Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K132A. Петух мужа и курица жены, ATU 219E*, 715A. .14.16.27.28.31.

Муж (редко: жена) посылает петуха на заработки и тот приносит деньги. Жена (муж) отправляет курицу (кота, кошку, свою половину петуха и т.п.) и получает лишь мышей, нечистоты и т.п. Либо вместо денег петух приносит жене что-то плохое или вообще ничего.

Берберы Кабилии, Тунис, немцы (юг), фламандцы, хорваты, молдаване, венгры, трансильванские саксы, албанцы, болгары, сербы, боснийцы, словенцы, украинцы (Закарпатье), русские (Воронежская), литовцы, латыши.

Северная Африка. Берберы (Бени Менасер, Кабилия) [одна жена умная, другая глупая; они поссорились, разделили единственного петуха; одна свою часть зажарила, другая сохранила; Полупетух (одно крыло, одна нога) отправился в паломничество; бросается на шакала, на льва, вырывает по волоску, прячет под крыло; просит щетинку кабана, тот дает; в доме царя кричит, что тот завтра умрет, а он возьмет его жену; царь велит бросить его баранам и козам; он сжигает волосок шакала, тот просит не жечь, зовет всех шакалов, те перегрызли баранов и коз; то же – бросить быкам (львы их растерзали); царь велит запереть Полупетуха, чтобы убить своими руками; тот вызывает кабана, кабаны сломали дверь, Полупетух ушел, взяв находившееся в помещении золото; просит свою хозяйку его бить, сыплется золото; увидев золото, глупая жена предлагает разделить собаку; умная уступает ей свою половину; глупая отправляет собаку в паломничество; та увидела в источнике желтый камень, схватила, принесла, велела себя бить; та ее убила и нашла в пасти желтый камень]: Basset 1887, № 42: 83-89; Тунис [мужчина женился, но жена не беременела, то же и со второй и с третьей; он сказал им, что, если они не забеременеют, то он женится на четвертой; они стали молиться; первая: «Хотя бы половину петуха", вторая: "Горшок", третья: "Осла"; так они и родили; копаясь в нечистотах королевского двора, Петух нашел сундук с золотом, принес матери; король узнал, приказал стражникам отобрать у Петуха сундук силой; Петух разозлился, прилетел ко дворцу, поднялся над дворцом, увидел королевскую дочь, а она была лысой, он стал кричать, что королевская дочь лысая; король приказал запереть его в клетку со львами; Петух сказал: «Давай мышка выбирайся из пещеры!» Львы разнесли клетку и стали бегать по городу; Петух опять стал кричать про королевскую дочь; его посадили в подземелье; он опять сказал те же слова, вышла вода из берегов и затопила подземелье, даже дошла до комнаты султана; Петух опять стал кричать; султан велел запереть его в хранилище с пшеницей, чтобы он объелся и умер, а петух позвал муравьев; они всю пшеницу унесли, а он опять стал кричать про королевскую дочь; король приказал сделать из петуха кускус; съев его, почувствовал боль в животе, пошел в уборную, из него вышел петух, стал кричать про королевскую дочь и про самого короля, что он красный и толстый; король отдал петуху кувшин с золотом; Петух возвратился к матери с золотом; Горшок решил тоже помочь своей матери, велел его вымыть, перевернуть и поставить перед домом; проходил мимо мужчина, увидел горшок, забрал домой; жена положила в него свежее мяса и овощи, велела мужу отнести в пекарню, чтобы там приготовили мясо; пекарь приготовил мясо и поставил горшок рядом с другой посудой; горшок прикатился домой к матери, та поела мяса; опять вымыла горшок и поставила перед домом; проходил мимо ювелир-еврей, подобрал горшок, положил в него украшения и драгоценные камни, уснул, горшок вернулся к матери; в следующий раз горшок взял проходивший старик, чтобы использовать как ночную вазу; сел ночью на горшок, а он прилепился к нему, старик не мог слезть, пообещал все, что горшок захочет, тот потребовал договор на собственность (дом); мать осла позавидовал, стала его тоже заставлять работать; осел наелся зеленых неспелых растений, пошел домой; мимо пробегал мальчик, осел послал его домой, чтобы его мать приготовила ему постель; она постелила ковры и половики; осел растянулся на коврах и стал извергать нечистоты, а потом кататься на коврах и половиках, пока не умер]: Al-Aribi 2009, № 66 в Коровкина MS.

Западная Европа. Немцы (юг, дунайская область), фламандцы : Uther 2004(1), № 219E*: 137.

