J7A. Отнести обед отцу. .15.27.-.29.31.
Девушка (реже – мальчик) несет обед отцу или братьям, которые работают в поле (в лесу), но попадает к демоническому персонажу.
Сардинцы, молдаване, белорусы, украинцы (Полтавская, Херсонская, Екатеринославская), русские (Горьковская, Брянская), даргинцы, мегрелы, эстонцы.
Южная Европа. Сардинцы [девушка понесла обед отцу и братьям, которые работали в поле; навстречу людоед (orco); она отказывается отдать обед ему; тот проглотил ее отца и братьев, мать умерла от горя; девушка родила мальчика; он решает мстить людоеду, велит приготовить ему железные доспехи, меч и щит; по дороге встречает людей; те обещают ему половину имущества, если он принесет 7 языков людоеда; людоед отрыгнул проглоченных живыми; юноша убил его, принес языки, получил награду]: Aprile 2000: 79.
Балканы. Молдаване : Ботезату 1981 [братья идут пахать, просят мать отправить сестру принести им обед, прокладывают борозду от дома до поля; Змей засыпает ее, прокладывает другую к своему дому; запирает девушку, велит работать; старший брат идет по борозде, Змей отрубает ему ноги, бросает в яму; то же с младшим; мать пьет из колодца, садится на кремни, рожает Кремня; опуская избу на мать, заставляет ее признаться, что у него есть братья; во время битвы сокол освежает его водой, он убивает Змея; оживляет братьев живой водой]: 217-225; Молдавские сказки 1968 [Бог и Св. Петр шли мимо, Петр крестил третьего сына крестьянина, тот стал вещим; крестник божий (КБ) протянул плугом борозду от кухни до пашни, чтобы сестра ходила по борозде; дракон узнал, протянул борозду к своему дому, девушка понесла обед, попала к дракону; КБ идет ее искать, бросая вперед железное ядро; птенцы говорят, что дракон из колодца их пожирает, 24 уже съел; КБ отсекает дракону обе головы; мать спрашивает птенцов, где их спаситель, те посылают ее не в ту сторону, чтобы она на радостях не проглотила КБ; та находит, глотает, отрыгает, КБ делается красавцем; просит птицу найти сестру; та зовет своих сыновей-Ветров; Восточный сам с ноготок, борода с локоток на хромом зайце; Южный высокий, слепой, дает волоски, если сжечь – придет на помощь; КБ встречает Объедалу, Опивалу, Южного Ветра; Восточный и Южный Ветры разрывают дракона пополам; трое братьев дерутся за наследство отца – шапку-невидимку, кнут, на котором летать, шило, поднимающее на стеклянную гору, где царь прячет дочь от дракона; КБ обещает бросить вещи в озеро (кто быстрее достанет), забирает их сам; царь обещает дочь за убийство дракона; КБ подслушивает, как Скараоский (?) говорит чертям, что КБ должен брызнуть на них водой от своего крещения, тогда возьмет клад; чтобы КБ не кропил их водой, черти приносят ему в бочке дракона; КБ приносит бочку царю, убивает дракона, падает в обморок; царь помещает его самого в бочку, сбрасывает; КБ сжигает волоски, Мужичек-с-Ноготок на хромом зайце освобождает его; царь требует за дочь 1) цветок с Цветочной горы (Мужичек-с-Ноготок дает); 2) съесть стадо коров (Объедало съедает); 2) выпить колодец воды (Опивало выпивает); 3) собрать всех комаров (Южный Ветер собирает); царь бросил шило к чертям в озеро; КБ снова грозит им крестильной водой, те отдают шило; КЮ поднимается на стеклянную гору, женится на царевне]: 185-194.
