Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K136C. То оживленная, то умерщвленная.

.14.21.-.23.27.29.30.

Уходя, демон временно умерщвляет или усыпляет девушку, а возвращаясь, вновь оживляет ее.

Арабы Алжира (Блида), тибетцы (Амдо), Мустанг, лепча, чины, карены, панджабцы, северная Индия (хинди), телугу, бенгальцы, албанцы, осетины, азербайджанцы, (турки), персы, туркмены, узбеки, белуджи, шугнанцы.

Северная Африка. Арабы Алжира : Cosquin 1922b (Блида) [у султана 7 жен, лишь младшая родила мальчика; он обижает других подростков, отец его изгнал, мать отправилась с ним; пройдя пустыню, они подошли к замку; принц слышит стоны; девушка подвешена за волосы, ее кровь капает, превращается в рубины; ифрит опустил девушку, но она отказалась разделить с ним любовь и он ее снова повесил; принц с матерью приходят в город, взятый им рубин светится; дочь царя замужем за сыном визиря, она хочет второй такой же рубин; ангел учит приветствовать ребенка, старика, если те без головного убора, промолчать, если в шапке; принц разрубил ифрита, забрал девушку; принцесса требует сундук со всеми музыкальными инструментами; принцесса-Рубин велит постучать по стволу дерева, попросить у ее матери все, что нужно; ее отец, султан духов, убил царя и сделал царем своего зятя]: 10-16; Filleul de Pétigny 1951 [после смерти купца его сын растранжирил богатства, пошел вместе с матерью странствовать; оставив ее с мулами на поляне, стал осматривать лес; красавица повешена за ноги над бассейном; упав в воду, три капли крови из ее перерезанного горла превратились в рубины; вопреки предупреждению матери, юноша взял один из рубинов; поселился с матерью в городе и открыл лавку; у султана дочь Кровь-Газели-на-Снегу; визирь хочет женить на ней сына; принцесса ставит условием: принести три рубина (а в их стране рубинов не было ни у кого); погадав, узнала, что выйдет за сына купца, поселившегося в их городе; султан обещает награду тому, кто достанет рубины; юноша принес, получил награду; советник султану: кто принес один рубин, принесет и другие два; юноша пришел к тому водоему в лесу; увидел еврея, который оживил девушку и стал ее бить, требуя, чтобы она перешла в его веру и вышла за него замуж; юноша зарубил еврея; девушка рассказала, что он дочь царя джиннов, ее имя Рубин; они пришли к морю, Р. нырнула, но вернулась в сопровождении роскошной процессии; ее отец отдал ее юноше, они приехали в город и поженились; султан вызвал юношу: его казнят, если в течение месяца он не принесет два рубина; жена взяла нож, слегка порезалась, две капли крови стали рубинами; принцесса желает теперь жемчужное ожерелье; Р. послала мужа с запиской к морю; тот вызвал негра-гиганта; юноше прислали в жены дочь визиря джиннов по имени Жемчужина; дома Р. специально ее обругала, она заплакала, слезы превратились в жемчуг; султан надеется, что теперь его дочь согласится выйти за сына визиря, но та требует принести мускус; то же: из моря посылают девушку Мускус; Р. ругает ее: пусть вымоется; в бане с ее кожи собирают что-то, что оказывается мускусом; дочь султана отцу: я знаю, что ценности добыл не сын визиря, а другой юноша; султан напрасно требует от юноши отказаться брать в жены принцессу; велит отрубить ему голову; но каждый, кто пытается это сделать, отрубает голову самому себе; включая самого султана и всех визирей; принцесса становится четвертой женой сына купца]: 113-137.

Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы (Амдо) [сын царя и сын старушки погнались за лисой, державшей в зубах цветок лотоса, но догнать ее сумел лишь сын старушки; царевич пожаловался отцу, тот велел сыну старушки принести 100 цветков лотоса; юноша выстрелил в коршуна, несшего в клюве змею; змея упала, стала человеком, предложила награду; юноша попросил лотосы; человек велел идти к морю, там 3 птицы научат молитвам, с помощью этих молитв можно летать; юноша полетел с птицами, сел на дерево; под деревом голова девушки; 6 демонов касаются ее белой стороной камня, она превращается в красавицу, прислуживает им; касаются черной – снова лишь голова; уходят; юноша касается белой стороной; девушка приводит юношу к лотосам; появляются демоны; девушка велит бежать, бросая лотосы позади; первый превращается в гору, второй в реку, демоны прекращают погоню; юноша отдает лотосы царю; тот велит им наполнить дворец золотом; его так много, что не пошевелиться; велит золоту исчезнуть, а дворец пусть будет 9-этажным; больше лотосы желаний не исполняют; царь велит юноше сделать пруд у дворца; девушка: у нас в запасе одно желание; юноша велит, чтобы возник пруд; ливень потопом смывает царский дворец; юноша счастлив с девушкой]: Kajihama 2004, № 15: 55-57; Мустанг : Kretschmar 1985, № 10 [двое сыновей хитрые, третий простоват; состарившиеся родители сообщают им, что омолодятся, если принести из Китая цветок, возвращающий молодость; старший добрался до места, где плясал треугольный камень, мартышка с серебряной головой пела, а павиан бил в барабан; затем он увидел старуху, рассказал ей об этом; она отказалась верить, старший брат поспорил на все деньги, которые у него были, привел старуху на то место, но ничего не нашел; набрал цветов по красивее, вернулся домой; то же – средний брат; младший шагнул к тем камню и обезьянам, они упали замертво; когда старуха пришла посмотреть, они оказались на месте, хотя и мертвыми; он идет дальше, последовательно останавливается у трех старух, те предупреждают о демонах, стерегущих цветок; он приходит, видит девушку-статую, вытаскивает колышек у нее из головы, она оживает; говорит, что она и есть тот цветок, но демоны лишили ее силы; она спрятала юношу в яме, накрыла плитой, сверху медный котел с водой, на него кожу, на него плетеный поднос для очистки зерна от мякины (Worfelplatte), воткнула себе в затылок колышек, чтобы демон ничего не заметил; пришел демон, оживил девушку, амулет сказал ему, что надо искать в яме, над ней равнина, на ней озеро, снова равнина; демон не понимает, уходит; девушка велит юноше расколоть топором бревенчатый сруб, оттуда станут вылетать пчелы, всех ударить, это демоны; сама она метлой заметала пораженных топором обратно в сруб; девушка велит вымазать пол коровьим навозом, разрезать ей горло, взять за ноги, окропить навоз кровью, вырастут цветы, дающие молодость; так и случилось; юноша соединил голову девушки с телом, окропил водой, она ожила; они собрали цветы, отдали по цветку тем старухам, они стали девочками; омолодили родителей юноши], 15 [старший сын царя Benda Horki Gyevo обещает жениться на богатой невесте, средний – на умной, младший – на красивой; отец Men Suka Drönyok обещает выдать ее за того, кто узнает ее имя; демон грозит шакалу его съесть, если тот не узнает; шакал подслушал, как слуга зовет МСД, бежит к демону, по пути забывает имя; так дважды; на третий раз запомнил; демон назвал имя, приводит МСД к золотому дворцу, затем к перламутровому, затем к дому из собачьего дерьма; жена каждый раз согласна жить в таком доме, если это их с мужем дом; внутри дом из дерьма оказывается роскошным дворцом; уходя, демон оставляет МСД ключи от всех комнат; от одной нет ключа; она находит ржавый ключ, висящий над дверью; в комнате трупы коней и людей, в углу старуха; она рассказывает, что демон запирает в этой комнате состарившихся жен; велит бежать, поставив на террасе фигуру, одетую в платье МСД, дает молодой свой облик и сундучок; МСД в облике старухи встречает демона, тот ее не узнает, пропускает; она нанимается в царю заботиться о собаках, затем о коровах, лошадях; все животные толстеют и здоровеют; прожаривая зерно, МСД снимает с себя облик старухи, младший царевич