Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I4. Гром ездит по небу.

.15.16.23.26.-.29.31.32.35.39.(.40.)

Когда транспортное средство движется по небу, раздаются раскаты грома.

Итальянцы (Тироль), немцы (Верхний Пфальц), маратхи, Древний Китай, Древняя Греция, греки, сербы, македонцы, болгары, гагаузы, украинцы (гуцулы, Волынь, Житомирская, Киевская, Харьковская), русские (Архангельская {Пинега; Каргопольский р-н, Шенгурский у.}, Вологодская, Новгородская, Владимирская, Костромская, Тверская, Калужская, Смоленская, Воронежская, Тамбовская), белорусы, адыги, терские казаки, кумыки, лаки, грузины, мегрелы, армяне, (персы), литовцы, вожане, восточные саамы, шведы, коми, удмурты, чуваши, мари, мордва, казанские татары, башкиры, ненцы, северные селькупы, (эскимосы Лабрадора).

Южная Европа. Итальянцы (Тироль) [когда раздаются удары грома, говорят, что «Гоподь ездит на телеге» (il Signor Iddio va in carozza)]: Schneller 1861: 244.

Западная Европа. Немцы (Бавария: Верхний Пфальц) [гром раздается, когда Богоматерь ездит по небу в повозке, запряженной конями; копыта высекают молнии]: Schönwerth 1858, № 8-9: 123, 125.

Южная Азия. Маратхи (район Бомбея) [во время грозы Бхагаван ездит по небу на колеснице]: Enthoven 1924: 76 (цит. в Elwin 1949: 89).

Китай – Корея. Древний Китай (1) [песня «Дун-цзюнь» («Господин Востока») из южнокитайского цикла «Цзю гэ» («Девять песен»), который приписывается Цюй Юаню (IV-III вв. до н.э.) и содержится в своде «Чу цы» («Чуские строфы»); текст посвящен богу солнца, который предстает в облике возницы колесницы: «Благое сиянье занимается в восточной стороне, / Озарило мой палисад – Фусан. / Приласкав моих коней, неторопливо трогаюсь в путь, / Ночь светлеет и светлеет, сменяясь днем. / Погоняю упряжных драконов, правлю громом, / В окруженье облачных знамен, извивающихся стягов. <…> В одеянии из темных облаков, с поясом из белой радуги , / Длинной стрелой целюсь в Небесного волка. / Крепко сжав свой лук, спускаюсь вниз, / Беру Северный ковш, наполненный коричным вином. / Натянув поводья, стремительно взмываю ввысь / И в полной темноте следую на восток»; из комментария переводчиков: Фусан (Солнечная Шелковица) – дерево, растущее на крайнем востоке, на ветвях которого обитали десять солнц; у подножия этого дерева находился водоем Сяньчи (Озеро солнц), где светила омывались перед тем, как взойти на небо; правлю громом – считают, что речь идет о раскатах грома, образующих колеса колесницы бога солнца ; Небесный волк (Тяньлян) – Сириус; Северный ковш (Бэйдоу) – Большая Медведица; коричное вино – вино, настоянное на коре коричного дерева (гуйму), почитавшегося растением бессмертия]: Алимов, Кравцова 2014: 209-210 (другие рус. пер. в Бодде 1977: 393-394; Яншина 1984: 111; англ. пер. в Hawkes 1985, № 7: 112-113; Williams 2022, № 7: 31).

словенцы (Крайна) [раскаты грома называют «божьим выездом»]: Гримм 2019 (1): 388;

Балканы. Древняя Греция [«Собрание всех слов в алфавитном порядке» Гесихия Александрийского (ок. V в. н.э.): ἐπεὶ δοκεῖ ὄχημα τοῦ Διὸς ἡ βροντὴ εἶναι «гром считают шумом от повозки Зевса» (s.v. ἐλασίβροντα)]: Гримм 2019 (1): 388; Schmidt 1860: 58; греки [гром гремит, когда св. Илья гонится по небу на своей огненной колеснице за Ламией, чтобы та не губила посевы; молнии – его стрелы; когда находят громовые камни, их используют в медицине; водой, которая опыла такие камни, лечат упавших со скалы]: Zochios s.a., № 12; сербы [возница – Илья-пророк, которому достались молнии да стрелы]: Караджич 1987: 33-34; македонцы : Ценев 2004 [Гром - Илья-пророк ездит по небу на колеснице, сражается с ламиями; если рождается ребенок с крыльями под мышкой, 9 женщин должны за сутки соткать и сшить для него одежду; иначе мальчик станет змеем, а девочка ламией]: 134-136; Douma 1893 [=Плотникова 2000: 251; во время грозы Илья ездит по небу на огненной колеснице и пускает стрелы-молнии в ламию, чтобы та не губила посевы]: 284; болгары [когда Илья-пророк ездит на колеснице, раздается гром, а когда стегает бичом коней, сверкает молния; гром (молния) есть огненная стрела с кремневым наконечником, Илья метит их в грешников]: Маринов 2003: 51-52; гагаузы [св. Илья ездит по облакам на тройке белых коней в огненной телеге; гром – шум колес телеги, когда усиливается, св. Илья сердится; молния – огненные стрелы, которые св. Илья бросает в шайтанов; те прячутся за человека, за скот и в жилищах; во время грозы кошек и собак отгоняют от себя]: Мошков 1901: 56.