Средняя Европа. Русские (Брянская) [отец поехал пахать лесную поляну; дочь Настёна должна принести обед; идти надо по его следу, он будет «шибать камешки»; мужик поехал, не перекрестившись; леший это заметил, перенес камешки на другое место; Н. пришла к лешему: голова на пороге, ноги в дальнем углу; велит шерсть начесать, чулков навязать, сшить порты; однажды Н. просит отнести гостинец домой; села в короб, сверху положила пирогов; когда леший по дороге хочет пироги попробовать, Н. велит не есть, нести матушке и батюшке; родители нашли в коробе Н.]: Глебов 2016, № 97: 153-154; русские (Горьковская) [уезжая на пашню, отец метит дорогу орехами: пусть дочери приносят ему обед; медведь переложил орехи к своей берлоге; старшая дочь попала к медведю; затем средняя; когда пошла младшая, отец стал следить; пришел к берлоге, убил медведя рогатиной, забрал дочерей]: Еремина и др. 1979, № 38: 218-219; белорусы (Гродненская обл.) [двое братьев идут пахать в лес, метят дорогу соломой, сестра должна идти по ней принести им обед; семиглавый Змей подслушал, переменил знаки, девушка пришла к Змею; один, затем второй братья приходят, Змей показывает свои богатства, предлагает железный хлеб, вешает братьев на балке; у их матери горошинка превращается в мальчика Покатигорошек (П.), он вырастает, кузнец делает ему семипудовую булаву, он бросает ее до облаков, она падает, разбивается; он заказывает более покрепче; приходит к Змею, ест железный хлеб, разбивает колоду без топора, сжигает без огня; П. и Змей загоняют друг друга в землю, П. загоняет того целиком, убивает булавой; убивает коня, прячется в туше, хватает спустившегося Ворона, велит принести живой и мертвой воды; тот приносит, П. разрывает Ворона надвое, склеивает, оживляет принесенной водой; оживляет братьев; по пути назад братья привязывают его к дубу, не веря, что он их брат; он волочит дуб к дому, оставляет родителям, уходит; встречает, берет в товарищи Вырвигору, Вырвидуб; П. убивает шести-, семи-, девятиглавого змея, приносит царю языки; жены Змеев превращаются в кровать, в яблоню, П. их рубит, не дав товарищам сесть, отведать яблок; у третьей Змеихи пасть от земли до неба; П. бросает ей в пасть три кани (камня?), трех соколов, товарищей; каждый раз она Змеиха возвращается пить; П. прячется у кузнецов; те велят Змеихе протереть языком двери, хватают за язык клещами, П. убивает ее]: Афанасьев 1958(1), № 134: 254-263; украинцы (Полтавская, Роменский у.) [Двое братьев «Кондрати» выходят в поле без котла, просят сестру принести на ниву, к которой они оставят от дома след – щепотки, змей перекладывает их и меняет направление к своему дом, девушка входит в дом, змей запирает ее внутри. Братья идут освобождать сестру, по пути встречают старика, пасущего волов, тот советует убить и съесть 30 волов, чтобы освободить девушку, братья не могут убить, старик-пастух овец советует убить и съесть 200 овец, они не могут съесть, баба пасет утят и пета советует убить и съесть 200 утят, не могут съесть. Приходят к змею, «Биться чи меритця?» Братья ударяют змея, ничего не происходит, он всаживает их по косточки, по колени в землю и убивает. С чудесной скоростью вырастает брат Кондратьев «Синко-Кленко», выковывает цепь в 20 саженей и по пути не может убить ею 40 быков, заказывает цепь в 40, затем 50 саженей, убивает и съедает быков, 200 овец и 200 утят (убивает вместе с бабой). Змей бьет Синко-Клинко, тот не шевелится, змей от его удара входит по косточки в землю, затем по колено, затем погибает. Он находит с сестрой золото в погребах, богато и счастливо живет с ней]: Гнедич 1916, № 1485: 16-17; украинцы (Херсонская) [у стариков три дочки; дед просит принести ему на поле обед, обещает по дороге стругать палку и бросать стружки; змей узнал, переложил стружки на тропу к своему дому; велит девушке ужинать, мясо соленое – человечина; утром змей дал ключи, в одну комнату заходить запретил; она вошла, там мертвецы и сосуды с кровью; она уронила данное змеем яблоко, кровь с него не смыть; змей отрубил ей голову, бросил в ту комнату; в следующий раз младшая дочь, отец сыплет золу – то же; средняя дочь, отец сыплет картошку; она не уронила яблоко, змей поверил, что в запретные комнаты не заглядывала; она поймала ворону, заставила принести живой и мертвой воды, оживила сестер, посадила в сундук, велела змею отнести подарок домой; через несколько лет родила полузмея-получеловека; велела змею отнести домой золото; разрубила ребенка, бросила в запретную комнату, сама села в сундук; змей вернулся – жены нет]: Ястребов 1894, № 15: 145-148; украинцы (Екатеринославская, Александровский у., с. Мало-Михайловка) [три брата, каждый Кондратий, пошли пахать, просят сестру Настю принести им обед; будут бросать по дороге стружки; змей перенес их на дорогу к своему дому; сестра открыла 12 дверей, за ними змей: будешь женой или съем; братья пошли отнимать; табунщик: убьете моего старшего жеребца, то победите змея; они не смогли; то же с быком; с бараном; с индюком; змей их убил и повесил на крюки; Н. покатила горошину к колодцу и велела попасть в ведро ее матери; она ее проглотила, родился Катигорошек; он велел кузнецу сковать булаву, чтобы семерым не поднять; подкинул, поймал мизинцем, булава разбилась; тогда велел выковать из шила – не разбилась; по пути убил жеребца, быка, барана, индюка; каждого съел и выпил по бочке воды; змей ест свинцовый горох, а К. вдвое больше; забил змея в землю, велел воскресить братьев, затем убил; братьям завидно, привязали его к дубу, а он его вырвал; столкнули в яму, К. упал в нижний мир; закрыл от ливня птенцов птицы; птица вынесла его на землю; последний кусок мяса он отрезал от ноги, птица его приложила назад; дома братьев убил]: Новицький 2007, № 115: 71-73.