это видит, женится на ней; царевичи дают младшему лишь козу и собаку; пусть царство унаследует тот, кто победит в испытаниях; 1) сделать лучший йогурт (МСД кладет в него драгоценные камни, ее йогурт лучше); 2) чья рвота приятнее; старшие братья проглатывают золотой и серебряный ключ, но рвота обычная; МСД пьет молоко, глотает рубины, ее рвота светится радугой; 3) кто покроет тканью все царство; старший покрывает половину, средний – треть, МСД – целиком и еще осталось; младший получил царство; отправился по делам, МСД родила сына, у которого верх золотой, низ серебряный, лоб перламутровый; посылает слугу с письмом; тот останавливается у старика, он подменяет письмо: жена родила метлу и пест; хвалит царю ребенка, но тот удивлен, что в письме по-другому, велит ждать его возвращения; старик снова подменяет письмо: ребенка выбросить за 9 долин и 9 перевалов; МСД идет с ребенком навстречу мужу, встречает старика, это и есть демон, от которого она убежала, он глотает ребенка; МСД усыпляет его, ища в голове; изо лба демона появляется рыба, МСД прокалывает ее булавкой, демон умер; конь, которого раньше пасла МСД, велит его убить, кишки разложить по краям равнины, почки положить слева и справа, голову – в центр, четыре ноги – по четырем направлениям; когда проснулась во дворце, у входа на цепи тигр и леопард, из капель крови возникли подданные; ее муж-царь пришел под видом нищего, они воссоединились]: 79-80, 100-104; лепча [у царя Pid-no на службе семь опасных демонов; Tashey-thing устраивает так, что купец потерял свою бездетную жену; после этого женщина родила сына; запрещала ему выходить из дома; он увидел чудесный цветок в зубах лисы, погнался за ней, добыл, вернулся, отнес царю; демоны посоветовали того послать юношу принести много таких цветов; нищий обещает помочь юноше; юноша проходит страны голубей, попугаев, павлинов; царь каждой обещает ему дочь, если тот принесет и ему цветок; нищий вихрем переносит юношу через море во дворец пяти демонов (у них одна, две.. пять голов); в саду кусты с драгоценными цветами; юноша прячется, видит, как демон вынимает, сращивает живой и мертвой (белой и черной) водой части тела девушки; уходя, разбирает ее вновь; юноша оживляет ее, они берут воду и нож демона, цветы, возвращаются; демоны плывут через море, тонут; юноша получает дочерей царя, голубей и др.; приносит цветы царю; тот велит создать дворец, сад, лес, украсить дворец; голуби, попугаи, павлины все исполняют; царь велит объяснить источник реки Tisla; жена расчленяет юношу, говорит, что тот через неделю вернется с неба, расскажет; оживляет юношу; тот говорит, что небесный отец не узнал его, он расскажет секрет семи братьям; семь демонов позволяют себя расчленить, умирают; юноша становится царским советником]: Stocks 1925, № XXVII: 420-427; чины (Мизорам) [мать умерла, отец женился снова, мачеха ненавидит пасынка, отец повел его в лес и оставил там; бог и богиня решили его спасти; он пришел во дворец, где все спят; спрятался; приходит демон, касается красавицы палочкой, та просыпается, отказывается стать женой демона; тот снова усыпляет ее, уходит; юноша берет ту же палочку и будит красавицу; пожелал, чтобы появились воины; они убили пришедшего демона]: Borgohain, Roy Chaudhury 1975, № 12: 62-65.

Бирма – Индокитай. Карены [на острове в море у страшного билу книга, изображенное в которое способно воплощаться; кто ее привезет, король сделает наследником; ленивый сын вдовы отправляется в плавание; подбирает, лечит, пускает в море раненых рыбу и крокодила; в хижине девушка без сознания, рядом посох, один его конец оживляет, другой умерщвляет; юноша оживляет девушку, которую похитила ведьма и умерщвляет на время ее отсутствия; девушка учит украсть книгу, дает снадобье; когда билу проснулся и погнался за юношей, тот бросил снадобье, возникла река, билу прекратил погоню; министр бросает юношу с корабля в море; крокодил приносит его на отмель, рыба достает живой воды, оживляет; ее хвост защемило камнями, с тех пор у рыб этого вида на хвосте красное пятно; король казнил министра, юношу сделал наследником, а спасенная им девушка оказалась дочерью этого короля; все они переселились в город из этой книги]: Касевич, Осипов 1976, № 163: 409-412.

