Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

J26A. Мальчики и щенки. .28.-.30.32.33.35.

Среди детей женщины или живущих вместе двух женщин – мальчик и щенок, либо женщине подложили щенка, а ее сына выбросили. Щенок живет с женщиной, помогает ей.

Русские (Архангельская: Пинега), украинцы (Полтавская), кабардинцы, терские казаки, башкиры, туркмены, манси, тундровые ненцы, северные и южные селькупы.

Средняя Европа. Русские (Архангельская: Пинега) [Иван-царевич подслушал разговор трех сестер; каждая говорит, что бы она сделала, если бы И. взял ее замуж; старшая: всю семью одела; средняя: всю семью прокормила; младшая: родила бы трех сыновей, во лбу солнце, на затылке месяц, руки по локоть в золоте; И. женился на младшей; И. ушел на войну; жене время родить; бабу-ягу взяли повитухой; она подменила ребенка своим; назвали Гордюмом, написали И., что родился урод; на следующий раз подменили ребенка сучкой; то же на третий раз, подменыш – кок с локоток; И. велел посадить жену и отродье в бочку и бросить в море; бочку выбросило на берег, Г. ее прогрыз; там дом, стали жить; старик переночевал, а затем пришел к И.; тот уже женился на дочери бабы-яги; рассказал, что где были болота зыбучи и леса дремучи, там теперь божья благодать, живет вдовушка, у ей сын Г. да Кок с локоток, да Сучка-прядочка; а Сучка в это время под окном сидела и все подслушала; И. хочет посмотреть – вдруг это его жена; дочь бабы-яги: это что, у моей матери кобыла с 7 жеребятами, на каждой шерстинке по жемчужинке; Сучка вернулась, обо всем рассказала; Г. украл ту кобылу, привел к себе; в следующий раз: зеркало, в которое видно всю Россию; Г. слетал {в каком образе}, украл зеркало; на третий раз дочь бабы-яги: а моей матери три сына, у каждого во лбу солнце, на затылке месяц, руки по локте в золоте; Г. велит матери напечь колобков на своем молоке; Г. проник в горенку, где эти сыновья, каждый съел по колобку, Г. привел их к матери; на этот раз старик рассказывает про мальчиков; И. понимает, что это его сыновья; предложил дочери бабы-яги идти по доске через яму, в которой огонь; столкнул ее в огонь; сам приехал на тот остров, стали хорошо жить]: Ситина 1975, № 8: ; украинцы (Полтавская, Переславский у., Борисполь)[увидев царевича, первая девушка обещает накормить всех одним короваем хлеба, вторая – сшить одежду для всего войска из одного аршина ткани, третья – родить 12 златокудрых сыновей; царь женился на третьей, отправился на войну; повитуха подменила златокудрого сына собачкой и бросила в колодец; во второй раз подменила жабой, в третий – сухим и недужным младенцем; царь велел посадить жену и ее отродье в бочку и кинуть в море; когда они выбрались на берег, Песинський, Жабинський и Сухинський строят дом и мост в другое царство; добывают золотую яблоню с золотыми и серебряными яблоками, чудесного кабана, который умеет выращивать хлеб; играя с яблоком, выманивают из колодца трех златокудрых мальчиков; узнав от торговцев солью о чудесах, царь казнит повитуху и возвращает жену]: Чубинский 1878, № 9: 40-45; (ср. русские , украинцы [ Щенок-богатырь и чудесные дети : щенок (крестьянский сын), которым подменили новорожденных чудесных детей, оказывает помощь изгнанной их матери, добывает диковинки, находит и возвращает чудесных детей матери, помогает ей вернуться к мужу-царю (купцу)]: СУС, № 707*: 178; {украинский вариант – это Чубинский; русский – из Красноярского края}).