Балканы. Хорваты (Австрия) [у деда петух, а у бабы курица; баба продавала яйца, а деду продавать нечего; он ударил петуха по ногам и тот охромел; пошел жаловаться на деда императору; по пути встречает, берет с собой волка, лису, воду, пчел; ругает императора; тот велит бросить петуха лошадям; тот выпустил волка, он перегрыз лошадей; бросить в курятник; выпустил лису, она передушила кур; бросить в печь (залил водой); хочет сам его задушить (петух выпустил пчел, они императора покусали); тогда император сунул петуху под каждое перо по талеру и отпустил; петух просит деда собрать с него вшей, а там деньги; тогда баба ударила по ногам свою курицу и та ушла; дед остался с деньгами, а баба и без яиц, и без курицы]: Neweklowsky, Gaál 1983, № 29: 193-197; молдаване [у бабы курица, у деда петух, баба ест яйца, дед голодает; баба велела побить петуха – пусть яйца несет; петух убежал, нашел кошелек с двумя денежками, бояре увидели, отобрали; петух за ними; его бросили в колодец, в печь, он выпил, затем вылил воду; его бросили в стадо, он проглотил быков, коров и телят; пустили в подвал с казной, он проглотил все деньги, требует свой кошелек, получает; приводит деду всех кур, высыпает деньги; дед не дает бабе, она бьет свою курицу, та убегает, приносит стеклянную бусинку, баба ее убила]: Молдавские сказки 1968: 22-25; венгры [курица жены несет яйца, от петуха мужа нет проку, он его выгнал; по пути петух проглотил волка, лису и речку; пришел к двум разбойникам либо к королю; его хотят погубить, но, отрыгая проглоченных, он остается жив; забирает сокровища и возвращается к хозяину; жена посылает свою курицу, у той ничего не получается, жена ее убивает]: Domotor 1988, № 715*: 464; трансильванские саксы [у соседа был умный петух, а у соседки – курица; сосед послал петуха принести ему сокровище; тот прилетел к императору и закричал: императрица лежит на кровати, а император – под кроватью; император велел бросить петуха в закром, а тот все зерно склевал и стал кричать, что кричал; в помещение, где хранились медные деньги (то же); серебряные; золотые; по пути уронил в лужу одну медную монету; дома наполнил все емкости тем, что проглотил; соседка спросила, как соседу такое удалось; тот ответил, что бил петуха; соседка ударила курицу и послала за сокровищами; та нашла ту монетку и проглотила вместе с лужей; вернулась домой и велела открыть все емкости, но наполнила их лишь грязью; петух увидел единственную монету и забрал ее: это моя, а остальное – твое; пристыженные соседка с курицей ушли и их покусала собака]: Haltrich 1882, № 45: 44-45; албанцы : Elsie 2001, № 15 [старик со старухой поделили имущество, старуха взяла кота, старик петуха; кот ловил для старухи птиц, старик голодал; отрезал от петуха половину и съел; Полупетух пошел заработать деньги; встретил, взял с собой наглотавшуюся воды лягушку, лису, волка, мышь, каждый из них забирается ему в чрево; Полупетух забрался в капусту короля, стал кукарекать; король велел его схватить; его нашли в последнем кочане, бросили в печь; он велел лягушке выпустить воду, она залила огонь; Полупетуха бросили лошадям, волк их задрал; гусям – лиса передушила; заперли в сундуке с золотом; Полупетух проглотил золотые монеты, велел мыши прогрызть дыру, убежал; велел хозяину его хорошо кормить и каждый день бить по спине; выскакивала золотая монета старику на жизнь; старух завидно, она посылает кошку добыть денег; та находить оброненную петухом золотую монету, а также насекомых, саламандр, змей и мышей; тоже велела ее кормить и каждый день ударять по спине; лишь в первый день вывалилась монета, заем лишь гады; старуха убила кошку, сама умерла от горя]; Серкова 1989 [старуха отдала петуха старику, себе оставила курицу; не дает старику яиц; петух обещает, что с него будет польза, уходит кукарекать у дворца короля; королю надоело, он велит бросить петуха в подвал, где казна; петух проглотил золотые монеты, притворился мертвым; его бросили во двор; он пришел к старику, высыпал золото; старуха хочет того же от курицы; петух говорит курице, что надо проглатить гадюку; курица отрыгнула гадюку, та укусила старуху насмерть]: 230-232; болгары [старики делят единственное имущество: баба берет куцого петуха, дед – кота, или наоборот; петух отправляется к царю достать деньги; по пути встречает и глотает лису, волка, реку (болото); царь велит бросить его другим петухам, коням, в печь, в казну; тот выпускает из себя лису, волка, вода, проглатывает деньги и возвращается; дед посылает кота, тот приносит мышей]: Даскалова-Перковска и др. 1994, № 715A: 249; боснийцы (Герцеговина: Загорье) [у деда петух, у бабы курица; дед попросил у бабы два-три яйца; баба: пусть твой петух достанет; дед послал петуха в поле, тот решил пойти к царю; встречает, берет с собой под крыло лису, волка, мех с водой, пчелиный рой; вызывает царя у его дворца; царь велит бросить петуха индюкам, чтоб они его затоптали; петух выпустил лису, она передушила индюков; затем к лошадям (волк перегрыз им горло); бросить в огонь (бурдюк его залил); царь велел принести петуха и сел на него, тот выпустил пчел, царь согласен отдать столько дукатов, сколько у петуха перьев; добравшись до дому, петух велит деду развернуть пальто, чтобы насыпать в него дукаты; баба просит дать ей хотя бы две монеты, но дед не дает, раз она ему яиц не дала; баба стала преследовать петуха; тот подобрал ржавый нож, велел бабе раскрыть пальто, якобы, для дукатов, а сам бросил нож и он попал бабе в глаз; так она и осталась кривой]: Eschker 1992, № 51: 218-222; сербы [старуха хотела зарезать петуха, а старик не хотел; тогда старуха отрезала петуху одну ногу; тот прилетел жаловаться царице, а она его погнала; он не улетает, она заперла его в сокровищнице; он склевал золото и принес его старику; старик разбогател]: Eschker 1992, № 51: 222-223; словенцы : Uther 2004(1), № 715A: 137.

