K102a6. Противник и женщина ослепляют героя. (.16.17.27.28.)
Жена, сестра или мать героя участвует в заговоре против него и помогает его ослепить.
Фламандцы, немцы (Померания, южный Гессен), Ветхий Завет, черногорцы, греки, украинцы (Закарпатье), поляки.
Западная Европа. Фламандцы [сапожник тиранит ученика, тот уходит; в лесу слышит, как птичка рассказывает о чудесном мече, висящем на дереве; забирает меч, на нем написано, что его владелец непобедим; юноша встречает женщину, они вместе приходят в замок; там юноша убивает 250 напавших на него воинов; один прячется, обещает женщине взять ее в жены, просит узнать, в чем сила юноши; тот не раскрывает тайны, приводит льва-помощника; тот помогает истребить 500 воинов в другом замке, юноша освобождает принцессу, она дарит кольцо; воин догадался, что сила юноши в мече, ночью выкрал его, выколол юноше глаза; лев бросил его в колодец, юноша снова прозрел, нашел принцессу, показал кольцо, король сделал его зятем; дал воинов вернуть меч; юноша притворился воином, который тоже пострадал от того меча; когда любовник женщины пошел за вином, схватил меч; воину и женщине отрезали уши; юноша унаследовал трон]: Mürk 2012: 40-55; немцы (Померания) [знатный человек умер, оставив в бедности жену и 16-летнего сына; они пошли странствовать; по пути юноша в отсутствие матери нашел сосуд с сильной водой; выпив ее, стал силачом; они пришли к замку 12 великанов; юноша отодвинул тяжелый засов, внутри накрыт стол; когда великаны пришли, то решили, что отодвинувший засов сильнее их; послали младшего на разведку; юноше не было, а его мать взяла великана в мужья; тот предложил притвориться больной и послать сына за живой водой; на пути юноша встретил пару львов и убил льва кулаком; львица отнесла того к живой воде и лев ожил; юноша набрал воды, а львы пошли с ним; теперь великан предложил жене отослать сына за куропатками, а когда вернется, напоить вином и спросить, в чем его сила; по пути юноша освободил принцессу, замурованную великанами под полом; велев ей ждать, пришел к матери, опьянел от вина и снотворного; признался матери, что его сила в пеньковом шнурке на его теле; великан снял шнурок, вывел юношу в лес и ослепил; львы привели его к принцессе; она заказала ему стеклянные глаза и привела к отцу; генерал заметил, что у юноши стеклянные глаза, сообщил королю, юношу бросили в темницу; принцесса его вывела, вместе со львами они пришли в лес; увидели, как слепая птица окунулась в ручей и прозрела; юноша омыл глаза, тоже прозрел; принцесса привела его к королю и тот убедился, что его зять зряч; теперь генерала бросили в темницу за ложь; король велел разорить один замок великанов; пришли к тому, где мать юноши и ее муж; увидев львов, тот испугался и вернул шнурок; юноша вывел великана в лес и ослепил, как тот ослепил его; великан умер с голоду; мать юноши казнили; он женился на принцессе и получил трон]: Jahn 1891, № 36: 194-202; немцы (южный Гессен) [бездетный король обещал взять в крестники бедняка, если у него родится ребенок; после рождения сына пришел в лес; старик стал крестником; когда принц вырос и охотился, он встретил крестника; тот дал ему книгу, чтобы держать на груди – она дает силу; дал тяжелый кинжал, который для принца был легок; однажды король послал жену вместе с сыном навестить деда; в лесу они наткнулись на замок великанов; пятерых принц убил, а шестого сделал слугой; мать стала любовницей великана; притворилась больной: ее вылечит роза из замка 12 великанов; там юноша встретил похищенную принцессу, получил от нее розу и принес матери; мать: вовсе выздоровею, если скажешь, в чем твоя сила; принц признался, что в книге; как только принц заснул, мать книгу вытащила, а великан ослепил принца, отрубил ему руки и прогнал в лес; принц подумал к крестном, который сразу явился и исцелил его; узнав о принцессе, которую принц видел у великанов; крестный ее привел; они прибыли в замок, где находилась мать принца и ее великан; великана принц убил, мать привязали к повозке за ноги и кучер погнал коней]: Wolf 1851: 250-257.
Передняя Азия. Ветхий завет [Самсон пришел в страну филистимлян, где полюбил Далиду, жившую в долине Сорек. Владельцы филистимские попросили ее выведать, в чем сила С., чтобы его связать. Д. спросила Самсона. Тот ответил: его надо связать семью сырыми тетивами. Но легко разорвал их. Д.: ты обманул меня, так чем же? С.: новыми веревками (то же). Прибить его семь кос к ткальной колоде (оторвал их вместе с тканью). В конце концов С. признался, что бритва не касалась его головы: его сила в волосах. Д. призвала человека к спавшему С. и велела ему его остричь. С. утратил силу, его ослепили, сковали медными цепями и он молол в доме узников. Затем его привели в Газу и собрались принести в жертву богу Дагону. Между тем волосы С. отросли. Для забавы Самсона привели к дому, в котором и на крыше которого находилось множество людей. Он нащупал столбы и раздвинул их. Дом рухнул. Так С. погубил, умирая, больше людей, чем при жизни. Братья С. нашли его тело и похоронили во гробе его отца]: Судьи, 16, 4- 31.