Кавказ – Малая Азия. Кабардинцы [старшая, средняя дочери отказываются снять с отца ноговицы, младшая снимает; делится яблоками со старшими; отец роет яму у яблони, маскирует ковром, дочери проваливаются; по их желанию яма открывается, появляется еда; старшая обещает хану приготовить одежду для ста всадников, средняя - накормить 50, младшая родить сына и дочь, половина из белого золота, другая из желтого; хан уезжает, сестры подменяют детей щенками, бросают в реку; хан велит положить жену в кожу быка, привязать к воротам; детей взяла псы хогуаша (ПХ, хозяйка реки; в Народные сказания 1872: 110 – Псыхо-Гоаша {Ю.Б.: Гоаша – «женщина, госпожа»; «псы» – «река»; «хо» - не знаю}); привязанная мать видит, как ее дети выходят из воды, садятся на камень; просит проходившую женщину дать ей муки, делает одну лепешку на грудном молоке, другую на воде, просит оставить на камне; мальчику достается лепешка на молоке, девочке - на воде; узнав, что дети съели лепешки, ПХ говорит, что они не могут стать ее детьми, отпускает на берег; бедняк находит дом в лесу, сестры жены хана не велят сообщать ему; подговаривают сестру попросить брата добыть необычного голубя; ПХ учит назвать кислые груши сладкими, две взять с собой; назвать мутную реку прозрачной, похвалить пески; юноша хватает голубя, хозяин велит держать похитителя, пески, река, груша отказываются; сестры жены хана подговаривают сестру посоветовать брату добыть в жены Айриш-Айриша-кан; ПХ говорит, что та превращает приходящих к ней в камни; юноша каменеет; идет сестра, на ее третий окрик А. оглядывается, все оживают; пир; юноша едет к хану-отцу в гости с условием, что тот отвяжет женщину у ворот; злые собаки (это те подкинутые щенки) с ними дружелюбны ; хан возвращает жену, ее сестер привязывает к лошадям; с тех пор князья и ханы не разводятся с женами]: Алиева 1978, № 29: 238-243, (=Народные сказания 1872: 108-114); терские казаки (ст. Наурская) [«В старину, когда еще реки текли молоком и медом, а овцы паслись вместе с волками, когда везде была тишь да гладь, да Божья благодать, в некотором царстве – в некотором государстве жил старик со своею старухою»; старик и старуха живут в бедности, поэтому решают бросить троих дочерей в лесу; старик велит им собирать ягоды; говорит, что пойдет рубить дрова; привязывает к дереву чурбан, который качается на ветру и издает стук; сестры думают, что отец рубит дрова; через некоторое время идут на его поиски; находят чурбан; доходят до моря, по которому едет царь с дружиной; старшая сестра: «Если б я была царскою женою, родила бы для царя сына-богатыря»; средняя: «Если бы я была царскою женою, то родила бы для него трех дочерей: Надежду, Веру и Любовь»; младшая: «Если бы я была женою царя, я бы родила для царя трех сыновей: по локоть – в золоте, по колена – в серебре, на лбу месяц, по телу звездочки»; царь женится на младшей, остальных сестер берет ей в помощницы; отправляется в поход; царица рожает трех сыновей: «по локоть в золоте, по колена в серебре, на лбу месяц, по телу звездочки»; повитуха Баба-Яга убивает младенцев, подкладывает вместо них трех щенков; пишет царю, что родились щенки; тот гневается; царица снова рожает тройню; БЯ заменяет их на щенков, сообщает царю; тот обещает наказать жену, если все повторится; царица рожает трех сыновей, прячет одного из них в складках платья; БЯ убивает двух остальных, подкладывает вместо них щенков и пишет царю; тот велит оставить щенков до его приезда; БЯ успевает убить одного из них; вернувшись, царь видит щенка и сына, у которого нет ни луны на лбу, ни звезд на теле (царица стерла эти знаки, когда прятала его от БЯ); по решению царя, царицу сажают в бочку вместе с сыном и щенком и пускают в море; царь женится на дочери БЯ; бочка плавает по морю, царевич просит разрешения перевернуться с одного бока на другой; царица не разрешает; бочку выносит на мель около острова, царевич поворачивается, бочка рассыпается; щенок приносит кости, царевич делает из них дом; проходящие мимо старцы говорят, что идут поминать царицу; царевич просит