Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I46E. Радужный меч. .12.13.17.28.29.

Радуга - меч, режущее оружие.

Западная Африка. Бамбара [радуга - "меч Бога"; "меч моего отца"]: Vydrin 1999: 40.

Судан – Восточная Африка. Мальгаши [сын Бога получил разрешение спуститься с неба, но внизу нет ничего; тогда Бог бросил скопище звезд, разрубил его своим мечом-радугой; большие куски стали горами, места, куда Бог нанес удары, долинами, мелкая пыль – равнинами]: Haring 1982, № 1.1.02: 77.

Передняя Азия. Арабы центральной Саудии [«меч дождя»]: Leslau 1988: 432.

Средняя Европа. Русские (Симбирск) [загадка: «Через тридцать три врага / Протянулась красная (золотая) шпага» (радуга)]: Садовников 1876, № 1895: 236.

Кавказ – Малая Азия. Крымские татары (записано в 2007 г. в Симферополе от С.-А. Ибраимова, 1924 г.р.) [мир разделен по вертикали радугой – «божественным мечом», «небесным поясом» (кок къылычы, кок къушагъы), оба конца которого соединяются с истоком реки, делящей мир на две половины сверху донизу; если юноша перепрыгнет через радугу, то превратится в девушку, а если это сделает девушка – она станет юношей]: Сеферова 2020: 53; балкарцы : Джертубаев 1991 [радуга – "божественный (или небесный) меч"]: 140; Малкондуев 2017 [«Меч Тейри» {автор переводит как «дуга Тейри», но лишь чтобы избежать выбора между другими значениями}; слово къылыч в современном балкарском означает «меч, сабля», «коромысло», «засов»; {основное тюркское значение все же «нож, меч», а с коромыслом и тем более засовом радуга нигде не ассоциируется}]: 133; аварцы (ботлихцы) [ алла h ашуб харчаму ‘радуга’ (букв. ‘божья сабля’)]: Дирр 1909: 107.