I43B. Млечный путь – змей, рыба.
.11.18.-.26.28.52.53.56.62.-.66.72.
Млечный Путь есть рептилия, рыба или цепочка из рыб.
Малави, юаларай, вираджери, меджпрат, ватут, о-ва Гилберта (мурена), маори ("длинная рыба", "длинная акула рассвета", "рыба Мауи"), Гавайи ("позвоночник ящерицы"), Туамоту ("хвост ящерицы", "длинная акула"), Мангайя ("длинная ящерица утра"), Мангарева (от слова "акула), о-ва Кука (Пукапука) ["акула"], о-ва Общества ["акула"], овтров Пасхи [две рыбы (мурены?)], бирманцы, индуизм, минангкабау, Ниас, мапун [змей], самал [дракон naga], ами (цепочка из рыб), Древний Китай, белорусы, классические майя, майя Юкатана, чорти, киче, тотонаки, (науатль Веракруса?), кабекар, сикуани, десана, манао (?), Средняя Амазонка, урубу, север побережья Перу (мочика, ламбайеке), такана, чимане, мосетен, мокови.
Бантуязычная Африка. Малави [Млечный Путь - удав]: Dornan 1927: 30 в Baumann 1936: 300; Sicard 1966: 81-82.
Австралия. Юаларай (Новый Южный Уэльс) [ Курреах живет в глубоких водоемах, глотает людей целиком; Миссис Паркер называет это существо крокодилом, но скорее это радужный змей; он виден как волнистая темная тень вдоль Млечного Пути; его змеевидный знак рисуют на столбах, чтобы вызвать дождь]: Radcliffe-Brown 1926: 21 (=1930: 544); вираджери (Новый Южный Уэльс) [шаман ныряет в водоем, где живет радужный змей Вави , узнает от него песни для корробори; черная полоса на Млечном Пути рядом с Южным Крестом – один из предков В.; он подстрекает змей кусать людей]: Radcliffe-Brown 1926: 21.
Меланезия. Меджпрат (района западный Prat) [днем змея отражается в виде радуги, ночью она – Млечный Путь, она же удерживает землю с окружающей землю водой]: Elmberg 1968: 207; ватут [Млечный Путь – «червь»]: Fischer 1963: 99.
Микронезия – Полинезия. О-ва Гилберта : Grimble 1922 [небо лежало на земле; Na Arean (Паук, хотя и антропоморфный; Na – «Господин») посохом нащупал гулкое место, велел Песку соединиться с водой, они породили Na Atibu и Nei («Госпожа») Teakea; их дети Старший, Женщина Посреди, Волна, Осьминог, Угорь Рики; последним родился младший Na Arean Младший, трикстер; после этого Na Arean старший удалился; NA младший дал разум и движение Глухонемым Дуракам (это и есть дети Песка и Воды); они чуть приподняли небо, подрезали связь между ним и землей, Рики поднял небо высоко, земля опустилась; Н. отрезал Р. ноги (упав в море, они стали угрями), а сам Р. – это Млечный Путь; чтобы небо не упало, NA поставил четырех женщин по четырем сторонам света его держать, у них выросли корни как у деревьев; Н. убил своего отца Na Atibu, превратил его правый глаз в солнце, левый в луну, мозг в звезды, куски плоти в скалы и камни, кости в деревья, в том числе в Дерево Самоа, предка]: 91-96; Koch 1966 (атолл Nonouti, зап. 1963-1964): 15-19 [вначале ни земли, ни неба, все заключено как бы в раковине, на выпуклости которой находился Nareau; он стал топать, чтобы небо и земля были твердыми; увидел в глубине темной раковины лежащих людей, расшевелил их привязанным к леске камнем, они назвали свои имена; он согнул им их негнувшиеся суставы; немного приподнял небо, но оно еще было низким и плоским; Н. позвал Katimoi, тот поймал кальмара, отрезал два щупальца, сделал из них наживку, поймал на нее Riki (гигантский угорь, мурена); Р. стал поднимать небо; Н. велел К. поддерживать Р. посредине; велел скату пронзить колючками мускул {мировой раковины}, чтобы она больше не закрывалась и небо оставалось высоко; отрубил кончик хвоста Р., из него получилась нынешняя мурена; Н. бросил перламутровую раковину, она стала солнцем, раковину морской улитки – стала луной; Н. живет на Самоа, его жена – Гром, их оба сына – молния], 20-21 [земля и небо представляли собой как бы закрытую раковину; Nareau прорезал восток, запад, север и юг; стоя на выпуклости, Н. заговорил, произнося имя Riki (большой угорь, мурена), небо с землей расщепились, внутри стало видно людей, они зашевелились; Н. велел женщине Nei Aibong поймать птицу Tikutikutaungaunga, привязал к ней веревку, пустил к людям, велел НА назвать их имена; узнав их, Н. стал господином людей; коснулся