Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I87E. Карлики после людей. .16.28.29.31.32.

После нынешних людей на земле будут жить карлики.

Немцы (Вестфалия), западные украинцы, северные украинцы, грузины, литовцы, удмурты.

Западная Европа. Немцы (Вестфалия) [насколько люди меньше прежних великанов, настолько те, кто придут после нас, будут меньше людей]: Kuhn 1859a, № 50: 17.

Средняя Европа. Западные украинцы : Драгоманов 1876 (Подольская губ.) [когда-то были такие большие люди, что ходили по лесу, как по траве; однажды великан повстречал нашего пахаря с волами, плугом и погонщиком; положил их всех себе на ладонь, принес отцу и сказал, что нашел мышат; отец ответил, что это не мышата, а люди, которые будут после них (т.е. великанов); сейчас великанов нет, только где-то в церкви в Киеве или во Львове стоит нога одного великана; после нас будут такие люди, что «в наших печах їх дванадцять будуть молотити»]: 383 (перепеч. в Іоаніді 1985: 159); Іоаніді 1985 (с. Пужники Бучацкого у., 1897 г.) [жившие в начале времен люди были такими большими, что переступали горы и долины; после потопа их не стало; перед его началом появились люди среднего поколения, они пахали поле плугом; великан шел домой, увидел их и положил на свою ладонь вместе с четырьмя волами и плугом; принес матери, сказал, что эти черви роют поле; мать велела отнести их обратно; рассказала, что такие люди будут жить после них, а после этого среднего поколения будет третье; люди из третьего поколения будут «такі завеликі, як з кукурудзів качиники, що буде дванайціть у їднім п’їцу молотити»; когда человек из среднего поколения встретит таких маленьких людей, он тоже возьмет их в ладонь и принесет показать матери]: 159; северные украинцы (Луцкий у. Волынской губ.) [«О пигмеях говорят, что после страшного суда настанут такие люди-крошки, что двенадцать человек будут молотить в нашей обыкновенной печи»]: Чубинский 1872: 216.

Кавказ – Малая Азия. Грузины (зап. М.Г. Джанашвили, конец XIX – начало XX в.) [огузы были огромными, но глупыми; на земле появились настоящие люди и один пустил в огуза стрелу; огуз его легко поймал, положил за голенище сапога, принес матери; та говорит, что после них, огузов, мир достанется на съеденье этим маленьким; а еще позже – карликам; те будут еще умнее; человек тут же показал, как кормить лошадь: она сама нагнула шею к овсу; а огузы ставили кормушки на крыльце, чтобы было повыше]: Вирсаладзе 1973, № 62: 102-108.

Балтоскандия. Литовцы (запись М. Давайниса-Сильвестрайтиса, 1888 г.) [о радуге: «Пояс Благодати (а это, как мы знаем, была Лайма) тех стариков поучила и говорит: “Ну, а теперь новый ваш свет начинается и маленькие люди. Зато потом, когда люди закончатся, будут такие люди, что девять мужиков одного петуха резать будут. И, так говоря, я теперь от вас удалюсь на ту высоту, где была. Но вы часто видеть меня будете со своим светом таким, какой сейчас видите. И я на вас часто смотреть буду своими благодатными глазами, будучи в воздухе. Только вы не забудьте: когда увидите меня как пояс синий неба, а меньше красный, ну, так в том году будет больше хлеба белого, чем черного. А когда уж я вам покажусь широко красною, ну, тогда в том году больше черного хлеба и год плохой»]: Греймас 2021: 316-317 (пересказ в Кербелите 2001: 600).

Волга – Пермь. Удмурты (Осинский у. Пермской губ.) [первые люди были великанами, для которых лес был, как для нас трава; «в это время жили также и маленькие люди, меньше нас (Пичи-мурт), их нужно было 12 человек, чтобы зарезать одного барана. Великан раз набрал их в карман и принес показать своей матери: “мы теперь больше жить на земле не будем”, – сказал он, – “а вот эти маленькие люди будут жить вместо нас”. Так оно н случилось, прибавлял рассказчик, мы теперь гораздо меньше первых людей, а после нас будут люди еще меньше»]: Мошков 1900: 199.