Средняя Европа. Украинцы (Закарпатье) [у деда петушок, у бабки курочка; бабке надоело, что дед просит у нее яички, пусть его петушок несется; дед прогнал петуха; тот встревает, берет с собой Медведя, Волка, Лису; приходит к царю; тот запирает его с курами, с лошадьми, с волами; Лиса, Волк, Медведь их передушили; заперли в темнице, где казна, Петух склевал все деньги; прибежал к деду, отрыгнул; дед занял у бабки сито мерить деньги, одна монета прилипла; бабка узнала, послала свою курицу, та нашла одну оброненную петухом монету, склюнула, принесла; бабка расстроилась, что денег мало, зарезала курицу]: Сказки Верховины 1970: 322-326; русские (Воронежская, 1969, с. Кирсановка Грибановского района) [Бабка и дед поссорились, дед забрал себе петуха, а бабка курицу. Она живет хорошо, каждый день курица несет яйца, дед решает отпустить петуха, кормить его нечем. Петух встречает лису, говорит, что идет посмотреть на царя, себя показать, она просит его взять ее с собой, когда она устает, сажает к себе под крыло. С петухом идут волк (под крылом), медведь (под хвостиком) и пчелы (под перышками). Петух пришел к царю и закукарекал, царь сердится, что его разбудили, приказывает посадить петуха в курятник, он выпускает лису, и она съедает куриц и петухов, когда царь приказывает посадить петуха к баранам, он выпускает волка, к лошадям – медведя. Когда петуха приводят к царю, он выпускает пчел, они кусают царя, и он спрашивает, чего хочет петух и дает ему столько золота, сколько у него перышек. Петух возвращается к деду, просит расстелить одеяло и вытряхивает на него золото из-под перьев. Дед берет у бабки мерку, она мажет дно медом, видит, что дед мерил золото. Отправляет курицу за золотом, но та валяется в пыли и приносит на перьях черепки. Бабка предлагает деду снова жить вместе]: Кретов 1977, № 45: 108-109.

Балтоскандия. Литовцы [у деда петух, у бабы курица; дед выгнал петуха на заработки; петух вернулся, велит поднять его на кроватку, сыплет из-под хвоста деньги; баба отправила кошку служить, та наловила мешок мышей, высыпала; баба стала бить кошку, дед кричать, что не кошку надо (бить), а тебя]: Кербелите 2014, № 32: 75-76 (сходный вариант в Balys 1936, № 715: 70); латыши [ У старика петушок, у старухи – собачка . Старик любит петушка и тот приносит ему денег. Старуха собачку не любит, та гадит на одеяло]: Арийс, Медне 1977, № 219E*: 265.