им, они стали сильными; немного приподняли небо; но оно связано с землей мускулом, Н. велел скату его проколоть; Рики не хотел поднимать землю, укусил подошедшего человека; Н. поймал его рогатиной, Рики поднял небо; Н. отрубил ему хвост, тот упал, стал муреной, сам Рики – это Млечный Путь]; Maude, Maude 1993, № 1 [небо и земля лежали вплотную друг к другу; между ними были Baba ma Bono (Дураки и Глухонемые – недвижимые рабы); на небе женщина Tangan-nang родила птицу, та принесла рыбу Urua, Т. положила ее в сосуд с водой; рыба все росла, много ела, ее выпустили в море; гигантская рыба вернулась в сопровождении других хищных рыб, люди бежали от берега; из опухоли на лбу Tabakea родилась ящерица, ее бросили в огонь; Т. положил пепел в воду, возник уродливый карлик Nareau; и его бросили в огонь, из пепла возник карлик побольше; он не сгорел в огне, но подрос, его сделали вождем; он схватил рукой и убил рыбу Urua; люди съели плоть, кости отдали Т.; положенные в раковину, они испускали громы и молнии, Н. истоптал, измельчил их; великан Auriaria просунул желз между небом и землей, нашел там угря Riki и Дураков-Глухонемых; они ожили, вместе с угрем чуть приподняли небо; затем Р. далеко отодвинул головой небо, а хвостом вдвинул землю в глубины моря; А. ударил по небу жезлом, куски откололись, упали, стали островами; А. создал Самоа, превратил две раковины в солнце и в луну; белое тело угря Рики – Млечный Путь; А. посадил дерево Самоа, из ветвей которого произошли все люди], 6 [небо лежало на земле; Nareau посохом нащупал гулкое место, проделал дыру, соединил Землю с Водой, Земля породила детей, в т.ч. угря Рики; последним родился младший Нареу; он дал разум и движение Глухонемым Дуракам; они приподняли небо, Рики поднял его высоко; Н. отрезал Р. ноги (теперь угорь без ног), а сам Р. – это Млечный Путь; Н. убил своего отца Na Atibu, превратил его правый глаз в солнце, левый в луну, мозг в звезды, позвоночник в дерево Тамоа, тело в камни, правый бог в Северное, левый – в Южное солнцестояние]: 14-21, 34-37; Maude, Maude 1994, № 2 [Небо и Земля лежали вплотную, родили великана Nareau; он слегда их раздвинул; велел Угрю приподнять небо выше, Угорь стал Млечным Путем], 3 [Угорь стал Млечным Путем]: 60-61, 102; маори : Best 1972 [Млечный Путь - Te Ika a Maui {"Рыба Мауи"}]: 42; Makemson 1941: 153-155 [Tongatonga ("Глубокая тьма") - Млечный Путь; Te Ikaroa ("Длинная рыба") – часть Млечного Пути, вероятно, темная полоса на нем (dark rift); звезды (это маленькие дети) были отправлены в лодке (хвост Скорпиона) на небо; Te Ikaroa должен за ними приглядывать; сперва Млечный Путь разделял области ответственности Солнца и Луны со звездами; затем Солнце поместили на голову Неба, а Луну со звездами на его спину; из-за этого было все время светло; тогда Солнце на пуп, а Луну и звезды на спину], 183 [Млечный Путь – Mango-roa ("Длинная акула")], 185 [Mangoroiata ("Длинная акула рассвета")], 186 [названия Млечного Пути: Длинная Рыба, Большая Рыба, Длинная Акула, Рыба Мауи, Рыба-предок Тангароа (Parent-fish-of-Tangaroa), Сухопутная Рыба (т.е. Ящерица) Неба]; Гавайи : Makemson 1941: 185 [Млечный Путь – Kuamoo ("Позвоночник ящерицы")], 213 [Млечный Путь - Ia ("Рыба")]; Туамоту [Млечный Путь – Vaero-o-te-moko ("Хвост ящерицы"), Mango-roa ("Длинная акула")]: Makemson 1941: 185; о-ва Общества [Млечный Путь – Длинная-синяя-облако-едящая-акула]: Wegener 1844: 148 в Nilsson 1920: 126; о-ва Кука (Пукапука) [Te Mango ("Акула") – темная полоса, разделяющая Млечный Путь от Скорпиона до Лебедя; Мауи загарпунил чудовище и бросил в небо; след от его копья – туманность в Скорпионе]: Beaglehole 1938: 349 (пересказ с комм. в Makemson 1941: 185); Мангайя [Млечный Путь – Moko-roa-i-ata ("Длинная ящерица утра")]: Makemson 1941: 185; Мангарева [в песне описывается, как тело Hina-raurega возникло из лучей Млечного Пути; Млечный Путь - Magaroa-i-ata; mago, "акула", изменено до maga]: Buck 1938: 317; остров Пасхи [две рыбы-людоеда he goe и humu koreva поднялись на небо, стали Млечным Путем и темными пятнами на нем ("Угольные мешки")]: Barthel 1962: 1.