Средняя Европа. Украинцы (гуцулы) [вначале Бог отдал гром и молнию Сатане; тот злоупотребил доверием; Бог заморозил море и велел Св. Илье забрать гром и молнию; Сатана спал подо льдом, проснулся и прогрыз лед, попытался утянуть Св. Илью за ноги; но тот принес гром и молнию на небо; во время грозы Илья ездит на колеснице и везет с собой громы]: Koenig 1936: 373; украинцы (Волынь: Луцкий у.; Харьковская) [гром – стук колесницы Ильи Пророка]: Булашев 1909: 322; украинцы (Житомирская, Житомирский у.) [если нужен дождь, Господь посылает Илью на его колеснице, тот собирает скопления туч, дождь начинается]: Булашев 1909: 310; украинцы (Харьковская, Старобельскмий у.) [Илья везет горшки либо ездит на колеснеице вместе с богом]: Булашев 1909: 322; украинцы : Абрамов 1914 (Волынь: Новоград-Волынский) [гром – Бог поражает злого духа огненной стрелой; молния – Илья на огненной колеснице с тремя ангелами; один поддерживает его, второй правит лошадьми, третий рассекает мечом облака; тогда открывается вид настоящего неба – огненного (молния)]: 381; Кравченко 1920 (Волынь) [во время грозы Илья ездит по небу на колеснице]: 5 (=1929: 55); Савченко 1906 (Киевская) [Созвездие Большой Медведицы называют «возом»; это воз, на котором пророк Илия поехал на небо и которым он ездит по голубому небу во время грозы; стук колес этого воза и производит гром]: 105; Иванов 1898 (слобода Белокуракино Старобельского у. Харьковской губ.) [Млёчный путь – дорога из Киева в Юрусалым, по ней св. Илья возит свой гром. Юрусалым — пуп земли]: 461; русские (Архангельская): Ефименко 1874: 171 (Пинега) [гром от того, что по небу ездит на огненных конях Илья Пророк], 185 (Шенгурский у.) [гром происходит от огненной колесницы св. пророка Ильи, катающегося в ней по небу, а молния – искры от подков конец Святого Ильи]; русские (Архангельская: Каргопольский р-н) [когда гром гремит, Илья катается на колесах по небу]: Белова и др. 2004: 380; русские (Новгородская) [рукопись Ф.Ф. Пардалоцкого «Народные приметы, суеверия и предрассудки, заговоры и ворожба. Взято из быта народного в разных местностях Новгородской губернии» (1878 г.): молния – плетка, которой Илья пророк погоняет лошадей]: Зеленин 1915, № 24: 869; русские : Андреева 2003 (Тамбовская, с. Гавриловка, Ржаксинский р-н) [Млечный путь считается дорогой святого Ильи: «Млечнъй путь – эт яво дарога, он (Илья) на кълясницы ездит»]: 141; Белова, Кабакова 2014, № 101 (Вологодская, Калужская, Владимирская, Костромская) [гром от того, что Илья Пророк ездит на колеснице по небу]: 257-258; Дубровина 2002 (Тамбовская) [Говорят, что по Млечному пути Илья-пророк разъезжает на своей колеснице. Молонья вокруг сверкает. И гром от повозки слышен на земле]: 31; Колчин 1899 (Тверская) [Господь посылает пророка Илью на огненной колеснице разогнать нечистую силу, от этого гром (колесница) и молния (огненные стрелы либо искры из-под копыт коня); зимой Илья никуда не ездит, поэтому нет грома]: 13; Федоров 1903 (Воронежская, Землянский у., сс. Едовище, Латаное, Шумейки) [Гром – когда Господь едет по небу умываться, а Божия Матерь бежить за Ним с доенкою коров доить и с помелом, чем производит молнию, помело бросает и хлеб тем охраняет; пророк Илья ездит по небу на огненной колеснице – колёса производят стук, то есть гром, а колесница – огонь, или молнию. Нечистые души с неба в это время удаляются в виде летучего змея; в кого змей влетит, того гром убьёт, а если в дерево или дом, то молния зажжёт]: 258; белорусы [гром – Илья-пророк ездит по небу]: Боганева 2010: 59.

