Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I22C. Доска из кормы Арго.

.14.16.20.21.27.-.30.33.34.39.40.43.

Персонаж благополучно проскакивает, проплывает, пролетает сквозь отверстие, которое захлопывается, но край кормы лодки, хвост животного или птицы, тело ездового животного, спутник героя или его собственная пятка оказывается расплющенным, оторванным и пр.

Арабы Мавритании [хвост верблюдицы], Западной Сахары [хвост жеребенка], немцы (Вестфалия – Гессен), шотландцы, о-ва Кука южные (Мангайя), тибетцы (Амдо) [хвост верблюдицы], Древняя Греция [хвост голубя, корма корабля], греки [хвост коня], румыны [хвост аиста], боснийцы [круп коня], русские (Олонецкая?) [задние ноги коня], украинцы (гуцулы) [пятка сапога], абхазы [конь раздавлен, всадница проскочила], адыги [хвост коня], осетины [хвост коня], аварцы [хвост коня], лезгины [хвост коня; конь раздавлен, всадник проскочил], грузины [хвост коня], узбеки [хвост коня], буриши [хвост коня], казахи [хвост Симурга], монголы [хвост коня], дагуры [хвост коня], эвенки (байкальские?) [хвост коня], чукчи [рулевое весло], азиатские эскимосы [корма лодки], о. Св. Лаврентия [корма лодки], о. Нунивак [корма лодки], инупиат Берингова пролива [корма лодки] и северной Аляски [корма лодки], карибу [пола одежды], Западная Гренландия [корма лодки], снукуалли [корма лодки], снохомиш [затылок сойки], твана [затылок сойки], пуяллуп [хохолок сойки], верхние чехалис [хвост сойки], тилламук [кусок мяса из ягодиц], якима [хохолок сойки].

Северная Африка. Западная Сахара [две сестры замужем за двумя братьями; уходя те велят: если родятся разнополые дети, надо одной семье уходить на восток, другой на запад; у одной сестры мальчик Nehry Bugam, они решают одевать его девочкой; НБ подрос, истина раскрылась; НБ подрос, уходит искать свою двоюродную сестру Dayesmus, с ним страус, верховые верблюд и конь, молодые верблюд с верблюдицей, собака и ворон; змеи, толкучие горы разреши ему пройти, горы лишь отрезали кончик хвоста молодой верблюдицы ; НБ дает пастуху кольцо бросить в миску молока, которую будет брать дочь вождя (т.е. Д.); пастух говорит, что семиглавый змей требует девушек, осталась последняя – дочь вождя; НБ говорит змею, что пришел посмотреть на столь славное существо, просит разрешить на память взять одну его голову; затем вторую; остальные пять отрубает в битве, прячет под огромным камнем; никто другой не может его поднять, НБ получает Д. в жены; чужие воины ранят НБ, забирают его жену; животные выхаживают его; он побеждает врагов, возвращает жену, толкучие горы и змеи снова их пропускают; все хорошо]: Aris, Cladellas 1999: 65-73; арабы Мавритании [женщина рожает мальчиков, но каждый из новорожденных унесен ветром; знахарь обещает ей талисман с условием, что когда первый оставшийся в живых ребенок выучит Коран, она отдаст его ему; мать намеренно оставляет на старой стоянке саблю сына и посылает за ней; верблюдица говорит, что у сабли прячется гуль – надо ее схватить и верблюдица быстро унесет седока; велит ее убить, в ней жеребенок – наполовину золотой, наполовину серебряный; велит сесть на него; они остановились под деревом, куда зеленая птица приносила людей; драгоценности съеденных рассыпаны на земле; поев, птица поет; юноша забрал драгоценности; султан отдаст дочь тому, кто доплюнет снизу до ее лица высоко в окне, лишь юноше это удается; он получает дочь султана, но скрывается в облике бедного паршивца; в облике прекрасного воина громит врагов; жена перевязывает рану свои платком; узнает, что ее паршивый муж – красавец, но молчит об этом; султанша беременна, хочет услышать пение зеленой птицы; старшие зятья султана не знают, как это сделать; юноша обещает им добыть птицу, за это отрезает каждому зятю по фаланге мизинца; жеребенок учит заманить птицу в сундук, где мясо; птица говорит султану, что не станет петь, пока он не добудет дочь Bzougue; зятья снова не знают, как это сделать; юноша обещает достать им девушку, за это отрезает каждому мочку уха; птица требует молоко львицы, родившей впервые, а с ней другие такие же львицы; на этот раз юноша отрезает у претендентов по мизинцу ноги; юноша накормил и украсил детенышей львицы, она выполнила все требования; теперь дочь Bzougue просит достать воды из-за толкучих гор; юноша отрезает у зятьев по кусочку носа; жеребенок велит дать сторожащим путь муравьям зерно, девушкам – жемчуг, собакам мясо; толкучим горам сказать, что другие горы перед столкновением расходятся куда дальше – одна к восходу, другая к закату; юноша достает воду, убегает, горы отсекли лишь кончик хвоста жеребенка ; птица поет, дочь Bzougue рада, все хвалят зятьев; жена говорит юноше, что знает его тайну; юноша является во всем блеске, показывает султану отрезанные мизинцы и пр.]: Tauzin 1993: 127-142; берберы юга Марокко [у бедного продавца дров двое сыновей; он поймал в лесу красивую птицу и принес домой; жена не дала ее детям играть, а спрятала; ежедневно птица сносит яйцо, еврей каждое покупает за сто миткалей; муж отправился в паломничество, а еврей стал любовником жены; попросил зарезать и приготовить птицу; вернувшись в отсутствие матери, мальчики открыли крышку котла, младший Hammed съел голову, а старший Muhammed сердце птицы; не найдя головы и сердца, еврей велит женщине зарезать детей и достать содержимое их желудков; та велит это сделать служанке; та отпустила детей, принесла голову и сердце какой-то убитой птицы; еврей: это не то; женщина прогнала служанку и вышла за еврея; М. от развилки пошел направо, пришел к запертым воротам города; там умер царь, жители выберут новым царем того, кто утром первым придет к воротам; М. стал царем; Х. пошел налево, нанялся к пекарю бубликов; принес дому счастье; у него волшебное кольцо; если его повернуть, возникает дворец; младшая из семи дочерей царя это увидела, попросила отца выдать их замуж; царь созвал всех мужчин, каждой из дочерей дал по яблоку бросить в избранника; все бросили, младшая ждет; когда привели паршивого работника пекаря, она бросила яблоко в него; царь заболел; визирь: пусть зятья принесут львиное молоко в львиной шкуре, лев будет ее нести, а другой идти впереди; паршивый повернул кольцо, велел слуге дать ему белого скакуна, оружие и пр.; обещает другим зятьям добыть требуемое в обмен за яблоки, полученные от принцесс; принес царю львов забитых быков, тот дал требуемое; визирь: нужно еще одно лекарство – вода, взятая между скал, открывающихся раз в год; то же (красного скакуна; Х. требует, чтобы зятья отрезали себе мочки ушей); Х. успел взять воды, скалы лишь отрезали хвост коня ; третье лекарство: яблоко из сада Rhalia Bint Manssor, живущей за семью морями; черный скакун; отрезать фаланги мизинцев; слуга из кольца: туда отнесет лишь престарелый дух, почти лишившийся перьев; тот просит взять в дорогу 7 сосудов с кровью и 7 кусков мяса; когда летит, спрашивает, какой Х. видит землю; тот отвечает (все меньше и меньше); седьмой кусок выскользнул из рук, Х. отрезал плоть от своей руки; долетев, дух учит, как пройти через трое ворот к спящей РБМ; Х. взял яблоко, оставил записку, что он здесь был; у царя Х. говорит, что он все добыл, велит зятьям предъявить яблоки; царь казнил 6 зятьев, устроил свадьбу Х. с младшей дочерью; отец братьев вернулся, но жена, ставшая женой еврея, отказалась его признавать; он попросил царя Сиди Мухаммеда (т.е. к своему сыну) их рассудить; тот призвал брата Хаммеда, каждый все рассказал; мать и еврея сожгли]: Stumme 1895, № 15: 119-131; арабы восточного Алжира (Соуф) [царь держит своих семерых сыновей во дворец, желая охранить их от всего плохого, что есть в мире; им дают мясо без костей, миндаль без скорлупы, арбузы без шкурки; однажды служанка-негритянка забыла вынуть кости; юноши стали играть, бросая кости друг в друга, разбили окно и увидели внешний мир; велели служанке рассказать обо всем – о рождении, любви, смерти; послали к отцу с просьбой отпустить их; царь женил сыновей; невестки раздражали его, он решил от них избавиться; еврей посоветовал сказаться больным, пусть сыновья принесут кровь жен; шестеро жен убили, а младший Али принес кровь газели, убежал с женой; они пришли в дом 40 слепых гулей; те приготовили 40 лепешек и 40 порций мяса; Али незаметно забрал одну; гули подрались, Али их убил и бросил в колодец; жена услышала стон, вытащила и спрятала одного гуля, который был только ранен; гуль посоветовал отослать Али за золотыми молодильными яблоками; старуха учит Али: надо проскочить между толкучими горами; успеть перескочить ограду сада (как только стена увидит коня Али, она начнет расти); набрав яблок, скакать прочь не оборачиваясь; Али чуть обернулся на голос, хвост коня был отрезан ; старушка велит молодильные яблоки отдать ей, а жене принести обычные; гуль посоветовал предложить Али сыграть в шахматы на жизнь; Али дал жене выиграть, полагая, что это шутка, но та убила его, куски тела сложила в мешок, прикрепила к седлу его коня и велела коню скакать туда, откуда он пришел; старушка соединила куски, но сердца и печени не хватает; она послала кошку к гулю, та принесла сердце и печень; соком молодильных яблок старушка оживила Али; тот пришел к гулю под видом дервиша, ночью зарубил его, зарезал жену, вернулся к старушке; та превратила кошку в красавицу, Али женился на ней, вернулся к отцу, тот передал ему трон]: Scelles-Millie 1963: 313-316.

