Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I21. Обожженные солнцем. .13.21.24.25.27.28.46.47.52.57.59.60.66.70.72.

Обитатели подземного мира или страны на восходе имеют рыжие (желтые) волосы и/или красную либо черную кожу и/или страдают от жара солнца, которое проходит мимо них на небольшом расстоянии. См. мотив I20.

Шиллук, лакхер, чанг, Древняя Греция (касательно Индии), ментавай, тораджа, (Солор, Алор), багобо, украинцы (лемки, Волынь, Подолия), черноногие, алабама, коасати, тотонаки, масатеки, цельталь, цоциль, яномами, локоно, вайвай, акурийо, трио, каяпа, такана, каяпо, апинайе, пилага.

Судан – Восточная Африка. Шиллук [ночью Солнце проходит с запада на восток по дну Нила; тот, кому посчастливится утром быть там, где оно выныривает из вод, увидит маленьких красных людей; чтобы заручиться их благосклонностью, у реки для них хорошо зарыть бусы и обожженную курительную трубку (gebrannter Pfeifenkopf)]: Hofmayr 1925: 364.

Тибет – Северо-Восток Индии. Лакхер [Солнце – женщина, живет на востоке; маленькие сильные черные карлики открывают перед рассветом для Солнца врата; этот звук слышат блохи, начинают кусать свиней, те трутся о столбы, будят домашнюю птицу, петухи будят людей; ночью Солнце светит в мире мертвых]: Parry 1932: 487; чанг [черные карлики по утрам открывают для Солнца медные двери; у них нет ануса, они питаются запахом пищи]: Parry 1932: 487; древнегреческие источники: Шталь 1982 [Солин сообщает (Solin. p.206, 4): В «горных местностях» по соседству с Океаном «[племена] ближайшие к реке Инд с южной стороны [солнце] обжигает больше иных: вообще цвет [кожи у] людей указывает на силу небесного светила; горные местности занимают пигмеи]: 45.

Малайзия – Индонезия. Ментавай [когда Солнце и Луна спускаются на запад по небосводу, живущий в море крокодил их проглатывает, но вскоре они появляются снова; тогда живущие на западном краю мира красные люди бросают в раскрытую пасть крокодила клецки из муки таро; Солнце и Луна возвращаются на небо]: Schefold 1988: 71; западные тораджа [люди, живущие на востоке, до черноты обожжены жаром солнца, когда оно вступает в земной мир через восточную дверь; они используют солнечный жар, чтобы печь бананы; если солнце медлит с восходом, то эти люди задерживают его, поскольку хотят успеть допечь плоды; они питаются ими весь день; стражи солнца следят, чтобы его не проглотили рыбы, поэтому они их кормят кузнечиками; солнце пытается проглотить акула, она видна как созвездие Акула; чтобы не попасть ей в пасть, Солнце отклоняется на пути то к северу, то к югу]: Kruyt 1938, № 21: 368-369; восточные тораджа [Солнце входит в мир через восточные, уходит через западные врата; у восточных живут карлики; у них нет ни еды, ни огня; во время восхода они покупают у Солнца незрелые бананы и дают своим детям; они должны успеть испечь бананы на солнечном жаре, иначе останутся на весь день без еды; вар.: у восточных врат живут великаны, младенцы которых величиной со взрослого человека; однажды родители выбросили младенца в лес, тот вырос; на дерево сел гигантский морской орел; юноша сел ему на шпору, тот принес его к великанам на востоке; они оставили его у себя, он жил с их девочкой, забеременел ее, она выросла, стала много больше него; юноша видел, как великаны используют момент восхода солнца, чтобы испечь бананы]: Adriani, Kruyt 1950, № 4: 373-374; (ср. Солор , Алор и/или соседние острова [было много солнц, земля страдала от жара; в селении Rera ("Солнце") Datu жили маленькие мужчины и женщины, но детей там не было; длинными бамбуковыми шестами они тыкали во все солнца, пока осталось только одно]: Vatter 1932 в Maaβ 1933: 375).

Тайвань – Филиппины. Багобо [люди, живущие там, где восходит солнце ("у дверей солнца") очень черные; до полудня они прячутся в яме, чтобы спастись от солнечного жара, оставляя сосуды с подготовленным к варке рисом; к полудню рис сварен, они вылезают, едят его, работают]: Benedict 1913, № 6: 18-19.