взять его с собой, они отказываются, соглашаются взять щенка; рассказывают царю о доме на острове; царь хочет его увидеть, но жена отговаривает: «Ну, это еще не большое диво; вот диво: в некотором царстве – в некотором государстве сидят восемь соколов, поют стишки царские-государские»; щенок рассказывает об этом царевичу; тот привозит соколов; идущие на поминки старцы снова отказываются взять его с собой, но берут щенка; рассказывают царю о доме на острове и 8 соколах; тот велит седлать коней, но царица его удерживает: «Ну, это не такое еще диво; вот это так диво: в некотором царстве – в некотором государстве стоит свинка – золотая щетинка»; щенок рассказывает об услышанном царевичу; он привозит свинку золотую щетинку {без подробностей}; старцы соглашаются взять с собой только щенка; рассказывают царю об увиденном на острове; жена пытается отговорить его от поездки туда: «Ну, это не такое еще диво; в некотором царстве, в далеком государстве стоит олень золотые рога, в небо упертые»; царь не поддается на уговоры, отправляется на остров; щенок предупреждает царевича и царицу; та рассказывает сыну, что царь – его отец, а 8 соколов – его родные братья; царевич успевает привезти оленя золотые рога; царь признает в царице свою супругу, а в царевиче – сына; 8 соколов превращаются в царевичей «по локоть в золоте, по колена в серебре, на лбу месяц, по телу звездочки»; царь возвращается вместе с семьей в столицу; БЯ и ее дочь привязывают к хвостам диких лошадей, которые разносят их тела по лесам и горам; «Был пир горой, я там был порой, мед, горелку пил: по усам текло, а в рот не попало. Вам сказки конец, а мне меду корец»]: Востриков 1904, № 2: 74-80.

Иран – Средняя Азия. Туркмены [одна из жен царя родила сына с золотой головой и серебряным задом; другие жены, завидуя, подменили ребенка щенком; царь приказал закопать живыми жену и щенка; щенок прокопал в могиле отверстие наружу; днем царица кормила его своим молоком, а ночью он приносил ей еду, различные драгоценности, потом нашел и похищенного сына]: Сакали 1956: 52.

Волга – Пермь. Башкиры [уезжая, бай спрашивает четырех жен, что они приготовят к его возвращению; 1) каждый день буду стрелять воробья с 40 ребрами, кормить его мясом сто слуг; 2) сошью сапоги из песка; 3) сошью рукавицы из кожи вшей; 4) рожу двух сыновей с золотыми головами, жемчужными зубами, серебряными волосами; все выполнили обещанное; перед возвращением бая подменили младенцев младшей жены черным щенком; его мать с 40 слугами отправили в лес, а детей кинули под ноги кобылицам; младшая жена приходит кормить щенка грудью, находит кобылицу, которая кормит ее младенцев; вернула детей, отпустила щенка; младенцев кинули коровам – то же; гусям – то же; бросили в воду; бай велел сломать младшей жене руку и ногу, выколоть глаз, запереть со щенком в глухом срубе; щенок выбрался наружу, увидел человека, тот ищет дорогу к баю; женщина обещает показать дорогу, если тот прорубит в срубе отверстие; щенок привел человека к баю, спрятался и подслушал разговор; человек рассказывает про сруб; старшая жена: это не чудо, возле озера кобыла жеребится на каждом шагу, на водопое выпивает по озеру; черный щенок возвращается к матери, просит сделать недоуздок, приводит кобылу, за ней табун; все повторяется; вторая жена: на вершине горы бриллианты и яхонты; щенок снова незаметно подслушивает; просит у матери скатерть, приносит самоцветы; на третий раз путник прорубил в срубе дверь; третья жена: в речке два мальчика, выходят играть на песке; щенок матери: дай кошму, четыре рога молока: козьего, коровьего, кобыльего, своего; мальчики стали играть на кошме, когда выпили материнского молока, заснули; щенок приносит их матери, бая зовут в гости, он все понял; старшей жене предложил 9 кобылиц или 9 арб дров; ей больше нравятся кобылицы, ее волосы к ним привязали, где земли коснулась спина, там встали горные хребты, где волосы – болотные травяные кочки, где зад – озера; вторая жена выбрала дрова, ее сожгли; третью привязали к хвостам 9 кобылиц]: Бараг 1989, № 70: 336-343.

