить должность, но О. не дал; но затем у М. родился сын; некто прочел у него на лбу: когда мальчику исполнится 18 лет и он женится, его съест волк; О. взял их всех к себе, заключил сына М. в железный дворец; когда ему 18, О. велит, чтобы Акмарал, 18-летняя дочь визиря, вышла за юношу; после свадьбы они провели вместе ночь; затем А. превратилась в волчицу, муж рядом в ее глазах стал бараном и она его съела; после этого снова стала женщиной; М. забрал сноху к себе и та родила сына по имени Болотбек; пришел тот путник и велел Омору отдать Б. трон; О. позвал палачей, но движением руки путник снес им и Омору головы; Б. стал добрым и справедливым ханом]: Сабыр уулу 2008: 360-363.