Южная Азия. Панджабцы (сераики, Мультан) [бездетный царь усыновил одного из четырех сыновей визиря; и тут жена царя родила; визирь убил царя, выгнал царицу с ребенком; ее приютил гончар; подросший мальчик стал пасти его ослов; брахман понял, что перед ним царь, стал посылать гончару другого работника, а царевича стал учить; он стал лучшим в учеником; ставший царем сын визиря стал искать умного мужа для дочери, брахман предложил царевича; мать с сыном убежали в лес, ибо визирь мог узнать ее; юноша находит в реке два рубина, один продает торговцу, тот дает за это дом и имущество, рубин продает царю; сын и дочь царя поссорились из-за рубина, царь потребовал второй такой же; юноша пошел за спрятанным вторым рубином, увидел в реке еще; пришел в подводный дворец; там дева без сознания; юноша переставил вещи вокруг нее, она ожила; ее отец Deh, который, уходя, оставляет ее недвижимой; когда Дех приходит, девушка превращает юношу в муху, а затем снова в юношу; чтобы узнать, в чем жизнь Деха, она делает вид, что боится остаться одна; Дех: в попугае под камнем, а камень сможет поднять только принц, воспитанный гончаром; юноша поднял камень, убил попугая, привел девушку к матери; когда девушка смеялась, с ее губ падали рубины, так они оказались в реке; юноша отдал рубин, купец в благодарность отдал ему дочь; юноша стал жить в городе с матерью и двумя женами; царь, по желанию царицы, потребовал принести шелковую ткань страны дэхов; жена юноши: эта страна под дном реки, где я жила; юноша нашел там девушку, тоже поменял рядом с ней жезлы, она ожила, дала ткань; дочь царя увидела ткань, обрадовалась, царь отдал ее юноше, у того теперь три жены; он убил узурпатора – сына визиря, воцарился на троне отца]: Mehta 2011: 130-137; Кашмир (пер. с хинди) [факир дает бездетной царице съесть ячменные зерна, рождается сын Шердил («сердце льва»); он идет странствовать вместе с кузнецом, плотником и точильщиком; они приходят в заколдованный город, каждый по очереди остается готовить; верхом на крысе подъезжает карлик, требует еду, превращается в великана, зашвыривает повара на дерево; когда очередь Ш., он убивает врага, оставляет точильщика царем города; в другом городе Ш. убивает ведьму, явившуюся девушкой, ставит царем кузнеца; в третьем - плотника; каждому побратиму зерно ячменя, пока растение ячменя зелено, с Ш. все в порядке; по реке плывут цветы; Ш. находит дерево, на нем корзина, в ней голова красавицы, капли крови падают в воду, превращаются в цветы; находит тело на ложе; прикладывает голову к телу, царевна оживает; укравший царевну джинн обезглавливает ее на время своего отсутствия; Ш. просит узнать, где у Ш. душа; в пустыне дерево, перед собакой трава, перед лошадью кости; надо пройти мимо них, снять с дерева клетку с скворцом, в скворце пчела, в ней душа джинна; чтобы пройти, надо отдать траву лошади, кости собаке; Ш. так и сделал, убил пчелу, джинн умер; царевна пустила по реке коробочку со своими волосами, ее нашел царский сын; посылает старуху к жене Ш.; та выведала, что жизнь Ш. в его сабле; по совету старухи, жена подменила саблю, старуха бросила ее в огонь, Ш. умер; старуха привезла ее к своему хозяину, царевна попросила подождать полгода; побеги ячменя завяли, побратимы нашли, починили саблю, Ш. ожил; плотник сделал летающий паланкин, привез царевну, старуху сбросил с высоты; Ш. возвращается на родину]: Зограф 1964: 327-339 (=1976: 71-80); северная Индия : Сrooke 1892-1893, № 501 [у царя семеро сыновей; он умер, воцарился старший; у младшего золотоволосая рани; йог пришел просить милостыню; отказывается взять ее у слуги, затем у царевичей и царя, соглашается взять у младшей рани; превращает ее в собаку, затем во всадника, уводит к себе; когда уходит, отделяет тело от головы; голова под потолком, тело спит на кровати; царь с братьями приходят в отсутствие йога; старуха превращает их в мух; йог вернулся, чует человека; снова уходит; старуха помогает соединить тело и голову рани, они бегут, но йог заставляет их вернуться и всех убивает, а рани остается в прежнем положении; жена одного из братьев родила сына; другие мальчики смеются: у него ни отца, ни дядей; мать обо всем рассказывает; он приходит к старухе, та соединяет тело и голову