Туркестан. Киргизы (Нарынская обл., Жумгальские р-н, 1959) [богатый и властный хан Айдаркан бездетен; едет с джигитами, навстречу три девушки; старшая отвечает, что может за ночь сшить одежду 40 джигитам, средняя – горстью толокна накормить 40 джигитов, младшая родит мальчика и девочку с золотой грудью и серебряным задом; хан женится на младшей, двух старших выдает за визирей; старшая и средняя выполнили обещанное; младшая рожает, когда на охоте; 40 жен хана подкупили ведьму, та подменила новорожденных щенками, детей бросила в нору сурка, завалила камнями, хану сообщают, что жена родила щенят; хан приказывает отвести жену с щенками к большой воде и бросить там; богатырь Акмат в молодости побывал в городе периште (создания, на манер европейского скрытого народа), храбростью и силой заполучил там Серое ружье и Серого иноходца; бездетен; Серый иноходец не дает себя оседлать; пытаясь на него вскочить, Акмат оказывается у заваленной камнями норы, слышит плач, находит детей, приносит жене, устраивают пир, среди гостей — хан Айдаркан; дети выросли, сын не хуже Акмата, сам Акмат и его жена умерли, брат и сестра остались в их доме; брат пользуется Серым ружьем, ездит на Сером иноходце; на охоте встречает хана Айдаркана, тот завидует богатырю, печалится, что сам бездетен; 40 жен подозревают, что дети выжили, ведьма призналась, что не довела дело до конца; в отсутствие юноши приходит к его сестре; рассказывает, что в городе периште есть зеленая и белая яблони; если белую пересадить, она будет плодоносить каждый день; сестра требует, чтобы брат достал ей белую яблоню; тот проводит ночь на могиле Акмата; голос из могилы рассказывает, как попасть в город периште и добыть белую яблоню (зеленую нельзя трогать); юноша привозит белую яблоню, сестра довольна; юноша снова встречает на охоте хана, тот опять возвращается домой расстроенным, 40 жен отправляют ведьму довершить начатое; ведьма в городе периште есть дерево, на ветвях которого сидят три попугая: пестрый, красный и крикливый; крикливый разговаривает дни напролет; сестра требует от брата попугая, тот снова проводит ночь на могиле богатыря; голос: нельзя трогать пестрого попугая; юноша привозит попугая сестре, тот ее развлекает; после третьей встречи юноши с ханом 40 жен шлют ведьму, чтобы погубить брата вместе с сестрой; в городе периште есть Куланда – красавица-дочь правителя, пусть брат на ней женится; голос из могилы; надо открыто въехать в город периште, ибо те боятся владельца Серого иноходца и Серого ружья; найти дворец с 6 дверями; когда они все распахнутся, проникнуть внутрь, у спящей красавицы отрезать прядь волос и только потом разбудить, ей придется выйти за юношу; Куланда согласна выйти замуж, но три ее брата не могут поделить предметы, оставшиеся от покойного отца; чапан (доставит в любое место), игла (делает невидимым, если воткнуть в ворот) и трубка (если тряхнуть, появляется несметное войско; юноша предлагает трем братьям бежать наперегонки, обещает отдать предметы победителю, скрывается, забрав волшебные предметы; тем временем истекает срок в 40 дней: юноша предупредил сестру, что если не вернется за это время, значит погиб; тогда сестра и ее попугай совершат самоубийство; Серый иноходец не успеет доставить в срок; Куланда зовет дэвов, Черный дэв доставит за ночь, Серый — за половину ночи, Белый – за мгновение; сестра и крикливый попугай уже готовятся принять яд; спустя время прибывает и Серый иноходец; юноша берет в жены Куланду; попугай советует Куланде отправить подарки хану Айдаркану и пригласить его в гости; во время пира хан спрашивает, почему юноша три раза долгое время не выезжал на охоту, тот объясняет, показывает яблоню, попугая и Куланду; хан зовет к себе в гости; попугай сообщает брату и сестре, что их мать выжила: два щенка стали могучими псами, приносят женщине куропаток; брат и сестра привозят мать; Айдаркану велит отрубить голову ведьме и повесить 40 жен; все счастливы]: Кебеков, Токомбаев 2007: 35-42.

