Ю.Е. Березкин, Е.Н. Дувакин

Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам

Аналитический каталог

Введение
Библиография
Этносы и ареалы

I10B. Цветные ярусы земли. .23.35.50.55.63.66.

Отдельные ярусы или категории земли различаются цветом (и иными особенностями).

Южная Азия. Гонды [на листе лотоса плавал Махадео; скатал на теле комок грязи, создал из него ворону, послал искать землю; та нашла Краба, они нашли Nal Raja и Nal Rani, назвали дядей и тетей, попросили землю взаймы; те напоили их допьяна, приготовились убежать, унести землю; но Краб проснулся, выдавил из них землю, отдал Вороне; та принесла М., он поместил землю в 7 чашек из листьев, велел Пауку опутать океан паутиной, положил чашки на паутину, возникли 7 видов земли: черная, красная, молочная, бесплодная, гравий, девственная, болотистая; М. пропросил Бхимсена проверить, тверда ли земля; у того ноги стали вязнуть, он лег, повалялся, возникли горы]: Elwin 1949, № 16: 38; гонды (Мадхья-Прадеш) [бог Тхакур Дев плавал на глади вод на цветке лотоса; послал Ворона искать землю; через шесть месяцев тот встретил черепаху Чакармал Чатри; она стояла одной ногой в воде, голова до неба; рассказала Ворону, что землю проглотил подводный червь Гична Раджа; Черепаха и Ворон прибыли к Логанди Радже, рассказали о желании ТД достать землю; тот велел своему двенадцатому брату Лохасуре сделать лодку-плетенку; тот изготовил ее с помощью одного из младших братьев; Черепаха и Ворон нырнули с нее, Черепаха схватила червя за шею, тот 21 раз срыгнул; первой отдал Дхарти Маи (Землю Мать), затем Махамунди Дхарти (большеголовую Землю), Пан Дхарти (Грешную Землю), Желтую Землю, Черную Землю, наконец, Кумари Дхарти (Девственную Землю); Ворон взял всю землю в клюв, дернул за веревку, ЛР вытащил их наверх; Ворон отдал землю ТД, тот скатал шар, поместил на воду, возникла суша]: Parmar 1960, № 12: 50-51 (перевод в Кудинова, Кудинов 1995: 29-30); конды (Kuttia) [на земле одни скалы; Nirantali и Sarantali послали двух кондов принести землю; те расцарапали ногтями скалу, достали красную, черную, белую, желтую земли; Н. и С. рассеяли ее через сито, образовалась почва; но иногда скалы выступают на поверхность]: Elwin 1954, № 10: 7-8.

Западная Сибирь. Тундровые ненцы [«Всего земель по представлению самоедов имеется три. Первая земля та, на которой живут люди, белая земля, вторая – красная, ее создал черт, а по сказаниям зауральских самоедов создал Нум и подарил своей матери. Третья земля – темная; на ней живут смерти. Под белой землей лежит красная, под красной – темная. Белая земля стоит на кресте, а прочие две земли ни на чем не стоят и плавают, передвигаются. На мои вопросы “а крест на чем стоит?” получены несколько ответов – 1) “не знаю”; 2) “на воде”; 3) “крест привязан длинным невидимым арканом, другой конец которого лежит на небе”»]: Старцев 1930: 115.