Балканы. Античные источники по Индии [«Мифы», приписываемые Гаю Юлию Гигину, жившему на рубеже эр, но датирующиеся, скорее всего, I-II вв.: «Фаэтон, сын Климена, сына Солнца, и нимфы Меропы, которую считают Океанидой, узнав из рассказа отца, что Солнце – его дед, добился у того его колесницы, но плохо воспользовался ею. Ведь поскольку он ехал слишком близко к земле, от близости пламени все загорелось. Пораженный молнией, он упал в реку Пад. Эту реку греки называют Эриданом и первым упомянул ее Ферекид. У индов же от жара близкого солнца потемнела кровь, и они стали черными» (пер. Д.О. Торшилова)]: Hyg. Fab. 154.

Средняя Европа. Украинцы (Холмская Русь) [конец земли, до которого кроме москалей никто не доходил и не дойдет, находится там, где солнце, спускаясь все ниже, жжет настолько сильно, что люди, точно обожженные, бывают совсем вялы и безжизненны; вследствие непомерной жары там ничто не может расти, а люди питаются рыбой, которую подбирают на берегу уже сваренной]: Булашев 1909: 330; украинцы (Подолия, Винницкий у.) [Когда солнце идет по небу, у нас в это время бывает день, когда же оно спускается вниз, то его можно достать даже рукою; наконец, оно прячется за гору, и тогда у нас наступает ночь, а у других людей, которые живут под землею, – день. Пройдя под землею, солнце опять является к нам, но выйти оттуда своею силою оно не может, а выкатывают его черти, которых оно своим жаром, за каждым выходом, сожигает большое число. Есть такой рассказ. У пана был дом, в котором никто не хотел жить. Бедняк попросился туда, пан разрешил. В доме черт, они долго прожили вместе. Однажды черт говорит, что пришла его очередь выкатывать солнце. Если он сгорит, то придет другой черт, сообщит. Тот однажды пришел и сказал, что хозяин дома сгорел и теперь все досталось человеку]: Чубинский 1872: 4; украинцы (Волынь, Житомирский у.) [Солнце обитает в морях и оттуда восходит. При восходе бесчисленное множество чертей поднимает его шестами, т.к. они в ночное время в морях и в реках не могут жить по случаю нахождения в них солнца. Солнце выходит из-под земли и бежит по поверхности видимого неба, заходит в землю и в течение целой ночи делает свой путь под землей]: Чубинский 1972: 7; украинцы (Подолия, Ушицкий у.) [заходящее солнце опускается в море; под землей находится другой мир, который солнце освещает и делается там день, а у нас ночь; когда солнце подходит к востоку, тысяча чертей «шатанов» поднимают его, обжигаются и машут руками; из той тысячи капель опять возникают тысяча чертей и все повторяется]: Чубинский 1872: 11.

Равнины. Черноногие (пиеган) [юноша со шрамом на лице просит сестру высватать ему девушку; та обещает выйти за юношу, если у того пропадет шрам; юноша идет к Солнцу; чем дальше на запад, тем темнее люди; черный человек говорит, что днем они прячутся от жара Солнца в пещере; юноша идет дальше, встречает сына Солнца Утреннюю Звезду; Солнце делает его лицо чистым, жена Солнца Луна не может отличить юношу от своего сына; теперь его имя «Тот, кого приняли за Утреннюю Звезду» (Юпитер); Солнце предупреждает не ходить вниз на запад и вниз на восток; юноша идет, убивает на западе семь птиц (Clark: гусей), на востоке – семь журавлей; Утренняя Звезда панически их боялся, для небожителей они были смертельно опасны; Солнце дает юноше рубашку и наголенники с орнаментацией, напоминающей об этом подвиге; закрыв глаза, юноша оказывается на земле, объясняет значение орнамента, учит делать парильню; возвращается на небо, виден как Юпитер (перепеч. в Clark 1966: 242-248)]: Wissler, Duvall 1908, № 4a: 61-65.

Юго-Восток США. Алабама , коасати [люди на восходе и на закате обожжены, облысели; бросают камни в проходящее мимо них солнце; чтобы избежать камней, на восходе и на закате оно движется быстро]: Martin 1977: 4.