Западная Сибирь. Манси (южные, Кондинский район, р. Ляпин) [=Лукина 1990, № 130: 338-339; у Мось-нэ – сын, у Пор-нэ – Мальчик в Образе Пестрого Щенка (МОПС); П. затолкала ребенка М. в бочку, спустила в воду; МОПС уходит от П., приходит жить с М.; носит еду к землянке у реки; объясняет М., что там живут старик и старушка, у них сын, он с ним играет; это сын М.; МОПС почти схватил его, он вырвался; они играют еще, М. хватает сына, насильно приводит к себе, он соглашается жить с М., а не с отцом из землянки; сын М. вместе с МОПС ездят в город, где живет Усынг-отыр-ойка ; богатеют; У. уезжает от жены, приходит к М., женится на ней; П. разорвали лошадьми; МОПС снял с себя собачью одежду, стал красавцем]: Лукина 1990, № 130: 338-339 (=Кузакова 1994 [как в Лукина 1990]: 44-47); ненцы : Lehtisalo 1947, № 51 (зап. от женщины в Обдорске/Салехарде) [(=Лабанаускас 2001: 155-163); младший из семи братьев просит сестру сшить колчан; колчан готов, юноша говорит, что он подойдет самому старшему брату; так сестра шьет шесть колчанов, седьмой – младшему; уходя на семь дней на охоту, братья не велят сестре выходить из дому; на седьмой день сестра выходит, видит расходящиеся в семь сторон следы братьев, которые стали животными: лев, росомаха, волк, белый медведь, горностай, соболь, бурый медведь (младший брат); приходит к берлоге, два медвежонка вводят ее; женщина говорит девушке, что ее младший брат рассержен, прячет ее; утром велит идти по тропе среди тальника, но девушка идет по возвышенности; садится на пень, из него появляется ведьма Parnee; забирает ее одежду, царапает лицо; девушка одевается в еще более красивую одежду из мешочка, данного женой брата-медведя; ведьма садится на нарту, запряженную белыми, девушка – черными оленями, берут в мужья их хозяев-братьев, приезжают к их отцу; тот отсылает их к их родственникам; ведьма проваливается в дыру; девушка приезжает к брату-медведю; тот снимает медвежью шкуру, дает железные нарты, запряженные мамонтами; муж сестры должен поцеловать мамонтов; по дороге назад ведьма нагоняет девушку, в ее нарту запряжены мыши; привезенное на мамонтах добро заполнило дом; мыши искусали руки мужа ведьмы, старики их передавили; девушка рожает сына, ведьма – полусобаку, подкладывает девушке, ее сына прячет под щепки за чумом; заклеивает глаза девушки клеем; из-под щепок вырастает береза, ведьма вырывает ее, бросает в озеро, говоря, Вода твой отец, вода твоя мать ; по просьбе ведьмы, слепую оставили, сами откочевали; муж забил для слепой двух оленей; полусобака приносит матери дичь; признается, что ее убивает не он, а выходящий из озера мальчик; вдвоем они хватают водного мальчика; по просьбе матери, тот спускается полусобаку в прорубь хозяину воды вместо себя; отмывает глаза матери; та сбивает железные веревки с нарт, оттуда появляются олени; юноша едет искать отца, рассказывает сказку (свою историю), тот признает сына; приезжает ведьма, женщина кормит ее мясом с иголками, та умирает]: 147-165; Ненянг 1997 (таймырские, зап. Лабанаускасом) [у семи братьев старшая сестра; младший просит сшить колчан, доволен, велит не выходить семь дней, пока братья охотятся; на седьмой день сестра идет по следам братьев до березы; от нее следы семи зверей, младший ушел медведем; она идет по его следам до берлоги; жена