Западная Европа. Немцы (Нижний Рейн - Вестфалия и Гессен, смешанная версия; от семьи Haxthausen) [король заболел; старик: нужна живая вода; старший сын поехал на поиски, навстречу карлик, он спрашивает, куда юноша едет; тот: нечего тебе знать; принц въехал в узкое ущелье и застрял там; то же со средним сыном; младший любезен с карликом; тот дает прутик (откроет ворота замка) и две ковриги хлеба (бросить двум львам); набрать живой воды и назад, в полночь ворота закроются; в замке юноша взял меч и хлеб; принцесса: ты освободил меня от чар; вернись через год жениться на мне; принц лег на кровать и заснул; успел набрать воды и выскочить, ворота отсекли ему кусок пятки; на обратном пути карлик: этот меч разобьет войско, хлеб не истощится; принц упросил карлика освободить его братьев; тот велит остерегаться их; по пути назад принц спас трех королей, разбив их врагов своим волшебным мечом; пока спал, братья перелили его живую воду себе, а в его кубок налили морской воды; убедили отца, что младший сын хочет его погубить; король велит егерю убить принца; тот уговорил его поменяться одеждой и отпустить; три короля привезли золото для младшей принца; король понял, что напрасно велел его убить; егерь признался, что принц жив; спасенная принцем королевна велела построить дорогу: кто прямо по ней поедет, то ее жених, а кто окольной тропою, того не пускать; старших принцев прогнали, младший едет прямо; вместе с женой явился к отцу; старшие принцы бежали за море]: Grimm, Grimm 2002, № 97: 327-331 (=Гримм, Гримм 1987: 266-271); шотландцы [Campbell, II,, i, 9; чудовище вышло из моря и похитило трех дочерей рыцаря of Greenock; у солдата три сына, младший Айрен (Iain); по его настоянию они идут играть на лужайке рыцаря; тот возмущен; I.: лучше дай нам корабль и мы вернем девушек; братья приплыли туда, где три великана собираются взять в жены трех похищенных девушек; они живут на скале, путь вверх по расщелине; старший полез, на него напал ворон, он еле спустился; то же со средним; I. ворону: не нападай на меня, а помоги подняться; ворон помог, попросил табаку, I.: пока еще не за что давать; пришел к старшей похищенной сестре; чтобы вызвать великана, надо звякнуть цепью; они сражаются, I. повалил великана, ворон велит взять нож у него из-под крыла, отрезать великану голову; то же с двумя другими великанами, похитившими двух других сестер; за каждую помощь I. платит ворону табаком; после старшей ворон предупреждает, что та попросит сразу спуститься, но пусть I. освободит и ее сестер; велит сперва спустить со скалы девушек, а потом слезать самому; I. не послушался; девушки с драгоценностями спустились и забыли об I.; есть кобыла, которая скачет по морю как по земле; она за каменной дверью, которая непрерывно открывается и закрывается; влетел ворон, дверь отщепила ему часть перьев крыла; затем I., ему отрезало ягодицы, он потерял сознание; ворон вынес его и вылечил травами {из дальнейшего следует, что кобыла была добыта}; три спящих героя лежат с копьями на груди; I. взял копья, они вскочили; наложили заклятье, чтобы I. пошел с ними на южный конец острова; один вошел в пещеру, там старуха; ее зуб служит ей вязальной спицей, посохом, кочергой; ногти на руках загибаются до локтей, волосы путаются в ногах; превратила вошедшего в камень, ударив дубиной; то же с двумя другими; ворон: чтобы снять с них заклятье, надо принести живой воды с острова of the Big Women of Jura; туда по морю на кобыле; 16 юношей предложат о ней заботиться – не разрешать им; кобыла велит в доме Шести Больших Женщин не есть и не спать; а женщины заснули; но заснул и он заснул под звуки сладкой музыки; кобыла его разбудила: теперь не знаю, как будет; I. схватил лежавший в углу Меч Света, отрубил им головы 16 конюхов; I. набрал живой воды, они вернулись; I. оживил трех героев и убил старуху; ворон: две девушки для твоих братьев; шапку младшей оставь мне; на вопрос откуда и куда идешь отвечай, from behind you и forward; кобыла принесла I. в Greenock; велит отрубить ей голову, ибо внутри нее девушка; а ворон – юноша, мой жених; I. остановился у ювелира; к утру ему велено изготовить шапку для младшей девушки, а он не знает как; I. велит запереть его на ночь, вызвал ворона, тот принес шапку, украшенную золотом и алмазами; велит отрубить ему голову, стал юношей; ювелир сказал, что он сделал шапку, но девушка назвала его лжецом и велела привести того, кто дал шапку; сказала I. что тот силен как I., сын солдата из Albainn; I.: я и есть I.; свадьба]: Montgomerie, Montgomerie 2023: 214-223.

