Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I87ad. Спрятанный в дупле зуба. .27.29.33.

Великан прячет преследуемого человека у себя во рту – обычно (возможно, всегда) в дупле зуба; либо человек остается жив во рту великана, спрятавшись в дупле зуба.

Сербы, молдаване, греки, осетины, аварцы, кумыки, лаки, грузины, турки, киргизы.

Балканы. Сербы (Герцеговина) [медведь украл женщину, она родила сына, убежала; Медведь отпустил юношу странствовать после того, как тот смог вырвать бук; Медведович съедает еду, принесенную для множества пахарей, они отдают ему железо с плугов, он велит кузнецу выковать палицу, тот половину железа прячет, М. бросает палицу в небо, она падает ему на спину, разбивается; он убивает кузнеца, забирает украденное им железо, идет к другому; палица не разбивается; М. нравится девушка, ее отец говорит, что она обещана Усачу (Брко); из-за горы сперва показывается ус, на нем 365 птичьих гнезд, У. кладет голову на колени девушке, М. трижды бьет его палицей, тому кажется, что насекомые кусаются; У. гонится за М., человек перебрасывает того через реку лопатой, другой прячет в сумке с семенами, говорит Усачу, что М. давно прошел; У. прекращает погоню; сеятель бросает М. себе в рот с горстью семян, М. прячется в дупле зуба, снохи двумя колами выковыривают застрявшее в зубе, сеятель вспоминает о М.; рассказывает, как испортил зуб; он со спутниками поехал за солью, они заночевали в пещере, это оказался человеческий череп на винограднике; сторож швырнул его из пращи в скворцов, тут-то человек и испортил зуб; "Вот вам целый короб вранья"]: Караджич 1853 в Караджич 1987: 403-407 (=Дмитриев, Волконский 1956: 9-15, =Архипова 1962: 180-184, =Eschker 1992, № 2: 14-22); молдаване [трое братьев повели клячу на водопой; три дня пути от головы до хвоста; старший к вечеру дошел до передних копыт, средний брат на закате дошел до задних ног; младший в сумерки дошел до хвоста; кобыла выпила море; одна рыба стала биться, проглотила кобылу; орел унес рыбу на вершину дуба; косточка упала в глаз спавшего пастуха; рыбаки закинули ему в глаз невод, с третьего раза вынули косточку, пастух ее выбросил; цыгане разбили на ней табор; волк потянул кость, цыгане решили, что землетрясение; убили волка; половину ободрали, а перевернуть не могут; скорняк послал мальчика, он перевернул волка и ободрал до конца; цыгане побежали к нему, мальчик испугался, бросился от них; старик сеял подсолнечник, клал семечки в рот, мальчик оказался у него в зубе; чихнул, старик пустил в рот собаку, она почуяла волка и убежала; старик попросил жену пошуровать кочергой, та вытащила мальчика; тот побежал к отцу, который шьет ему душегрейку]: Ботезату 1981: 368-371; греки (район Коринфа) [некогда был человек, который хотел обойти целый мир; пришел к одноглазым великанам; жена одного его спрятала, но великан вернулся и учуял; положил его в рот, но человек спрятался в дыре зуба; потом великан решил не есть его и вынул изо рта; чтобы человек смог уйти, жена напоила великана; человек выжег ему глаз и ушел; жена спросил, как его зовут, тот ответил, что Странником-по-Миру]: Dieterich 1915: 381.