рани; юноша велит рани узнать, в чем жизнь йога; сперва йог отвечает, что его жизнь в огне, затем дает другие ответы; наконец сообщает, что за 7 морями лес, его стерегут пара тигров и 900 ведьм; в лесу сандаловое дерево, на нем золотая клетка с алмазным попугаем; юноша назвал тигров и ведьм дядей и тетями, они его пропустили; он объяснил, что йог послал его за попугаем и они его ему дали; юноша отрывал попугаю ноги, сразу же отрывались ноги йога; велел оживить отца, дядей и всех остальных; йог оживил, тогда юноша убил попугая; соединил тело и голову тети; все хорошо]: 135-136; 1895, № 475 (округ Bijnor) [принц заботился о змее и отпустил ее; она дала ему железную цепь, выполняющую желания; он отправился добывать Немую Принцессу; вынул занозу из лапы тигрицы, та дала одного из тигрят; спас от змеи птенцов Гаруды, та дала одного из птенцов; все они выкупались в реке и покрылись золотом; на сваямвару принцессы принц явился в лохмотьях, но она бросила на него венок; принц стал царем; снова отправился добывать Немую Принцессу; задания: мост через реку; создать небывалый сад; с помощью духов—помощников из своей цепи принц положил через реку гору и спустил на землю сад Индры; заставил принцессу заговорить; для этого он начинает говорить не с ней, а с предметами рядом с ней; те отвечают, что принцесса их не моет, не чистит; принцесса возмущается; становится его женой; гуляя, принц видит рубины в реке; идет вверх по течению; там другая принцесса, которая заколдована ракшасом; принц пробуждает ее; пери сообщает, что сердце ракшаса в попугае на вершине дерева за семью морями; его охраняют ракшасы, змеи и скорпионы; принц забирает пери и по пути домой двух других жен; (животные не играют роли)]: 172-175 (более краткий пересказ этого или очень похожего текста в W.H.D.R. 1896: 408-409); бенгальцы [принц отправился на корабле в сопровождении матери; в водовороте видит множество огромных рубинов; мать советует выбросить их, у принца остался один; царь купил его, его дочь хочет другие рубины; принц вернулся, увидел девушку с отрубленной головой, ее кровь превращается в рубины; рядом серебряный и золотой жезлы; он касается девушки золотым, она оживает; она велит уходить: как Шива кончит медитировать, испепелит взглядом; они возвращаются, царевна становится второй женой юноши]: Day 1912, № 17: 211-216 (пересказ в Cosquin 1922: 19-21); телугу {сборник содержит в основном тексты телугу и несколько текстов маратхи; существует незначительная вероятность, что данный текст относится не к телугу, а к маратхи} [царевич отправился странствовать; пришел к другому царю, назвался сыном крестьянина, стал слугой; принцесса передала с ним письмо сыну визиря с предложением ночью бежать; он разорвал письмо, а визирю донес, что его сын ленится учиться; визирь запер сына; юноша пришел на свиданье вместо него; утром, когда принцесса заметила подмену, служанка сказала, что это судьба; беглецы остановились в лесу, юноша пошел за водой; увидел дворец, там красавица в луже крови, голова отдельно; юноша подергал лиану, тело и голова соединились; красавица велела юноше уходить, пока не явился ракшас; юноша снова отделил тело от головы, принес принцессе воды, они прибыли в другую страну; там купец просит высокую цену за рыбу; юноша говорит, что эта рыба – три четверть чешуи и четверть воды; оба поставили на спор все имущество, юноша выиграл, получил дом и собственность купца; стал царским страдником; нашел и подарил царю изумруд, тот подарил дочери; ее попугай отвечает, что принцесса станет еще красивее, если у нее будет второй такой же изумруд; царь отправляет юношу; тот возвращается во дворец ракшаса, соединяет голову красавицы с телом, та учит пойти к ее сестрам, они дают изумруд и младшую сестру, принявшую облик рисового снопа; попугай советует попросить цветок Parijataka; жена-сноп говорит, что цветок в саду сестер; служанка той первой принцессы доказывает ей, что юноша – принц, пусть она попросит его сделать ее главной женой; юноша достал цветок, убил ракшаса стрелой; попугай велит получившей цветок царской дочери выйти за юношу; с четырьмя женами юноша сперва посетил отца первой принцессы, а затем пришел к своему отцу]: Venkataswami 1923, № 82: 153-160.