Микронезия – Полинезия. О-ва Кука южные (Мангайя) [в нижнем мире Avaiki жили бог огня Mauike, бог солнца Ra, опора неба Ru, его жена Buataranga, стерегущая путь в мир мертвых (to the invisible world); у Р. и Б. сын Мауи, отправлен наверх в мир людей; там едят пищу сырой; навещая сына, Б. прячет содержимое своей корзины; М. подсматривает, там печеная пища; подслушивает, какие слова Б. говорит перед скалой, та раскрывается; М. просит у Tane красного голубя, тот неохотно дает с условием вернуть целым; М. внутри голубя (либо в облике стрекозы на спине голубя) следует за Б. в нижний мир; два демона-стража успевают оторвать голубю хвост; Б. признается, что за огнем посылает мужа к хозяину огня Mauike; М. идет к нему, получает головню, четырежды гасит; Мауике в гневе предлагает бороться, М. надевает пояс, делается огромным, легко бросает Мауике; тот соглашается дать палочки для разжигания огня; получив их, М. сжигает нижний мир, сам улетает красным голубем; бушующий в нижнем мире огонь выходит на землю, но боги его гасят; люди взяли огонь, он погас; Maui, сжалившись над людьми, сообщил, что огонь есть в гибискусе (Urtica argentea) и баньяне (Ficus indicus) научил пользоваться огневым сверлом]: Gill 1876: 51-58 (пересказ в Frazer 1930: 74-79).

Тибет – Северо-Восток Индии. Тибетцы []: Lorimer 1931: 109-110; тибетцы Амдо [царь Кэркэр велит лесу сходиться, когда Гэсэр поедет через него; промежуток между деревьями все сужается, Г. проскакивает, лишь прижало хвост коню ; дальше два камня сходятся и расходятся; Г. советует им разойтись подальше, чтобы сойтись с разбега; проскакивает, камни ударились друг о друга, разбились]: Потанин 1893: 30.

Балканы. Древняя Греция. 1) Финей советует аргонавтам сначала пустить между скалами голубя. Скалы отсекли ему кончик хвоста; Арго прошел, лишь пострадали кормовые фигуры . Скалы замерли, так как не могут двигаться после того, как между ними пройдет хоть один корабль (Апол.:20). 2) В рассказе о приключениях Одиссея толкучие скалы плавают в море поблизости от Харибды и Сциллы (Миф.2:245); Grimm 1883 [Athen.4,325-6: "Плеяды, подобно голубкам, приносят Зевсу амброзию, но одна из них каждый раз гибнет, проходя Планкты, и Зевс заменяет ее новой]: 728; греки (Лемнос) [во дворце царя 40 комнат; царь ревнив, царица красива, он убил ее за несколько дней до того, как она должна была родить; вырезал мальчика из утробы матери; не веря, что это его сын, оставил в лесу; самка дикого зверя его вскормила; однажды к этому месту прилетели 4 голубки с четырех концов света; видя мальчика, одна сказала, что он царского рода; вторая: и воцарится; третья: после многих страданий; четвертая: жеребенок ему поможет добиться цели; а король стал жалеть о содеянном; отправился на охоту; увидел в пещере красавицу; послал к ней людей, но те бежали, когда из пещеры вышли 9 драконов; царь же велел нарисовать портрет девушки и повесить к комнате, куда никого не пускал и где проводил большую часть времени; другой царь напал, убил его, захватил столицу; в лесу увидел юношу, велел его поймать, крестил и стал воспитывать вместе с собственным сыном; его назвали Иоанн-Олень; он невероятно силен и немного старше царевича; после смерти царя наследник и ИО нашли портрет; старый слуга рассказал, что это портрет сестры драконов; ИО понял, что его мать убил его же отец; решил вернуться в лес; в конюшне невзрачный конец велел взять его и вырвать ему волос: разрежь и я появлюсь; ИО пришел в пещеру драконов; там красавица и старик; тот случайно опрокинул огромный котел, но ИО поднял его одной левой рукой; на виду у драконов, швырнул скалу; пораженные его силой, драконы отдали ему сестру; молодой царь завидует; обещает приблизить к себе того, кто принесет ему голову ИО; старая колдунья обещала убить ИО и доставить сестру драконов царю; стала служанкой ИО; сказала, что зря он хвалится силой: богатырша сильнее; ИО отправился ее искать; впереди толкучие горы; ИО вызвал коня, тот проскочил, лишь кончик хвоста отрезало ; конь: сила богатырши в трех волосинках на голове; станешь бороться с ней, вырви их; он так и сделал, девушка упала к его ногам; у дороги негр, губы которого весят 40 центнеров; каждому проходящему он предлагает бороться и убивает; ИО борется с негром; вызвал коня; конь: сила негра в его тени, ударь в нее копьем; негр стал слугой ИО; колдунья царю: дай мне корабль с командой, и я доставлю тебе ИО; дала ИО яблоко, он заснул, перенесен на корабль; царь бросил в яму ИО и богатыршу; она обняла ИО, яблоко выпало из его руки и он очнулся; простил царя, но убил колдунью; на пиру царь ослепил ИО, но негр облизал ему глазницы своими толстыми губами и вернул зрение; ИО убил царя и сам воцарился]: Georgeakis, Pineau 1894, № 11: 68-800; румыны [юноша Floria сделал добро царю аистов, тот дал перо вызвать его, обещал помогать; царь велит достать живой и мертвой воды; ее источник у подножья толкучих гор; царь аистов созвал свой народ; лишь хромой и кривой аист бывал у толкучих гор, там он и покалечился; он туда прилетел; ласточка велит подождать до полудня, когда горы на полчаса останавливаются; аист наполнил две бутыли, а когда возвращался, горы отсекли ему перья хвоста ; когда аист вернулся, другие стали смеяться над его видом; царь аистов велел им всем лишиться хвоста, с тех пор у аистов его нет]: Gaster 1915, № 86: 263-266; боснийцы [в Стамбуле султан на месяц запретил зажигать огонь; слуги заметили огонек; в хижине три сестры прядут при свече; спрашивают друг друга, что бы они могли сделать, чтобы султан их простил; старшая: сварю мамалыгу на все войско; средняя: сотку ткани, чтобы одеть все войско; младшая: рожу дочь с золотыми волосами и жемчужными зубами и сына с золотой рукой; султан велел привести сестер; первые две не смогли выполнить обещание и он отослал их домой, а на младшей женился; когда та на сносях, другие жены испугались, что останутся без внимания; старшая Badscha сказала роженице, что по обычаю ей следует завязать глаза; подменила детей щенками; все посоветовали разорвать роженицу лошадьми, но один человек – дождаться сербского патриарха; патриарх: закопать по пояс в навоз и кормить впроголодь; ее закопали на перекрестке, чтобы каждый из проходящих в нее плевал; Б. положила новорожденных в сундук и спустила в реку, мельник с женой нашли их; через месяц они столь красивы, что вилы унесли их в свой горный замок; дети подросли и поняли, что они сами не вилы, а люди; убежали и спросили встречного, какое место на земле лучше всего; Стамбул; у султанского дворца они легли спать под смоковницей и Бог воздвиг над ними дворец лучше султанского; Б. пришла и сказала девушке% на равнине живет непобедимый мавр; если твой брат его убьет, султан его наградит; брат принес его голову; Б. там есть еще 5 мавров; затем 9; то же; на горе Тман есть конь Авгар, которого вилы откармливают; навстречу великан: нас было 20, но не смогли завладеть конем; другой великан подслушал разговор вил и рассказал, как поймать коня: оставить бурдюк с водой у водопоя; увидев бурдюк, конь оглянулся, юноша схватил его за шею и укротил; тот дал три волоска вызвать его; Б.: на Иордане венок вил висит между небом и землей, а течет Иордан между гор Змайгодия и Доксан, которые непрерывно бьются вершинами друг о друга; юноша вызвал коня А., проскочил между гор, взял венок, а на обратном пути горы вырвали кусок мяса из крупа коня ; Б. пусть твой брат добудет принцессу из башни, покрытой дукатами; она превращает женихов в камни; конь А. принес туда юношу; конь заржал, грохот как гром, девушка испугалась и не превратила их в камни; приветствует юношу; спрашивает вил, как быстро они смогут перенести в Стамбул ее башню, ее, юношу и коня; вилы: 3 дня; другие вилы: 2 дня; третьи: за день; выбрала их; когда долетели, велит юноше вытереть платком вил лицо закопанной в навоз женщины; когда султан посадил гостя за стол, тот бросил кусок собаке и она издохла; султан позвал Б., велел съесть кусок, та тоже умерла; юноша позвал султана к себе; по пути домой освободил мать и привел к себе; пришел султан, все разъяснилось; когда мать встала под венком с Иордана, молодость и красота к ней вернулись, но она умерла от счастья; на свадебных торжествах 7 жен, которые помогали Б., привязали к хвостам коней]: Preindlsberger-Mrazovic 1905: 99-116.