Бирма – Индокитай. Бирманцы [Млечный Путь - нагангуе – «змея» + «множество мелких капелек»]: Никонов 1980a: 255.
Южная Азия. Индуизм (постведическая литература) [в Ведах Млечный Путь практически не упоминается (возможно, один раз в Атхарваведе); но, скорее всего, ведическое обозначение Млечного Пути было Sarasvatī, «со многими водоемами»; в постведической литературе – «Небесная Ганга»; прим. 31: среди многих синонимов – Nāgavīthī («змеиный путь»)]: Witzel 1984: 9.
Малайзия – Индонезия. Минангкабау [ нага бесар – «великий дракон»]: Никонов 1980a: 254; Ниас [Млечный Путь, Dsawa Nagara ("кольцо вокруг мира") мыслится отражением мирового змея]: Suzuki 1959: 21.
Тайвань – Филиппины. Мапун [Большая Медведица – ловушка для рыбы с привязанной к ней веревкой; если видно много звезд, рыбная ловля будет удачной; Плеяды – свинья, в которую нацелено копье – Пояс Ориона; Плеяды обозначают начало сельскохозяйственных работ; Млечный Путь – змей; V-образная свиная челюсть связана с Орионом и охотничьим мифом]: Peralta 2013: 213; самал [гигантский огнедышаший дракон всех уничтожил, остались супруги с маленьким сыном; они поднялись на гору и попросили Бога избавить их от чудовища; дракон поднялся в небо и застыл там, оставляя позади дым и огонь; в звездную ночь видно, как он распростерт на небе; это naga; в конце времен он спустится на землю и пожрет тех, кто не слушается и не боится Бога]: Ziegler 1973: 116-117; ами [великан отделил небо от земли, бывшие вначале близко друг к другу; их соединяла тогда золотая лестница; по ней (данные Kano 1941) первые люди спустились с неба; пока небо было рядом с землей, рыбы выпрыгивали из моря и остались на небе, образовав Млечный Путь]: De Beauclair в Yamada 2002: 65.
Китай – Корея. Современные китайцы [Млечный Путь – небесный дракон]: Ôbayashi 1999: 44; (ср. Древний Китай [изображение на стене погребальной камеры {видимо, ханьского времени} в Wou-leang ts'eu в Шаньдуне: арка в виде двуглавого рогатого змея {вероятно, обозначает небо или Млечный Путь}; рядом, на ней и под ней – антропоморфные персонажи]: Coral-Rémusat 1937, pl.60a).
Средняя Европа. Белорусы (Минская, Воложинский уезд) [«на Украине отмечено обозначение Млечного Пути zmije; (Воложинский уезд в Белоруссии; вероятно, рукописный фонд Мошиньского по Украине, Беларуссии и Польши; уникальный вариант)]: Gładyszowa 1960: 87.