Балканы. Албанцы [сын спрашивает мать, кем был его умерший отец; та не хочет говорить, затем признается, что охотником; юноша находит, приводит в порядок отцовское ружье, делается хорошим охотником; в далеком лесу видит висящие на дереве куски мяса; касается их, мясо превращается в Красу Мира; она объясняет, что черный карлик является по ночам, оживляет ее, а, уходя утром, снова рубит на части; под деревом юноша подобрал два драгоценных камня, не сказав об этом красавице; привел ее к матери; в это время умер король, новый запретил зажигать огни; юноша не знал, что взятые им камни светятся; юноше пришлось принести камни во дворец; по пути визирь уговаривал продать их ему, но юноша отдал королю; чтобы отомстить, визирь сказал королю, что юноша может принести много таких камней; жена велит ее ударить, чтобы слезы наполнили котелок; этими слезами надо оросить в горах камни; юноша принес королю камни построить дворец, тот доволен; однажды убил рысь, вопреки совету жены, понес шкуру королю; снова отказал визирю, который хотел сам ее купить; тот подговорил короля велеть принести много шкур, чтобы украсить весь дворец; жена велит наполнить источник вином, рыси напьются и опьянеют; король получил шкуры; визирь предлагает послать весточку умершему королю, чтобы и он порадовался богатству сына; жена велит предложить, чтобы все жители написали письма на тот свет; велит мужу их повезти на коне и незаметно вернуться; держит мужа и коня впроголодь, чтобы люди поверили, будто те побывали на том свете; пишет ответы на все письма; в ответ королю его покойный отец просит прислать визиря; визирь требует, что юноша остался в живых в кипящем масле; жена дает ему травы, которой карлик ее оживлял; юноша невредим; король велит бросить визиря в кипящее масло, делает визирем юношу]: Pedersen 1898, № 8: 53-67.

Кавказ – Малая Азия. Осетины [младший брат видит кровавый поток, берет оттуда камни, продает алдару; идет снова достать камней, ищет исток потока; в доме три мертвых девушки, из одной еще течет кровь; ночью пришел великан, оживил девушку жемчужиной; когда ушел, юноша оживил всех трех, убил великана его мечом, взял себе одну девушку, двух других отдал братьям; у братьев 3 сестры, их взяли Уастырджи, Уацилла, Афсати; пока братья на охоте, приезжает всадник на трехногом коне, роняет плеть, просит подать, жена младшего соглашается, он подхватывает ее концом плети, уносит; младший брат уходит искать жену, последовательно приходит к зятьям; лишь Уастырджи видел того всадника; похититель спит и бодрствует по 6 дней; жена: надо достать жеребенка от матери трехногого, та у главы чертей, мать беременна, ее стерегут 7 волков; глава чертей разрешает взять жеребенка, младший брат увозит жену]: Сокаева 2012, № 6: 67-70; азербайджанцы [возвращаясь поздно из чайханы, рыбак Балхудар встретил дервиша; тот дал золотой ножик, велел отдать царской дочери Улькер; У. взяла, привела лошадей, велела бежать; по пути Б. подобрал в ручье рубин; они купили дом; однажды У. взяла в руки рубин, местный царь увидел, влюбился; визирь посоветовал обвинить Б. в краже рубина; тот обещал принести таких же камней; У. велит ему найти ее похищенную дивами сестру; Б. пошел вверх по ручью, увидел девушку без движения, над ее головой висит рубин; пришел див, ударил рубин, тот взмыл в небо, девушка очнулась, но отказалась иметь с дивом дело; он ее опять усыпил и ушел; Б. сам ударил рубин, девушка очнулась; сказала, что душа дива – птица в стеклянном сосуде; если опустить в воду перстень Соломона, душу можно поймать; У. как раз дала Б. этот перстень; он опустил его в ручей, показался сосуд, Б. оторвал птице голову, мертвый див упал с неба; они забрали рубины, вернулись к У.; Б. отнес 5 камней