Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I139. Перебрасывание топора. .16.26.-.29.31.32.35.

Двое (реже трое) мужчин или женщин находятся на удалении друг от друга, но регулярно что-то друг другу бросают или передают. Это признак их необычной величины, силы, ловкости.

Англичане, немцы (Гессен), мяо, болгары, хорваты, поляки (Поморье, Малопольша, русские (Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Псковская, Калужская, Нижегородская, Рязанская), белорусы, украинцы (Гдыня), чеченцы, литовцы, коми-пермяки, удмурты, мари, мордва, южные(?) ханты, южные селькупы.

Западная Европа. Англичане [Giants throw tools back and forth]: Baughman 1954 в Thompson 1955-1958, № F531.3.2.3.; немцы (Гессен) [близ Кальдерна жили два великана, которые часто перебрасывали друг другу куски скал; два таких камня до сих пор лежат в поле близ Кальдерна и на одном заметен отпечаток гигантской руки]: Lyncker 1854, № 60: 39-40.

Китай – Корея. Мяо [двое братьев живут в 30 ли один от другого; они не стали делить имущество, у них на двоих один топор и одно сито (sifter); но у каждого есть пара корзин для веяния и метла; если нужен инструмент, один летает к другому, взяв корзины под мышки и метлу вместо хвоста]: Graham 1954: 36.

Балканы. Хорваты (север Истрии) [великаны передавали или перебрасывали молот друг другу с горы на гору; {несколько вариантов}]: Смирнов 1998: 368-369; болгары (Старая планина) [господь, погубив первый мир – мелких людей, создал мир высоких и больших людей; они назывались «жИдовци»; могли подавать друг другу все, что нужно, когда один находился на одной горе, а другой – на другой; один пахал на горе Ногае, сломал рало и, поскольку забыл дома тесло, попросил другого, который пахал на горе Гыркове, подать ему свое починить рало; тот подал]: А.Т. Илиев 1891: 202 в Смирнов 1998: 356-366; болгары (Троянская часть Старой планины) [Краль Марко на г. Юмрукчал (самая высокая в Старой планине) и его сестра (на более низкой горе) рубили дрова одним топором; как нарубит один, бросит топор другому]: Смирнов 1998: 366-367.

Средняя Европа. Русские (поморы, Соловецкие острова, XIX в.) [у братьев по имени Колга, Жожга и Кончак на троих был один топор и один котел; по мере надобности перебрасывали их через море друг другу; и сходные варианты]: Смирнов 1998: 350-352; русские (Архангельская, Каргополь) [Коныря и его два брата Залазных Тарай и Залаза на троих имели один топор и по мере надобности перекидывали его друг другу]: Смирнов 1998: 353-354; русские (Архангельская, Коношский р-н, 1994) [деревню Валдеево бывшего Каргопольского уезда основали два брата Исаак и Конура; у них был всего один топор, и когда они рубили лес для дома, то перебрасывали топор с одного берега на другой]: Дранникова в Смирнов 2009: 360; русские (Заонежье; П.И. Рябинин-Андреев, самозапись) [Андрей со своей женой стали строить хату на западном берегу Гарницкой губы, а его брат Захар – на восточном; по воскресным дням пекли блины овсяные, и была одна сковорода у двоих; одна невестка спечет и другой передавала так: выйдет на берег и по льду бросит сковороду на другой берег; таким образом бросали топор, пилу, пока не приобрели каждый себе]: Смирнов 1998: 456; русские (Олонецкая, П.Н. Рыбников, 1860-е годы) [по горам в Толвуе, Кижах и на Пудожском берегу Онежского озера жили две сестры, блины пекли, с горы на горы перебрасывали; теперь там живут полчища нечистой силы; {и другие северные тексты}]: Смирнов 1998: 357; русские (Вологодская, западнее Тотьмы) [родина Ермака находилась чуть западнее; Ермак с сыном имели один топор и в случае надобности передавали его один другому]: Cvbhyjd 2009: 264; русские (Псковская, к северу от Пскова) [такие были богатыри, что топор за 10 км друг другу через лес перебрасывали]: Смирнов 2009: 365; русские (Тверская) [богатыри забавлялись, перекидывая один другому железные ступы]: Плетнев 1903: 7 в Королева, Четина 2019: 129; русские (? Витебская, Себежский у., ныне Псковская обл.) [у осилках был один топор; они перебрасывали его с городища на городище версты за три, чтобы не тратить время на хождение]: Смирнов 1998: 362; русские (Калужская) [в Мещовском уезде близ впадения Угры в Оку сохранилась память о голяди; два брата Голяги на 30 верст перекидывали друг другу топор]: Смирнов 2009: 355; русские (Нижегородская, Лукьянинский у.) [атаманша Марина безбожница и Стенька Разин жили по разные стороны непроходимого леса; когда М. вздумает повидаться со С., то кинет ему верст за шесть косырь (большой скобель), а он ей – топор]: Мамакин 1890 в Неклюдов 202: 33; русские (Рязанская) [предание прикреплено к трем курганам, в которых видят городища былой Вожской засеки; на них жили три богатыря; у них был на всех один топор; как порубит один дров, то перекидывает топор другому, а тот третьему; {и другие рязанские тексты}]: Смирнов 1998: 360-361; поляки (вкл. Поморье), белорусы , украинцы [мотив перебрасывания топора  характерен для Поморья, Малопольши, западной Украинцы, Белоруссии, Смоленской области]: Белова 1995: 302; белорусы (?, Смоленская) [в некоторых городках на Хмаре и Соже живут богатыри; богатырь Ряднянского кургана – друг Городчанс кому, своему соседу; они перебрасываются рожками для нюхательного табака; Акулинский и Холощевский богатыри перебрасываются топорами]: Добровольский 1897: 379 в Смирнов 1998: 361-362; белорусы (Брестская, Пинский р-н) [осилки были метров на 20 ростом, секиру подавали один другому через реку]: Смирнов 1998: 363; белорусы [у асилков был один топор на всех; поэтому перебрасывали его с одного городища на другое]: Беларускi фальклор 2023: 8-9; украинцы (Галиция) [дауно были такими большими, что подавали секиру друг другу через гору]: Ю.А. Яворский 1915 в Смирнов 1998: 363; поляки (граница с Словакией) [«вельколюды» были предшественниками нынешних людей, подавали топоры друг другу с горы на гору]: Смирнов 1998: 364; поляки (Гдыня) [два брата-великана поселились на разных берегах залива; когда один кончал работу, бросал топор другому]: Смирнов 1998: 371.