Балканы. Черногорцы [в Дивских горах в пещере жили 7 дивов, один из них – главный; Йохан {Johannes} пришел туда с матерью и истребил дивов; с Й. была его мать, она сошлась со спасшимся главным дивом; с помощью изменницы-матери див одолел Й., ослепил его и бросил в колодец; караванщики его вытащили и доставили к Источнику черных вод; стоны Й. слышит горная вила, промывает ему глазницы черной водой и возвращает зрение; Й. садится на лебедя, прилетает к матери, срубает голову диву, а мать вымазал дегтем и сжег]: Krauss 1890: 130; греки (Эпир) [пока отец побежал искать повитуху, жена родила; муж встретил монаха и попросил окрестить сына; тот дал ему имя Иоанн и оставил нож; родители умерли, И. с сестрой отправились странствовать; у них три овцы; встречный предложил поменять их на трех собак; брат с сестрой пришли во дворец драконов; узнав, что пришел И., те бежали; один вернулся достать еды; сестра велела ему не бояться, взяла в любовники; когда ее беременность стала видна, дракон предложил притвориться больной: пусть попросит принести черешен из места, которое укажу, там трое моих братьев его убьют; И. в саду драконов заснул; в это время его собаки их растерзали и закопали; И. принес черешен; принести айвы (то же, 6 драконов); груши (9 драконов); на этот раз И. проснулся, похвалил собак, освободил пленников, включая принцессу; И. оставил ей кольцо и попросил приветить калеку, если тот явится; сестра предложила связать И. большие пальцы рук: порвет ли; он не смог, дракон его ослепил и бросил в сухой колодец; его спасли путники; он попросил их доставить его к царю, чью дочь он спас; принцесса созвала волшебниц, те узнали, где спрятаны глаза И., одна из них с помощью собак их достала и принесла; И. прозрел; И. убил сестру и дракона, женился на принцессе]: Pio 2017: 67-70.
Средняя Европа. Украинцы (Закарпатье) [вдовец берет в жены соседку; та ставит условием, что он избавится от детей - Ивана и Марики; он отводит их в лес, оставив колоду биться о дерево на ветру, будто он рубит дрова; они вернулись домой; в следующий раз отец отвел дальше, дети остались в лесу; пекут дикий хрен, ложатся спать головами в разные стороны; медведь, волк приходят, удивляются диковинному зверю, уходят; утром в золе хороший хлеб; на яворе волшебные рубашка, ружье, сабля; И. их достает, становится силачом; взламывает разбойничьей логово, там царевна; убивает 11 разбойников, 12-ый притворяется мертвым, И. оставил тело, отпускает девушку к отцу, уходит; разбойник просит М. принести живой воды, налить в замочную скважину; дверь открывает, отрубленное ухо разбойника отрастает, М. берет разбойника в мужья; чтобы погубить брата, притворяется больной, просит волчьего, затем медвежьего и др. мяса; волчица, затем медведица и другие звери просят их не убивать, дает волчонка, медвежонка и т.д.; разбойник предлагает М. послать брата за водой из источника между толкучих гор; в полдень они останавливаются, И. достал воду; принести муки из мельниц, которые мелют человеческие кости, открываются раз в 12 лет; И. набирает муки, успевает выскочить, двери захлопываются, его звери остались внутри; М. купает И. в парном молоке, он разомлел, она связала его конским волосом, разбойник забрал рубаху, в которой сила; они выкололи И. глаза, бросили в колодец; люди его вытащили; он побрел по лесу, упал головой в болото, там живая вода, он прозрел; купил хорошую одежду, поменялся одеждой с дедом; тот дал ему бутылки с водой, одна молодит, другая старит; пришел к М. и разбойнику под видом нищего; когда те заснули, взял свои рубашку, саблю, ружье; велел дать ему его свирель; заиграл, звери вырвались из мельницы, прибежали, разорвали разбойника; оставил М. две бочки для слез, одну - плакать по нему, другую – по разбойнику; в соседнем царстве змей запер воду; И. его убил, освободил царевну, которую цыган вез змею, отрезал змеиные языки, цыган отрезал от каждого языка по кусочку, потребовал у царя царевну в жены; дома почти все слезы выплаканы по разбойнику; И. показывает царю не кончики языков, а сами языки, звери разорвали цыгана, И. взял царевну; М. пришла, отравила И., заперла зверей; те вырвались, Лиса принесла живой воды; в следующий раз М. снова заперла верей, подложила в постель И. вилы; то же; звери разорвали М.]: Сказки Верховины 1970: 232-243; поляки [Юзефек надумал странствовать, мать пошла с ним; они остановились в лесу у разбойника; мать предлагает тому взять ее в жены; разбойник боится Ю.; предлагает женщине притвориться больной – нужно мясо дикого зверя; Ю. приносит мясо кабана, львицы; львят взял себе; мать посылает к разбойникам за вином; Ю. со львами их перебили; Ю. взял вина, освободил королевну; та дала свои плащ и кольцо; мать предлагает Ю. поискать у него в голове, спрашивает, в чем его сила; в трех волосках; она их состригла; Ю. ослабел, ему выкололи глаза, отвели на дорогу нищенствовать; королевна велит всех нищих поить вином; нашла в пустой кружке свое кольцо, забрала Ю.; король согласился на брак, но поселил молодых в избе за городом; королевна привела львят к разбойнику и велела сказать, как исцелить слепого; разбойник: есть колодец с волшебной водой; они пришли к колодцу; две птицы дерутся, одна выклевала другой глаз, та окунула голову в колодец, прозрела; Ю. тоже прозрел и три волоска отросли; Ю. победил врагов короля, тот отдал ему полцарства; на свадьбе рассказчика затолкали в пушку и выстрелили; порох у него до сих пор в заднице, нет-нет, так и выстрелит]: Щербаков 1980: 76-81.