царю; тот требует молока джейрана; сестра У. дала порошок рассыпать в лесу; джейраны станут бесчувственными, их можно подоить; велела Б. пригласить царя; подбросила рубин, царь со свитой потеряли сознание, им отрезали головы, народ сделал Б. царем]: Багрий, Зейналлы 1935: 54-60; (ср. турки [молодой пастух платит золотом трем продавцам овощей; индийская принцесса назначила свиданье с сыном визиря, а тот не пришел; пастух похищает ее, и она остается с ним, опасаясь возвращаться назад; когда пастух продает драгоценный камень, глава города требует от него 40 таких же; затем требует 100; принцесса посылает мужа к ручью, где можно найти подобные камни; там за волосы подвешена пери, похищенная великаном; пастух освобождает ее; достает трех червячков, в которых жизнь великана, и убивает его; теперь глава города требует розы определенного сорта; они у сестры пери, она посылает к ней пастуха; тот добывает розы, девушку и морского коня; глава города требует построить мечеть и мост; пери обрушила мост, когда тот на него ступил, пастух стал главой города]: Eberhard, Boratav 1953, № 217: 264).

Иран – Средняя Азия. Персы : Christensen 1971, № 3 []: 27-39; Marzolph 1984, № 467 (Хамадан, Хорасан, Исфахан, Фарс, Язд) [юноша находит в реке прекрасный цветок или драгоценный камень, продает царю, тот требует принести такой же; камни (цветы) возникают из крови принцессы, которую дэв ежедневно обезглавливает и оживляет; юноша учит ее узнать, где душа дэва, достает ее, дэв умирает]: 100-101; Османов 1987: 197-202 [], 202-209 [Ага-Хасанок изгнан из города после того, как мать безуспешно пыталась пристроить его работником в лавку; каждый раз он называет себя значимым именем (Речь-в-куски, Бей-вовсю, Битки), режет ткани, бьет горшки, насилует хозяйскую дочь (родители думают, что та объелась битками); АХ видит ручей, по которому плывут розы; идет вверх по течению; там девушка, которую див то убивает, вончая ей в грудь кинжал, то, возвращаясь, оживляет и пьет с ней вино; в это время она срывает розы и бросает их в воду; АХ научил девушку узнать, где жизнь дива; АХ убивает собаку, в которой жизнь дива, приводит падишаху его похищенную дочь, получает ее в жены]; туркмены [=Сокали и др. 1955: 82-88; Бахаведдин дает сыну Мамед-джану пасти верблюдов, не велит продавать старую верблюдицу; М. продал, за верблюдицей ушло все стадо; М. находит рубиновое ожерелье, дарит падишаху, но тот требует еще одно, иначе казнит; М. приезжает в ущелье, где кровь мертвой красавицы превратилась в рубины; прилетает див, оживляет красавицу зельем из пузырька, снова умертвляет, улетает; М. сам оживляет ее; учит узнать у дива, где его душа; див показывает под камнем ручей, там рыба; М. убивает рыбу, див гибнет; М. приносит падишаху второе ожерелье; старуха доносит, что у М. красивая жена; визирь советует отправить М. за молоком львицы; жена велит вынуть занозу из лапы льва, тот велит львицам дать молока, М. приводит львиц, падишах в ужасе; визирь предлагает послать М. за талисманом, от которого яблоко плачет, гранат смеется; жена дает письмо для своей сестры-пери; та устраивает так, что "жестокая пери", которая она прислуживает, дает талисман; падишах велит за ночь построить замок; М. просит его не стрелять голубей; прилетают пери в образе горлинок, замок готов; визирь советует послать М. на тот свет узнать, как поживают покойные родители падишаха; жена советует просить падишаха разжечь огромный костер, пери-голубка превращает М. в соломинку, уносит с костра; пери пишет письмо от имени покойного отца падишаха, тот зовет к себе сына и его визиря; ночью М. прячется в золе, утром его там находят; прочитав письмо, падишах и визирь велят себя сжечь, М. выбран новым падишахом; пери-голубки