Кавказ – Малая Азия. Чеченцы [нарты Теча и Цая жили на расстоянии 4-5 км и любили друг друга; играя на пандуре и распевая мелодии, И. оторвал скалу величиной в три-четыре арбы и бросил Т.; та протанцевала на этом камне, сделав одну выбоину ногой, а другую рукой.]: Далгат 1972: 289-290.

Балтоскандия. Литовцы (20 текстов, все группы: жемайты, дзуки, аукшайты) [великаны перебрасывают топор с горы на гору; в одном из вариантов один из великанов уронил топор в Куршский залив и попросил другого подать ему свой]: Смирнов 1998: 469-370.

Волга – Пермь. Коми -пермяки [«Старых» чучкими называли. Будто коромысло одно у них было, бросали до Ошмыса. Пользовались одним]: Королева, Четина 2019: 129; коми -пермяки [силачи Перя и Мизя, играя, перебрасывались топорами и большими камнями, которые до сих пор лежат в Лепье-реке]: Белицер 1958: 351 в Королева, Четина 2019: 132: удмурты [еще одно предание, малораспространенное, говорит, что на горе, под которой стоит село, жила девица богатырь; другая такая же жила за Камой, на горе, которая находится близ татарской деревни Кулюковой, на правом берегу Р. Ика; закамская гора доныне называется Кыз-тау (девичья гора); эти две богатырши по утрам передавали друг другу гребень; имени девиц не сохранилось в памяти народной]: Потанин 1884: 195; мари [богатыри Оран, Ыжмари и Дурнаран с горы Орвуй («крепость-вершина») перекидывались огромными валунами с враждебными им богатырями на соседней горе]: Королева, Четина 2019: 151; мордва : Седова 1983, № 13 [раньше жили богатыри; когда кяшаловский Батор что-то строит, то протянет руку прямо к барашевскому Батору, возьмет его топор и тешет; однажды его сын принес из долины букашку; Батор велел отнести назад: когда исчезнет богатырское племя, люди будут землю пахать], 14 [двое братьев рубили лес на разных берегах Мокши; топор у них был один и они перебрасывали его друг друга; однажды один из них принес матери человечка вместе с лошадью и сохой; мать велела отнести назад: эти человечки их, богатырей, сменят; вскоре после этого вся семья вымерла и появились маленькие жители], 15 [по разные стороны Мокши километрах в 7 друг от друга расположены две горы; богатыри стали строить на них дома; топор был один и они перебрасывали его друг другу]: 44-45, 45-46, 47.

Западная Сибирь. {Русское заимствование?}. Южные (?) ханты [на Нижнем Иртыше видны две горы по берегам; там жили два князя-богатыря; старшего на правой стороне звали Цингайда, а младшего на лдевой – Теборет; они имели один топор, который в случае надобности перебрасывали друг другу]: Батурин 1897: 83 в Смирнов 1998: 354; южные селькупы [жили на Кети два брата-богатыря; один ограбил русского, взял пилу и топор; тогда дерево еше разбивали камнем; братья жили по двум сторонам речки Анги и перекидывали топор и пилу друг другу]: Соколова 1982: 133 в Смирнов 1998: 355.