Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

K100i. Связанный демон. (.15.17.)

Демон обманом оказывается связанным и не может действовать так, как он бы хотел.

Латиняне, Ветхий Завет.

Южная Европа. Латиняне : Verg. Ecl. VI. 13-26 [«Буколики» Вергилия (I в. до н.э.): «Хромид и Мназилл, мальчуганы, / Раз подсмотрели: Силен лежит, уснувший, в пещере. / С вечера был он хмелен, как обычно, – жилы надулись, / И, соскользнув с головы, плетеницы поодаль лежали. / Тут же тяжелый висел и канфар на ручке потертой. / Тихо подкравшись (старик их обманывал часто обоих, / Петь им суля), на него плетениц накинули путы. / К ним, робевшим еще, подходит союзницей Эгла, / Эгла, наяда красы несравненной, и только открыл он / Веки, она шелковицею лоб и виски его мажет. / Он же, их шутке смеясь: “Что меня оплетаете? – молвит. / – Дети, пустите меня! Сумели – так с вас и довольно. / Песни, каких вы просили, спою, – но лишь вам, мальчуганы, / Ей же награду найду не такую”. Сказал он и начал» (пер. С.В. Шервинского)]; Ovid. Met. XI. 90-96 [«Метаморфозы» Овидия (рубеж эр): «Но не явился {к Вакху} Силен: дрожащий от лет и похмелья, / Схвачен селянами был из фракийцев и стащен в цветочных / Путах к Мидасу-царю, кому с кекропийцем Эвмолпом / Таинства оргий своих Орфей завещал песнопевец. / Царь лишь увидел его, сотоварища, спутника таинств, / Гостю желанному рад, торжественный праздник устроил, / Десять дней и ночей веселились они беспрестанно» (пер. С.В. Шервинского)].

Передняя Азия. Ветхий Завет (книга Товита) [Благочестивый Товит уведен ассирийцами в плен в Ниневию. Он погребает казненных, слепнет, обращается к богу с молитвой. В Экбатанах ту же молитву возносит его племянница Сарра. Сарру любит злой дух Асмодей, умерщвляющий из ревности ее женихов. Товит вспоминает о серебре, которое оставил в Мидии, отправляет за ним своего сына Товию, наняв в провожатые Азарию, который в действительности есть ангел Рафаил. При переправе через реку Товию пытается проглотить рыба. Он ловит ее, сберегает сердце, печень и желчь. Азария побуждает Товию жениться на Сарре. Товия сжигает сердце и печень рыбы, Асмодей от этого запаха бежит в Египет, где Рафаил его связывает («и связал его ангел», других подробностей нет). Вернувшись с деньгами и женою к отцу, Товия прикладывает к его глазам рыбью желчь, Товит прозревает. Азария отказывается от награды, объявляет, кто он]: Мейлах 1982: 516-517.