приност к М. его родителей]: Эрберг 1953: 50-67; узбеки [собирая хворост, Плешивый видит как дэв снимает череп с дерева, превращает в девушку, та поит его вином, дэв засыпает, затем уходит, девушка снова превращается в череп; Плешивый нанимается в ученики к повару; схватив за руку его дочь, заставляет раскрыть заклинание, благодаря которому ее отец готовит, не разжигая огня; произнеся заклинание, Плешивый убегает от повара, превратившись в голубя, повар – сокол; голубь – роза в саду шаха, повар – соловей; шах обещает соловью отдать, что он хочет, тот хочет розу; роза превращается в горсть проса, соловей – в курицу с цыплятами, они клюют зерно, одно снова становится голубем, улетает, повар снова преследует в облике сокола; голубь прячется в соломе, не замечен, возвращается домой, превращает череп в девушку, приводит к себе; Плешивый приносит шаху плывшую по реке розу, шах дарит одной жене, все 40 хотят такие же; 1) жена велит бить ее прутьями, прутья превращаются в розы; 2) чтобы завладеть женой Плешивого, шах посылает его принести медвежье молоко; жена учит вылечить медведя, тот дает молоко; 3) принести золотую лежанку пэри Гуликахках с горы Кухикаф; жена (она пэри Кундух, сестра Г., та царица всех пэри) переносит Плешивого к Г., дэв приносит их всех на лежанке в сад шаха; тот велит сжечь Плешивого, Г. и К. выхватили его из огня, послали к шаху с половинками дыни (была зима); Плешивый говорит, что был в раю, родители шаха зовут его на праздник дыни; оба садятся на костер, Г. и К. выхватывают Плешивого, шах сгорает; Плешивый воцаряется]: Афзалов и др. 1972(2): 301-307; шугнанцы [бедный пастух Джумак заснул у царской коновязи; дочь царя собиралась бежать с сыном визиря с таким же именем, ускакала с Дж.; дала ему царскую одежду, по дороге он случайно подобрал на берегу рубины; служит у царя, тот желает его жену; ведет вешать, Дж. обещает принести мешок рубинов; собирает их, это кровь, капающая в ручей из горла зарезанной пери; Дж. оживляет ее; ее похитил див и убивает на время своего отсутствия; Дж. подговаривает пери узнать у дива, где его душа (в чинаре, в сундуке, в склянке, в сорочонке); Дж. убивает дива, привозит вторую жену; визирь советует царю просить Смеющийся Цветок; это Зеленая Пари с горы Коф, когда смеется, изо рта падают цветы; к озеру пари прилетают купаться, Дж. берет платье Зеленой Пари, приводит ее к женам, это сестра его второй жены; относит цветы царю; тот велит принести меч его покойного отца; жены дают меч, прячут Дж. с мнимым письмом в золе костра; царь и визирь соглашаются быть сожженными, Дж. становится царем]: Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, № 2: 60-73; белуджи [царь видит сон, будто солнце взошло и зашло с одной и той же стороны; рассказывает пастуху; тот отдает ему своих овец, уходит в другой город; девушка принимает его за своего возлюбленного, бежит с ним; они ночуют у водоема, вода которого превращается в золото; жена учит юношу выдать себя за царевича; царь велит принести 1) золота; юноша возвращается к источнику; там див и девушка; ее голова отделяется и прирастает согласно заклинаниям дива; див уходит, юноша повторяет заклинания, девушка срастается, оживает; это пери, она берет юношу, прилетает с ним в город, он дает царю драгоценности; 2) известия о семи поколениях умерших; новая жена велит на кладбище позвать Зар-биби; та встает из могилы, дает письмо, где пишет об умерших; 3) построить в Ниле башню из золота и башню из драгоценностей; жены учат схватить за волосы купающуюся пери; та велит всем пери взять по кирпичу, сложить башни, затем по сигналу каждая должна вытащить свой кирпич; вошедшие в башни царь и народ тонут в Ниле; юноша воцаряется]: Зарубин 1932, № 3: 36-52.