Кавказ – Малая Азия. Осетины : Дзагуров 1973, № 31 [силач Домбай раскрутил за хвост падшего буйвола и куда-то забросил; жена его хвастает своим мужем; другая женщина: есть и посильнее его; Д. уходит искать сильнейшего; великан посылает к своим братьям – не может сражаться без их разрешения; средний отсылает к старшему, старший – к их матери; у нее один клык касался неба, другой уходил под землю; Д. бросился сосать ее грудь; мать великанов говорит, что ее сыновья собирались сделать из Д. шашлыки, велит бежать; великан тянет 20 арб соли, спрятал Д. в дупло зуба; связал преследователей своим волосом, когда те подбежали; Д. спрашивает, почему старик одноглазый; тот рассказал, что их было 12 братьев, они зашли в пещеру переночевать, оказалось, что это череп; собака схватила череп, подбежала к дому; девушка вышла, поддала череп ногой; братья погибли, рассказчик потерял глаз; Д. больше не хвастал силой]: 76-79; Либединский 1978: 123-127 [ Сослан хвастает своей силой, перебрасывает быка через реку, идет искать равного; мать трех уаигов прячет его под ситом, ночью выпускает; уаиги гонятся за ним; однорукий и одноглазый уаиг прячет его у себя во рту, связывает троих преследователей своим волосом; рассказывает, как он с отцом и шестью братьями зашли в пещеру; она оказалась лошадиным черепом, который великан поддел на палку и швырнул о рога козла; череп разбился, великан убил отца и братьев уаига, ему оторвал руку и выбил глаз; С. возвращается к нартам]; Миллер 1881 []: 93; аварцы , кумыки , лаки [нарту говорят, что есть люди и посильнее его; он приходит к великанам, они играют им как мячом; он бежит, встречает еще двоих (вар.: пахаря), один тащит одной рукой 9 арб с солью, другой мнет бычью шкуру; прячет беглеца, обычно в дупле зуба, преследователей прогоняет; рассказывает, как лишился глаза (зуба), ночуя с братьями в черепе, который они приняли за пещеру; великан на коне ударил по нему плеткой (вар.: поддел палкой), он один остался в живых, хотя и потерял глаз (зуб)]: Гамзатов, Далгат 1991: 22-23; лаки [Иса бьет жену, говорит, что сильнее его нет героя; соседка советует послать его на ту сторону Кунзунту; Иса стреляет в гору, это оказывается дэв, Иса бежит, просит пахаря по имени Ярмагомед его спрятать; тот спрятал его во рту; не отвечая на вопрос дэва, поднял соху вместе с быком и убил его; забыл про Ису, тот с трудом докричался у него изо рта; рассказывает, что однажды он с друзьями заночевал в пещере; то оказался череп, пастух его поддел посохом и забросил; товарищи погибли, а у Я. лишь зуб выбит; вернувшись домой, Иса больше не бил жену]: Халилов 1965, № 61: 180-182; грузины [охотник вытащил из грязи все застрявшие арбы, выпил все нагруженное вино, аробщиков засунул за голенища, предлагает руку женщине, перебросившей буйволицу через плетень; та согласна, если он узнает, почему река кровью течет; там витязь, чтобы не заснуть, оперся лбом об острие меча, льется кровь; он если заснет, то на месяц, а сейчас дэв женщину понесет; охотник обещал разбудить, с трудом это сделал, витязь схватился с дэвом; просит охотника ударить того кинжалом; охотник убил дэва, а затем витязя; женщина согласна стать его женой, если согласятся ее девять братьев; дэв поливает землю водой, охотника смыло, тот его поднял; он и есть один из братьев женщины; их мать перенесла охотника с конем через реку; у братьев злой отец; охотник ему спящему нанес три удара мечом, отрубил три волоса; когда тот проснулся, нашел отрубленные волосы, погнался за охотником; у реки рыбак прячет его в дырку в зубе, коня – в другую; подбежал дэв, рыбак легко убил его черенком сети, вынул охотника; рассказывает, как лишился двух зубов; они с братом укрылись от непогоды в глазницах черепа; пастух запустил его в волка, брат пропал, сам рыбак ударился о скалу, лишился двух зубов; охотник находит кости, просит бога на минуту оживить это существо, но не давать ему глаз; появился урод до неба; вместо руки охотник подставил ему скалу, тот ее легко изломал; снова обратился в кости; охотник нашел того пастуха, стал просить показать, как он запустил тот череп; пастуху надоело, он зашвырнул охотника за горы тот убился; пастуха начали стыдить, но ничего не поделаешь]: Чиковани 1986: 266-270; турки [охотник-хвастун каждый вечер пускает стрелу сквозь серьгу жены; в действительно охотится лишь на зайцев; соседи нарядили мальчика медведем, охотник перепугался; старушка советует жене охотника послать его к арабу за гору Каф, тот, мол, стреляет лучше; ущелье стережет львица; старик дает волшебный хлеб укротить ее; охотник бросает кусочки львице, птицам, дракону; араб – чудовищный великан; охотник от него побежал, бросил хлеб диву, тот спрятал его в дупле зуба; сказал арабу, что никого не видел, тот ушел назад; див рассказывает, кто разбил ему зуб; их было 40 братьев; их встретил великан, которому море по колено; он ловил китов, варил их на солнце, глотал; погнался за братьями, нескольких убил, а рассказчику разбил камнем зуб; охотник поклялся, что больше не будет хвастать, получил от дива алмазы и самоцветы; жар-птица принесла его домой; он счастливо жил с женой]: Аганин и др. 1960: 80-85.

Туркестан. Киргизы [возвращаясь от дедушки с бабушкой, мальчик встретил человека и дал ему отхлебнуть два глотка из своего бурдюка; тот опорожнил его одним глотком и потребовал еще кумыса; услышав, в чем дело, мальчик засунул обоих за голенища сапог и привез к себе домой; отпустил; спросил жену, есть ли люди сильнее его; жена: таких много; тот пошел помериться силой, встретил хромого крестьянина; тот положил его в торбочку для семян, а потом случайно положил в рот; человек спрятался в дупле его зуба; жена крестьянина его там заметила и принесла для игры детишкам; вечером пришел крестьянин; рассказал, что их было 12 братьев; они с лошадьми спрятались от грозы в пещере; это оказался череп козла; собаки затеяли из-за него грызню, а пастух забросил подальше; рассказчик один остался в живых; человек перестал искать тех, кто сильнее его]: Сулайманов 1998: 76-84.