Мезоамерика. Искусство майя классического периода: Garza Camino 1999 [в кодексах тело дракона (Ицам На) представлено в виде полосы, усеянной звездами и символизирует Млечный Путь]: 189; Milbrath 1999 [Космический Монстр имеет туловище разного облика; в большинстве случаев оно покрыто кожей рептилии, на которой изображена небесная полоса или завитки (символы облаков); реже показана сетка]: 275-282; Schele, Miller 1986 [у Небесного Монстра две головы и одно тело, переданное как крокодилье или как ряд символов; передняя голова часто включает знак Венеры; имеет оленьи уши, иногда под нею оленьи копыта; тело монстра относится к передней голове; задняя обычно вывернута, имеет тупое рыло, пухлые глаза и челюсть скелета; лоб - глубокий сосуд с отогнутым венчиком, сливается с иероглифом солнца; похоже, что монстр воплощает рассвет (солнце следует за Венерой); если в виде монстра оформлена архитектурная деталь, то передняя голова обычно обращена к западу]: 45, fig.22; майя Юкатана [современные данные и источники колониального времени ассоциируют Млечный Путь со змеей; Космический Монстр изображается с бородой, что позволяет связать этот образ со змеей фер-де-ланс, известной в Мезоамерике как "желтая борода"; она отождествляется с Млечным Путем]: Milbrath 1999: 40, 282-283; кекчи [пока великий касик охотился в лесу на горлинок, Солнце закрыл лицо черепаховым панцирем, отбросившим приятную тень на дочь касика; одним из своих лучей увел девушку; касик приказал сделать гигантский сарбакан и к нему глиняные шарики; когда собрался выстрелить, Солнце бросил ему в сарбакан перец; с тех пор люди кашляют; во второй раз касик сумел выстрелить, Солнце выронил девушку, она упала в море, разбилась на мелкие части; рыбки собрали кусочки, прикрыв каждый своей блестящей чешуей; каждая взяла в рот хвост другой, они образовали цепь, подняли девушку к небу; потеряли дорогу домой, стали Млечным Путем; девушка стала Луной, тщетно пытается догнать Солнце; тот не может остановиться, ибо спешит разбудить утром птиц]: Gordon 1915: 116-117; чорти [Млечный Путь – белая змея; ее пасть на юге, хвост на севере]: Girard 1948: 76; 1949: 458, 461 в Milbrath 1999: 40; киче [Млечный Путь и эклиптика ассоциируются с четырьмя реками горной Гватемалы, вытекающими из места пересечения Млечного Пути и эклиптики; Млечный Путь - река, в которой плавает крокодил; там, где его открытая пасть, находится дорога в загробный мир]: Bassie-Sweet 2008: 266-267; прибрежные тотонаки [см. мотив A24; предки живут в темном холодном мире; светит лишь небесный змей - Млечный Путь; его пасть раскрыта; ящерица находит горячий камень, готовит на нем еду; четырем птичкам удается разбить камень, достать сияющее яйцо; животные приносят его к источнику; девушка-сирота находит яйцо, приносит домой; оно трижды возвращается к источнику; на четвертый девушка хватает его зубами, оно лопается, она проглатывает его; через девять дней рожает сыновей-близнецов; родившийся первым сильнее; девушка умирает, ее бабка оставляет младенцев на ветвях магея, они не умирают; кладет на дерево анона, чьи плоды похожи на женские груди; младенцы питаются медом подобно колибри; старуха рада, приносит их домой; Великий Змей светит слабо, питается молодыми девушками; братья раскаляют камни в темаскале, бросают ему в пасть; делается вовсе темно, многие люди превращаются в камни и в идолов; братья посылают зеленую муху проверить, мертв ли змей; она влетает в пасть, вылетает из ануса - мертв; старший говорит животным, что станет Солнцем; те не должны показать его младшему брату дорогу, по которой он пошел; младший проводит время на праздниках; многочисленным любовницам объясняет, что это он станет солнцем; старший велит животным развести костер, прыгает в него с горы, летит на восток; его дядя приходит позже, когда угли почти погасли, следует за ним; младший брат находит одну золу, животные указывают ему путь к западу; старик предрекает, что трое вскоре появятся на небе; его считаются за сумасшедшего, бросают на землю; он превращается в собаку, говорит, что будет проводником душ мертвых, ведя их к Солнцу по его следу; встает Утренняя Звезда, все предки (tutu na cu) гибнут; собака отводит их души к Солнцу, тот судит их; добрым велит вновь населить землю]: Münch 1993: 37-40; (ср. науатль Веракруса (Sierra de Zongolica) [до появления солнца на небе слабо светился гигантский змей {Млечный Путь?}; братья забрали его сверкающие глаза, Солнце взял более яркий, Месяц – более слабый]: Oropeza Escobar, p. 220 в Chinchilla Mazariegos 2011: 84; тлапанеки [Кассиопея – скорпион, Млечный Путь – поток его яда]: Schultze-Jena 1938: 157).