Кавказ – Малая Азия. Адыги [когда громовержец Шибле скачет по небу на вороном жеребце, раздаются раскаты грома]: Шортанов 1992: 115; терские казаки : Баранов 1899, № 2 (ст. Троицкая) [бесы стараются проникнуть на небо; Илья пророк не позволяет им этого, гоняется за ними на колеснице и поражает их стрелами; от грохота колес его колесницы происходит гром, а от полета стрел – молния; бесы стараются укрыться от Ильи на земле: входят в животных или бегают по дороге, поэтому во время грозы, чтобы не быть убитым, не следует находиться около животных и идти по дороге; стрела, пущенная Ильей, может попасть и в человека]: 171; Востриков 1907 (ст. Наурская) [гром – топот лошадей и колесницы пророка Ильи; Илья посылает дождь и мечет стрелы во все стороны, защищаясь от злых духов и козней ведьмы; его стрелы иногда попадают в жилища, деревья и людей; молния – это стрелы Ильи, поражающие злых духов; небо раскрывается во время грозы и посылает свои молнии-стрелы на помощь Илье, чтобы скорее управиться с духами, дерзнувшими летать по поднебесью и мешать пролитию дождя; от топота белых коней Ильи и стука его огненной колесницы по всей вселенной раздается гул]: 8, 10; Гусев 1893 (ст. Ардонская) [гром на небе происходит оттого, что Илья пророк скачет на колеснице и побивает нечистых духов; молния сверкает из-за быстрой езды: когда Илья пророк ездит по небесам, колеса его колесницы ударяются о твердое небо и высекают искры]: 319; кумыки : Гаджиева 1961 [Джабраил скачет по небу, разгоняя кнутом облака; удары кнута - молния]: 329; Халидова 2012, № 26 [ангел на своей колеснице объезжает небеса и гневается за то, что тучи не торопятся возвращаться с моря с водой; при этом он бьет коня кнутом, от чего сверкает молния, а от шума колесницы гремит гром]: 49; лаки [Асс едет по небу в фаэтоне; искры из-под копыт коней – молния, стук копыт по камням – гром, дорога – Млечный Путь]: Халидова 2012, № 24: 48; грузины [1) пророк Элиа на колеснице, запряженной золотыми (или огненными) конями, скачет по небу, плоский верх которого покрыт льдом; от стука колес происходят гром и молния; 2) ингилойцы: пророк Элиа скачет по небу на молотильных досках (кеври); вбитые в доски мелкие и острые камни скрежещут о свод ледяного неба]: Джанашвили 1893, № 6: 148; мегрелы [Бог вызвал Св. Георгия на небо, послав за ним ангела; увидев, что Св. Георгий съедает целого быка, ангел ночью уменьшил ему желудок, потому что на небе так много не едят; во время грозы Св. Георгий скачет по небу; молния – стрела, которой он поражает черта; а тот прячется то в море, то мухой под деревом]: Fähnrich 1997: 79-81; армяне : Багрий 1930(3) [1) Гром – пророк Илья ездит по небу на огненной колеснице; 2) старуха наполняет камнями буйволиные кожи, бежит с ними по волнистым горам неба; когда поднимается на гору, камни вылетают из кож, а когда спускается, опять в них попадают]: 127; Мелик-Шахназаров 1904, № 6 (Зангезурский уезд) [«Гром происходит от стука колесницы пророка Ильи, или от скатывания камней какою-то старухой»]: 92.

(Ср. Иран – Средняя Азия. Персы [чтобы оросить дождем определенное место на земле, Бог посылает маленького ангела величиной с пчелу; тот едет на туче; если она упрямится, он бьет ее своим бичом, вызывая молнию и гром]: Donaldson 1938: 84).

