Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

J33A. Старуха бьет чучело. .52.61.

Мальчик, юноша или двое детей живут в доме старухи. Они убивают ее мужа - человека или большое животное и делают из него чучело. Рассерженная на то, что муж ей не отвечает, старуха бьет чучело и тогда обнаруживает, что ее муж убит. См. мотив J33.

Мезоамерика. Пуэбла науат ; масатеки ; куикатеки ; сапотеки ; чатино ; миштеки ; трики ; михе [жена человека умерла, кто-то готовит в его отсутствие; comadre посоветовала спрятаться и подстеречь; увидел, как его собака забежала в дом; зашел: она там готовит {не превращаясь в женщину}; увидев хозяина, умерла; тот отнес труп к реке; стервятник спустился его клевать; мальчик и девочка из живота собаки просят осторожно извлечь их и оставить в пещере на другом берегу; пришли жить к старухе; попросили ее мужа подхватить камень и задавили им его; сняли кожу, набили золой, поставили стоять, будто дедушка работает, мясо принесли старухе и попросили сварить; мясо из котла говорит, что это он, старик; лягушка старухе: ты ешь своего мужа; она пошла на поле, стала звать мужа, подошла, ударила его палкой, зола брызнула ей в глаза; погналась за мальчиками; те попросили женщину их спрятать; она спятала их во рту у себя за щеками; отвечает старухе, что лишь какой-то мужчина проходил год назад; старуха: что у тебя болит, что лицо так распухло? женщина: не смотри, иначе умру; когда старуха ушла, женщина недовольна: что вы ей сделали? мальчики: выпусти, тогда расскажем и дадим подарок; забрались на дерево, наполнили carrizo осами, велели ловить и открыть; осы женщину искусали; она превратилась в агути, близнецы разрешили ей питаться всем, что растет на поле; дети подняли в небо, сперва мальчик стал месяцем, а девочка луной; потом решили поменяться, чтобы девочка-луна светила ночью, а мальчик –днем]: Bartolomé 1984: 22-23.

Западная Амазония. Напо ; cапаро.