Средняя Европа. Русские (место записи не указано) {мотив платка, махнув которым сестра создает мост для своего демонического любовника, есть только на Русском Севере и в Псковской обл.; казнь антагониста «через расстрел» – только Русский Север; поэтому в корреляционной таблице текст условно отнесен к Олонецкой губ.} [Иван-царевич с сестрой пошли жить в государство, где народ вымер; приходят к бабе-яге; у нее вращающаяся избушка на курьих ножках; она советует И. не брать сестру с собой; дает клубок, велит идти за ним; клубок катится ко второй бабе-яге, она в такой же избушке; дает полотенце, от взмаха которым перекинется мост через реку; снова махнуть, мост исчезнет; тоже советует не брать сестру; И. охотится с собаками; прилетает Змей Горыныч, стал молодцем; советует сестре Ивана попросить у него платок будто бы постирать; тогда Змей перейдет к ней по мосту; чтобы избавиться от И., Змей советует его сестре притвориться больной, попросить волчьего молока; волчица дает молока и волчонка; то же с медведицей; с львицей; (далее вставка, вар. 2: 459-460: змей предлагает своей любовнице послать ее брата за живой водой в царство, где две горы, расходятся раз в сутки, через 2-3 минуты опять сходятся; промеж тех гор хранятся воды живущие и целющие; царевич проскочил на коне между гор, зачерпнул два пузырька воды, но на обратном пути горы смяли коню (задние) ноги ; царевич побрызгал его водой и тот стал целым); теперь Змей придумал послать И. на мельницу за мучной пылью; там 12 железных дверей, сами захлопнутся; И. успел выйти, а его охота осталась взаперти; И. просит разрешить перед смертью попариться в бане; все делает медленно; ворон сообщает, сколько дверей прогрызла охота; звери успели прибежать, разорвали Змея; сестру И. посадил в каменный столб; оставил пустой чан, чан с водой и вязанку сена; отпустит ее, когда она сено съест, воду выпьет и наплачет чан слез; И. пошел дальше; в городе половина людей плачет, половина веселится; старушка: 12-главый змей прилетает есть людей с разных концов; люди того конца, куда он сегодня не прилетит, веселятся; очередь царевны быть съеденной; И. срубил змею головы, вырезал языки, заснул у царевны на коленях; водовоз отрубил голову Ивану, велел говорить, что спаситель он; звери нашли тело, лев поймал вороненка, заставил ворона принести живой и мертвой воды; сперва порвал и оживил вороненка, затем срастил Ивану голову с телом и оживил его; И. пришел на свадьбу, предъявил языки; водовоза расстреляли; свадьба; И. сходил к сестре; та сено съела, воду выпила, чан слезу наплакала; он ее простил и привел жить к себе]: Афанасьев 1985, № 204(2): 100-106; украинцы (Гуцульщина) [царь состарился; ему приснилось, что есть живая вода, превращающая стариков в восемнадцатилетних; старшие братья ехали на поиски, загуляли; младший попал в лесистые горы; старик в избе; «Если чистая душа, то пусть двери отворятся, а если нечистая, то пусть маком рассыплется»; двери отворились; старик: 300 лет не было чистой души; посадил царевича на голубя и послал к брату, которому 600 лет; то же, послал к брату, которому 900 лет; тот посылает к царевне, она спит, царевич набрал воды, лег с царевной и оставил запись, кто он и когда приходил; при входе сабли, которые останавливаются лишь на полминуты; когда царевич выскочил, они отрубили ему пятку сапога ; 900-летний дед лег спать и велел царевичу собрать в кучку всю пыль; тот это сделал; дед дал эту пыль: с нее будет великая польза; то же у 600- и 300-летнего; братьев царевича хотят повесить, ибо много должны, а платить нечем; царевич вызвался заплатить, но денег не хватило, его тоже хотят повесить; он просыпал немного той пыли – оказалось, что деньги; пока младший спал, старшие забрали живую воду и все остальное, а во фляжку младшего помочились; принесли воду отцу, тот помолодел; пришел младший – у царя от той «воды» лишь в глазах защипало; у царевны подрос сын, хочет знать, кто его отец; она нашла записку; царевна послала письмо прислать к ней отца ребенка; пришел старший царевич; мальчик: идет не по коврам, а по краю; его избили и выгнали; то же со средним; братьям пришлось признаться, что они украли воду у младшего; младший идет по коврам, показывает след на пятке от сабли; свадьба; рассказчик пил там горилку]: Зiнчук 2006а, № 4: 15-24.