Гондурас - Панама. Кабекар [ Сибу делает свой дом, т.е. небо; ему нужна лиана связать конструкции; он посылает людей на восход, дав им свой жезл, сделанный из его пуповины; велит спросить змея, как тот спит; Сплю с открытыми глазами, бодрствую с закрытыми ; один человек вырвал ус змея, его принесли С.; человек умер; С. обвязал усом свой дом; каждый узел на нем - звезда]: Stone 1962: 55.
Льяносы. Гуахибо [ Куваи ( Фурнаминали ) превращается в насекомое, цепляется за гениталии Пуакали ( Машунашунали ), дочери Куэми (анаконда, Eunectus murinus), который в то время "занимал мир"; берет ее в жены; однажды сын Куваи входит в дом в облике агути, Куэми его пожирает; Кувеи подбирает частички его плоти, создает из них двух птенцов орла; растит, чтобы они отнесли Куэми на небо; чтобы выманить его из его логова, Куваи выпускает муравьев Attalea sp., Куэми выползает их есть; след от его тела – Млечный Путь; орлы относят его на небо, он сам – Млечный Путь; его вдова Янилуава (= Тентелува , = Цикирири ) – мать всех ядовитых тварей (скорпионов, пауков, змей, муравьев); она пытается отомстить за смерть мужа, попадает в ловушку Куваи , съедена пираньями; ее дочь хватает ее бедренную кость, отсекает ногу другому сыну Куваи – Кахуяли (Орион), бросает ее в воду, она превращается в сома; K. считается ягуаром и создателем шаманизма; раньше он ездил в своей каменной лодке, распространяя по рекам рыбу; гиганский орел стал людоедом, Кувеи его убил; там, где он упал, среди леса появились саванны]: Baquero 1989, № 1: 80-81; сикуани: Wilbert, Simoneau 1992, № 11 [ Квемейни ставит ловушку, Фурна попадает в нее; превращается в черепаху; Квемейни посылает за ней дочь; Фурна превращается в человека, девушка берет его в мужья; превращается в клеща, она приносит его домой на своих гениталиях; ночью тесть слышит, как кто-то пускает ветер; догадывается, что с дочерью спит мужчина, т.к. у него самого и его семьи нет анусов; позже Квемейни превращается в змея, в Млечный Путь]: 64-65, 668 [Млечный Путь отождествляется с анакондой (Eunectes murinus) или с coral macho (Pseudoboa neuwiedii neuwiedii)].
СЗ Амазония. Десана: Reichel-Dolmatoff 1968, № 4 [девушка находилась в отдельной хижине по случаю месячных; с ней сходится семиглавый змей; шаманы (paye) убили его и сожгли; он ожил, превратился в Млечный Путь]: 200; 1982: 170 [Млечный Путь может восприниматься как река, тропа в лесу, толпа идущих людей, сброшенная змеиная кожа, струя оплодотворяющего семени и пр.], 171 [Млечный Путь есть две змеи; звездная, светящаяся часть – радужный удав, мужское начало, а темная часть – анаконда, женское начало; цикл исхождения с неба оплодотворяющей силы отмечен движением Млечного Пути, понимаемым как движения извивающихся змей]; ( тукано ? этнос не указан, бассейн Риу-Негру, Бразилия, записано на лингва-жерал [звезды образуют на небе фигуру большого змея Боясу; в сезон дождей он спускается и плывет вверх по реке, которая выходит из берегов; заглатывает рыбу, а затем отрыгает ее]: Brüzzi 1994: 90.
Центральная Амазония. Низовья Жапуры (манао?) [у девушки месячные; она купается, оставив одежду на берегу; в одежду заползает змея; девушка беременна, рожает сына; по ночам он змей, днем - человек; каждый вечер возвращается в лоно матери; все растет; ее брат и отец просят помочь хозяев леса мужчину Curupira и женщину Caa-maña; сын-змей лезет на дерево, сбрасывает матери плоды; она бежит; не желает, чтобы сына убили; он поднимается к небу, становится великим змеем Boyusu; днем он - радуга, ночью - пятно на Млечном Пути]: Tastevin 1925: 178-183; Средняя Амазонка [женщина беременеет от демона, рожает змея; он всегда с ней; однажды он забирается на дерево, она убегает; он поднимается на небо, где виден сейчас (Млечный Путь?); люди спят, не слыша его призыва; слышат рептилии и деревья, они теперь меняют кожу и не умирают]: Barbosa Rodrigues 1890: 234-235.