Кавказ – Малая Азия. Даргинцы [у вдовы 21 сын и дочь; 7 братьев - крестьяне, 7 - ученики, 7 - разбойники; дочь понесла братьям-крестьянам еду через лес, они оставили на деревьях зарубки, пропала; братья идут на поиски, находят другие зарубки, идут по ним, попадают к ведьме, та бросает их в ту же яму, что и их сестру; с учениками и разбойниками то же; мать пропавших откусила от упавшего с неба золотого яблока, оставшееся съела кобыла; родились богатырь и конь; богатырь загнал ведьму по шею в землю; она показала, где братья, а сестру она съела; юноша отрубил ей голову; братья-разбойники бросили младшего в яму, разделили богатства ведьмы; младший прокопал ход в дом старухи; убил аждаха, закрывшего воду в том селении; нищим пришел на свадьбу братьев-разбойников; никто не может натянуть лук, это предлагают нищему, он убивает братьев-разбойников; их невесты вышли за братьев-крестьян]: Халилов 1965, № 62: 183-185; мегрелы [девять братьев покупают участок земли, отправляются туда работать; сестре говорят, что по пути станут бросать головки чесноку; старуха-мдеви подбирает чеснок, раскидывает по пути к своему дому; проголодавшись и не найдя сестру дома, братья приходят к мдэви, ее сыновья побеждают их, запирают в хлеву, чтобы съесть на празднике; Бог посылает Ворону узнать, почему мать пропавших рыдает; Ворона обещает рассказать Богу, если старуха даст ей свой глаз; Богу сообщает, что та плачет об убитом ребенке; то же со вторым глазом; Бог посылает Голубя, тот сообщает правду; Бог проклинает Ворону, с Голубем посылает старухе платок вытереть глаза и прозреть, яблоко, чтобы зачать сына; тот становится великаном, слышит от товарищей по играм, что у него были братья и сестра; приходит к мдэви, сражается; отрубленная голова младшего чудовища отрастает, птичка велит посыпать рану золой; так герой убивает всех мдэви, освобождает братьев и сестру; братья предлагают бежать наперегонки, провоцируя героя ступить на ковер, которым закрыта яма; герой падает у колодца, рядом плачет дочь подземного царя, которую отдают на съеденье дракону, закрывшему воду; герой засыпает, просыпается от капнувшей слезы красавицы, убивает дракона стрелой; благодарный царь сажает героя на орла вместе с грузом мяса; мяса не хватает, герой отрезает от собственной ноги, на земле орел лечит его; герой возвращается к матери, не мстит братьям]: Машурко 1904, № 1: 1-6.
Балтоскандия. Эстонцы (Тапа) [дровосек велел сыну принести обед, оставил на дороге куски еловой коры; Черт положил кору на дорогу, ведущую в ад; стал хорошо кормить, дал ключи, один большой железный от комнаты, которую нельзя отпирать; дал золотое яйцо, пригрозил убить, если мальчик его потеряет; тот открыл, уронил яйцо в бочку с кровью, с трудом достал, но Черт увидел на руках и на яйце кровь; велел положить голову на плаху, мальчик не может положить правильно, Черт показывает, как надо, мальчик отрубает ему голову, убегает, голова гонится, кричит läll, läll; мальчик прибежал домой, отец сжег голову черта]: Järv et al. 2009, № 30: 130-131.