Кавказ – Малая Азия. Абхазы [визирь состарился, царь попросил прислать вместо него такого же умного человека; визирь отправляет старшего сына, неожиданно неузнанным нападает, юноша возвращац возвращает жену, ее сестер привязали к лошадям; колдунья подговаривает Б. попросить брата достать 1) золотую гармошку, находящуюся между толкучих скал; скалы лишь оторвали хвост коню ; 2) сестру семи братьев и яблоню из ее сада; братья хватают Ч.; конь приносит туда Б., она играет на золотой гармошке, братьяотдают Ч. свою сестру, один женится на Б.]: Алиева 1978, № 30: 244-248; осетины : Дзагуров 1973, № 33 [товарищи упрекают юношу: сперва найди своего отца, а затем уже ссорься с нами; тот велит мать нажарить кукурузы и зажимает ей руку; ей приходится сказать, что отца похитил великан, а отцовский конь стоит по уши в навозе; не верит, что сын сможет поднять отцовский меч; юноша выходил коня, легко поднял меч, уезжает, конь показывает дорогу; юноша ударил плетью разложившийся труп великана: оживи, но будь слеп; оживленный говорит, что его жену украл тот же великан, который унес отца юноши; ночью пытается забросать юношу деревьями и камнями; юноша снова превращает его в труп; юноша нашел великана, отрубил 6 голов, велел сказать, где его отец, затем отрубил седьмую голову; на пути толкучие горы, конь проскочил, лишь полхвоста отрезало ; отец юноши – пастух, чистит шубу от вшей; юноша привез уши великана его жене; та велит опасаться матери великана; юноша ее убил, но она его прокляла: не будет ему покоя, пока не добудет дочь царя джиннов; конь учит дать птицам проса, отпить из родника и похвалить воду, кинуть барана железомордым волкам; смазать дверные петли; юноша нашел девушку и месяц живет с ней; затем они погрузили все имущество на все вмещающий войлок и поскакали прочь; юноша истребил преследующее войско, но один воин убил его кинжалом; лисенок стал лизать кровь, женщина его убила; лиса выкупала в источнике, лисенок ожил; тогда женщина оживила убитого мужа; тот говорит, что уже собирался жениться на дочери Барастура – владыки загробного мира; юноша снова оживил плетью того великана и отдал ему его похищенную семиглавым великаном жену; юноша вернулся в женою домой, все хорошо]: 91-99; Либединский 1978 [Сатáна скрывает от Батразда, что его отца Хамыца убили; Ахсартаггата посылают ветер сказать Б., что Х. убит; тот просит Ш. зажарить для него зерна и подать их рукой; зажимает руку; Ш. называет убийц из рода Бората; он убивает убийц]: 362-371; Либединский 1978 [когда Айсана входит, жена Сослана не встает, чтобы его приветствовать; каждый раз говорит, что не делает этого, потому что он не совершил такого-то подвига; 1) достать дерево, что от заката до полуночи расцветает, а к рассвету увешивается плодами; оно за толкучими скалами; конь А. велит мощно хлестнуть его, проскакивает между скалами; на пути назад скалы отсекают три волоска из его хвоста ; А. приносит дерево; 2) взять в жены Саумарон-Бурдзабах; женихи окликают ее, но она в своей башне их не слышит, они превращаются в камень; А. начинает каменеть, конь кричит громче; С. делает А. прежним, выходит за него замуж; по его просьбе оживляет других окаменевших; те нападают на А., С. снова превращает их в камень; 3) принести шубу Бога; А. отвечает, что раз шуба не сшита руками жены Сослана, он не станет ее добывать]: 251-252; аварцы [старшая сестра обещает наткать сукна для царского войска, средняя – напечь хлеба, младшая – родить сына с жемчужными зубами и золотоволосую дочь; царь подслушивает, берет младшую; пока царь на войне, сестры бросают детей в крапивное ущелье, сообщают, что царица родила щенка и котенка; царь велит зашить ее в ослиную шкуру, приковать к городским воротам, плевать на нее; Лань выкармливает детей молоком, оставляет в пустом замке, велит мальчику прикрывать рот, девушке – волосы; вдова вылавливает в реке золотой волос, злые сестры велят этой женщине погубить спасшихся; та советует девушке попросить брата 1) принести ветку яблони, которая поет и пляшет; тот проскакивает на коне между толкучими скалами, кончик хвоста отсечен , приносит ветку; 2) жениться на красавице Езензулхар ; тот видит у ее замка окаменевших всадников, зовет Е., сам каменеет; сестра износила железные подошвы и посох; Е. смотрит на нее, когда та обнажает волосы, окаменевшие оживают, брат женится на Е.; царь встречает своих детей, освобождает жену, дети увозят мать в свой замок]: Булатова 1985: 59-66; лезгины : Ганиева 2011b, № 31 [у шаха три сына от первой жены, она умерла, вторая родила дочь; кто-то отъедает коню ноги; старший, средний сыновья сторожат, ничего не замечают; младший порезал палец, посыпал солью, отстрелил палец чудовищу, это оказался палец сестры; шах решил убить дочь, сыновья не согласны, уезжают; старший едет по дороге, "с которой возвращаются", средний – "не знаю", младший – "не возвращаются"; меняет свою богатую одежду на львенка; убивает одно-, двух, – семиглавого аждаха, освобождая трех царевен, обещает забрать их на обратном пути; приходит к матери семерых аждаха, подружился с ними; они хотят добыть золотого петушка и золотое сито, за них получить девушку; юноша идет их добывать; братья-аждаха дают курдюк, ковер, вату; юноша отдал львенку курдюк, отправил назад; постелил ковер на мост, который опускается и поднимается; вату – на колючки; на коне перепрыгнул толкучие горы, только волоски из хвоста коня отрезало ; в той стране одни женщины; юноша украл петушка и сито, вернулся, забрал трех царевен, нашел братьев; те столкнули его в колодец; купец вытащил; царица женского царства явилась к братьям, они сказали, что добыли петушка и сито, она их убила; нашла юношу, убедилась, что он добыл предметы, стала его женой; юноша идет навестить отца, там только сестра; спрашивает, приехал ли брат на коне о трех, двух, одной коне, на туше коня; она всех уже съела; брат стал голубем, сестра лисой, голубь сел на дерево, заметил львенка, тот растерзал лису; голубь стал юношей, заметил лист с каплей крови сестры, лист стал жуком, юноша бросил жука курице, та его съела; юноша вернулся к жене; пир]: 301-304; Халилов 1965, № 47 [три дочери царя Султана решают заменить ему сына; старшая, средняя возвращается из полей, говорит, что ничего не видела; младшая отвечает подробнее, остается в мужском платье; отец посылает «сына» жениться на дочери другого царя; та согласна, но просит, чтобы жених узнал, почему окаменел город; на развилке юноша выбирает дорогу с надписью «не вернешься», а не ту, где «не скоро вернешься»; приезжает к аждаха, там девушка, которая называет «юношу» братом; аждаха не знает про город, посылает с письмом к матери всех аждаха; та говорит, что город за горой, оживает на несколько мгновений на рассвете; в это время ворота приподнялись и снова упали, «юноша» успел проскочить, коня рассекло пополам ; видит человека, у которого окаменела нижняя часть; его жена по ночам ездила к разбойникам, он отрезал им пьяным головы; за это жена превратила все в камень, мужа – до половины; «юноша» находит в подвале ту женщину, она велит ему поменять пол; он, став мужчиной, требует, чтобы та расколдовала город; она это делает и юноша тут же убивает ее; вернулся, женился на царевне]: 119-124; грузины [дядя завидует силе племянника (это сын его старшего брата); предлагает добыть цветок Божми; старуха говорит, что когда красавица Б. спускает со скалы свои волосы, цветы у них на концах; Б. оплетает волосами юношу, перебрасывает в Каджети (мир духов-каджи); сестра юноши едет его искать; отец пытается ее остановить, но разрешает ехать, убедившись, что она сильнее его; между морем и небом замок женщины из Каджети; девушка берет ее в спутницы; они натыкаются на дева, тот требует принести светильник из Каджети, берет девушку-каджи в заложницы; ворота Каджети сходятся и расходятся, сестра юноши на коне проскакивает, лишь кончик хвоста коня отрезало ; во дворце окаменевшие люди, среди них брат, окаменевший до пояса; сестра грозит Божми мечом, та расколдовывает окаменевших; Кажми заточили в башню, сестра взяла волшебный фонарь, не отдала деву, девушка из Каджети оказалась похищенной земной девушкой; карлик убил юношу и похитил девушку; сестра юноши оживила его живой водой; похищенная делает вид, что боится за жизнь карлика; тот отвечает, что его жизнь в венике; она обещает заботиться о венике; карлик смеется: его жизнь в рыбе, та в море между двумя морями; похищенная рассказывает об этом пришедшим к ней брату с сестрой; сестра поймала рыбу, в ней коробка, выпустила трех птичек, карлик умер, брат, сестра и девушка вернулись домой]: Чиковани 1986: 73-80.