Медведя говорит, что она виновата, выйдя за день до срока, велит уходить, идти по низине; сестра идет по возвышенности, садится на пень, оттуда выскакивает ведьма в одежде из коры, заставляет поменяться одеждой; берет мужчину с белыми оленями, девушка берет того, что с темными; рожает мальчика, ведьма прячет его под щепки, подменяет полусобакой, заклеивает женщине глаза; из-под щепок вырастает береза, ведьма бросает ее в озеро, говорит, что вода его отец, вода – мать; велит откочевать; женщина растит полусобаку, настоящий ребенок живет в воде; Полусобака хватает ребенка, вышедшего из воды, зовет женщину на помочь; льдины наползают на чум; мальчик из воды советует отдать хозяину озера вместо себя Полусобаку; того топят, женщина с сыном живут хорошо]: 61-64; северные селькупы [ Нэтэнка («девушка») и Томнэнка («лягушка» + два уменьшительных суффикса) живут на одном стойбище; Т. зовет Н. собирать траву для стелек, убивает Н., проколов ей травинкой (щепкой) ухо; дочь Н. замечает на нарте высунувшуюся из-под покрышки ногу матери; подсматривает, как Т. разделывает труп, обещает своим детям полакомиться и детьми Н.; Н. затыкает дымоход тряпкой (чтобы Т. думала, что еще ночь), уходит, младшего брата несет в коробе; тот умирает, уколовшись шилом или сверлом; Н. хоронит брата, вырывает пень разжечь костер, из-под него выскакивает новая Т.; она крадет все вещи Н., но та велит им вернуться; Т. идет следом на лыжах из деревянных мисок; Н. и Т. приходят на стойбище, выходят за двух мужчин; Т. подменяет новорожденного Н. щенком; муж Т. бросает ее, откочевывает с Т. и ее мужем; щенок (сучка) Т. помогает ей добывать зверя; играет с выходящим из воды мальчиком; он сын Н.; они узнают друг друга, когда струя молока Т. попадает ему в рот; мальчик строит гигантский чум; приходят Т. с мужем и муж Н.; Н. прощает его, велев 7 раз вымыться; Т. жестоко убивают; вар. (зап. 1999, Турухан): Т. похищает сына Н., оставляет у себя; рассказчик считает, что это кетская сказка]: Тучкова 2004: 208-209; южные селькупы [у вдовы две дочери, волховка сватает одну за своего сына, женщина не отдает; умирает, оставив старшей гребень, младшей колечко, учит, что делать; сестры бегут, бросают гребень, возникает гора с шиповником; старуха перевозит сестер через реку; волховку с сыном везет на бревне; они перевернулись, утонули; старуха велит прясть оленьи жилы, бросает в печку; у добросовестной сестры выходят оленухи, у другой нет; старуха велит одной (которой?) остаться; уходят обе, старуха заставляет старшую вернуться, дает нарту, велит посадить в нее младшую, когда дойдут до звенящей березы; сестра исчезает, возвращаясь к старухе; девушка приходит в деревню, живет у старика и старухи; ее берут замуж; она беременна; при родах свекровь залепляет ей хлебом глаза, бросает ребенка в прорубь, приносит щенка; то же второй раз; велит сыну оставить женщину (с щенками) в лесу; она жует колечко, возникает дом; собаки бегают к реке, рассказывают, как из проруби выходят два мальчика, они с ними играют; у женщины болит нога, она просит собак отнести ее к проруби, выманить парней подальше от воды; ее нога поправилась, она забирает сыновей; приезжает ее муж, она ему все рассказывает; он разрывает мать конями; кочка на болоте – ее голова]: Пелих 1972: 351-352.

Продолжение в 152.doc