Большой Юго-Запад. Навахо : Goddard 1933 [первопредки поднимаются из нижнего мира сперва в синий мир птиц, затем в желтый мир муравьев; здесь начинается потоп; они сажают тростник, по нему поднимаются на землю; дятел продолбил отверстие в небе желтого мира]: 128, 130-131; Klah 1960 [подземные миры снизу вверх: темный, синий, желтый, белый]: 1-6; Matthews 1994, № 1 [первые люди живут глубоко в нижнем мире, он красного цвета; затем поднимаются во второй – синий мир ласточек, в третий – желтый мир кузнечиков, в четвертый – черно-белый, затем на поверхность нашей земли]: 63-76, 216 [(прим. 22); цвета нижних миров снизу вверх: красн., син., желт., смешанный; это отличается от обычной системы навахо, но совпадает с Моки (пуэбло)]; Zolbrod 1995 [первые люди-насекомые (муравьи, жуки, стрекозы, саранча) живут в нижнем красном мире; господствует адюльтер, мир заливает вода, люди-насекомые взлетают к небу, находят отверстие, проникают в синий мир ласточек; там нечего есть, они взлетают в желтый мир кузнечиков; там им не дают пить, они взлетают в черно-белый мир; каждый раз посылают разведчиков узнать, как далеко простирается земля; лишь в черно-белом мире разведчики не могут дойти до края земли, тот мир больше нижних; боги (Holy Ones) дают кукурузу; белый початок превращается в мужчину, желтый - в женщину; это первая человеческая пара; она порождает близнецов-гермафродитов, затем близнецов - мальчика и девочку; те сходятся, рождают новую пару; люди начинают плодиться]: 35-51; западные керес (Лагуна) [Наша Мать жила среди вод в нижнем мире; пошла к середине юга, там Женщина-Мысль спросила, кто будет творить; Наша Мать позвала двух пауков, они пошли в середину севера, запада, юга, востока, вернулись к Нашей Матери, сидевшей на крохотном островке среди вод; у нее был длинный рыбий хвост, Старуха-Огонь отрезала его; Наша Мать находилась в белом мире среди белых вод; выше был красный мир, затем синий, затем желтый; Наша Мать поднялась сквозь четыре мира, в нашем мире создала человека; люди поднялись по сделанным из пихты молитвенным палочкам с насечками]: Boas 1928a: 222-223; западные керес (Акома) [самый нижний из четырех подземных миров – белого цвета (остальные красный, синий и желтый); это океан, окружающий маленький остров]: Parsons 1939: 213; восточные керес : Уайт 2004a (Сиа) [земля квадратная и плоская; разделена на четыре слоя – желтый (самый нижний), синий/зеленый, красный, белый (этот порядок противоположен зафиксированному в Санта-Ане); четыре стороны света, зенит, надир и иногда также центр имеют каждый свой цвет]: 770; 2004b [земля плоская, квадратная; под этим миром еще четыре; самый нижний белый, дальше красный, синий, желтый]: 552.

Северные Анды. Коги [богиня-прародительница рожает девятерых дочерей; это земли разного цвета или консистенции; лишь последняя (черная) плодородна]: Chaves 1947, № 1 [(названы только семь земель): белая, белая-песчаная, красно-черная, желтая, красная, желто-черная, черная]: 468-469; Reichel-Dolmatoff 1985(2) [сидя во тьме на скале среди моря, Мать вырвала свой лобковый волос, смочила менструальной кровью, создала первого мужчину; он был без костей; второй – без тела, третий – без силы, четвертый – нормальный, это Sintána; мужем Матери была деревянная палочка; от нее родились Синтана и еще 8 хозяев-мужчин; она велела им делать женскую работу; но затем отдала свои бороду и усы, сумочку для коки и сосудик для извести, сама стала носить воду, стирать; вместо жен у сыновей были предметы – горшок, ткацкий станок, зернотерка и пр.; С. палочкой для коки через пуп ввел в тело матери ноготь и камешек, она родила 9 земель: Белую, Красную, Желтую, Синюю, Песчаную, Обожженную, Пепельную, Каменистую, Черную; сыновья отодвинули воду, Мать выпила середину моря, появилась суша; С. и другие сыновья стали просить у Матери ее дочерей; она всех отдала, а младшую дочь Черную скрыла; С. стал петь и плясать в середине мира, Черная Земля вышла, С. ее унес; Мать послала крокодила в погоню; Seijánkua спрятал беглецов сперва в своем сосудике для извести, а затем в своем сердце; где ступала Черная Земля, там появлялась плодородная почва; так земля затвердела]: 19-21; тунебо [существует первичный океан; Бистоа велит принести красную, желтую, белую, черную земли (мотив их ассоциации с направлениями неясен)]: Márquez, 1980: 633, 646-651.

Центральная Амазония. Мура (пираха) [земля верхнего небесного яруса красная, нижнего – белая, среднего мира – красная, верхнего нижнего яруса – черная, нижнего нижнего – белая]: Gonçalves 2001: 164.

Монтанья – Журуа. Кашибо [бог-создатель Bari приходит в наш мир; в нем лишь вода; бросает землю на воды, создавая красный, желтый, белый слои земли; эти слои - его сыновья]: Frank et al. 1990, № 1: 49.