Иран – Средняя Азия. Узбеки [запись Буюка Каримова, рассказала Зибог-биби Сарымсакова; падишах и визирь бездетны, отправляются в паломничество; старец подарил им по яблоку, велел назвать детей Тахир и Зухра и обручить их в колыбели; девочка родилась у падишаха; тот хотел наследника, велел казнить девочку, принести платок, смоченный ее кровью; затем пожалел об этом; вельможи признались, что не выполнили приказ; визирь, узнав о рождении сына, поскакал домой, упал и разбился; падишах отказался обручить дочь с сиротой; Т. играл и задел старуху; та велела ему выпытать у матери имя своей нареченной невесты; Т. сказался больным, попросил мать нажарить пшеницы, зажал горсть горячих зерен в ее ладонях, мать согласилась все рассказать; Т. нашел З. и стал с ней встречаться; падишах узнал, велел посадить Т. в сундук, бросить в реку; З. проследила, чтобы сундук был просторным; дочери румского царя его заметили; по жребию он достался младшей; она полюбила оказавшегося внутри юношу; падишах усыновил Т. и отдал за него дочь; она даже красивее З., но Т. с ней не разговаривает и кладет между ними на постель кинжал; через 40 лет сжалился над женой, заговорил с ней; ее зовут Хадича; падишах обещает награду тому, кто рассмешит Т.; отец З. хочет выдать ее за царевича Кара-батыра; З. посылает караванщиков искать Т.; он слышит их песню – такую же он сам пел в детстве; Т. едет с караванщиками, его жена Х. идет следом; умирает от усталости; в последний момент Т. кладет ее голову себе на колени; караван постоянно возвращается к ее могиле; лишь после прощальной песни Т. открывается прямой путь; на пути горы; по песне Т. одна из гор рассекается пополам; верблюд успевает проскочить, « только низ хвоста отщемила ему гора »; на распутье трех дорог Т. выбирает самую краткую, где надпись «пойдешь – не вернешься»; в одном городе их бросают в тюрьму; друг узнает Т. по песне, помогает выйти на волю; Т. находит З. в саду; сестра К. их видит; падишах велит разрубить Т. пополам, повесить куски на воротах; З. 50 дней в трауре; по дороге к могиле Т. она роняет свои жемчуга; пока сопровождающие ее девушки их подбирает, она приходит на могилу Т. и убивает себя; могила раскрылась и приняла ее; узнав о смерти невесты, К. тоже убил себя; его сестра велит похоронить его между могилами влюбленных; «притеснители не оставили влюбленных и после смерти, положили между ними черную колючку»]: Жирмунский, Зарифов 1947: 295-297; буриши [богач подобрал в пшенице младенца, назвали Dungpa Miru, он вырос, ему дали жену, но она рожает 100 сыновей с головами животных; на охоте ДМ выстрелил в козла, но в того же козла попала еще чья-то пуля; подошли двое, отдали мясо за обещание отдать сына или дочь, если родится; имя подошедшего – Fasan Karaski, а живет он в стране Yal Butot; жена родила мальчика и теленка; ДМ привел его к ФК; расставаясь, сын велит отцу через 12 месяцев ждать на крыше с котлом: он упадет в него дождевой каплей, пусть жена выпьет и он возвратится; она забеременела; сын говорит с ней из ее чрева; вышел, когда она спала; потом родился второй мальчик; первый засунул его себе в рот, мать вскрикнула; первый сын: если бы не помешала, все его тело стало бы как железо, а теперь подмышки остались уязвимыми; с каждым днем первый сын Pangchu слабеет, а второй Bumliftan набирается сил; имя всем ста сыновьям Kiseré; старший из них Aba Kitung разделил между ними землю и имущество, а П. получил кладбище, брод через реку и жалкую хижину; не разрешил хоронить там; когда АК хотел переправиться, П. не разрешил, заменил его львиное сердце лисьим; после этого П. получил столько же всего, сколько все остальные вместе; царь хочет выдать семерых дочерей; П. принял облик вшивого; решил взять старшую Langa Brumo; подложил ей спящей эмбрион осленка; ей приходится согласиться выйти за П., чтобы не быть опозоренной; отец и сестры шокированы ее выбором; когда другие зятья едут на охоту за золотым быком, П. едет тоже; ЛБ и ее мачеха тайком следуют за ним, видят, как он сперва принимает облик великолепного царя, затем прячет коня в рукаве, снова становится жалким уродом; издевается над зятьями; забравшись в ухо быку, скармливает ему яд; умирая, бык говорит, что ему было предсказано погибнуть от рук Гесера (Kiser); велит вынуть нож из своего уха, разрезать его; П. забирает золотые хвост и копыта; зятья находят шкуру, привозят царю шерсть, каждый говорит, что быка убил он, царь обличает их во лжи; П. не говорит жене, что убил быка, но дает орех с его костным мозгом; когда царь и придворные пробуют его, они чувствуют великолепный вкус; П. дает царю золотые хвост, копыта, рога быка; просит подарить в ответ одно зернышко и каплю масла, подставляет мешок, закрома царя опустошены; Кисер оставил ЛБ, завоевал другую страну и взял там другую жену; в это время царь Pahardang Gaipo увел ЛБ; та рассказала, что у Bumliftan уязвимы подмышки; спровоцировала его поднять руки, спрятавшийся воин выстрелил, но стрела не пронзила Bumliftan насквозь и он ускакал; но когда стрелу вырвали, он умер (надо было протащить ее сквозь тело вперед, тогда бы наконечник не остался в теле); Кисер пошел вернуть ЛБ, на пути толкучие скалы; подъехав к ним, К. пускает стрелу, лишь кончик оперения раздавлен; проскакивает на лошади, но ее хвост зажат ; К. хочет отрубить хвост, но Скалы обещают отпустить коня, если К. принесет каждой по голове двух мальчиков, которые ЛБ родила от похитителя; К. приходит неузнанным к царю Х.; там все натягивают лук К.; неузнанный К. натягивает лук так, что тот разлетается на осколки, они убивают всех, кроме самого царя Х.; приняв свой облик, рвет похитителя в куски; забирает его сокровища, дэв-слуга несет их; отрубает головы сыновьям царя Х., подъехав к толкучим скалам, отдает им головы мальчиков, они его пропускают; он царствует с женой ЛБ]: Lorimer 1935, № 4: 102-179.

Туркестан. Казахи [сын хана подслушал у юрты, как старшая сестра обещает соткать ему золотой ковер, вторая накормить народ одним яйцом, младшая родить сына с золотой головой, дочь с серебряной; сын хана женится, в его отсутствие старшие сестры велят колдунье подменить детей младшей щенками, младенцев бросить в сундуке в реку; хан велит оставить жену со щенками в пустыне; рыбак вылавливает сундук; мальчика назвали Кудайберген ("бог дал"), девочку Кунслу ("солнечная красавица"); старики умерли; Куд. убивает сайгаков, хану ничего не достается; старшие жены посылают колдунью подговорить Кунслу просить брата достать; 1) самоиграющую домбру ( Жалмауыз-Кемпир здесь и далее помогает добыть); 2) все показывающее зеркало; один птенец Симург плачет (дракон Айдахар съест сегодня), второй насупился (завтра), третий смеется (последним); Кум. убивает дракона, Симург проносит его между толкучими горами, он берет зеркало, на обратном пути горы оторвали Симургу хвост ; 3) дочь Тасшилара в жены; это Айслу, ее под водой учит покойный приемный отец-рыбак Кудайбергена; в доме Куд. А. превращает колдунью в иголку; Куд. подружился с отцом-ханом; А. велит демонам построить канал, мост; хан возвращает жену, колдунью сожгли, старших жен разорвали лошадьми]: Сидельников 1952: 178-190 (=1971(1): 33-45).