Балтоскандия. Литовцы (жемайты) [Перкунас ездит в колеснице над облаками; когда задевает за облака, гремит гром и сыплются искры – молнии]: Veckenstedt 1883: 127; литовцы [Перкунас / Св. Илья / Люцифер едет по небу / по камням, слышится гром]: Кербелите 2001: 113; литовцы [во время грозы Перкунас едет на телеге с камнями и бросает камни вниз; или св. Петр, св. Павел и св. Яков едут судить людей, но ссорятся]: Vaiškūnas 2007: 119; литовцы [во время грозы повозка Перкунаса гремит по камням небесной пустыни; находящиеся в повозке камни громыхают или начинают падать и катиться]: Лаурикене 2019: 295; литовцы [Пастух, когда громыхает гром, говорит, что это его отец на возу проехал. У отца, дескать, есть большая трубка, из-за того, что он дымит ею, всё темнеет, а гремит – потому что повозка стучит колёсами. Пастух не боится грома, глумится над ним, порочит Перкунаса. Гром ударяет в пастуха, убивает насмерть]: Велюс 1989: 66; латыши [когда гром громыхает, это Бог едет по небу с повозкой камней; когда повозка переворачивается, ударяет гром]: Лаурикене 2019: 295; вожане [удары грома – это Илья ездит в повозке, запряженной огненным конем]: Mägiste 1959, № 152: 152; восточные cаамы [когда гремит, за Богом гонится Черт, натыкаясь на деревья и разбивая их; у Бога телега или колесница со всем имуществом, он бежит и она гремит]: Керт, Зайков 1988, № 11: 129; шведы [гром называют T horsakan , выездом Тора (Готланд); когда ударяет гром, говорят «старый добрый (малый) поехал», «добрый отец едет»]: Гримм 2019(1): 388-389.

Волга – Пермь. Коми [во время грозы Илья Муромец, стоя на коленях, едет по железному мосту в телеге, запряженной четырьмя парами коней; искры из-под колес – зарницы, стрелы из его лука – молнии; Леший пытается укрыться под пихтой, в корнях сосны, на меже – там где спорят]: Лимеров 2005, № 24: 36 (начало по Fokos-Fuchs 1951, № 40: 245); удмурты [Илья Пророк и его сын ездят на тарантасах и иногда встретятся и заспорят; молния: Илья Пророк стреляет в шейтана; если тот прячется за самого хорошего человека, все равно стреляет, поэтому убитого молнией считают праведным; яичную скорлупу нельзя бросать в целом виде на землю, т.к. во время грозы в нее прячется шейтан; если молния ударит в дерево, то на верхушке видно пламя – это горит кровь шейтана]: Мошков 1900: 198; чуваши : Егоров 1995: 116 [великан Ул ă п вернулся с охоты усталый, залез на небо, как на полати, уснул; его четыре брата не добудились его, плечами подперли небо с четырех углов, подняли вверх; спавший проснулся, пошел искать братьев; под его ногами затрясся небесный свод, поднялся грохот, полетели искры (гром и молния); когда понял, что не сможет спуститься на землю, заплакал – дождь; стал всевышним богом Тур ă ], 121 [ Тур ă ездит по небу на колеснице, запряженной белыми конями, выслеживая Шуйттана , поражает его кнутом (гром и молния), загоняет обратно в преисподнюю; преследует и других чудовищ и злых духов]; мари [Кюдерче-юму ездит на тройке лошадей в колеснице, производит гром, бросая камнями в нечистую силу; если нечистая сила заберется в воду, то там в нее попасть нельзя]: Мошков 1900: 198; мордва [во время грозы Илья-пророк ездит в колеснице по небу]: Harva 1952: 159; казанские татары [загадка: «С вершины горы Буруслан запряженная в телегу тройка несется» (гром)]: Махмутов 2013, № 242: 63; башкиры [во время грозы Тенгри едет на своей арбе, груженной бочками с водой; поэтому все в небе грохочет]: Хисамитдинова 2010: 159.

Западная Сибирь. Тундровые ненцы : Ненянг 1997 [когда небесные духи аргишат на медных нартах по каменным небесным горам, гром – грохот их нарт, молния – искры из-под полозьев]: 236; Попов 1944 [Hae Ru разъезжает по верхней железной земле; гром - от грохота полозьев его саней]: 85; Старцев 1930 (тундровые?) [гром – это шум, когда бог молнии Xehe едет на санях, запряженных несколькими оленями, и стреляет в злых духов]: 117; северные селькупы [гром – бег коня по небу, на котором Ича спускается на землю]: Прокофьева 1961: 66 в Тучкова 2004: 120.

( Ср. Арктика. Эскимосы Лабрадора [когда дух на севере дует, разыгрывается пурга; духи с востока и запада приносят лето; на юге живут духи-женщины, посылают цветы и летний дождь, который держат в мешках; когда бегут по небу, слышен гром, а расплесканная вода – это дождь]: Hawkes 1916: 153).