Мезоамерика. Горные тотонаки [карлики на востоке и западе мира прячутся под землю от жара проходящего мимо солнца]: Harvey, Kelly 1969: 671 (=Kelly 1966: 399); масатеки [маленькие темные курчавые люди живут в нижнем мире на восходе солнца; их кожа потемнела от жара, т.к. Солнце ночью проходит близко от них; они не носят одежды и богаты, ибо Солнце дарит им золото]: Incháustegui 1977: 34, 39; цоциль : Köhler 1977b (Сан-Пабло) [подземные карлики слишком слабы, чтобы работать; питаются запахом пищи; защищаясь от жара проходящего близко от них Солнца, покрывают голову и шею глиной]: 17; Laughlin 1977 (Чамула), № 24 [карлики грузят поклажу на кролика как на мула, она съезжает на бок у него со спины; если останется на спине, мир перевернется; когда мимо карликов проходит солнце, они надевают шляпы из глины; хотят выйти в наш мир], 80 [в нижнем мире Солнце очень горяч; когда он проходит там, карлики надевают шляпы из глины, чтобы спастись]: 151, 254; Vogt 1969 [под землей живут карлики – прежние обитатели земли, погибшие во время потопа; Солнце проходит близко от них и они глиняными шапками предохраняют от жара головы]: 298; 1970 [в полдень Солнце останавливается посмотреть, как дела в Синакантане; на закате проходит близко от моря и вода в нем кипит; ночью следует между нашим и нижним миром; карликам там жарко, они закрывают головы глиняными шляпами]: 4; цельталь : Hermitte 1970 [темнокожие карлики живут на другой стороне земли; носят шляпы из глины, защищаясь от жара проходящего вблизи них солнца]: 32; Ventur 1982 [тащат повозку солнца]: xvi.

Южная Венесуэла. Яномами (вайка) [когда у девушки были первые месячные, упал кусок неба; его обитатели {этого места на земле или неба?} оказались в подземном мире; это желтоволосые карлики Amahini, ростом несколько сантиметров; питаются только плодами pijiguao]: Zerries 1958: 282.

Гвиана. Локоно [по норе броненосца человек попадает в нижний мир; там живут рыжеволосые карлики; они колдуны – муравьи-листорезы; их беременным женщинам при родах вспарывают животы, затем зашивают; человек учит их рожать; возвращается на землю]: Goeje 1943, № d40: 128-129; вайвай [в нижнем мире живут люди-цикады; они выглядят как вайвай, того же роста, но их кожа светло-красного цвета]: Fock 1963: 101; акурийо [рыже- или черноволосые, так как обожжены солнцем]: Jara 1990: 63; трио [люди, живущие у горизонта темнокожи, т.к. обожжены проходящим рядом с ними солнцем]: Magaña 1987: 171.

Эквадор. Каяпа [карлики pa’Ca’mbele живут у отверстия, из которого встает солнце, сделались маленькими от его жара]: Barrett 1925(2): 353.

Боливия – Гуапоре. Такана [рыжеволосые карлики Idsetti deha живут на краю нижнего мира; их много; четверо из них держат землю на юге и четверо на севере; у них нет внутренностей]: Hissink, Hahn 1961, № 41: 89.

Восточная Бразилия. Люди на восходе страдают от жара, пускают стрелы в проходящее мимо солнце. Каяпо [Banner 1957: 48; Солнце свиреп, Месяц робок; жалуется, что Солнце забрал весь жир; Солнце бросает горячую пищу в живот Месяца, пятна видны до сих пор; Месяц убегает на небо, Солнце не может его догнать и тогда начинает преследовать его людей на земле, особенно на востоке; от жара солнца их волосы стали огненно-красными; в отместку они пускают в него стрелы, это лучи на восходе и на закате]: Wilbert 1978, № 10: 66; апинайе [Nimuendaju 1939: 180-181; рыжеволосые люди на востоке страдают от жара проходящего рядом Солнца; каждое утро стреляют в него, но не могут попасть, т.к. должны отворачивать лицо, иначе оно обгорит; тогда решили рубить опору неба, чтобы Солнце не смог пройти своим путем; пока отдыхают, вырубка каждый раз зарастает]: Wilbert 1978, № 3: 31-32.

Чако. Пилага [Солнце (Katená) – красивая длинноволосая женщина; там, где она восходит, очень жарко, там живут черные, обожженные солнцем люди]: Idoyaga Molina 1989: 21.