Южная Сибирь – Монголия. Монголы [одну из двух жен Гэсэра украл Рдурь; на пути Г. встречает два толкучих камня; говорит, что они мало расходятся; они расходятся больше, он успевает проскочить, камни только хвост отсекли у лошади ; Г. убивает пастуха Р., в его одежде приходит в дом Р., по дороге спрашивает у женщины, как у Р. загоняют скот; жена прячет Г., Г. убивает Р.]: Потанин 1893: 42-43; дагуры : Bender, Su Huana 1984 [мальчик со старшей сестрой остались сиротами; когда мальчик стал юношей, сестру унес Sujani Mergen; старик велит искать ее на западе; юноша приходит к старухе с закинутыми на спину грудями; та говорит, что она его тетя и его имя теперь Kuchuni Mergen ("сильный охотник"); дает выпить своего молока, КМ становится сильным; он наливает воды из колодца в каменную лохань; огненно-рыжий конь пьет, везет КМ; проскакивает сквозь Ножницы Неба, которые то сходятся, то расходятся, лишь хвост коня чуть обрезан ; то же – Соломорезка Неба ; конь учит обмотать голову шкурой оленя, взять оленину с собой; туча ворон бросается на КМ, но не могут проклевать шкуру, остаются клевать брошенную им оленину; КМ зарубил СМ, но конь велит уничтожить семь волосков на его правой подошве, иначе тот возродится; КМ убивает двух жен СМ, освобождает сестру; та велит убить третью жену СМ, та готовится родить; КМ убивает роженицу и новорожденного монстра]: 56-68; Stuart et al. 1994 [чиновник умер, оставив жене и сыну коня по имени Золото; мальчик побеждает в играх сына соседа; сосед предлагает ему, по примеру отца, пасти стада на Южной и на Северной горе (конь учит укротить двух диких коней); жениться на дочери монстра Yelendengeir; на пути стаи ворон, конь учит бросить им мяса; проскакивает сквозь движущиеся ножницы , только кончик хвоста отрезало ; учит стрелять в среднюю голову монстра; учит привязать его к тополю – в нем жизнь жены монстра; у той верхние веки свисают на лицо, нижние – до грудей; чтобы посмотреть, она подпирает их палками; дочь монстров помогает юноше; когда уронит гребень, можно взять палочки для еды; мать спит, когда из ноздрей белый дым, не спит, когда черный; юноша с женою бегут, мать посылает следом два меча, они вернутся, смоченные кровью; девушка отрубает себе палец, мажет мечи кровью; демоница бросается в погоню сама; конь сражается с ней на дне озера: если поднимется черный туман, конь победил, если красный – демоница; туман поднялся черный и красны; конь выходит, говорит, что умрет; надо отрезать ему ноги, поставить как столбы, на них его шкуру; утром на этом месте большой дом; в доме черная собака гонится за желтой, юноша убивает желтую; юноша с женой выходят на двор – там стоит живой конь; они возвращаются к матери юноши, свадьба]: 129-130.

Восточная Сибирь. Эвенки (место записи не указано; условно – байкальские) [ Сингколтукон предлагает Чолбон-Чокулбаю сесть; тот проваливается в нижний мир людоедов; ему удается выбраться, он предлагает С. соревноваться у скалы, где сходятся земля с небом; ЧЧ первым прыгает в промежуток, когда небо отодвигается, лишь кончик хвоста его коня срезало ; когда прыгнул на коне С., его рассекло пополам]: Санги 1989: 181.

СВ Азии. Чукчи [сестра двоих братьев похищена; женщина заглядывает в дом, сообщает старшему брату, что похититель живет за морем; братья делают лодку, проплывают между толкучих скал, только рулевое весло раздроблено ; братья видят человека, ловящего сетью множество морских зверей; старший прячется под тушами, принесен в дом, открывается своей сестре; хозяин велит братьям сесть на настил, тот подпрыгивает; косточки животных превращаются в опасных зверей; братья не падают; хозяин бросает младшего брата об острую китовую лопатку, его голова отсечена; старший отскакивает; бросает хозяина о лопатку, убивая его; приставляет головы, оживляя хозяина и брата; хозяин закрывает старшего в каменном доме, поджигает его; брат не сгорает; закрывает в доме хозяина, тот сгорает; братья с сестрой летят домой в образе чаек; вопреки предупреждению раба, младший клюет по пути навагу, навсегда остается чайкой]: Беликов 1982: 57-65.

Арктика. Азиатские эскимосы (Сиреники): Меновщиков 1985, № 99 [девушки и юноши играют в жен и мужей, одной не досталось мужа, она взяла старый череп кита; череп утащил ее в воду; ее восемь братьев плывут за ней вслед за птицами; дважды птицы их обгоняют; на третий братья строят байдару, которая обгоняет самых быстрых птиц – каменушек; птицы влетают в проход между толкучими скалами, скалы кусают их остриями, покрываются кровью птиц; лишь брусья на корме байдары повреждены ; в жилище китов старик предлагает соревноваться; погасив свет, бросает китовую лопатку, но сестра заранее спрятала братьев в яме; сестра создает чаек из кусочков сшитой из чаячьих шкур кухлянки одного из братьев; пока чайки нападают на старика, братья увозят сестру; кит гонится за их лодкой; женщина последовательно снимает с себя предметы своей одежды, бросает киту; каждый раз тот играет с ними, отстает, прекращает погоню; женщина рожает китенка; тот регулярно приводит людям китов; люди из другого селения его убивают]: 238-241; остров Св. Лаврентия [мальчики и девочки играли, каждый взял себе пару, одна девочка осталась без пары, села на череп морда, сказала, что он будет ее парой; череп ее унес; ее старший брат Ayvanga стал всех расспрашивать; старик объяснил, что надо сделать лодку быстрее утки; А. с четырьмя братьями делали лодки из разного дерева и ломали их, когда они не могли обогнать уток; наконец, нашли подходящее дерево и поплыли; впереди толкучие скалы, перед ними множество погибших птиц и тюленей; лодка проскочила, лишь самую корму каяка отрезало ; на берегу человек, ему обещали подарить нож, он рассказал, что вождь привел новую жену; А. его убил, чтобы он о них не сообщил; через отверстие в землянке братья видят собравшихся, их сестра готовит еду; встретились с сестрой; вождь спрашивает, чем жена озабочена; она отвечает, что у нее слишком однообразная пища, вождь обещает принести другое мясо; А. зашел к старухе, убил, надел ее кожу, а другие братья пришли к вождю и он предложил бороться; местные юноши пошли за старухой, понесли ее, т.к. она обычно не может ходить, удивляются, почему такая тяжелая; вождь легко побеждает и убивает каждого из младших братьев; когда собирается убить самого младшего, А. снимает кожу старухи, убивает вождя, все счастливы; А. оживляет и братьев, и вождя; соревнование продолжается на следующий день; А. спускают в яму, ее засыпают горящими дровами; в яме А. спрятался под лопаткой кита; ему спустили веревку, он вышел; вождь подвергнут такому же испытанию, сгорел; братья идут к берегу, взяв сестру и еще одну девушку; навстречу старик со старухой, в руках человеческие фигурки и палочка; как только бьют палочкой по фигурке, один из братьев падает замертво; А. убивает самих стариков, оживляет братьев; в море за лодкой гонится кит; братья последовательно бросают предметы одежды девушки, кит каждый раз задерживается; когда девушка остается голой, бросают киту ее саму]: Slwooko 1977: 54-60; остров Нунивак [двое братьев плывут в надежде найти подходящих жен; две половины горы то расходятся, то с грохотом сходятся; сперва один брат на своем каяке, затем второй успевают проплыть ; в обоих случаях корму каяка расшибает , маленькие круглоротые люди бросаются жевать щепки; братья доплывают до селения, женятся]: Lantis 1946, № 13: 281-282; инупиат Берингова пролива [ Винилинатук отказывается выходить замуж; рожает ребенка, не велит родителям на него смотреть; пока ее нет, они смотрят; у него огромная пасть, он кусает их до смерти; В. уходит с ним, он для нее охотится; А. выходит за мужчину, у которого четверо других детей, одна из них девочка; большеротый становится все больше похож на человека, хотя успевает убить одного из названных братьев; сестру унесло на льдине; большеротый с одним из братьев плывут в умиаке к пасти неба; она то раскрывается, то сжимается; лишь корма их лодки раздроблена ; они находят сестру; ее муж предлагает бороться; убивает ее брата, убит большеротым, брат тут же оживает; злой шаман убивает людей, направляя в них отрезанные человеческие пальцы; большеротый его убивает; оба брата с сестрой возвращаются домой, следуя вдоль края неба]: Garber 1940, № 14: 115-114; инупиат северной Аляски (Коцебу) [четверо братьев пропадают один за другим; зачиная пятого сына, муж высекает искры, падающие в лоно жене; дает младенцу проглотить раскаленные камни, делая его неуязвимым; юноша Каяртуарунгнерток идет мстить за братьев, встречает различных странных существ; вместе со своим дядей плывет в лодке; два утеса по сторонам реки сталкиваются и расходятся; К. проплывает между ними, лишь конец кормы лодки разбит ; далее бревно то поднимается над рекой, то обрушивается в воду; лодка успевает проскочить под ним]: Ostermann 1952: 243-244; карибу [Kivioq оказывается на льдине, приплывает к неизвестной земле; там старуха и дочь, он берет дочь в жены; теща убивает ее, ища у нее в голове и пронзая ей ухо, натягивает ее кожу; К. догадывается о подмене, видя морщины на ногах мнимой жены; убегает; теща ставит препятствия на его пути; он 1) убегает от медведей; 2) пробегает между толкучими скалами (полу его одежды отрезало) ; 3) проходит по краю кипящего котла; 4) совокупляется с загораживающей путь нижней частью женского тела, проходит; 5) перепрыгивает через ремень, убивающий путников; 6) ночует в доме старухи, из тела которой сзади выступает железное лезвие (он кладет себе на грудь плоский камень; старуха прыгает на него, умирает, пронзенная собственным лезвием); 7) ускользает в каяке от огромной устрицы; его родители умирают от радости при его возвращении]: Rasmussen 1930b: 97-99; Западная Гренландия [жена притворяется мертвой, Гивиок (Kiviok) хоронит ее; ребенок видит мать с новым мужем; Г. убивает ее и любовника, бросает ребенка, плывет через море; отбивается от морских вшей (они сожрали его шест, но на весло он надел старые рукавицы и они не успели изгрызть весло); два айсберга сходятся и расходятся; лишь кончик кормы каяка поцарапан ; приплыв к какой-то земле, Г. ночует у старухи и ее дочери; замечает острый выступ на спине старухи; незаметно кладет на грудь плоский камень; ночью старуха прыгает на него, ломая свой хвост; ее дочь К., уходя, убил гарпуном; приходит к другим старухе и дочери, живет у них, помогая ловить палтусов; через много лет возвращается к сыну; тот вырос отважным охотником]: Rink 1975, № 15: 257-261 (=Ринк 2007: 88-91, =Меновщиков 1985, № 258: 473-476).