Восточная Амазония. Урубу [огромный змей Madjou-ã жил в воде, глотал людей; шаман Karará-ramoui заострил края двух калебас, дал себя проглотить; ножами проглоченные не могли порезать М. изнутри, а краями калебас К. одно за другим разрезал все его десять сердец; М. стал заглатывать воду, но К. разрезал ему бок, вынырнул, дошел домой, от усталости умер; другой шаман его оживил; М. умер, поднялся к небу, его тень там - это Млечный Путь; сам же он упал, продавив землю, так образовалось море]: Ribeiro 2002: 611-612 (=2008: 557-558); тенетехара {прямо не говорится, что змей ассоциируется с Млечным Путем, но учитывая данные урубу и мосетен (ниже), это наверняка так} [девушка встречает змея, берет в любовники; рождает взрослого сына; он выходит из ее утробы, мастерит в лесу стрелы, на ночь возвращается в утробу; брат девушки узнает об этом, советует ей спрятаться, пока сына нет; тот поднимается на небо, разбивает там свои лук и стрелы, они превращаются в звезды; это видит только паук; с тех пор лишь пауки меняют кожу и не умирают, а люди и животные утратили эту способность]: Wagley, Galvão 1949, № 24: 149.
Центральные Анды. Уака-эль-Драгон, культура сикан (=ламбайеке; долина Моче, деп. Ла-Либертад) [рельефный декор на стене храма: арка в виде змеи с головами на обоих концах тела; у каждой головы ухо (рог?); в каждой паре челюстей - стоящая антропоморфная фигура]: Donnan 1989, fig. 15; Чотуна, культура сикан (=ламбайеке; долина Ламбайеке, деп. Ламбайеке) [рельеф на стене храма, сходный с Уака-эль-Драгон, но худшей сохранности]: Donnan 1989, fig. 16; Kroeber 1944, pl.63; культура мочика , период IV [антропоморфный персонаж под аркой в виде двуглавой змеи, в каждой пасти человеческая голова]: Donnan 1989, fig. 19; культура мочика, периоды III, IV [змееобразное существо с головами на обоих концах тела обрамляющее сцену или отделяющую верхний ярус (небо) от нижнего (земля)]: Donnan, McClelland 1999, fig. 4.90, 4.102, 5.23.
Боливия – Гуапоре. Такана [небо было близко к земле, люди его боялись, оттуда все слышно; змея-радуга Сусе-Наи-Бакуа (у нее головы на обоих концах тела, зубчатая спина) и Бабушка-молния Беба-Дзарара разделяют их; змея-радуга выгибает спину, поднимая небо; больше люди не боятся неба]: Hissink, Hahn 1961, № 31: 77; чимане [небо было низко; женщина ловит игуану; приносит домой, держит за сына; Игуана растет, женщина перекладывает ее во все более крупные сосуды; когда однажды она засыпает, Игуана поднимает небо выше, превращается в Млечный Путь]: Hissink, Hahn 1989, № 6: 64; мосетен [супруги хотят завести дома животное, находят червя Nyoko; муж кормит его сердцами птиц, затем животных, затем людей; Н. растет, его перекладывают в сосуды все большего размера; его хозяина убивают; жена посылает Н. его искать; Н. поднимает голову до неба, находит труп; окружает кольцом селение, всех убивает; оживляет хозяина, они вместе едят сердца убитых; Н. помогает хозяину ловить рыбу, запрудив реку; поднимается к небу, превращаясь в Млечный Путь; вызывает гром; звезды - стрелы, вонзившиеся в его тело]: Nordenskiöld 1924: 143-144.
Чако. Мокови [Млечный Путь или, скорее, темные пятна на нем – Mañik; это, с одной стороны, гигантский нанду, которого загнали на небо собаки (звезды Кентавра), а с другой – змееобразный монстр, хозяин нанду и хозяин змей одновременно]: Giménez Benítez et al. 2002: 48.