Побережье – Плато. Снукуалли [женщины-лососи украли внука Голубой Сойки; он/а ищет его до края мира; пролетает между толкучими скалами, лишь ее/его затылок расплющен ]: Haeberlin 1924, № 1 [за толкучими скалами тьма; найденный внук теперь взрослый мужчина; учит изготавливать сети; велит сунуть толстый сук между скалами на обратном пути; сам возвращается к людям, ведя за собой лососей; с тех пор лососи поднимаются по рекам], 2 [затылок Голубой Сойки сплющивается на обратном пути , когда она несет на спине внука; внук делает реки], 2a [за толкучими скалами вечный день]: 372-375; снохомиш [людоедка уносит мужчину-Гагару; он бежит к Грому и Кремню; дверь в доме Кремня все время открывается и захлопывается, режет людоедку на части]: Haeberlin 1924, № 39: 437; твана [см. мотив A5; у одной из двух сестер младенец Месяц; пока сестры копают коренья, их мать качает мальчика на качелях; две женщины подменяют его корягой; мать посылает птиц и зверей найти его; лишь Голубая Сойка проскакивает сквозь открывающийся и закрывающийся пень ( Сойке сплющило голову ); находит Месяца, тот возвращается]: Adamson 1934: 374-378; пуяллуп [см. мотив A23; существа из нижнего мира похищают младенца-Месяца; животные идут его искать, с ними Голубая Сойка; на краю мира Сойка влетает в горизонтальную щель, которая то закрывается, то открывается; лишь его хохолок задет ; Сойка находит Месяца, тот возвращается]: Adamson 1934: 356-360; верхние чехалис : Adamson 1934: 14-15 [см. мотив K27; вождь со своими людьми приплывает к неизвестной земле; им предложены состязания; надо пройти по реке под пятью висящими льдинами, которые то поднимаются, то опускаются; лодка проходит , Голубой Сойке отсекло кончик хвоста ]; тилламук [Лед со своими людьми живет в селении Нехалем; они плывут охотиться на каланов; не могут настичь калана с белой мордой; приплывают в селение, там женщина, она и была каланом, в ее доме их стрелы; она соглашается сесть в их лодку, берет с собой сумочку; Лед думает, что в ней еда, но там живые существа; он выбрасывает сумочку за борт; женщина говорит, что если бы она привезла ее в Нехалем, люди бы не умирали; прыгает в море; они приплывают в селение Лососей, съедают одного; приплывают к людям с хвостами; к голым людям, ночью накрывающимся своими ушами как одеялами (днем их уши нормальной величины); к невидимым духам, те швыряются корзинами; в дом, дверь которого открывается и закрывается с той скоростью, с какой говорит находящаяся в доме женщина; в соседнем доме женщина говорит медленно, ибо сердится: она получила один позвонок с мясом на нем, а другая – два; Лед вбегает в дом, где первая женщина, хватает мясо, успевает выскочить; дверью ему лишь отсекло немного плоти с ягодиц , но он тут же излечился травами; они приплывают к людям без рта, питающимся запахом пищи; Лед прорезает рот мальчику, тот может говорить; смотрит, как Лед совокупляется с безротой девушкой; Лед прорезает рты всем, велит не совокупляться на людях; раньше безротые зачинали детей не так, как мы (не сказано, как именно); приплывают к людоедам, Лед превращает лодку в перо, ускользает от погони; к людям с крохотными ртами, они питаются моллюсками денталия; возвращаются домой]: Jacobs, Jacobs 1959, № 1: 3-9; якима [мать посылает двух дочерей копать коре нья; те спят на улице, младшая Яс-лум-мас желает в мужья красную звездочку, сестре Тах-пал-луг предлагает яркую; Звезды забирают обеих на небо; у Я. муж старик, у Т. молодой; мужья не велят копать глубоко при сборе кореньев; Т. копает, в образовавшееся отверстие дует ветер, мужья это чувствуют; сестры плетут веревку из корня орешника, спускаются на землю; у Т. ребенок, Золотой Мальчик (ЗМ); женщина с востока приходит, когда слепая бабка (мать сестер) укачивает младенца; подменяет его гнилой корягой; спускавшаяся с неба веревка, служившая качелями, тут же рвется; сестры вымачивают и отжимают dada (пеленки?), делают из них нового мальчика; Голубая Сойка добирается на востоке до места, где земля то поднимается, то опускается; пролетает в щель, лишь перья его хохолка задеты ; ЗМ уже мужчина, делает стрелы, бросает в Голубую Сойку осколки кремня; тот рассказывает о происшедшем, ЗМ вынимает осколки из ран; жена оставляет их сына следить за отцом; тот оставляет отвечать за себя волос, вместе с Голубой Сойкой возвращается домой; становится Солнцем, сделанный из пеленок брат Месяцем; европейцы происходят от оставшегося на востоке сына ЗМ]: Hines 1992, № 49: 141-146.